| |
The Art
of loving. An Enquiry into the Nature of Love, 1956
М.: Педагогика, 1990
|
Эрих Фромм
|
Искусство любить
Вместо заключения. (Фрагмент
из кн.: Фромм Э. Иметь или быть? М.:
Прогресс, 1990)
|
Любовь имеет два разных
значения в зависимости от того, имеем ли мы в виду любовь по принципу
обладания или бытия. Может ли человек иметь любовь? Будь это возможно,
любовь должна была бы существовать в виде какой-либо вещи, субстанции,
которой человек может владеть и обладать как собственностью. Но дело в
том, что такой вещи, как "любовь" не существует. "Любовь" – это
абстракция; может быть, это какое-то неземное существо или богиня, хотя
никому ещё не удавалось увидеть эту богиню воочию. В действительности же
существует лишь акт любви. Любить – это форма продуктивной деятельности.
Она предполагает проявление интереса и заботы, познание, душевный
отклик, изъявление чувств, наслаждение и может быть направлена на
человека, дерево, картину, идею. Она возбуждает и усиливает ощущение
полноты жизни. Это процесс самообновления и самообогащения.
Если человек испытывает любовь по принципу обладания, то это означает,
что он стремится лишить объект своей "любви" Свободы и держать его под
контролем. Такая любовь не дарует жизнь, а подавляет, губит, душит,
убивает её. Когда люди говорят о любви, они обычно злоупотребляют этим
словом, чтобы скрыть, что в действительности они любви не испытывают.
Многие ли родители любят своих детей? Этот вопрос все ещё остается
открытым. Ллойд де Моз обнаружил, что история западного мира двух
последних тысячелетий свидетельствует о таких ужасных проявлениях
жестокости родителей по отношению к собственным детям – начиная от
физических истязаний и кончая издевательствами над их психикой, – о
таком безразличном, откровенно собственническом и садистском отношении к
ним, что приходится признать, что любящие родители – это скорее
исключение, чем правило.
То же самое можно сказать и о браке. Основан ли он на любви или,
согласно традициям прошлого, на существующих обычаях, или на голом
расчете, действительно любящие друг друга муж и жена представляются
исключением. То, что на самом деле является расчетом, обычаем, общими
экономическими интересами, обоюдной привязанностью к детям, взаимной
зависимостью или взаимной враждой или страхом, осознается как "любовь" –
пока один или оба партнера не признаются, что они не любят и никогда не
любили друг друга.
Сегодня в этом отношении может быть отмечен некоторый
прогресс: люди стали более реалистично и трезво смотреть на жизнь, и
многие уже больше не считают, что испытывать к кому-либо половое
влечение – значит любить его, или что теплые, хотя и не особенно близкие
отношения между друзьями есть не что иное, как проявление любви. Этот
новый взгляд на вещи способствовал тому, что люди стали честнее, а также
и тому, что они стали чаще менять партнеров. Это не обязательно приводит
к тому, что любовь возникает чаще; новые партнеры вполне могут столь же
мало любить друг друга, как и старые.
Переход от "влюбленности" к иллюзии любви-"обладания" можно часто со
всеми конкретными подробностями наблюдать на примере мужчин и женщин,
"влюбившихся друг в друга". В период ухаживания оба ещё не уверены друг
в друге, однако каждый старается покорить другого. Оба полны жизни,
привлекательны, интересны, даже прекрасны – поскольку радость жизни
всегда делает лицо прекрасным. Оба ещё не обладают друг другом;
следовательно, энергия каждого из них направлена на то, чтобы быть, то
есть отдавать другому и стимулировать его. После женитьбы ситуация
зачастую коренным образом меняется. Брачный контракт дает каждой из
сторон исключительное право на владение телом, чувствами и вниманием
партнера. Теперь уже нет нужды никого завоевывать, ведь любовь
превратилась в нечто такое, чем человек обладает, – своего рода
собственность. Ни тот, ни другой из партнеров уже больше не прилагает
усилий для того, чтобы быть привлекательным и вызывать любовь, поэтому
оба начинают надоедать друг другу, и в результате красота их исчезает.
Оба разочарованы и озадачены. Разве они уже не те люди, которыми были
прежде? Не ошиблись ли они?
Как правило, каждый из них пытается отыскать причину подобной перемены в
своем партнере и чувствует себя обманутым. И ни один из них не видит,
что теперь они уже не те, какими были в период влюбленности друг в
друга; что ошибочное представление, согласно которому любовь можно
иметь, привело их к тому, что они перестали любить. Теперь вместо того,
чтобы любить друг друга, они довольствуются совместным владением тем,
что имеют: деньгами, общественным положением, домом, детьми. Таким
образом, в некоторых случаях брак, основывавшийся сначала на любви,
превращается в мирное совместное владение собственностью, некую
корпорацию, в которой эгоизм одного соединяется с эгоизмом другого и
образует нечто целое: "семью".
Когда пара не может преодолеть желания возродить прежнее чувство любви,
у того или другого из партнеров может возникнуть иллюзия, будто новый
партнер (или партнеры) способен удовлетворить его жажду. Они чувствуют,
что единственное, что им хочется иметь, – это любовь. Однако для них
любовь не служит выражением их бытия, это богиня, которой они жаждут
покоряться. Их любовь неизбежно терпит крах, потому что "любовь – дитя
Свободы" (как поется в одной старинной французской песенке), и тот, кто
был поклонником богини любви, становится в конце концов настолько
пассивным, что превращается в унылое, надоедливое существо, утратившее
остатки своей прежней привлекательности.
Все это не означает, что брак не может быть наилучшим решением для двух
любящих друг друга людей. Вся трудность заключается не в браке, а в
собственнической экзистенциальной сущности обоих партнеров и, в конечном
счете, всего общества. Приверженцы таких современных форм совместной
жизни, как групповой брак, смена
партнеров, групповой секс и т.д.,
пытаются, насколько я могу судить, всего лишь уклониться от проблемы,
которую создают существующие для них в любви трудности, избавляясь от
скуки с помощью все новых и новых стимулов и стремясь обладать как можно
большим числом "любовников" вместо того, чтобы научиться любить хотя бы
одного.
Содержание
www.pseudology.org
|
|