| |
|
Валентин Исаакович Рабинович
|
Дразнилки
|
Несмотря на
то, что советская власть провозгласила и в первые десятилетия неуклонно
проводила в жизнь принцип дружбы народов, во времена моего раннего
детства, в двадцатые годы двадцатого века еще существовали, во всяком
случае в ребячьей среде, дореволюционные оскорбительные для
представителей разных наций дразнилки. До нашего времени из них дошли
только «жид» с «жидовской мордой», да еще «хохол». В отместку украинцы
именовали русских не «москалями», как теперь, а «кацапами».
Китайцам, которых тогда в Москве было много, кричали: «Ходя, соли
надо?». Повстречав немца, декламировали: « Немец- перец, колбаса, кислая
капуста».А татарину, которому, поскольку ему, как мусульманину,
противопоказана свинина, полагалось показать свернутый на манер свиного
уха край рубашки или пальто.
В детском обиходе сохранялись и некоторые еще более давние дразнилки,
дошедшие из эпохи, когда единой России еще не существовало, и кроме
Московского великого княжества было, например, Рязанское, был Господин
Великий Новгород. Я собственными ушами слышал, как выходца из Рязанской
области называли « рязань косопузая», а из Новгородской – «скобарь».
Впрочем, стоит ли удивляться подобной живучести, если и нынешние дети
знакомы с выходцами из совсем уж дремучей древности. С Бабой-ягой,
например, в имени которой просматривается тот же корень, что и в слове
«йога». Или – с Ведьмой ( корень тот же, что и в слове «ведать», т-е.
«знать», значит когда-то так называли знахарку). Или – с Кащеем
бессмертным ( корень тот же, что и в слове «кость», а «бессмертный»
потому, что пришел к нам из тех времен, когда люди боготворили своих
умерших предков).
В школе нам рассказывали, что в своем эмбриональном развитии человек
проходит чуть ли не все фазы. Одноклеточное сливается в многоклеточное,
затем
рептилия, затем млекопитающее, что-то вроде обезьянки, а человечек уже
напоследок. Сейчас эта штука вроде бы опровергнута. Но как тогда
объяснить присущую большинству мальчишек, да и многим девочкам, страсть
лазить на деревья? Помнится мне, что я даже Достоевского впервые начал
читать, с удобством расположившись на росшей возле дома липе.
Похоже, что в своем социальном развитии человек повторяет пройденные
обществом этапы. Не об этом ли свидетельствует повсеместный обычай
подростков спонтанно сбиваться в стаю, оберегающую свою «охотничью
территорию» от других таких стай – конкурентов за разного рода добычу?
Не отсюда ли «Вестсайдская история»?
Оглавление
www.pseudology.org
|
|