| |
|
Валентин Исаакович Рабинович
|
Религия
|
Два главных
инстинкта определяют поведение
человека
– инстинкт сохранения индивидуума
и инстинкт сохранения рода. Оба они равно необходимы для сохранения
биологического вида
Homo sapiens.
В этом смысле
человек не представляет
исключения – те же два
инстинкта определяют поведение и всех других
животных.
Но в отличие от большинства других живых существ
человек руководствуется в
своих действиях не столько непосредственно своими
инстинктами и не только
воспитанными окружающей средой условными рефлексами, но и
доводами своего
рассудка, основанными на имеющейся в нем
информации об окружающей среде.
Однако информация эта не может быть полной в принципе. На то имеются, по
крайней мере, три причины.
Во-первых, все
процессы протекают во времени. Поэтому окружающая среда и рассудок
находятся в отношениях
человека и черепахи из знаменитой
апории
Зенона.
Человек может лишь приближаться к черепахе, догнать ее он не в состоянии.
Во-вторых, окружающая
человека среда имеет колоссальную фору: Вселенная
существует более десятка миллиардов лет, а
человек – считанные миллионы и
даже тысячи. Так что к собиранию
информации о среде он приступил с большим
опозданием.
В-третьих,
человек познает мир с помощью тех естественных приборов,
которые в обиходе носят название
органов чувств, но эти приборы далеко не
всесильны. Наше зрение, например, способно улавливать лишь малую часть
колебаний наполняющего Вселенную электромагнитного поля. Конечно,
человеческий рассудок способен создавать искусственные приборы,
расширяющие возможности получения нужной
информации.
Однако опыт
свидетельствует, что на каждом этапе цивилизации существовали
принципиальные ограничения. Так, до овладения огнем люди не могли иметь
никакой
информации о несамородных металлах. До изобретения телескопа – о
рельефе лунной поверхности, спутниках Юпитера, кольце Сатурна. До открытия
радиоактивности – о лучевой болезни.
Наш этап в этом отношении ничем не отличается от предыдущих – огромное
количество
информации об окружающей среде нам в принципе недоступно. И
следовательно, рассудок, как бы мы его ни пришпоривали, не может
предоставить нам полный комплект указаний, позволяющих выжить как
отдельным человеческим индивидуумам, так и человечеству в целом, в то
время, как первым грозят рак и СПИД, а последнему –
экологический тупик.
Как же смогли выжить на протяжении десятков тысяч лет наши предки?
Я
думаю, что благодаря двум великим изобретениям:
религии и
государству.
Религия побуждала
человека к адекватному поведению в условиях нехватки
информации, опираясь не на рассудок, а на веру.
Государство заставляло его
действовать именно так, когда одних
моральных побуждений оказывалось
недостаточно, оно было дубинкой в руках
религии.
Такова их изначальная роль, часто извращаемая человеческим рассудком, но никаких иных
способов прокладывания маршрута в условиях плохой видимости, а подчас и
полного ее отсутствия человечество не изобрело.
На протяжении
новейшей истории общеизвестны три случая отказа наций от
религии:
якобинская Франция, коммунистическая Россия, гитлеровская Германия. Все
они привели к национальным катастрофам и неисчислимым бедствиям для других
народов.
К национальным катастрофам приводило и резкое ослабление
государственной власти. В России такие времена именовались очень точно –
смутными. Во всех
подобных случаях происходил сильнейший перекос в равновесии между двумя
краеугольными
инстинктами в сторону
инстинкта сохранения индивидуума,
перекос буквально самоубийственный, поскольку, человеческий индивидуум так
же нежизнеспособен вне человечества, как эритроцит или лейкоцит вне
организма.
К началу третьего тысячелетия
анархическое отрицание необходимости
государства сошло с исторической сцены.
[ой ли?]
Однако
необходимость
религии перестала приниматься в расчет многими, а в
некоторых странах даже большинством населения. Но свято место пусто не
бывает – и место человеколюбивых
религий занимают человеконенавистнические
культы, а место профессиональных
богословов – авантюристы и жулики.
Вполне
вероятно, что главная задача всех культурных сил человечества в XXI веке
заключается в его возврате на
религиозные пути.
Источник
Оглавление
www.pseudology.org
|
|