| |
|
Тюгашев Е.А., Попкова Т.В.
|
Семьеведение
Глава V. Обряды семейного цикла
|
Семья
рождается, растет и умирает. Иногда преждевременно распадается, а,
как правило, оставляет после себя плодовитое потомство – множество
семей. Движение семейного сообщества и его последовательные
трансформации принято называть семейным циклом. В составе семейного
цикла выделяют похоронный, свадебный и родильный циклы. Только
бракоразводный процесс не санкционирован традицией и потому не получил
должного обрядового оформления. Это задача для юристов будущего.
§ 1. Обряды перехода
Ты не пей забытной воды!
(Череповецкая поговорка)
Семейный цикл и его отдельные подциклы совершаются в определенной
последовательности, т.е.
порядке. Обрядовые комплексы регламентируют
смену порядков в семейной жизни. Структурным инвариантом этих комплексов
являются обряды перехода.
Семиотика ритуала. Ритуал – это комплекс обрядов, обеспечивающих
возрождение космоса, переход от хаоса к порядку. Смена порядка
осуществляется при перемене времен года, при последовательных переходах
от одного возраста к другому и при перемещениях в социальном
пространстве. Ритуалы перехода подразделяются на три обрядовых
комплекса: ритуал отделения (rites of separation), ритуал перемещения
(transiton rites), ритуал воссоединения (rites of incorporation).
Семейные обряды объединены вокруг рождения, брака, смерти и включают
родильную, свадебную и похоронную обрядность. Смысл обрядов выявляется:
1) сопоставлением аналогичных обрядов у разных народов мира (то, что
неясно в культуре одних народов, так как часто присутствует отрывочно и
фрагментарно, проясняется на лучше сохранившемся материале других
народов); 2) интеграцией частных обрядов в обрядовый комплекс по
конечной цели, во имя которой они совершались (например, с целью
обезопасить новорожденного или невесту); 3) сравнением одного и того же
обряда, производимого при рождении, во время свадьбы и при похоронах
(например, обычай переноса через порог).
Семейные обрядовые комплексы формируются не одновременно. Раньше всего
обрядовое оформление получает событие смерти – событие подлинного
рождения личности. Свадебный обряд вырос из института женской инициации.
Из кувады – акта присвоения новорожденного отцом – возникает родильная
обрядность. Единой основой семейного обрядового цикла является
универсальное представление “через смерть – к новому рождению”. По мере
отделения и оформления отдельных обрядовых комплексов их содержание
переосмысляется, обряды начинают бытовать изолированно и понимаются
произвольно.
Кругооборот жизненных форм. В общемировых представлениях о кругообороте
жизненных форм, о бесконечности перевоплощений, о дальней дороге в
“новый мир” прослеживается мысль о возрождении человека в разных
жизненных формах. Когда к покойному обращались с вопросом “Что отколе
тебя ждать-глядеть?”, стремились представить себе, в каком новом образе
он явится вновь: “На конях-то ли выедешь, На травах-то ли вырастешь, На
цветках-то ль выцветешь, С рек-то ли да быстрых, С озер-то ли широких”.
Сохраняется верование, что мертвый продолжает жить в могиле. В своей
новой жизни в царстве мертвых у покойника должно быть все необходимое.
На “житье вековечное” покойного собирают, снаряжают по всем правилам –
дают ему еду, домашнюю утварь, в степных районах – коня и пр. Перед
уходом похоронной процессии с кладбища под гроб кладут дары. Чаще всего
они состояли из еды, трубки умершего и табака. У северных народов при
захоронении детей им кладут одежду на вырост. В захоронении одного
полуторагодовалого мальчика были положены кроме кастрюльки с манной
кашей, соски и прочих детских предметов, зимняя обувь большого размера,
большой свитер, папиросы, спички и мелкокалиберная винтовка с
автоматической перезарядкой.
Смерть, по древним представлениям, – это всегда метаморфоза. После
смерти начиналась “новая жизнь” в “новом мире”. Умерший мог вернуться на
землю вновь в любом облике, в том числе и в лице своего потомка. Любой
младенец это есть возвращенный на землю покойник. Прошлое
возобновлялось, персонифицируясь в человеке, который повторял характер и
поступки предка. Поэтому могилы и курганы предков располагались бок о
бок с усадьбами живых: то были даже не два разных мира, а единый мир.
Предки и потомки составляли единую сакральную общину
Покойный, покинув
этот мир, находит своих ранее умерших сородичей и начинает жить вместе с
ними. Двойники занимаются тем же, чем живые люди, — охотятся, рыбачат,
ездят на оленях. Поскольку в представлениях примитивных народов
загробный мир подобен земному, то и там возможно умирание с последующим
возрождением на земле. По одним сведениям, в загробном мире уже не
умирают, по другим – умирают и возрождаются на земле, причем хороший
человек становится на земле человеком, а плохой – собакой.
Обмен между мирами происходит постоянно. Герой находит себе невесту в
“тридесятом” царстве, сын ищет на том свете мать: “Опущусь я в яму
подземельную и узнаю, там ли наша матушка”. По хантыйскому мифу, смерть
в верхнем мире означает рождение в нашем, а смерть в нашем – рождение
в нижнем; то, что здесь мертвое, – там живое, что здесь поврежденное –
там невредимое, когда здесь солнце – там луна. Отсюда обычай запахивать
одежду на покойном на правую сторону (для распашной одежды кетов
характерен запах полы на левую сторону), разбивать посуду, ломать лук,
нарты и другие предметы, оставляемые у могилы. В загробном мире все это
должно принять свою правильную форму и состояние.
Человек мог возродиться вновь в облике животного, человека, растения,
камня. Превращение в камень считалось тяжелейшим наказанием, так как
душа оставалась там навсегда. Правда, в фольклоре смерть могла быть
преодоленной с помощью волшебного средства или “живой” воды, как,
например, в сказке “Федор Водович и Иван Водович”: “Обратился оттуль
Иван Водович назад, немного отошел, лежит сер-горюч-камень на дороге.
Поколотил этот камень Иван Водович. “Это лежит винно мой братец, Федор
Водович””. Вороненок приносит “живую” воду, и герой воскресает.
Живая и мертвая вода разграничивает мир живых и мир мертвых, опосредуя
взаимопереходы между ними. Очистительная, оживляющая и оплодотворяющая
функция воды широко представлена в обрядах. Вода смывает прошлое, дает
забвение, излечивает от тоски и горя, от испуга и болезни, дает красоту
и здоровье. В Славонии до восхода солнца девушки шли умываться к
источнику или колодцу, чтобы лицо было красивым и чистым. Первого мая
росой обрызгивали животных, девушки старались в этот день на рассвете
умыться майской росой, чтобы быть здоровыми и красивыми. Обливание
молодоженов и выбор невест у воды относится к той же группе обычаев,
что и “валяние в росе”. В Западной Болгарии при этом обнажали нижнюю
часть тела: чаще всего это делали бесплодные женщины. Веру в
живительную, очистительную силу воды христианство заменило верой в
святость воды, в которую опустили крест. Целебная сила приписывалась
пасхальной воде и воде, освященной на Троицу.
Слеза (шире – вода) способна оказать оживляющее действие на умершего
человека (“живительные слезы”). Если в сказках, причитаниях, песнях
слезы благотворны, пробуждают, оживляют умершего, то в народных
поверьях слезы мешают мертвому, тревожат и понапрасну беспокоят его.
Мертвых не следует оплакивать; слезы родных не дают им покоя в могиле,
они тревожат их призывами к земной жизни, призывами, которым покойник не
может ответить: слезы родных жгут его. Плачущие должны остерегаться,
чтобы на тело покойника не падали слезы, потому что каждая слеза
усиливает тяжесть могильной насыпи, а покойнику, как известно, все
желают, чтобы «земля была пухом».
Эквивалентом слез в их оживляющей функции служит бессмертная, “живая”
вода. “Живая” вода, “живая-молодая” вода, вода “живая и мертвая”,
“слабая и сильная” воды находятся в нижнем мире, в царстве смерти, там,
где нет старения и умирания. Загробный мир лежит по ту сторону смерти,
где никогда не прекращается изобилие. Потусторонний мир – источник
целительной и плодоносящей силы, именно туда отправляется герой
волшебной сказки, чтобы получить власть над жизнью и смертью, над
болезнью, над исцелением.
Сказочного героя, находящегося в состоянии сна (условной смерти),
сначала как бы окончательно убивают с помощью мертвой воды, по-видимому,
заменяющей собой погребальный обряд, и только потом оживляют. “Ворон
брызнул мертвой водою — тело срослось, съединилося; сокол брызнул живой
водою — Иван-царевич вздрогнул, встал и говорит: “Ах, как я долго
спал!””. “Живая” и “мертвая” воды сдваиваются потому, что нельзя оживить
не умершего до конца, так как только по окончательной смерти герой
принимает нормальный облик и может возродиться. Смерть героя — это
необходимая дань проникновению в царство мертвых. Нельзя получить
“живую” воду, не испытав действия “мертвой”. Более того, он должен
обязательно забыть о том, что был мертв, о том, что видел в царстве
мертвых.
Забыть-река
Есть такая река – выпьешь глоток воды и забудешь все, что
было. Забыть-река – славянская река Забвения – отталкивает все живое,
принимая только смерть, только то, что погребено и забыто.
Изменение статуса человека в семейной обрядности символизируется
переходом через воду или гибели в ней. Река – последнее и решающее
препятствие на пути сказочных героев, возвращающихся из царства мертвых
в царство живых, именно она окончательно останавливала бегущих. Река
(огненная) – это магическая граница, разделяющая жизнь и смерть.
Граница (место перехода) – рубеж, разделяющий “свой” и “чужой” мир.
Границей могут быть межа, тын или забор, ворота, порог, окно, река.
“Своим” миром могут быть семья
, дом, двор, община и ее угодья. Граница –
место священное и преисполненное опасности из-за присутствия нечистой и
неведомой силы.
Граница бывает замкнутой и незамкнутой. Замкнутая граница присуща
освященным местам – пространству внутри церковной ограды, кладбищу, куда
не допускается нечистое (например, самоубийцы, которых хоронят вне
кладбища или на его границе, во рву). Невидимая и непроходимая для
нечистой силы граница создается очерчиванием себя кругом с крестным
знамением и молитвой (с матерной бранью, со словами “чур, меня”).
Граница была как местом совершения обряда, так и местом, куда уносились
опасные предметы, в основном связанные с погребением и смертью.
Поскольку жизнь и смерть находятся по разные стороны водного
пространства, то отсюда и особые ритуалы перехода: лужичане,
возвращающиеся с погребения, выбирают путь через воду и зимою даже
разрубают лед, чтобы река разделила их со смертью. Проточная вода
очищает, освобождает от причастности к смерти живых, возвращающихся с
похорон. Для удачной переправы покойного хоронят в ладье смерти, которую
иногда сжигают.
Справляя свадьбы, кашубы останавливались на границе села и по дороге на
венчание, и на обратном пути, при этом исполняли три танца – так
закреплялся переход молодых в иное семейное положение. В свадебной
поэзии сваты и жених появляются из-за моря. Если брак не желанен, то
переправа через реку становится “утопанием”.
Но угроза броситься с горя в реку и утопить свое горе – риторика. Горе
не тонет потому, что живо. Горе – дух смерти. Смерть смертна, но вечно
жива.
Задания и упражнения:
1) Есть ли жизнь после смерти?
2) Каким образом люди сегодня заботятся о своем посмертном
существовании.
3) Каким словом переводится на французский язык слово “водка”?
Прокомментируйте объем семантического поля этого слова.
4) Как используются очистительные функции воды в современной семейной
обрядности?
5) Прослушайте одну из песен группы “Калинов мост”. Что такое Калинов
мост?
Рекомендуемая литература:
1. Акаба Л.Х. Исторические корни архаических ритуалов абхазов. Сухуми,
1984.
2. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре.
Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб., 1993.
3. Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов.
М., 1978.
4. Геннеп А. Обряды перехода: Систематическое изучение обрядов. М.,
1999.
5. Еремина В.И. Ритуал и фольклор. Л., 1991.
6. Символика культов и ритуалов народов Зарубежной Азии. М., 1980.
7. Сумцов Н.Ф. Символика славянских обрядов. Избранные труды. М., 1996.
8. Тернер В. Символ и ритуал. М., 1983.
Содержание
Sex
www.pseudology.org
|
|