| |
|
Тюгашев Е.А., Попкова Т.В.
|
Семьеведение
Глава III. Гендерная
система |
§ 5. Девственность
Не бери жену богатую, бери непочатую.
(Русская пословица)
Девственник – фигура более романтичная, нежели девственность. Его
застенчивость влечет и соблазняет. Загадка девственности – тайна
неведения и непостижимого знания. Это счастье оставаться ребенком,
доступное немногим.
Ценность девственности. Девственность – отсутствие у лица в прошлом и
настоящем половых сношений; синоним целомудрия. Традиционно женская
девственность подразумевает девственность анатомическую, т.е.
наличие
неповрежденной девственной плевы и неучастие в половом акте.
Анатомическим критерием мужской девственности является отсутствие внутри
уретры кольцеообразного уплотнения, появляющегося после первого полового
контакта вследствие проникновения активных ферментов (амеаниаза,
протеаза) влагалищной смазки.
В истории существовали культуры, в которых девственность не имела
социальной значимости. Христианство возвело девственность и целомудрие
женщины в культ, допускало половые контакты лишь в рамках брака с целью
деторождения. В настоящее время половая жизнь служит в большей мере
разрядке, снятию напряжения и сексуальному удовлетворению человека.
Исследователи отмечают, что в некоторых подростковых группах существует
тирания сексуальных ценностей. Сверстники ожидают от подростка
приобретения сексуального опыта в возможно более раннем возрасте и
считают тех, кого не устраивает такое требование, несовременными, людьми
второго сорта.
Мода на девственность. Во многих провинциях ЮАР девственность вошла в
моду. За сертификатом о невинности выстраиваются многотысячные очереди
чернокожих южноафриканок. В последнее время в стране сократилось
количество нежелательных беременностей у подростков, а также снизилась
скорость распространения СПИДа в возрастных группах от 14 до 23 лет
(каждый пятый взрослый житель которой является носителем ВИЧ –
инфекции).
Подростки сожалеют о ранней потере девственности. В 2001 г. британские
исследователи, опросившие семь тысяч учащихся общеобразовательных школ,
пришли к выводу, что многие подростки, рано начавшие половую жизнь,
сегодня об этом жалеют. Почти 20% юношей и 15% девушек признались, что
имели первую интимную близость еще до 14 лет. При этом лишь в 60% они
использовали какой-либо способ
контрацепции. Около трети девушек и более
четверти юношей сказали, что о такой ранней потере девственности они
жалеют. Для многих девушек основной причиной сожаления о раннем сексе
стало давление, которое они испытывали со стороны партнера. Многие юноши
сознались, что слишком настойчиво требовали физической близости от своей
любимой и сожалеют о своей грубости. Немалое число школьников вступили в
первую интимную близость в состоянии алкогольного опьянения или под
действием наркотиков.
Сходные результаты получены при опросе саратовских школьников. Также
обнаружено, что установки юношей относительно необходимости приобретения
ими сексуального опыта до брака в значительной степени совпадают с
ожиданиями девушек относительно их (юношей) поведения. Но девушки в
меньшей степени оправдывают ожидания юношей относительно нежелательности
приобретения девушками сексуального опыта до брака. Юноши хотели бы сами
иметь такой опыт, но отрицательно относятся к опытности брачной
партнерши. Данное противоречие частично разрешается, если юноша
приобретает половой опыт с женщиной старшего возраста.
Юноши относятся к браку, как к событию, качественно меняющему их
отношения с противоположным полом, и поэтому к будущей жене
предъявляются достаточно высокие требования. Девушки очень часто четко
не дифференцируют в своем сознании начало половой жизни и официальное
оформление отношений, считая последнее простой формальностью, которую
никогда не поздно совершить. Довольно часто девушки начинают половую
жизнь, предполагая, что именно с этим человеком они создадут семью
,
тогда как юноши этого не планируют.
Мудрость целомудрия. Целомудрие – прочная нравственная основа
благополучного брака. Истинное целомудрие основано на знании
закономерностей развития сексуальности человека, гигиеническом образе
жизни и подготовке себя к семье
. Это требует самодисциплины и
воздержанности.
Сексуальное влечение возникает у человека в период полового созревания –
задолго до готовности вступить в брак. Опасности добрачных половых
отношений таковы: непредусмотренная беременность; аборты с угрозой
бесплодия; заболевания половой сферы; психические травмы; внебрачные
дети; моральная деградация.
Для девушек добрачная связь – это выражение привязанности,
признательности, своего расположения и только потом – удовлетворение
потребности в физической близости. Для юношей, находящихся в стадии
гиперсексуальности, в добрачных связях важно половое удовлетворение.
Вступление в интимную связь только ради полового удовлетворения
впоследствии всегда влечет за собой неприятные переживания. У юноши
складывается предубеждение: объект влечения не может быть любим, с
сексом связано нечто грязное, а любимый человек любим лишь в воображении
и “платонически”. Так появляется любовь, которая живет до первого
полового акта.
У людей с обширным добрачным сексуальным опытом обычно также бывают
многочисленные внебрачные связи. Партнеры, неразборчивые в интимных
контактах до брака, плохо адаптируются в семье
, считают партнера орудием
наслаждения, предметом, которым он вправе владеть. Конфликты в такой
семье
неизбежны.
Контролируемое половое влечение – мощный источник жизненной энергии,
которую нужно сублимировать, т.е. направить на обеспечение успешного
будущего – на самосовершенствование, обучение, повышение культурного
уровня, занятия спортом, помощь близким, общение с друзьями,
познавательные поездки. Хорошо всем этим заниматься с потенциальным
брачным партнером: так появятся общие интересы, увлечения, вы лучше
узнаете характеры друг друга, попробуете их на совместимость, научитесь
заботиться о друге, оберегать его от своего эгоизма. Если, любя взаимно,
вы проявите силу воли и сумеете сохранить чистоту до брака, это возвысит
вас в глазах друг друга.
Снегурочка: жизнь и смерть вечной девственности. Действие пьесы А.Н.
Островского разворачивается между Масленицей и Ярилиным днем. Оба
праздника по традиции сопровождаются ритуальным уничтожением
кукол-чучел. На праздниках встречи весны чучела Мары (Марены)
олицетворяют уходящую зиму, смерть, старость. На празднике середины лета
совершались обряды похорон уходящей весны (Костромы, Лады, Ярилы).
Снегурочка гибнет в Ярилин день вместе с Мизгирем, воспроизводя парное
уничтожение мужской и женской кукол. В пьесе об этом говорится: “Какая
жертва готовится ему! При встрече солнца вручим ее счастливому супругу”.
Снегурочка – дочь Весны и Мороза, т.е. начала жизни и остановки жизни.
При жизни самой Снегурочки в ней и вокруг нее ярко выражен полюс смерти,
холода. Пока она жива – останавливает жизнь вокруг, рушатся любовные
союзы, появляется холод в сердцах. Не зная любви, она знает ревность и
зависть: “... Мучительную ревность узнала я, любви еще не зная. Отец –
Мороз и ты, Весна-красна, Дурное мне, завистливое чувство взамен любви в
наследство уделили”, – жалуется Снегурочка матери. Снегурочка показана
как эгоистический ребенок с элементами демонстративного поведения.
“...Тебе одна забота. Как глупому ребенку, любоваться на свой наряд, да
забегать вперед, поодаль встать, – в глазах людей вертеться, и
хвастаться обновками”, – говорит о ней Купава.
Детский нарциссизм Снегурочки проявляется в том, что она слишком занята
собой. Такие дети хотят, чтобы ими постоянно восхищались и лелеяли их.
Не умеющая любить Снегурочка в царстве берендеев оказывается в изоляции.
От нее отворачиваются соперницы-подружки, отвергнутые женихами, от нее
отказывается Лель, ради которого Снегурочка покинула лес. Леля (Ляля) –
это символ дитя, ребенка. Женские персонажи в пьесе как бы соревнуются,
стремясь завоевать расположение Леля, получить ребенка. Лель был выбран
Снегурочкой как подобный себе “девичьей миловидностью и нежностью кожи”:
при нарциссическом выборе человек ценит в другом себя. Слова “Лелю не
детская любовь нужна” заставляют ее бежать в лес и просить у мамы Весны
дать ей способность любить.
В архаических обществах именно в лес отправлялся ребенок, проходя
инициацию, и возвращался взрослым. Умирало его детское состояние, чтобы
освободить место взрослому. Мизгирь, на которого переносится любовь,
олицетворяет мужскую силу и агрессивность. Нарциссический выбор
сменяется выбором по типу опоры, что характерно для более взрослого
состояния.
Воплощая нарциссизм и холодность, Снегурочка неразрывно связана с этими
качествами. Чтобы выйти из детства, Снегурочка должна умереть. Смерть
Снегурочки – это разрушение индивидуальности при вступлении во взрослый
мир. Содержание пьесы выражает мироощущение подростка, стоящего на
пороге половой зрелости, и испытывающего страх перед новой
самостоятельной жизнью и печаль по поводу расставания с детством.
Элементом инициации является опасность потерять себя (и девственность).
Снегурочка, так и не ушедшая из лесу, остается с холодным сердцем, в
бесконечном детском состоянии.
Задания и упражнения:
1) Существует ли в подростковых сообществах тирания сексуальных
ценностей?
2) Допускаете ли вы у своего возможного брачного партнера богатое
любовное прошлое?
3) Вспомните свои переживания после первой интимной связи.
3) Хотели бы вы сейчас вступить в брак с прежними половыми партнерами?
5) По сказке “Снегурочка” реконструируйте семейный быт русской деревни.
Рекомендуемая литература:
1. Борисов С.Б. Мир русского девичества (70–80-е гг. ХХ века). М., 2002.
2. Ивченкова Н.П., Ефимова А.В., Аккузина О.П. Установки подростков по
отношению к началу половой жизни // Вопросы психологии. 2001. N 3.
3. Улыбина Е.В.
Жизнь и смерть вечной девственности
4. Фрейд З. табу девственности: Очерки по истории сексуальности. М.,
1990.
Содержание
Sex
www.pseudology.org
|
|