| |
|
Валентин Исаакович Рабинович
|
Реинкарнация
|
Если
представления о реинкарнации, переселении душ, не возникли бы в глубокой
древности, то они вполне могли бы возникнуть в наше время. Одну из таких
возможностей дало появление в ХХ веке в России сперва Сергея Есенина, а
после его гибели – Владимира Высоцкого.
Сходство их судеб исключительно. Оба обладали огромным и в высшей
степени оригинальным творческим талантом.Оба вышли из гущи народа и
стали его любимцами: один воистину народным поэтом, другой воистину
народным певцом. Оба своими великими творческими достижениями были
обязаны исключительно себе самим. Оба не только не удостоились при жизни
признания правящими кругами страны, не получили ни одной
правительственной награды, но и находились в оппозиции к властям.Оба
выбрали себе в жены знаменитых иностранных актрис и какое-то время жили
за границей.Оба вели разгульную жизнь, разрушили себя алкоголем и
наркотиками и погибли молодыми.
Все это выглядит так, будто Высоцкий сознательно поставил своей
жизненной целью повторить Есенина или будто что-то вроде реинкарнации
действительно может иметь место.
Другая возможность появления допотопной идеи в наше время связана со
скандальными историческими разысканиями математика Фоменко, объяснившего
появление представленных в его сочинениях «параллельных» исторических
персонажей ошибками в классической хронологии. Но ведь с неменьшим
основанием этот «параллелизм» можно объяснить реинкарнациями.
Вообще мало что так возбуждает человеческую фантазию, как разного рода
совпадения. Так хочется возвести любую случайность в ранг закономерности
и тем самым хоть немножко гармонизировать окружающий нас вселенский
хаос!
Но если бы самые разные ложные учения основывались исключительно на
случайных совпадениях, то исключительная роль фантазии в науке, а значит
вообще в человеческой жизни, отмеченная, например, такими авторитетными
учеными, как первый нобелевский лауреат по химии голландец Вант-Гофф и
другой нобелевский лауреат, по физике, россиянин Петр Капица, просто не
могла существовать. На самом же деле в основе любого ложного учения
всегда можно обнаружить какую-то истину, какой-то непреложный,
объективно наблюдаемый факт.
Да и само взаимоотношение между случайностью и закономерностью вовсе не
так просто, как это представляется обыденному сознанию. Случайность,
воспринимаемая религиозным сознанием как чудо, как проявление
божественной воли, на самом деле явление вполне закономерное, просто
наблюдаемое на порядки величин реже, чем то, что представляется явлением
закономерным в силу своей буквальной оче-видности, наблюдаемости.
Кстати уж, не будь фантазия таким существенным фактором в существовании
человеческого рода, его представители не были бы наделены ею. Как,
впрочем, и представители некоторых других видов высоко организованных
живых существ, в чем легко убедиться, постояв несколько минут у площадки
молодняка в зоопарке.
Но возвратимся к упомянутой схожести личности и судеб Сергея Есенина и
Владимира Высоцкого. Весьма вероятно, что подмеченные людьми подобные
совпадения были, по крайней мере, одним из мотивов, приведших к идее о
реинкарнации. Но какая-то природная закономерность лежит в их основе? И
если лежит, то какая именно?Мне представляется, что та самая,
обнаружение которой по отношению к населенным мирам привело к костру
великого мыслителя средневековья Джордано Бруно.
На самом деле множественны не только населенные миры, но и все без
исключения природные структуры. Ничто в наблюдаемой природе не
существует в единственном экземпляре – ни протон с электроном, ни
звезда, галактика, вселенная, ни кишечная палочка или человек. Не
существуют в единичном экземляре и различные типы как их самих, так и их
взаимоотношений.
Руководствуясь этим правилом, можно было предсказать, например,
практически одновременное появление в человеческом обществе таких
извергов, как Ленин, Троцкий, Сталин, Гитлер, Мао, Пол Пот. Да оно и
было предсказано великими писателями. А первым людей подобного типа
вывел еще Шекспир. Даром что ли пьесы его востребованы до сих пор?
Оглавление
www.pseudology.org
|
|