| |
|
Тюгашев Е.А., Попкова Т.В.
|
Семьеведение
Глава I. Габитус семьи
|
§ 3. Первая сексуальная революция
Нет в любви плодов запретных,
Жизнь летит подобно ветру.
Ты в любви других не слушай.
Это sexual revolution
Ты иди по жизни смело.
И кому какое дело,
Кто тебе в постели нужен.
Это sexual revolution
(Стрелки Int. + Б. Моисеев)
Секс – источник человечности. У животных секса нет, а есть только более
или менее успешное оплодотворение. Творческое занятие сексом и развитие
сексуальной культуры лежат в основе развития человеческого общества.
Объединения приматов. Предками ранних предлюдей были крупные антропоиды
миоцена (22 – 5 млн. лет назад), мало отличавшиеся от современных
обезьян. У живущих в естественных условиях обезьян выявлены следующие
формы объединений:
• Материнско-детская группа, состоящая из самки и ее детенышей. Взрослые
самцы ведут обычно одинокий образ жизни.
• Объединение, состоящее из взрослого самца, взрослой самки и детенышей.
Временно отдельные самцы и самки могут вести одинокий образ жизни. Такая
организация встречается у гиббонов.
• Гаремная группа – объединение, состоящее из одного взрослого самца,
нескольких взрослых самок и детенышей. Включает в свой состав несколько
материнско-детских групп. Находящиеся за пределами гаремных групп
самцы-холостяки либо ведут одинокий образ жизни, либо живут группами.
• Гаремно-холостяцкое стадо – объединение гаремных групп и
самцов-холостяков. Встречается у гамадрилов.
• Общее стадо – объединения, в состав которых входят несколько взрослых
самцов, несколько взрослых самок и детенышей и которые в то же время не
подразделены на гаремные группы. Встречается у павианов саванны, у
гориллы. У ревунов, зеленых мартышек, части лангуров Индии наряду с
общими стадами существуют одиночные самцы или объединения самцов.
• Ассоциация – многоуровневая организация, которая представляет собой
сравнительно постоянную совокупность животных, вступающих в контакты
друг с другом, знающих друг друга и отличающих тех, кто входит в нее, от
тех, кто к ней не принадлежит. На втором уровне организации она состоит
из крайне неустойчивых группировок. Животные переходят из одной группы в
другую, а иногда не входят в состав ни одной из них. Единственно
постоянным элементарным объединением является материнско-родовая группа.
В наиболее чистом виде данный тип объединения описан у шимпанзе.
Формы объединений обезьян зависят от среды обитания. Вариабельность
социальных структур обусловлена экологическими условиями, временем года
и реальными погодными условиями (например, небывалой засухой или обилием
дождей), наличием соседних сообществ (т.е.
плотностью популяции) или
второй близкородственной группы, претендующей на сходные ресурсы
питания. Так, в периоды сильной засухи стада павианов анубисов формируют
необычные для себя группировки, которые напоминают гаремы павианов и
гамадрилов.
Социальная организация гоминид и исчезновение эструса. Миоценовые
антропоиды были организованы, подобно шимпанзе и другим полудревесным
обезьянам, в ассоциации. Предлюди перешли к жизни в саванне и саванном
редколесье, где наиболее распространенным типом организации стало общее
стадо. Чем более открыта местность, тем выше потребность в защите самок
и детенышей от хищников, которыми изобилует саванна. Поэтому все
животные, образующие стадо, держатся вместе. Крайне редки переходы из
стада в стадо. Общее стадо является прочным, постоянным, почти полностью
замкнутым объединением с достаточно жесткой иерархией. Взрослые самцы
доминировали над самками и подростками, взрослые самки над подростками.
Физиология размножения обезьян характеризуется наличием
эструса –
состояния полового возбуждения, которое выражается в стремлении к
парованию и длится несколько дней в течение каждого менструального
цикла. В тех объединениях, где отношения доминирования развиты
сравнительно слабо, с самкой, находящейся в эструсе, вступают в
отношения все желающие самцы. При жесткой системе доминирования в
максимуме эструса доминирующий самец спаривался с самкой монопольно.
Образовавшаяся пара существовала несколько дней
С переходом в саванне к прямохождению выросла женская смертность из-за
дополнительных осложнений при беременности и родах. Поэтому в стадах
предлюдей возник дефицит самок. В условиях, когда самок мало и в то же
время существует жесткая иерархия, единственным фактором, способным
смягчить соперничество самцов, стало пребывание в состоянии сексуальной
восприимчивости возможно большего числа самок. Физиология размножения
предлюдей эволюционировала в направлении удлинения эстрального периода
до его совпадения с менструальным периодом, т.е. по линии исчезновения
эструса.
Этот процесс представлял подлинную
сексуальную
революцию.
Повышенная
сексуальность самок стала фактором миротворчества и упрочения социальной
организации гоминид.
Человеческое общество возникло как сексуальное сообщество,
организованное вокруг полового цикла. Особые химические вещества –
феромоны – обеспечивали согласованное развитие сексуального сообщества.
Женщины-подруги, проводящие много времени вместе, имеют
синхронизированный менструальный цикл. Женщины, регулярно проводящие
много времени в присутствии мужчин, имеют более короткий цикл, по
сравнению с женщинами, работающими в женском коллективе.
С появлением самок с длительным эстральным периодом в стаде стало больше
мужчин и, следовательно, больше мяса, которого стало хватать на
стариков, носителей опыта. Так появился зародыш общества, т.е. коллектив людей. Этот момент – 1,42 млн. лет назад – датируется по
находкам первых очагов, т.е. длительно поддерживаемых костров.
Промискуитет. Пока у самок был эструс, они не могли выбирать время
спаривания. Им был безразличен состав и число партнеров. С исчезновением
эструса женщины получили возможность выбирать время спаривания и
партнера, а мужчины стали соперничать за привлечение внимания то или
иной женщины. Пары возникали и распадались в зависимости от желания
сторон. Данная стадия организации половых отношений получила название
промискуитета.
До сегодняшнего дня человек сохранил потребность в активной и даже
беспорядочной половой жизни, особенно в периоды нестабильности. Любую
социальную революцию сопровождают не только разруха, голод и жертвы, но
и всплеск промискуитета. По данным разных исследователей, в России
добрачные связи в 20-е гг. ХХ в. имели 85–95% мужчин и 48–62% женщин.
Мужчины в среднем начинали половую жизнь между 16 и 18 годами, а
примерно четверть из имеющих сексуальный опыт – до шестнадцатилетия.
Вторая сексуальная революция – ломка традиционных отношений в области
секса на Западе в 1960-е гг. Сексуально-эротические отношения в этот
период стали всё больше отделяться от функции деторождения, выросло
сексуальное экспериментирование в браке. Рост браков, заключаемых по
любви, обусловил меньшую длительность брака. Эротизация брака, привела к
сексуальной раскованности, изменению оценок добрачных связей, росту
сексуального натурализма, расцвету порнографии и проституции. Перед
обществом встали проблемы нежелательных беременностей и абортов,
распространения болезней, передаваемых половым путем, роста разводов.
В начале 1920-х гг. мысль о возможности
сексуальной революции высказал
В.И. Ленин в беседе с Кларой Цеткин: “В эпоху, когда рушатся
могущественные государства, когда разрываются старые отношения
господства, когда начинает гибнуть целый общественный мир, в эту эпоху
чувствования отдельного человека быстро видоизменяются. Подхлестывающая
жажда разнообразия и наслаждения легко приобретает безудержную силу.
Формы брака и общения полов в буржуазном смысле уже не дают
удовлетворения. В области брака и половых отношений близится революция,
созвучная пролетарской революции”.
Предпосылками сексуальной революции стали акселерация и более раннее
половое созревание (средний возраст менархе (начало менструаций) у
девочек-москвичек с 1930-х до 1960-х гг. снизился с 15 до 13 лет),
появление эффективных противозачаточных средств. Современный человек
ведет более интенсивную сексуальную жизнь, чем его предки. Уменьшились
ее сезонные колебания, увеличилось число сношений в неделю, удлинились
эротические ласки, заметно обогатилась (особенно у более образованных и
молодых пар) сексуальная техника.
С каждым следующим поколением уменьшается доля сексуально холодных,
равнодушных женщин. Обследование замужних чехословацких женщин от 20 до
40 лет, разбитых на пять возрастных когорт по годам рождения (с
1911–1920-го до 1951–1958-го), показало, что доля женщин, испытывающих
оргазм, выросла с 31 до 79%. Сходные тенденции действовали и в других
странах. В 1920-е гг. почти две трети американок жаловались на
чрезмерную сексуальную активность своих мужей; теперь это мнение
разделяют только 5%. Повышение сексуальной удовлетворенности женщин
благотворно сказывается на их самочувствии, умиротворяет их.
В настоящее время, как и в эпоху первой
сексуальной революции –
наступления промискуитета – отрицательные последствия беспорядочной
половой жизни стали смягчаться рядом ограничений, табу, добровольно
принимаемых на себя людьми. Возникла мода на девственность. В
американских школах наряду с общественными организациями
гомосексуалистов появились клубы
девственников. Во многих профессиях
временное безбрачие стало условием успеха.
Задания и упражнения:
1) Посмотрите видеозапись научно-популярного фильма о семейной
организации приматов. Что вам больше всего удивило?
2) Посетите зоопарк и понаблюдайте за поведением обезьян. Что вам
запомнилось?
3) На основе изучения доступной вам литературы, опишите мир гарема,
складывающиеся в нём взаимоотношения мужчин, женщин
и детей
4) Поинтересуйтесь у женщин старшего возраста, работающих в стабильных
женских коллективах, существует ли у них синхронизация менструального
цикла?
5) Путем анонимного опроса сверстников установите среди них количество
девственников, время начала менструаций и половой жизни. Коснулась ли
Вас сексуальная революция?
Рекомендуемая литература:
1. Бутовская Л.М. Эволюция человека и его социальной структуры //
Природа. 1998. № 9
2. Райх В. Сексуальная революция.
СПб. М., 1997
3. Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи
. М., 1974
4. Семенов Ю.И. На заре человеческой истории. М., 1989
5. Файнберг Л.А. У истоков социогенеза: От стада обезьян к общине
древних людей. М., 1980
Содержание
Sex
www.pseudology.org
|
|