Страсть к
познанию, один из самых
удивительных
императивов, вложенных Природой в
человека и отличающих его от
других живых существ, удовлетворяется им с помощью одного универсального
метода – аналогии, познания неизвестного через известное. Действенность
этого метода объясняется единством
мира, устройством всего сущего по единым
законам.
Человеческий разум практически воплощен в
языке – человек мыслит словами. Слова же, все без исключения, построены по
принципу
аналогии, начиная с младенческого лепета, в котором непроизвольное
шлепанье губами – мамама, папапа, бабаба или язычком о десны – татата,
дадада и т.п. во всех языках мира сопоставляется со склоняющимися над
младенцем лицами матери, отца, бабушки, дедушки, тети, дяди.
Многие слова имеют звукоподражательное
происхождение: пи – писк, гр – гром, пу – пушка, бам – бампер, бом – бомба,
хо – хохот и т.д. Громадное же большинство слов представляют собой
производные от слов этих двух типов и производные от производных,
образованные путем переноса смысла от старого к новому, от известного к
доселе не известному.
Путь
аналогии – естественный и, более того,
единственный путь логического познания в случае, когда
аналогия осознается,
и интуитивного познания, когда она не осознается.
Именно
аналогия лежит в основе атома умозаключения –
силлогизма. И она же
лежит в основе всех видов искусства – здесь ее чаще называют
метафорой.
Кстати, метафоричность
искусства служит косвенной уликой в пользу того, что
оно, как и
наука, представляет собой метод познания
мира.
Поэт открывает новое:
на то он и есть поэт
А если нового нету,
то и поэта нет
Источник
Оглавление
www.pseudology.org
|