| |
|
Валентин Исаакович Рабинович
|
Вера Инбер |
Если во
всех других провинциальных городах моего отечества в начале прошлого
века писатели ( и прозаики, и поэты ) порождались поштучно, то в Одессе
несомненно работал писательский инкубатор. Только получивших мировую
известность пятеро - прозаики Исаак Бабель,Валентин Катаев,Илья
Ильф,Евгений Петров и поэт Эдуард Багрицкий. Вот что значит - «ногою
твердой встать на море»! В данном случае – на Черном, входящем в систему
общеевропейско-азиатско-африканского Средиземноморья!
Не знаю, можно ли к этому списку добавить поэтессу Веру Инбер, знали ли
ее в других странах или нет, но в своей собственной стране она некогда
ходила в классиках. Во всяком случае, во времена моего детства одно ее
произведение знали наизусть практически все грамотные советские люди:
..И прежде, чем укрыть в могиле
Навеки от живых людей,
В Колонном зале положили
Его на пять ночей и дней.
И потекли людские толпы,
Неся знамена впереди,
Чтобы взглянуть на профиль желтый,
На красный орден на груди.
Текли. А стужа над Москвою
Такою лютою была,
Как-будто Он унес с собою
Частицу нашего тепла.
И пять ночей в Москве не спали
Из-за того, что Он уснул.
И был торжественно печален
Луны почетный караул.
Во время войны Вера Инбер написала поэму о героической эпопее обороны
Ленинграда «Пулковский меридиан», которая была отмечена Сталинской
премией.
Но из этой поэмы мне , вообще-то в те годы запоминавшему стихи с одного
прочтения, почему-то не запомнилось ни одной строчки. В отличие от тоже
достаточно объемистого «Василия Теркина» или Симоновского сборничка
«С тобой и без тебя», которые я сходу заучил целиком.
Но некоторые ее ранние стихи имели хождение и в послевоенные времена.
На всю жизнь мне запомнился очаровательный инберовский стишок,
услышанный в 1946-ом году, вскоре после демобилизации, когда мне было в
общем-то не до поэзии:
- Мама, правда завтра праздница?
- Праздник, детка, говорят.
- Все равно, какая разница,
Лишь бы дали шоколад.
Правда, память человеческая – штука странная. Иногда не можешь запомнить
очень нужную тебе вещь, а иногда никак не получается выкинуть из головы
что-нибудь, вовсе того не стоющее. К примеру, у меня застряла в мозгах
посвященная тому же автору эпиграмма, сочиненная уж не знаю кем, не знаю
когда, а впервые услышанная мною уже в следующем, XXI столетии:
Ах у Инбер,
Ах у Инбер
Что за лобик,
Что за рот!
Все глядел бы
На нее бы,
Все глядел бы
На неё б.
От кого услышанная? От одного из моих торонтских друзей ( см. ЮРА
СЛЕПЯН).
Оглавление
www.pseudology.org
|
|