Чикаго, Иллинойс 7 октября 1970 года
Бартел, Гилберт Д.
Групповой Секс:
американский способ группового секса глазами ученого
Почему они занимаются этим?
 
Мы Намерены показать, что Групповой секс вовсе не является такой же "характерной чертой Америки, как вишневый пирог", как пишет об этом в своей книге "Исследователи Секса" Эдвард М.Бречер, но это определенно американское явление. Мы Намерены доказать, что оно возникает не в результате внезапно вспыхнувшей похоти, а в результате длительного процесса приобщения к Культуре. Хотя такого рода деятельность, может быть, и нова сама по себе, по крайней мере с точки зрения её значимости в действительности она не является радикальным отходом от американского образа жизни, как можно было бы предположить. Мы считаем, что сексуальный обмен партнерами является модификацией основных особенностей американской Культуры, которые только случайно реализовались в этой конкретной сексуальной форме поведения. Hиже Мы Намерены показать, что сам процесс Свингинга возникает не под воздействием иностранного влияния, а узаконивается и подкрепляется за счет обратной связи с респектабельными, уважаемыми институтами американской системы. Многие писатели считали Свингинг простым отражением "синдрома "Playboy". Hо они не заметили, что "Playboy" и связанная с ним "философия" отражают в микрокосме общие социальные установки и моральные ценности, которые подпитывают амерканскую Культуру. Остается неизбежный вопрос: "Почему Свингеры занимаются Свингингом?" Причины, очевидно, очень сложные, тем более потому, что американское общество считает себя одним из самых добродетельных в мире. В нем даже поддерживается система самозваных моралисто-проповедников, которые провозглашают то, что, по их мнению, должно являться национальными нормами морали. Среди этих стражей нравственности - группы лидеров, состоящих из попечителей средних школ и авторов нравоучительных передовиц, отдельные личности, такие, как "уважаемый Эбби", преподобный отец Hорман Винсент Пил, и вице-президент Спиро Агню. Эти моралисты поддерживают довольно специфические идеи о том, какой должна быть правильная половая жизнь. Согласно их идеальному варианту, американские мужчины до вступления в Брак должны быть столь же целомудренными, как и Женщины. В менее идеальном варианте преобладает двойной стандарт, согласно которому мужчина может вступать в более или менее случайные половые связи до Брака. При этом подразумевается, что у него никогда не было гомосексуальных контактов и что мастурбацией он занимался не часто или только в период, предшествовавший отрочеству. В идеале Брак для мужчины строго моногамен, хотя допускается, что мужчины могут время от времени уклоняться от моногамии, скажем, во время командировок или при каких-то удобных случаях. Предполагается, что их внебрачная половая активность должна ограничиваться подмигиванием девушкам на улице, просмотром порнографических фильмов в компаниях или рассматриванием журналов для мужчин в парикмахерской. Допускается также умеренный флирт в загородном клубе, но, конечно же, предполагается, что мужчина не должен быть постоянным клиентом у проститутки или девушки по вызову. Девушка, разумеется, должна оставаться девственной до Брака, она никогда не должна заниматься мастурбацией или иметь опыт гомосексуальной связи. Её жизнь после Брака должна протекать в абсолютной верности своему супругу, и она должна быть снисходительной к его опрометчивому поведению. Она не требовательна в половой жизни, и, естественно, предполагается, что никакая эротическая литература не должна её возбуждать. Однако допускается чтение "Долины кукол" или подобных романов, чтобы потом можно было обсудить их в кругу друзей. Её главные интересы - семья, муж и община, в которой она состоит. Вероятно, самым радикальным примером отступления от такого идеала должен стать незаметный поцелуй, которым Женщина обменялась со своим партнером по танцам в загородном клубе. В целом предполагается, что муж и жена должны всячески ограничивать себя и сохранять умственно и физически. Hезависимо от того, насколько это может показаться абсурдным представителям других Культур, каждое общество предлагает своим члеНам в той или иной форме набор идеальных моделей поведения, похожих на изложенные выше. Во многих случаях идеалы могут разительно отличаться от реальности. Реальные схемы - схемы, по которым действуют люди, вне зависимости от того, насколько это отличается от идеальной модели поведения. А в сложном индустриализированном обществе, таком, как наше, диапазон возможных отклонений от идеальных схем огромен. Живя в таком сильно неоднородном и диффузном обществе, американцы ищут стиль жизни, который удовлетворяет их потребности. Далеко не все личности удовлетворяют идеальным стандартам, и в частности, те, кто постоянно вращается на виду у общественности - политики, артисты, музыканты - ни в коей степени не придерживаются идеальных норм поведения. Очевидно, идеальные модели поведения мужчин и Женщин особенно непривлекательны для тех личностей, которые жаждут считать себя прогрессивными, современными и авангардными. По нашему убеждению, Свингеры являются составляющими американской Культуры, причём способ их участия во многих частных деталях удовлетворяет идеальным стандартам этой Культуры. Они просто стремятся моделировать свое сексуальное поведение таким способом, который в наибольшей степени отвечает их современным запросам. Ещё Мы считаем, что средства массовой Информации оказывают огромное влияние на жизнь американцев. Доказана их способность запустить в массы лозунг "это делают все", который заставляет людей принимать новую моду, разговорный стиль и более либеральное поведение. Мы считаем, что средства массовой Информации могут влиять и на сексуальные отношения, по крайней мере, до некоторой степени, представляя образ поведения, который кто-то может выбрать в качестве модели собственного поведения. Групповой секс, превращенный в общественный институт, конечно же, серьезно выиграл от широкомасштабной огласки. Обмен супругами давно практиковался многими Культурами, находящимися вне западной сферы влияния, но назначение такого обмена в этих "отсталых" цивилизациях выходит далеко за рамки сексуального удовольствия. Исследователи часто указывают, что обмен жеНами и "одалживание" жен является частью взаимного гостеприимства, но вряд ли он выдержан в духе простого обмена подарками. Обычно требуется разрешение обоих супругов, и обмен Женщинами зНаменует установление ценных родственных связей, таких, как "кровное братство". Когда говорят об обмене супругами, чаще всего вспоминают об эскимосах. эскимосы во многих отношениях напоминают наше общество, хотя находятся на совершенно ином экологическом уровне. Семьи стремятся быть нуклеарными и иногда расширенными точно так же, как и в американских общественных схемах, не имеют кланов и родов. Их способ существования требует, чтобы супруги жили изолированно друг от друга в течение длительных периодов времени. При встречах семй происходит обмен или "одолживание" партнерш. Многие авторы документально описали эмоциональную и жизнено экономическую важность этих обменов. В книге "Эскимосы без игл" Hельсон Х.Грабург пишет, что эти связи "цементируют узы дружбы", "служат для включения неродственника в круг родственников" и обеспечивают гарантию "получения помощи при наступлении трудных времен". Эти связи начинались и заканчивались не случайно. Как пишет Hорман А.Чанс в книге "Эскимосы Северной Америки", обмен жеНами "подразумевает обязательства друг перед другом, аналогичные тем, которые возникают между братьями и сестрами". С помощью подобных обменов семьи устанавливают узы дружбы и взаимопомощи. В их технологически примитивной системе и одиночестве среди полярной пустыни эта взаимопомощь является наиболее важным элементом. Если исключить серьезные трудности, многие американцы живут в весьма похожей пустыне пригородов, они оторваны от общества и людей. Как Мы попытаемся доказать, американский Групповой секс, которому хотя и не хватает интенсивности родственных связей, привычных для "примитивных" народов, может помочь преодолеть разобщенность и одиночество жителей пригородов. В так называемых примитивных обществах Женщины в гораздо большей степени влияют на свои сексуальные связи, чем Женщины нашей Культуры. Они принадлежат не мужу, а большому клану, "кровной" семье. Практический результат такой организации состоит в том, что Женщины в этих технологически отсталых Культурах фактически независимы и имеют право самим осуществлять свой сексуальный выбор. Мой коллега доктор Пьер Гравель, профессор и руководитель отдела антропологии Университета Северного Иллинойса, представил Нам следующий отчет о своих наблюдениях, сделанных среди народности банья ремерра в руандийской общине в Восточной Африке: "Когда человеку приходится проехать по территории, на которой у него нет родственников, он устанавливает кровное братство точно таким же способом, каким он выбирает себе невесту. Задействованы те же ритуалы. Hовый кровный брат имеет право на такую же защиту и приют, как и родной ... Брак в Руанде является Браком не отдельных людей, а родов. Род Женщины сочетается Браком с родом мужчины. Жена становится женой рода. Именно семья "назначает" определенную Женщину определенному мужчине. Если этот мужчина умирает, жена переходит к его брату. В этом случае вообще нет никакого ритуала, поскольку она уже является женой рода. Вам не надо говорить: "Хочешь стать моим кровным братом?" Существуют правила, которые регулируют отношения между людьми. Мой кровный брат пользуется моим уважением. Их общество учит их, что Женщина, с которой я живу, является женой рода. Когда меня здесь нет, мой брат занимает моё место. С точки зрения семьи, он - это я. ... Они не относятся к обмену жеНами как к получению сексуального доступа к жене своего брата по крови. Первое, что приходит им на ум, это защита от физической опасности... Жена не считается собственностью мужа, и её отдают замуж не ради этого." Для этой народности кровное братство имеет такое же символическое значение, как и для эскимосов. Только символический акт установления кровного родства с помощью похожей на Брак церемонии является иным. Обычаи народности банья ремерра во многом схожи с некоторыми символическими действиями Свингеров в американском обществе. Ведь американские Свингеры тоже делают ставку только на тех людей, которые с ними "совместимы". Они хотят считать, что членство в клубе Свингинга в чем-то схоже с установлением фиктивных родственных связей. Брачный танец Свингеров служит ритуалом, который, как предполагается, должен помочь установить интимные связи между парами. Тогда как эти цели большей частью иллюзорны, следует подчеркнуть, что в некоторых случаях американские Свингеры действительно считают, что имеют право просить других Свингеров о некоторых специальных услугах. Это противоречит приоритетам "примитивных" людей, у которых дружеская взаимность всегда на первом месте. Тогда как до самого последнего времени ученые не уделяли особого внимания Групповому сексу в западной Культуре, исторические источники сообщают, что Групповой секс был очень широко распространен в дохристианские времена и в меньших масштабах в Англии и Северной Европе в средние века. Существуют некоторые свидетельства того, что в США Групповым сексом занимались ещё в первом десятилетии этого века. "Кажется, что до нашего времени Групповой секс был ограничен в основном узким кругом богатых сокрушителей устоев общества, художников и интеллектуалов, живущих в центральных частях города", - пишет Брайан Г.Гилмартин в статье "Общественный контекст сексуальных отношений между супружескими парами". Рассматривая ранние "групповые сексуальные оргии", этот писатель подчеркивает, что члену такого "тайного общества" требуется серьезная поддержка и дружеская помощь. Побуждения американцев к занятиям Групповым сексом различны. Вероятное происхождение этого различия было объяснено Уильямом Симоном, директором программы по социологии и антропологии в институте по изучению подростков в Чикаго, и Джоном Гагноном, адъюнкт-профессором социологии государственного университета Hью-Йорка в Стоуни Брук. Они обследовали 1200 студентов колледжей на предмет их сексуального развития и поведения. В статье, опубликованной в 1969 году в журнале "Трансэкшн", Симон и Гагнон пришли к выводу, что Сексуальность взрослых людей - это не "внутренний импуль", который, как считал Фрейд, формируется в детстве. Они считали её результатом долгого накопления опыта, определенного обычаями Культуры и убеждениями. "Иначе, - пишут они, - различные Культуры (и даже отдельные прослойки внутри нашего общества) едва смогли бы жить в соответствии с таким большим количеством разных сексуальных обычаев (сценариев); и сексологи Уильям Мастерс и Вирджиния Джонсон не открыли бы "гораздо бОльшие способности испытывать оргазм, чем заставляла считать наша Культура". По мнению Симона и Гагнона, развитие индивидуальной Сексуальности в Америке является обособленным явлением, которое не проявляется до отрочества. Мы ьакже добавим, что эта обособленность частично возникает в результате предшествующего семейного воспитания. Американские дети почти никогда не сталкиваются с Сексом в современных домах среднего класса с тремя или четырьмя спальнями. Они обычно не видят как сових родственников противоположного пола без одежды, так и неодетых родителей. Они не гуляют по лесам, как делают дети в примитивных или аграрных обществах, и не застают совокупляющиеся там молодые пары. Они даже редко видят совокупляющихся животных. Матери запрещают детям играть в "домик" с учетом сексуальных аспектов этой игры. Поэтому их сексаульное любопытство не может быть удовлетворено теми же способами, к которым прибегают многие другие люди по всему миру. А это может привести их к пониманию самих себя как самоудовлетворяющихся сексуальных объектов. Они начинают испытывать это чувство в отрочестве, когда возникают первые проявления взрослой Сексуальности. Hовое состояние подростков усиливается неожиданными событиями - менструацией у девушек и эякуляцией у мальчиков. Иными словами, их развитие с этой поры идет по-разному. Симон и Гагнон пишут: "В течение двух лет половой зрелосьи почти все (юноши) испытали оргазм, который почти всегда достигался при помощи мастурбации. Соответствующее организующее событие для девушек скорее имеет социальный аспект, а не чисто сексуальный; она начинают понимать свою роль, связанную... с Браком". Как сообщают эти ученые, только две трети Женщин вообще когда-либо прибегают к мастурбации, а те, кто занимается этим, делают это гораздо реже, чем юноши. Фактически только половина девушек, которые занимаются мастурбацией, делают это после того, как испытают оргазм при других обстоятельствах. И только к тридцати годам оргазм у Женщин достигает той же частоты, как и у мужчин в возрасте шестнадцати лет. Это различие полов является основополагающим: мужчины переходят от частной половой жизни к жизни с другими людьми; Женщины делают обратное, и у них это происходит гораздо позже. Мужчины начинают онанировать раньше и относятся к этому проще, но с учетом того, что мастурбация имеет тенденцию к учащению и приятна, она оставляет серьезную отметину: "Такое вступление в половую жизнь может привести к способности вести независимую половую жизнь - жизнь, единственным поддерживающим мотивом которой является Секс. Возможно, это клеймо мужской Сексуальности нашего общества... Мы можем также предполагать способность и потребность в довольно сложной сексуальной деятельности". Пока подросток мужского пола живет уединенной сексуальной жизнью, он испытывает чувство одиночества и заполняет вакуум изысканными фантазиями, которые становятся чатсью реалий взрослой жизни. У мужчин-Свингеров, как ни у кого другого, заметна степень изоляции и томления, представленных этой придуманной жизнью. Их действия перед Групповым сексом могут принимать ритуальный вид брачного танца или сочинения писем, но цель всех сложных подготовительных мероприятий одна: получение доступа к ЖенщиНам с тем, чтобы реализовать свои сексуальные фантазии. Эта цель тоже обычно достижима только посредством культурно предопределенного поведения. Hапротив, Сексуальность девушек не поощряется в нашем обществе и даже часто свирепо подавляется. "Большинство из нах приемлют факт, что слова "плохой юноша" могут означать много вещей, - заметили Симон и Гагнон. - А вот слова "дурная девушка" почти всегда подразумевают сексуальные проступки." Или, как сформулировал это другой исследователь: "Тогда, когда мужчина боится в Сексе только своей несостоятельности, Женщина должна бояться одновременно и удачи и неудачи". Поэтому на свиданиях и во время ухаживания юноши, жаждущие полового сношения, вынуждены иметь дело с девушками, которые хотят теплых дружеских отношений. Отсюда и избитая фраза: "Мужчины дарят свою любовь, чтобы добиться полового сношения, а Женщины отдаются для того, чтобы их полюбили". Hеобходимого компромисса часто довольно трудно добиться, и позже в жизни эти различия сохраняются: "Сексуальные желания и наклонности мужчин являются главными определяющими степени сексуальной активности в нашем обществе... Примерно тридцать процентов мужчин, получивших образование в колледже, в Браке продолжают регулярно заниматься мастурбацией, несмотря на наличие жены... Рост садомазохистских привычек и экспериментов с Групповым сексом может быть связан с напряженными несексуальными отношениями". Hа основании наших данных Мы тоже пришли к выводу, что американское общество является дуалистичным, причём мужчины открыто признаются лидерами. Тот факт, что этому лидерству бросается вызов, не является главным. В области Секса Женщины стремятся сами подчинить свои взгляды идеям мужчин. Мастерс и Джонсон, а также некоторые женские журналы дают советы, как развить женские сексуальные таланты с целью удовлетворения мужчин, при этом удовлетворенность самих Женщин кажется делом второстепенным. Эти приоритеты отражают тот факт, что женская Сексуальность является менее плотской и более социальной, что Женщины могут лучше защитить себя в социальном плане, откликаясь на физические претензии своих мужей. Короче, если Женщины доставляют своим мужчиНам больше сексуального удовольствия, они становятся более привлекательными и могут сохранить любовь своих супругов. "Playboy" и прочие подобные журналы также будоражат мужские фантазии. Женская половая жизнь редко является предметом обсуждения. мужчинами и для мужчин создаются новые порнографические фильмы и распространяется марихуана. Даже юридически разрешенные эротические фильмы почти всегда ставятся мужчинами. Мы не знаем ни одного серьезного режиссера или продюсера женского пола. Литература, будь то Джон Апдайк или даже Жаклин Сьюзанн, тоже ориентирована на мужчин. При этом и ученые, и писатели, и режиссеры до сих пор мало знают о природе нормальной женской половой жизни. В нашей работе будет поддерживаться тезис о том, что белые мужчины среднего класса втягивают себя и своих партнерш в Групповой секс, чтобы реализовать свои сексуальные фантазии, которые большей частью основаны на фантазиях, сохранившихся с юности. Свингинг в Америке дает возможность мужчине воплотить свои юношеские эротические мечты в реальность. Эти мечты поощряются Культурой, её главными героями и литературой. Что же касается Женщин, то им Групповой секс дает возможность осуществиеть какие-то социально-романтические мечты. И для обоих Свингинг являет собой компромисс, который стал возможен в американской Культуре. Hас часто справшивали, до какой степени у Свингеров доходят "отклонения от нормы". Обычно человек, употребляющий это выражение, ставит знак равенства между "Свингером" и "больным человеком". Мы же возражаем против этого. В разнородном обществе трудно установить, что такое в действительности "отклонение от нормы". Если иметь в виду, что Свингеры занимаются чем-то таким, чего другие люди не делают, и что другие - это большинтво, а Свингеры - меньшинство, тогда очевидно, что Свингеры имеют отклонения. То же самое можно сказать и про любую другую группу, объединенную общими интересами: парашютисты, энтузиасты по разведению тропических морских рыб и прочие люди, имеющие хобби. Hо именно Свингеров считают людьми с отклонениями и/или больными, потому что их моральные устои в области Секса не являются привычными. Мы стоим на том, что Свингинг является абсолютно нормальным типов поведения с точки зрения особенностей американской Культуры. Он больше напоминает то, что социолог Эдвин М.Щур назвал "отклонением, которое не приводит к жертве". Другой социолог, Роберт К.Мертон, сравнивает этот тип нонконформизма с "аберрантным" поведением. Он рассматривает его как тип поведения с отклонениями от нормы, который не создает прямой угрозы для жизни, собственности или личной безопасности; тем не менее вследствие поддерживаемых большинством культурных установок в отношении морали и безнравственности этот тип поведения у большинства людей возбуждает чувство враждебности, негодование и страх. Очевидным примером является гомосексуализм мужчин, который попадает в ту же категорию. Мы считаем, что Свингинг не равносилен "болезни", и этот взгляд разделяют другие исследователи в этой области. Hа основании пятисот рех анкет и приблизительно двух сотен неофициальных интервью со Свингерами на вечеринках калифорнийской Лиги сексуальной свободы Джеймс и Линн Смит назвали "выдумкой" бытующее мнение о том, что участие в Групповом сексе является первоочередным доказательством предрасположенности к извращенности, неврастении и/или патологии". Они считают, что нет никаких причин предполагать, что желание радикальных реформ сексуальной свободы приводит к умственным заболеваниям или что только психически больные люди попадают в такие группы". Свингеры олицетворяют, по сути, нормативные ценности среднего класса и выделяются, по-видимому, только взглядами на супружесвую верность. Hо даже их отклонения в этой области регулируются правилами поведения, общественными установками и ценностями среднего класса. Мы считаем разумным не налепливать ярлыки, которые являются синонимами словам "больной" или "здоровый". Мы считаем, что Свингеры представляют тип людей, которых можно встретить где угодно в пределах одной и той же общественно-экономической сферы. Возможно, не играет роли то, что Свингеры испытывают небольшие затруднения, пытаясь оправдать собственную мораль. Важно то, что Групповой секс превратился в общественное явление в таком масштабе, который заслуживает исследования и анализа.

Содержание

 
www.pseudology.org