| |
|
Тюгашев Е.А., Попкова Т.В.
|
Семьеведение
Глава IV. Семейное
сообщество |
Нормальная семья
– мир миров. Семья
включает родных и неродных людей,
других зверей и насекомых, машины и растения, прочие явления. Семейные
отношения настолько разнообразны, что только теоретизирующий эколог
способен в механизмах сукцессии этого сообщества.
§ 1. Супружеские отношения
Муж да жена – одна сатана
(Русская поговорка)
Начиная, примерно, с 4-х лет нет человека без супруга. Не каждому
животному такое удается. Это эволюционное завоевание человечества стоит
бережно сохранять и взращивать.
Модели семейной динамики. Периодичность изменений, происходящих в семье
в зависимости от стажа брака, послужила основанием для введения в
исследования семьи
понятия цикла развития семьи
. В нашей стране
наибольшую известность получила следующая периодизация цикла:
I – зарождение семьи
(с момента заключения брака до рождения первого
ребенка);
II – рождение и воспитание детей (эта стадия оканчивается с началом
трудовой деятельности хотя бы одного ребенка);
III – окончание выполнения семьёй
воспитательной функции (период с
начала трудовой деятельности первого ребенка до того момента, когда на
попечении родителей не останется ни одного из детей);
IV – дети живут с родителями, и хотя бы один из них не имеет собственной
семьи
;
V – супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи
.
В настоящее время при описании стадий развития семьи
ориентируются на
стаж брака, наличие или отсутствие в семье
детей, проживающих вместе с
родителями.
В течение семейной жизни изменяется характер деятельности супругов. Для
анализа жизнь семьи
с этой точки зрения предложено понятие семейной
карьеры. Выделено два типа карьер – внутрисемейных и внесемейных. К
первым относят карьеру сексуального опыта, карьеру супружества,
родительскую карьеру, карьеру отношений родителей и взрослых детей. К
внесемейным карьерам относят досуговые и профессиональные карьеры.
Ситуации смены реализуемых индивидом семейных карьер, или возникновения
новых, взаимного пересечения карьер, вмешательства одной в протекание
другой (например, влияние на супружеские отношения появления ребенка,
т.е. пересечение супружеской карьеры и родительской) определяют
многообразие вариантов развития супружеских отношений.
Комплекс супружеских отношений включает периоды становления и развития
брачных отношений. Становление брачных отношений делится на два этапа:
а) до знакомства с брачным партнером и б) после знакомства с брачным
партнером. На первом этапе формируются общие представления о браке и
семье
, ценностные ориентации и установки, идет процесс поиска и выбора
брачного партнера (потенциального), согласно сложившимся эталонам и в
соответствии с личной мотивацией. На втором этапе идет процесс проверки
отношений между потенциальными супругами и подготовки к браку, а также
формируются мотивы, побуждающие вступить в брак с данным партнером.
Сравнивая в целом семьи
с детьми и семьи
без детей, исследователи
сделали вывод о том, что между наличием детей в семье
и
удовлетворенностью браком существует отрицательная связь, особенно в тех
семьях, где женщины работают, где супруги являются приверженцами
некатолического вероисповедания, а также в семьях людей, имеющих более
высокий образовательный уровень. Сравнение супругов, проживающих вместе
с детьми, и супругов без детей также свидетельствует о том, что
последние считают себя более счастливыми в браке, чем первые. В
межличностных отношениях мужа и жены с появлением первого ребенка
удовлетворенность браком молодых родителей резко снижается. Период 25–50
лет является временем наибольшей социальной и профессиональной
активности индивида, что может вести к охлаждению его интереса к семье
,
более равнодушному отношению к супругу и к своим семейным обязанностям,
к снижению удовлетворенности браком.
С возрастом (особенно когда дети покидают родительский дом) близкие
межличностные связи становятся более значимыми, приближение старости
порождает страх одиночества, человек начинает больше ориентироваться на
своего супруга, а, следовательно, и увеличивается удовлетворенность
браком. Так, по некоторым данным, люди после 60 лет часто считают свой
брак настолько же удовлетворяющим их, как в первые годы после его
заключения.
Семейная адаптация. Адаптация – взаимоуподобление супругов и во
взаимном согласовании мыслей, чувств и поведения. Адаптация к семейному
образу жизни включает адаптацию к статусу и функциям мужа и жены,
согласование образцов внесемейного поведения, сложный процесс интеграции
в круг взаимных родственных связей. Адаптация представляет собой
единство двух процессов, обеспечивающих успешное приспособление:
ассимиляции – изменения окружения и аккомодации – изменения себя.
Кроме первичной ролевой и межличностной адаптации выделяют этап
вторичной (негативной адаптации). Чувства супругов подвержены действию
общего психофизиологического закона адаптации, по которому величина
любого ощущения уменьшается при постоянном действии одного и того же
раздражителя. Для поддержания величины ощущения на том же уровне
необходимо или увеличивать силу раздражения, или производить перерывы в
раздражении, или же менять качество раздражения. Вторичная негативная
адаптация проявляется в ослаблении чувств, их обесцвечивании,
превращении в привычку, возникновении равнодушия.
Существуют три главных условия борьбы со вторичной адаптацией. Первым
условием является постоянная работа над собой, личностный рост,
позволяющий успешно разрешать возрастные и семейные кризисы. Второе
условие состоит в формировании благоприятного семейного микроклимата,
совершенствование сложности и разнообразия культуры супружеского
общения. Третьим условием прочности семьи
является увеличение степеней
свободы в поведении каждого ее члена, повышение автономности и
самостоятельности.
Кризисы развития семьи
разрешаются в супружеском конфликте – состоянии
потрясения, генерирующем новую структуру супружеских отношений. В начале
супружеской жизни нередки “клановые конфликты”, когда связь с семейной
группой, из которой вышел один из супругов, препятствует образованию
новой связи в новой семейной группе. Супружеские ссоры представляют
собой конфликт самооценок: участники ссоры стремятся поддержать
самомнение и собственную репутацию ценой снижения самомнения и репутации
“противника”. Ссора всегда включает личные обвинения. Механизм
большинства семейных ссор состоит в “укоренение в прошлом”, когда начало
ссоры мотивируется прошлым партнера.
Закон многоуровневой круговой казуальности не позволяет установить, где
(на каком уровне отношений) и из-за чего именно начался конфликт.
Поэтому эффективный путь разрешения конфликта заключается не в дотошном
выяснении истины, а в подтверждении позитивной оценки прошлого, в
верности ему и в твердой решимости не предавать идеалы юности.
Супружеская постель. Кровать воплощает жизненный цикл человека: это
место рождения и смерти. Брачная постель – это алтарь сексуальной
инициации, супружеского единения и зачатия новой жизни. Спят супруги в
одной постели или раздельно, зависит от брачных традиций и социального
положения пары.
У большинства народов древности дом делился на мужскую и женскую
половины. У египтян муж приглашал жену к себе, у греков – наоборот, он
приходил к жене. Римляне также наносили визиты на женскую половину или
занимались любовью на нейтральной территории. В России дворяне и бояре
делили дом на мужскую и женскую половины. Муж приходил к жене с визитом,
но до утра почти никогда не оставался. У разночинцев и интеллигенции при
стесненных условиях жилья возникла имитация отдельных комнат жены и мужа
– две раздельные кровати. Эта традиция распространена в Швеции и
Финляндии. В состоятельных семьях Франции и Англии сейчас существуют
раздельные спальни для мужа и жены. В Японии и Китае в семьях с
традиционным бытом супруги встречаются днем в часы, отведенные для
отдыха. Ночью же каждый спит на своем татами или лежанке “кан”.
Немцы и испанцы – сторонники совместной супружеской постели. Кровать с
балдахином и занавесками была как бы микрокомнатой в спальне, поскольку
жители замка практически никогда не оставались одни. Даже у порога
спальни спала служанка или стоял страж. У русского купечества, крестьян
Германии, Италии, Испании супружеская кровать была общей.
Начиная с пещерного быта, постель всегда была для человека самым
безопасным местом в окружающем мире. Присутствие в постели близкого
человека, супруга закладывает в наше подсознание душевный комфорт,
стабилизирует чувство безопасности. После интимной близости женщине и
мужчине необходимо прикосновение партнера. Небрежно положенная на тело
рука или нога, невольное объятие, ощущение знакомых изгибов успокаивающе
влияют на человека. Отвергая общую постель, супруг не только
демонстрирует понижение эротической тяги к партнеру, но и повышает его
тревожность.
Литургическое супружество – однополый брачный союз, реализующий
сакрализованные сексуальные отношения. Понятие семьи
бесконечно
расширяется на любые социальные объединения, матрицирующие отношения
мужского и женского. Поэтому семейные отношения могли существовать как
среди родственников, так и среди людей, объединенных в тайное общество,
еретическую секту, между всякими старшими и младшими, между учителями и
учениками.
В старом Китае были такие тайные женские общества как “Золотая орхидея”,
“Взаимное восхищение”, “Красная лампа”, “Синяя лампа”, “Старая лампа”,
религиозные вегетарианские секты “чжайтан”. Иногда два члена женского
общества заключали взаимный контракт по типу брачного. При его
составлении обязательно требовалось обоюдное согласие. Если обе стороны
проявляли интерес к такому контракту, то одна из партнерш готовила
подарок другой, который как бы символизировал ее чувства. Если подруга
принимала подарок, это означало согласие, если отвергала – отказ. После
вступления контракта в силу эта пара приглашала к себе друзей на ночное
пиршество, где принимала поздравления. Расторгался контракт судом, где
выслушивали мнение одного из лидеров женского тайного общества. Суд
выносил наказание: нанесение ударов или клеймение позором.
Члены таких женских обществ рассматривали свадьбу с мужчиной как позор.
Если же их заставляли выходить замуж, они на следующий день после
свадебной церемонии покидали дом мужа и возвращались в свое общество.
Эти женщины всегда выбирали последовательниц. Позже их приемные дочери
вступали в одно из таких сообществ.
Встречались и мужские союзы, основанные на тех же принципах. За
девственника мужчина готовился заплатить более высокую плату. Если
мальчики подверглись насилию, то они назывались “сорванными цветками”. В
этом случае покупатель был заинтересован в основном лишь в случайных и
временных связях с ними.
Задания и упражнения:
1) Опишите семейный цикл вашей родителской семьи
.
2) На примере одного из близких проследите структуру его семейной
карьеры.
3) Сделайте запись супружеской ссоры. Как построен ее сценарий?
4) Как спят ваши родители и почему именно так?
5) Когда свадьба – позор?
Рекомендуемая литература:
1. Бейкер К. Теория семейных систем М. Боуена // Вопросы психологии.
1991. № 6.
2. Витек А. Проблемы супружеского благополучия. М., 1988.
3. Джеймс М. Брак и любовь. М., 1993.
4. Зацепин В.И. О жизни супружеской. М., 1986.
5. Котовская М.Г., Шалыгина Н.В. Сделает ли российская женщина
счастливым своего мужа? // Социологические исследования. 1995. № 4.
6. Обозова А.Н., Штильбанс В.И. Аксиомы супружества (Психология
супружеских отношений). Л., 1984.
7. Пэйдж С. Супружеская жизнь: путь к гармонии. М., 1995.
8. Скиннер Р., Клинз Дж. Семья
и как в ней уцелеть. М., 1995.
9. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. М., 1993.
10. Хаббард Р. Супружество. М., 1996.
Содержание
Sex
www.pseudology.org
|
|