Джон УАЙТ
ДВЕ ПОЛОВИНЫ НЕ СОСТАВЛЯЮТ ОДНОГО ЦЕЛОГО
Гомосексуальный акт - это половой акт между представителями одного пола. Гомосексуалисты - это мужчины или женщины, участвующие в гомосексуальном акте.
Я тщательно сформулировал эти определения. Они акцентируют внимание на поведении, а не на людях; на самих действиях, а не на его субъектах; на образе жизни определенных индивидуумов, а не на самих индивидуумах.
Думаю, что и специалисты, и неспециалисты согласятся в этом со мной. Для многих людей гомосексуалист - определенный тип человека, внутренне отличающегося от остальных. Гомосексуалистов называют "странными", "веселыми", "эльфами", "королевами", "гомиками", обычно подразумевая, что они живут "по своей прихоти". "Говорят, она занимается любовью с девочками по той же причине, по какой рыба плавает в воде; она поступает так в соответствии со своей истинной природой, она делает то, для чего предназначена (или делает то, чему не может противостоять)". Все это справедливо. Но мне кажется, что это только половина правды. Существует и другая ее половица, которая зачастую отвергается специалистами.
Вы заметили, что я говорю "она", хотя смысл предложения остался бы прежним, если бы я сказал "он". Это с моей стороны уступка женщинам. Слово "он" короче, и по привычке я употреблял его чаще там, где с равным успехом можно было бы сказать "она". В английском языке нет местоимения, в равной мере относящегося и к мужчине, и к женщине. Но я хочу начать с использования местоимения "она" там, где подошло бы и местоимение "он", ибо это усиливает еще один аспект моих определений. Гомосексуальность - общая проблема для обоих полов. "Гомо" означает "равный", "одинаковый". Это слово относится не только к мужчинам. "Лесбиянство" - слово, используемое для определения женского гомосексуализма.
На чем же следует акцентировать внимание при рассмотрении различий между действиями и людьми, которые эти действия совершают? Это для нас решающий вопрос. Христиане говорят, что человек грешит, потому что он грешен по своей сути. То есть не совершение греха делает человека грешником, а природа грешника заставляет его грешить. Это утверждение, отчасти верное, соответствует общепринятому пониманию гомосексуальности. Согласно этой точке зрения мужчина-гомосексуалист позволяет себе гомосексуальный акт потому, что обладает гомосексуальной натурой, которая вынуждает его вести себя именно так.
Практикующие гомосексуалисты, ученые-бихевиористы и фанатичные ненавистники гомосексуализма сходятся в одном: он действует так, как он действует, потому что он таков, каков он есть.
Но это слишком упрощенное объяснение. Мы в таком случае можем сказать, что алкоголик Билл пьет потому, что не может не пить. Он болен и находится во власти алкоголя. Как бы он ни пытался, он не сможет избавиться от пьянства до тех пор, пока не разберется в причинах своей "болезни". Но и тогда многие специалисты скажут ему, что он должен бросить пить навсегда, что он, возможно, никогда не сможет стать умеренно пьющим. Его проблема состоит в том, чтобы заставить себя не прикасаться к спиртному, и если он этого добьется, то это его личная заслуга. Он действует так, как он действует, потому что он такой, какой он есть.
Но давайте повнимательнее взглянем на эту проблему. Всегда ли Билл вел себя так, как сейчас? Было ли время, когда он мог ограничиться одним глотком спиртного или неделями держать в своем кабинете бутылку шотландского виски, даже не вспоминая о ней? Тридцать лет назад никому и в голову бы не пришло, что Билл станет пьяницей. Только лет двадцать назад один-два его друга немного забеспокоились, после того как однажды он перебрал на уик-энде, но Билл быстро вошел в норму, и даже самые близкие его друзья успокоились. "У Билла нет проблем со спиртным", - сказали они себе. А сегодня ни у кого нет сомнений в том, что проблемы у него есть.
В какой же момент Билл стал алкоголиком? Скажите, что случилось бы, если бы он три года употреблял алкоголь только по праздникам, а потом, став членом общества трезвенников, совсем перестал пить? Смог бы он тогда избежать своей участи? Определенно, да.
Никто не рождается алкоголиком. С какого момента мы прекращаем говорить, что спиртное превращает человека в алкоголика, и начинаем утверждать, что алкоголизм побуждает его пить? В этом отношении, хотя и не в полной мере, алкоголизм напоминает гомосексуальность. Чистый гомосексуалист (некто, всегда занимающийся гомосексуализмом и никогда не испытывавший даже слабого влечения к другому полу) представляет собой лишь один из элементов сложной схемы. Если мы станем оценивать людей по их чувствам, предпочтениям и поведению, то обнаружим, что большинство из них - независимо от того, каковы они по телосложению, мужчины или женщины, - видимо, обладают природой, сочетающей в себе мужественность и женственность.
В то же время есть и "стопроцентные" мужчины, и "стопроцентные" женщины. Говоря так, например, о мужчинах, мы подразумеваем, что другие мужчины в отличие от них кроме мужественности обладают и некими другими качествами (они, например, могут предпочитать музыку футболу или легкое вино - виски). Однако они могут быть мужественными в других отношениях. Сходным образом некоторые женщины помимо своей женственности могут обладать другими чертами и качествами. И чем пристальнее мы всматриваемся даже в своих знакомых, тем больше замечаем то, что подтверждается многими научными исследованиями: между мужественностью и женственностью нет четкого различия, предопределяемого строением наших тел. Многие из нас посчитали бы библейского Исава более мужественным из-за его темперамента, чем Иакова, его близнеца. Но их тела (если не считать волосатости Исава) одинаково мужские. Значит, наши тела (за редким исключением) полностью или мужские, или женские. С другой стороны, наш образ жизни охватывает широкий спектр вкусов и предпочтений, которые можно считать и мужскими, и женскими. С какого же момента мы можем называть человека гомосексуалистом?
Назовем ли мы женщину гомосексуальной, если ее ближайшие друзья - женщины и ей нравится работа инженера? Если мужчина не атлет, не ловелас, а тонкий и мягкий человек, можем ли мы считать его склонным к гомосексуальности? И мужчина, и женщина, которых я описал, могут никогда не испытывать эротических желаний по отношению к представителям своего пола, но оба они могут вызвать у нас серьезное подозрение.
С другой стороны, мужчина может быть счастливым мужем, отцом пятерых детей, старостой местной церкви, футбольным болельщиком и в то же время завсегдатаем грязных бань и практикующим гомосексуалистом. Если хотите, назовите его бисексуальным, но ведь это только игра слов. Его поведение так же гомосексуально, как и гетеросексуально.
Я не говорю, что наша натура и наши чувства не важны. Моя точка зрения состоит в том, что мы слишком часто склонны объяснять наше поведение природой, а не воспитанием, и навязчиво апеллировать к тому, чем человек является, а не к тому, что он делает.
Когда я учился в школе, молодой женатый рабочий, христианин, пригласил меня провести каникулы у него дома в деревне. Мои родители были этому рады.
Перед сном, облачившись в пижамы, мы с ним молились на коленях позади двуспальной кровати, на которой обычно спали они с женой (по неизвестной мне причине на этот раз она устроилась в отдельной комнате). После молитвы мы с ним вместе легли спать.
То, что последовало за этим, заставило меня пережить смятение, страх, беспомощность, злость и сексуальное возбуждение. Я был слишком смущен, чтобы противостоять его попыткам совратить меня. Они начались столь мягко, что совсем не выглядели сексуальными. Видя мою нерешительность, он предложил: "Придвинься ко мне. Не бойся. Я всегда хотел иметь маленького брата, чтобы ласкать его, как тебя. Чего ты трусишь?"
Мне было стыдно за то, что я почувствовал сексуальное возбуждение и вопреки всем своим попыткам не мог погасить его. Я ничего не знал о гомосексуализме. Я только ненавидел себя за те чувства злости, вины, наслаждения и стыда, которые испытывал, и за то, что со мной происходило. Мне хотелось провалиться сквозь землю. Кульминации не произошло (для меня, во всяком случае). После того как он заснул, я лежал не сомкнув глаз до утра и задавал себе вопросы: что же угодно Богу и что Он чувствует по отношению ко мне? Должен ли я просить Его о прощении? Прощении за что? Что двигало человеком, с которым я провел ночь? Чем больше я думал об этом, тем более нереальным казался мне Бог.
После этого события прошло несколько лет. Я делал все, чтобы избежать "каникул" в деревне, но они наступали для меня еще дважды. Казалось, мой товарищ испытывал глубокую и истинную любовь ко мне. Временами он горько упрекал меня за то, что я не отвечал на его еженедельные письма. Было что-то нездоровое в его любви, несмотря на то что она казалась более серьезной, чем обычный секс. Казалось, все его счастье зависит от меня. При этом в любви он хотел брать, а не отдавать. Он нуждался в моей любви. Я, таким образом, должен был осчастливить молодого христианина. Его легкое давление на меня было равносильно эмоциональному шантажу.
Вы можете спросить, почему я не рассказал об этом родителям? Но что я мог им сказать? Я знал, что можно и чего нельзя в моем возрасте, но ведь этот человек был христианским лидером! В те дни я даже не знал слов, которыми можно было бы описать то, что он пытался совершить со мной. Я испытывал смешанное чувство стыда и отвращения. Не понимал я и его эмоциональной привязанности ко мне. Мне надоели его мягкие упреки за безответные письма, и я прямо-таки заставлял себя участвовать в этой ненавистной мне переписке.
Накануне перехода в старшие классы я заметил, что меня возбуждают изображения обнаженных женщин, особенно женской груди. Позже скульптуры и живописные изображения обнаженных мужчин, особенно мужских гениталий, начали приводить к тому же результату. В то время у нас в школе не было никакого полового просвещения, и единственными моими реакциями на все это были смешанные чувства радости и вины. Мои отношения с Богом становились все более запутанными и не приносящими удовлетворения.
Может быть, моя гомосексуальность была обусловлена опытом, который я пережил? Вполне возможно. Но не поэтому я описываю ее.
Моя теперешняя сексуальная жизнь вполне нормальна. С течением времени сексуальный интерес к мужским телам (которому я не поддавался, но из-за которого сильно страдал) прошел, испарившись, как облако вредных паров; временами я озадачен тем, что не могу даже вспомнить, а было ли вообще в моей жизни это облако. В течение последующих лет мой эротический интерес к женскому телу рос и доставлял мне все больше удовольствия. Теперь при виде женского тела я чувствовал не только эротические переживания, но и благоговение и радость. (Говоря это, я полностью осознаю, что подобные реакции ничуть не оправдывают похотливых взглядов на любую проходящую мимо женщину.)
Нам следует опасаться упрощенного понимания того, кто такие гомосексуалисты и почему они ведут себя так, а не иначе. Должны ли мы рассматривать "гомосексуальную мораль" вкупе с психологическими, социальными и физиологическими аспектами гомосексуальности?
Сначала следует уяснить две вещи. Во-первых, неверно было бы классифицировать людей по их чувствам, вкусам и влечениям на индивидуумов, обладающих "гомосексуальными тенденциями", лиц, коим присущи "некоторые гомосексуальные черты", и "потенциальных гомосексуалов". Гомосексуал с точки зрения морали понятие весьма сложное. Оно должно включать в себя только тех людей, которые участвуют в гомосексуальных актах. Мужчины и женщины, о которых мы говорили, могут не иметь ни желания, ни даже побуждения принимать в них участие, и у нас нет права порочить их.
С другой стороны, мы должны усвоить, что гомосексуальное поведение не является неизбежным для его приверженцев. Ни один гомосексуал (особенно гомосексуал - христианин) не имеет права сказать: "Я не отвечаю за свои поступки, поскольку моя гомосексуальная натура заставляет меня поступать так".
Мы должны понимать, что с научной точки зрения связь между тем, кто я есть, и тем, что я делаю, может быть прямой и обратной. Испытав однажды физическое наслаждение от близости с представителем своего пола, я с большой вероятностью захочу пережить его снова. Чем чаще я буду это делать, тем более жестким станет стиль моего поведения. То, что я делаю, предопределяет то, что я есть, в той же мере, в какой то, что я есть, предопределяет то, что я делаю.
По той же самой причине опыт гетеросексуального наслаждения может привести к цепной реакции в противоположном направлении. Многие люди, мучимые гомосексуальными побуждениями и даже участвовавшие в гомосексуальных актах, обнаруживали медленно растущие изменения в самих себе, испытав гетеросексуальные наслаждения. Более подробно мы обсудим это позднее. А сейчас, наверное, пора рассмотреть то огромное разнообразие типов гомосексуальности и теорий, которые пытаются объяснить их поведение.
Типы гомосексуализма
В наши дни лишь немногие придерживаются бытовавшего ранее убеждения, что существуют только "типичные" гомосексуалы (женоподобные мужчины или мужеподобные женщины). Даже более широкое толкование, согласно которому в гомосексуальные пары могут объединяться разные по складу женщины (мужеподобные и утонченные) или мужчины (супермужественные и женоподобные), сегодня кажется ограниченным и неполным. Стереотипы, конечно, существуют. Некоторые мужеподобные женщины гомосексуальны. Но среди них есть женщины совершенно иного типа.
Что касается пар, то число их разновидностей бесконечно. Нередки здесь случайные союзы на одну ночь, когда партнеры не знают друг о друге ничего, кроме имени, и предпочитают технические ухищрения прочной связи. Некоторые пары "освящены" определенной формой брака. Женщины стремятся формировать более продолжительные союзы, чем мужчины, однако пожизненная верность среди гомосексуалов встречается значительно реже, чем среди обычных супружеских пар.
Психоаналитик Лайонел Овесей, который ввел понятие "псевдогомосексуал" (некто, испытывающий страх того, что он гомосексуал, хотя это не так), описывает различные "переходные" типы мужской гомосексуальности. От мужчин, которые исключительно гетеросексуальны, к тем, кто вступает в гомосексуальные отношения от случая к случаю; а также от тех, чей "предпочтительный способ поведения гетеросексуальный" (то есть с женщинами), к тем, у кого не было никаких иных отношений, кроме гомосексуальных. Где-то посередине находятся мужчины, которых я отношу к бисексуалам. Они чаще всего женаты, имеют детей, но ведут при этом "веселую" жизнь на стороне. Из-за пелены секретности, которой окутана их гомосексуальная активность, в мире "веселых" они известны как "тайные королевы".
В тюрьмах, монастырях, в армии и научных экспедициях, состоящих только из мужчин, возникает "ситуационная гомосексуальность". Такие мужчины обычно возвращаются к гетеросексуальному поведению, покинув тюрьму или по окончании экспедиции. В тюрьме существует любопытная ситуация, когда доминирующий, физически сильный лидер утверждает свой авторитет и мужественность, принуждая заключенных к анальному половому акту (половому акту, осуществляемому через задний проход). Такого лидера заключенные не презирают, а боятся и уважают. Он доказал свою мужественность через подчинение себе не только женщин, но и мужчин.
Ясно одно, что гомосексуальные отношения, как и гетеросексуальные, у некоторых людей принимают пассивную форму, обусловленную сексуальным совращением. Один мужчина признался мне: "Я пассивный гомосексуал анального типа. Мне нравится этот способ. Я всегда позволяю другому "веселому" делать это". Но ясно и то, что лишь немногие гомосексуалы поддаются столь же легкой классификации. Многие пассивны в одном отношении, но активны в другом. В то же время тысячи гомосексуалов, завсегдатаев баров для "веселых", могут не проявлять ни пассивности, ни активности, а просто устанавливают взаимно удовлетворяющее партнерство ради получения ночного удовольствия.
Техника
Должен ли я рассказать то, что знаю, о приемах, используемых гомосексуалами для возбуждения друг друга? Если вы гомосексуал, то вы с этими приемами знакомы. Если же нет, то такая информация вас вряд ли заинтересует.
Единственной причиной моего краткого освещения этого вопроса является предостережение тем, кто не испытывает симпатии к гомосексуальности. Я хочу, чтобы люди хоть в какой-то мере осознали отчаяние, порождаемое трагедией гомосексуализма.
Большинство представителей сильного пола испытывают отвращение при мысли о введении члена в рот мужчине или, еще хуже, - в его задний проход (один из способов, используемых гомосексуалами). Мысль о двух женщинах, каждая из которых лижет клитор своей партнерши или ласкает интимные части ее тела, обычно ужасает замужних представительниц слабого пола. Почему же тогда это отвращение незнакомо гомосексуалу?
В далеком прошлом умирающие от голода люди в осажденных городах считали великим деликатесом вареных крыс. В безжалостных тисках голода их вкусы изменились. Несмотря на то что половое влечение гомосексуала блокировано в одном направлении, его сексуальный аппетит сохраняется и мощно проявляет себя на другом. Поэтому не следует удивляться тому, что нечто, вызывающее отвращение у нормальных людей, считается весьма привлекательным для гомосексуала.
Причины гомосексуальности
Сейчас мы уже понимаем, что нет одной простой причины, способной объяснить гомосексуальное поведение. Но все-таки стоит рассмотреть теории, которые пытаются это сделать.
Властолюбивая мать и пассивный отец-неудачник (согласно некоторым психоаналитическим концепциям) являются главными виновниками проявления гомосексуальности у ребенка. Действительно, многие гомосексуалы признаются, что имели властную мать и пассивного отца.
Приведем ситуацию, когда в доме распоряжается только мать. Как лоцман, она ведет свой дом в бурном житейском море, таща на буксире мелкие суденышки (мужа и детей). У нее властный голос, она командует в семье, она решительна и честолюбива в отношении будущего своих детей. При возникновении споров она обычно настаивает на своей правоте. Другие члены семьи пытаются высказать собственное мнение, но никто не может противостоять ее напору.
В иных ситуациях ее властолюбие может проявляться не столь явно. Она может действовать и более тонко, хотя и не менее тиранично. Хрупкая и изящная, она в то же время руководит домом благодаря своей железной воле, своему моральному лидерству (как умело она может порой поставить человека на место хорошо продуманной фразой!) или даже хитрости (например, ссылаясь в нужный момент на головную боль).
Однако, чтобы не слишком поспешно приписывать ей роль главного виновника гомосексуальности сына или дочери, мы должны отметить, что мать является только одним из действующих лиц. Без поддержки всего состава исполнителей ей вряд ли удалось бы успешно справиться с главной ролью в этой болезненной драме.
Муж потакает ей своим невмешательством. Он знает только два способа реагирования на ее действия: либо наигранно разразиться гневом, либо уйти в подполье телевизора, чтения или алкоголя. Нередко большую часть своего свободного времени муж проводит вне дома.
Дети в этой ситуации могут вести себя по-разному. Но модель "матери-ментора", на которой они основывают свое поведение, по сути своей является нездоровой. Им не с кого брать пример нормальных отношений между родителями. Их многие годы приучают играть в семейном спектакле, поставленном по фальшивому сценарию. Можно ли ждать, что, начав собственную семейную жизнь, они станут правильно разыгрывать отведенные им роли?
Из множества вариантов семейных взаимоотношений один особенно важен. Если мать избирает одного из сыновей своим особо доверенным лицом, она может заложить основы его будущего гомосексуального поведения. Однако и он в этом случае должен сыграть свою роль. Он обязан соответствовать тому образцу поведения, которого от него ожидает мать.
Обычно он становится - не в физическом или сексуальном, а эмоциональном смысле - ее мужем, которого у нее, по сути, никогда не было. Качества, недостаточно выраженные у ее настоящего мужа, она тонко прививает своему сыну. Не осознавая того, что происходит, сын приучается танцевать под ее дудку и подстраиваться под ее настроения.
Для него это фрустрирующий процесс. Время от времени его умение удовлетворять ее эмоциональные потребности вознаграждается и поощряется. Но из-за того, что он никогда не может дать ей того, что она действительно (но бессознательно) ищет, его привязанность к ней в конечном счете разочаровывает их обоих. Он, ее маленький мужчина, никогда не сможет стать ее настоящим мужчиной. Он усваивает навыки пассивного поведения, вместо того чтобы научиться активному. Его стремление угождать желаниям матери никогда не позволит ему стать свободным и независимым. Его сексуальные влечения оказываются загнанными в подполье. С одной стороны, он учится уверенно проявлять свою мужскую настойчивость для защиты матери, а с другой - отбрасывать эту настойчивость в сторону, если она противоречит материнским интересам. Он постоянно привязан к материнской юбке, и из-за этого оба остаются в проигрыше.
Имей он сильного отца, поддерживающего его и служащего для него примером, все могло бы быть иначе. Но отец, как мы помним, прячется в подполье.
Становясь старше, такой сын иногда обнаруживает, что он меньше, чем его сверстники, знает о девочках. Он может быть совсем "домашним" или дружить с тихими мальчиками, но его все равно тянет к сильным, авторитетным, агрессивным парням, которые вызывают его восхищение. Он чувствует себя комфортно только с энергичными женщинами, которые ценят те качества его характера, которые выработала в нем мать.
Такой юноша не является гомосексуалом. Не может он быть и тем, кого Фрейд называл латентными (скрытыми) гомосексуалами. Скорее, к нему применимо понятие Овесея - псевдогомосексуал. Тем не менее он более уязвим для гомосексуального соблазна, нежели другие. Ему предстоит многому научиться, чтобы установить здоровые сексуальные отношения с женщиной и чтобы стать хорошим отцом.
Его главной проблемой будет одиночество, которое поведет его по своему печальному пути. Он может долго не жениться, становясь стареющим и теряющим всякую надежду холостяком. Со временем его все больше и больше будут угнетать отношения с родителями. Его единственными сексуальными утешениями могут стать мастурбация или половые контакты с женщинами, которые гораздо старше его.
Кто-то может спросить: "Почему гомосексуал отличается от других людей? Не обусловлено ли это гормонами, генами и хромосомами?"
Наука долго, но тщетно искала физическую основу гомосексуальности. Тестирование мужчин-гомосексуалов обнаружило у них тот же уровень гормонов, что и у нормальных мужчин. Яичники и другие половые железы у гомосексуальных женщин вырабатывают половые гормоны в нормальных пропорциях. Более того, известно, что евнухи (мужчины, яички которых удалены), для которых в целом характерна тенденция к утрате чисто мужской агрессивности и сексуального интереса к женщинам, сохраняют способность к половому сношению. Научные данные свидетельствуют, что половые гормоны влияют (по крайней мере, отчасти) на сексуальное поведение и половое влечение, но не обусловливают жестко тип сексуального поведения или пол человека.
Действительно, у некоторых людей встречаются странные сексуальные аномалии. Например, даже при наличии в организме женских клеток (что известно как "женский хромосомный набор"), тело может выглядеть как мужское, и наоборот. Но это чрезвычайно редкие явления, которые не имеют отношения к нашей проблеме.
Психоаналитические теории пытаются объяснить гомосексуальность доминирующей ролью матери, пассивностью отца и этим ограничиваются. Однако им не удается объяснить, почему многие властные матери воспитывают гетеросексуальных детей, а у внешне нормальных родителей вырастают дети-гомосексуалы. В этих теориях довольно истины, чтобы относиться к ним с определенным доверием, но недостаточно фактов, чтобы смотреть на мир только через призму психоанализа.
Привычка (то, что бихевиористы называют подкрепляемым обучением) способна формировать поведение. Позвольте молодому человеку однажды испытать удовольствие от сексуальной игры с представителем его пола, и в следующий раз эта сексуальная игра станет значительно более волнующей. Уязвимость описанной выше концепции "сына властной матери" проявляется именно в этом. Сексуальные влечения молодого человека, блокированные (по крайней мере, временно) на одном направлении, легче найдут выход на другом. А поскольку для него легче установить интимные отношения с представителем своего пола, то именно здесь и может проявиться специфика его сексуальных влечений. Наслаждение и облегчение, которые он испытывает от сексуальных отношений с другим мужчиной, "впечатываются" в модель его поведения, делая такое поведение в будущем более вероятным.
И действительно, не так важно, как все это начнется: будет ли это совращение взрослым мужчиной или сверстником или же групповое насильственное принуждение в армии или тюрьме. Если чувства наслаждения и облегчения от полового акта перевешивают чувства стыда и вины, молодой человек оказывается в ловушке гомосексуального удовольствия.
Главный вопрос не в том, почему он начал, а каково его отношение к этому? Но если он хочет избавиться от этого порока, то как ему это сделать?
Как гомосексуалы относятся к самим себе
Они всегда были "эмансипированными" сегментами любого общества. Даже в викторианской Англии эстетство и "искусство ради искусства" создавали климат, в котором для Оскара Уайльда было возможно издеваться над общественной моралью посредством открытой гомосексуальной связи с молодым английским аристократом. Но во времена Уайльда общество этого не прощало. Претерпев унижения, а позднее и тюремное заключение, он умер забытый и нищий.
Во времена моего детства гомосексуальность была у мальчишек темой для хихиканья, но дети из рабочих семей относились к ней вполне серьезно. В 1954 году английское правительство создало так называемый Волфендонский комитет для изучения всех аспектов гомосексуальности, утвердив тем самым благоприятный климат для тех, кто выбрал гомосексуальность как образ жизни.
В 60-е и начале 70-х годов в Северной Америке отмечается рост организованного движения "веселых" против юридической и профессиональной дискриминации гомосексуалов. В небольшом городке, где я живу, существуют три организации "веселых", две из которых пытаются официально зарегистрироваться. Самая крупная из них устраивает ежемесячные банкеты, которые посещают несколько сот гомосексуалов обоего пола. Даже священник местного прихода принадлежит к "веселым". Банкеты не заканчиваются оргиями, но поощряют танцы с партнером того же пола и включают в себя различные шоу и другие представления.
В западном мире распространены гомосексуальные браки в различных формах. Их церемонии, ритуалы, клятвы, банкеты, речи и фотографирование как бы пародируют общепринятый брак.
И все-таки гомосексуалы в большинстве случаев - несчастные люди. Они несчастны, потому что, какой бы успешной ни была их борьба против дискриминации, мир никогда не поймет и не примет их. Несчастны они и потому, что больше обычного страдают от одиночества и отверженности - временами даже со стороны своих "собратьев". Если непостоянство и неверность поразили наше общество, то в еще большей степени это относится к миру "веселых". Глубочайшее сердечное желание гомосексуалов - быть любимыми, понятыми и навсегда принятыми такими, какие они есть.
Эротизм важен для гомосексуала не более чем для любого другого человека. У него та же потребность, как и у всех нас: это желание положить предел одиночеству. А поскольку союзы гомосексуалов хрупки и непостоянны, им чаще приходится сталкиваться с разочарованием, и отчаяние они переживают более глубоко, нежели обычные люди.
Кроме того, многие гомосексуалы боятся открыто присоединяться к когорте "веселых". Некоторые из них живут двойной жизнью, принадлежа одновременно двум мирам - гетеросексуальному и "веселому". "Веселые" друзья презирают их за нерешительность. В то же время они живут в постоянной тревоге потерять своих гетеросексуальных друзей, свои семьи, которые, узнав, чем они занимаются, могут порвать с ними отношения.
Наркотики и алкоголь - обязательная "принадлежность" многих гомосексуалов, особенно женщин. В одном из гомосексуальных клубов моего города есть алкогольный бар, в другом - безалкогольный. Первый чаще всего посещают женщины, второй - исключительно мужчины.
Часто говорят, что у всех мужчин-алкоголиков когда-то был период гомосексуальности. Это утверждение неточно и неверно. В действительности статистика показывает, что среди гомосексуалов пьянство значительно чаще встречается в женской, нежели в мужской, среде. Поведение женщин характеризуется также постоянными ссорами, драками и попытками самоубийства.
Однако я был бы не прав, утверждая, что все лесбиянки пьют, ссорятся, дерутся и пытаются покончить с собой. Их положительной чертой является значительно большее постоянство, чем у мужчин. Любовь и эротика играют определенную роль и в мужской, и в женской гомосексуальности, однако любовь, нежность и верность, видимо, более значимы для женщин.
И все же мир "веселых" не так уж весел. По мере взросления их шансы остаться в одиночестве увеличиваются. Молодые люди красивы, их тела прекрасны, а движения быстры и грациозны. Но кому может понравиться старая, потасканная фея (лесбиянка - амер. жаргон)? В странах Запада стареющие люди знают, что значит проводить долгие часы в одиночестве и выслушивать издевательства и оскорбления наглых юнцов. Они с горечью ощущают на себе клеймо бесполезности. Но у них по крайней мере есть право на некоторое уважение. Они занимают свое место в обществе и любимы своими семьями. Куда более безотрадным представляется будущее стареющего гомосексуала, обитающего в серой преисподней, населенной такими же несчастными, как он сам.
Уайт Дж. Эрос оскверненный. - М., 1993, с. 130-148.