| |
Im
Selbstverlag des Verfassers, 1933, 288s
|
Вильгельм
Райх |
Charakteranalyse : Technik und Grundlagen für
studierende und praktizierende Analytiker
Часть 2. Теория формирования
характера. Глава I. Характерное преодоление детского сексуального конфликта
|
Психоаналитическое
исследование способно предоставить характерологии принципиально новые
подходы, а благодаря этим подходам — новые результаты; это возможно
благодаря трем его свойствам:
- его теории бессознательных механизмов,
- его способу исторического рассмотрения и
- пониманию динамики и экономики психического события.
Продвигаясь вперед от явлений к их сущности и развитию и постигая
процессы «глубинной личности» в продольном и поперечном разрезе,
психоаналитическое исследование автоматически прокладывает путь к идеалу
характерологии, к «генетическому учению о типах», которое могло бы
приблизить нас не только к естественнонаучному пониманию человеческих
реакций, но и к специфической истории их развития. Уже само то, что
изучение характера перешло из области так называемой духовной науки в
понимании Клагеса в область естественнонаучной психологии, нельзя
недооценивать.
Однако клиническое исследование этой области — дело отнюдь не простое, и
вначале нам необходимо дать некоторые пояснения по поводу исследуемого
предмета.
1. Гештальт и форма психических реакций
В исследовании характера психоанализ с самого начала предложил новые
пути, соответствующие его методу. Первое открытие Фрейда, что
определенные свойства характера исторически можно объяснить изменениями,
вызванными влияниями внешнего мира, и развитием примитивных влечений в
определенном направлении, что, например, жадность, педантичность и
аккуратность — это дериваты анально-эротических энергий влечения, здесь
было новаторским. Позднее, в частности, Джонс и Абрахам благодаря
сведению черт характера к их инфантильно-инстинктивной основе (например,
зависть-честолюбие — уретральная эротика) обогатили характерологию
принципиальными находками. В этих первых попытках речь шла об объяснении
отдельных типичных черт характера на основе влечений. Однако
проблематика, вытекающая из требований повседневной терапевтической
практики, значительно шире. Мы оказались перед альтернативой: либо
исторически и динамически-экономически понимать характер как общую
формацию, как в целом, так и в ее типологических изменениях, либо
отказаться признать значение немалого числа случаев, в которых речь идет
как раз об устранении характерной основы невротического реагирования.
Поскольку характер больного в своем основном свойстве как типичного
способа реагирования служит сопротивлению раскрытию бессознательного
(сопротивление характера), можно доказать, что эта функция характера в
процессе лечения отражает его возникновение: поводы, вызывающие типичную
реакцию человека в обычной жизни и во время лечения, те же, что в свое
время обусловили формирование характера, поддерживали и подкрепляли
однажды возникший способ реагирования и придали ему вид автоматического
механизма, независимого от сознательной воли. При такой постановке
проблемы речь, следовательно, идет не о содержании и своеобразии той или
иной черты характера, а о рациональном функционировании и генезе
типичного способа реагирования вообще. Если до сих пор мы могли понять и
генетически объяснить главным образом содержания переживания,
невротические симптомы и черты характера, то теперь мы пришли также к
разъяснению формальной проблемы, того, как человек переживает и
продуцирует невротические симптомы. Я полагаю, мы не ошибемся,
предположив, что мы прокладываем путь к пониманию того, что можно было
бы назвать основной чертой личности.
В обиходе принято говорить о жестких и мягких, гордых и
самоуничижительных, холодных и теплых, благородных и хладнокровных
людях. Психоанализ этих различных характеров может доказать, что речь
идет лишь о различных формах броневой защиты Я от опасностей внешнего
мира и вытесненных инстинктивных притязаний Оно. В историческом
отношении за преувеличенной вежливостью одного человека действует не
меньший страх, чем за жестким и порой жестоким способом реагирования
другого. Разные судьбы лишь обусловили то, что один человек преодолевает
или пытается преодолеть свой страх в этой, а другой человек — в той
форме. Когда клиницисты-психоаналитики говорят о пассивно-женственном,
паранойяльно-агрессивном, навязчиво-невротическом, истерическом,
генитально-нарциссическом и других характерах, то этими обозначениями
они в несколько грубой схематической форме охватывают различные типы
реагирования. Теперь вопрос заключается в том, чтобы, с одной стороны,
понять то общее, что свойственно «формированию характера» как таковому,
а с другой стороны, сказать нечто об основных условиях, ведущих к столь
типичной дифференциации.
2. Функция формирования характера
Следующим мы должны обсудить вопрос, что вызывает и приводит в действие
процесс формирования характера. Для этого необходимо вспомнить некоторые
особенности любой характерной реакции. Характер состоит в хроническом
изменении Я, которое можно описать как затвердевание. Оно и является
собственно причиной того, что характерный для личности способ
реагирования становится хроническим. Его смыслом является защита Я от
внешних и внутренних опасностей. В качестве ставшей хронической защитной
формации он заслуживает названия «броневой защиты». Это, разумеется,
означает ограничение психической подвижности всей личности. Это
ограничение смягчено нехарактерными, т. е. нетипичными отношениями к
внешнему миру, которые выглядят как оставшиеся свободными коммуникации в
закрытой системе. Это «дыры» в «панцире», через которые, в зависимости
от ситуации, словно псевдоподии, посылаются и втягиваются обратно
либидинозные и прочие интересы. Но сам панцирь подвижен. Способ его
реагирования полностью соответствует принципу
удовольствия-неудовольствия. В неприятных ситуациях броневая защита
усиливается, в приятных она ослабевает. Степень подвижности характера,
способность соответственно ситуации открываться внешнему миру или от
него закрываться, отличает структуру характера, ладящую с реальностью,
от невротической. В качестве прототипов патологически жесткой броневой
защиты можно привести, к примеру, аффективно заблокированный
компульсивный характер и шизофренический аутизм, способный привести к
кататоническому оцепенению.
Характерный панцирь возник как хронический результат столкновения между
собой требований влечений и отказывающего внешнего мира, и он получает
свою энергию и оправдание своего продолжающегося существования из
актуальных конфликтов между влечениями и внешним миром. Он является
выражением и суммой тех влияний внешнего мира на жизнь влечений, которые
благодаря накоплению и качественной однородности образовали историческое
целое. Это сразу станет понятным, если мы вспомним известные типы
характера, как то: «обыватель», «служащий», «пролетарий», «мясник» и т.
д. Местом, где он образуется, является Я, а именно та часть личности,
которая находится на границе между биофизиологическими влечениями и
внешним миром. Поэтому мы также его обозначаем как характер Я.
В начале его окончательного формирования мы постоянно обнаруживаем в
анализах конфликт между генитальными инцестуозными желаниями и реальным
отказом в удовлетворении этих притязаний. Образование характера
выступает как определенная форма преодоления эдипова комплекса. Условия,
которые ведут именно к этому способу разрешения, являются особыми,
специфическими для каждого характера. (Эти условия имеют силу при
господствующих сегодня общественных порядках, которым подчинена детская
сексуальность. При изменении этих порядков изменятся также условия
формирования характера, а вместе с ними — структуры характера.) Ибо
существуют и другие способы разрешения конфликта, но не столь
существенные и не определяющие всю будущую личность, например, простое
вытеснение или образование инфантильного невроза. Если мы рассмотрим
общее в этих соединениях, то обнаружим в высшей степени интенсивные
генитальные желания и пока еще относительно слабое Я, которое из страха
перед наказанием защищается прежде всего посредством вытеснений.
Вытеснение ведет к застою побуждений, который снова грозит простому
вытеснению прорывом вытесненного влечения. Это имеет следствием
изменение Я, например, формирование в поведении манер боязливого
избегания, которые можно охватить выражением «робость». Это пока еще не
черта характера, а только ее зачатки, но для формирования характера они
уже имеют существенное значение. Робость или родственная ей манера
поведения Я означает, с одной стороны, ограничение Я, а с другой — его
усиление; ибо она предоставляет защиту от ситуаций, которые подвергают
его опасности и провоцируют вытесненное.
Однако оказывается, что этого первого изменения Я, скажем, робости,
недостаточно, чтобы справиться с влечением; напротив, она с легкостью
ведет к развитию страха и всегда лежит в основе детской фобии. Чтобы
поддерживать вытеснение, необходимо дальнейшее изменение Я: вытеснения
должны закрепиться, Я должно затвердеть, защита должна приобрести
хронически действующий, автоматический характер. А так как параллельно
развивающийся детский страх представляет постоянную угрозу для
вытеснений, так как в этом страхе выражается вытесненное и так как страх
угрожает ослабить само Я, то и против этого страха должна быть создана
защитная формация. Побуждающим мотивом всех этих мер, к которым теперь
прибегает Я, в конечном счете является сознательный или бессознательный
страх перед наказанием, который ежедневно снова и снова возбуждают своим
реальным — общепринятым сегодня — поведением родители и воспитатели. Так
возникает кажущийся парадокс: ребенок из страха стремится преодолеть
страх.
Необходимое с либидинозно-экономической точки зрения укрепление Я
происходит, по существу, на основе трех процессов.
Я идентифицируется с фрустрирующей реальностью в образе главного
фрустрирующего лица.
Я обращает против себя агрессию, которая была мобилизована против
фрустрирующего лица и сама порождала страх.
Я создает реактивные установки против сексуальных стремлений, используя
теперь их энергию в собственных интересах для защиты от них.
Первый процесс наполняет броневую защиту рациональным содержанием.
(Блокировка аффектов больного неврозом навязчивости имела смысл: «Я
должен владеть собой, как мне всегда проповедовал мой отец», но также:
«Я должен спасти мое чувственное желание и не реагировать на отца».)
Второй процесс связывает, возможно, самую важную часть агрессивной
энергии, блокирует часть моторики и благодаря этому формирует
сдерживающий элемент характера.
Третий процесс лишает вытесненные либидинозные побуждения определенного
количества либидо, из-за чего их пробивная сила уменьшается. В
дальнейшем это изменение не только не устраняется, но и становится еще
большим благодаря усилению сохранившихся энергетических катексисов
вследствие ограничения моторики возможности получать удовлетворение и
общей дееспособности.
Таким образом, броневая защита Я возникает в ответ на страх наказания за
счет энергетических издержек Оно и включает в себя запреты и
назидательные примеры воспитателей. Только так формирование характера
решает свою экономическую задачу — смягчить давление вытесненного и,
кроме того, усилить Я. Но весь процесс имеет и оборотную сторону. Если
такая броневая защита имела успех, по крайней мере временный, то
одновременно она означает более или менее значительную блокировку как от
внешних раздражителей влечений, так и от дальнейшего воспитательного
воздействия. Это не исключает, если не считать грубые случаи развития
упрямства, внешней покорности. Нельзя также не заметить, что внешняя
покорность, как, например, у пассивно-женственного характера, может
сочетаться с самым жестким внутренним сопротивлением. Здесь уместно
подчеркнуть, что броневая защита в одном случае осуществляется на
поверхности личности, в другом — в глубине. При глубинной защите
внешнее, очевидное проявление личности — это не истинное, а лишь
кажущееся ее выражение. В качестве примера броневой защиты,
осуществляемой на поверхности, я бы привел аффективно заблокированный
компульсивный и паранойяльно-агрессивный характеры, в качестве примера
глубинной броневой защиты — истерический характер. Глубина броневой
защиты зависит от условий регрессии и фиксации и в некоторой степени
относится к проблеме дифференциации характеров.
Если характерная броневая защита одновременно является следствием и
определенным способом разрешения детского сексуального конфликта, то при
условиях, в которых происходит формирование характера в нашей культурной
среде, в большинстве случаев она становится основой последующих
невротических конфликтов и симптоматических неврозов —
характерно-невротическим базисом реагирования. Более детально мы его
обсудим позднее. Здесь же я ограничусь кратким обобщением.
Предпосылкой будущего невротического заболевания является структура
характера личности, которая не допускает создания
сексуально-экономического бюджета. Т. е. главное условие заболевания —
не детский сексуальный конфликт и эдипов комплекс сам по себе, а способ,
которым они разрешались. Но поскольку это разрешение само в значительной
мере определено формой семейного конфликта (интенсивностью страха
наказания, широтой границ, в которых дозволено удовлетворять влечение,
характером родителей и т. д.), в конечном счете именно он определяет
развитие Я маленького ребенка вплоть до эдиповой фазы, а в ней — путь к
неврозу или к упорядоченной сексуальной экономике как основе социальной
и сексуальной потенции.
Характерно-невротический базис реагирования отличается тем, что он зашел
слишком далеко и привел к такому затвердению Я, что в дальнейшем оно
становится неспособным к упорядоченной сексуальной жизни и сексуальным
переживаниям. Это приводит к тому, что бессознательные силы влечения не
получают энергетической разрядки, а сексуальный застой не только
остается перманентным, но и постоянно возрастает. В качестве ближайшего
следствия этого мы наблюдаем постоянный прирост характерных реактивных
образований, направленных против сексуальных притязаний, которые
возникают в связи с актуальными конфликтами в важных жизненных ситуациях
(аскетическая идеология и т. д.). И поэтому, как в круговороте,
усиливается застой, который ведет к появлению новых реактивных
образований в форме фобической предусмотрительности. Однако застой
увеличивается быстрее, чем усиливается броневая защита, пока, наконец,
реактивное образование уже не перестает быть адекватным психическому
напряжению. И тогда происходит прорыв вытесненных сексуальных желаний,
которые тут же отражаются посредством симптомообразования (образования
фобии или ее эквивалента).
В этом невротическом процессе друг на друга наслаиваются и друг друга
пронизывают различные защитные позиции Я; тогда в поперечном разрезе
личности мы обнаруживаем рядом друг с другом характерные реакции,
которые относятся к различным периодам развития индивида. В фазе
окончательного крушения Я профиль личности напоминает местность после
извержения вулкана — нагромождение горных пород, относящихся к разным
геологическим пластам. Но в этом беспорядке можно быстро выявить
основной смысл и кардинальный механизм всех характерных реакций,
которые, будучи однажды установленными и понятыми, кратчайшим путем
приведут к центральному инфантильному конфликту.
3. Условия дифференцирования характеров
Какие дифференцирующие условия формирования здоровой и
патологической броневой защиты уже известны сегодня? Наше исследование
формирования характера останется бесплодной теорией до тех пор, пока мы
не сможем ответить на этот вопрос более или менее конкретно и благодаря
этому не дадим педагогике точку опоры. Однако при наших нынешних
сексуальных порядках выводы, которые из этого следуют, ставят педагога,
желающего воспитать здорового человека, в весьма затруднительное
положение.
Прежде всего нужно еще раз подчеркнуть, что формирование характера
зависит не просто от того, что сталкиваются влечение и фрустрация, а от
того, каким способом это происходит, в какой момент возникают конфликты,
формирующие характер, и с какими влечениями они связаны.
Попытаемся при изобилии условий создать определенную схему для
первоначальной ориентировки. Для этого рассмотрим следующие
принципиальные возможности. Результат формирования характера зависит от:
- момента, когда наступает фрустрация влечения;
- частоты и интенсивности фрустраций;
- влечений, которые подвергаются основной фрустрации;
- соотношения между позволением и фрустрацией;
- пола главного фрустрирующего лица;
- противоречий в самих фрустрациях.
Все эти условия определены соответствующими социальными правилами
воспитания, морали и удовлетворения потребностей, т. е. в конечном счете
данной экономической структурой общества.
Так как целью будущей профилактики неврозов может быть только создание
характеров, которые, с одной стороны, придают Я достаточно стойкости в
противостоянии с внешним и внутренним миром, но, с другой стороны,
предоставляют также сексуальную и социальную свободу действий,
необходимую для психической экономики, мы должны прежде всего прояснить,
какое последствие имеет в принципе для ребенка каждый отказ от
удовлетворения влечения.
Всякая фрустрация в духе нынешних воспитательных мер обусловливает отток
либидо в Я и тем самым усиление вторичного нарцизма; уже это означает
характерное изменение Я в смысле повышения чувствительности Я, которая
выражается, например, в виде робости и повышенной готовности к реакциям
страха. Если фрустрирующего человека — как это обычно бывает — любят, то
сначала по отношению к нему развивается амбивалентная установка, которая
затем переходит в идентификацию: ребенок наряду с фрустрацией также
перенимает определенные черты характера этого человека, а именно те из
них, которые направлены против собственного влечения. В таком случае
конечным результатом для влечения является, по существу, вытеснение или
какой-либо иной способ избавления от него.
Однако воздействие фрустрации на характер различается в зависимости от
момента, когда она затрагивает влечение. В начале развития влечения она
приводит к тому, что вытеснение оказывается слишком успешным; хотя
победа является полной, влечение теперь оказывается недоступным ни
сублимации, ни сознательному удовлетворению. Например, слишком раннее
вытеснение анальной эротики нарушает развитие анальных сублимаций и
подготавливает тяжелые формы анальных реактивных образований. В
характерологическом отношении важнее то, что в результате исключения
влечений из структуры личности происходит нарушение общей активности.
Это видно, например, у детей, у которых слишком рано были заторможены
агрессия и моторное удовольствие. В дальнейшем это проявляется в виде
торможения работоспособности.
На вершине своего развития влечение уже едва ли может быть подвергнуто
полному вытеснению. Здесь фрустрация способна создать только
неразрешимый конфликт между запретом и стремлением: если внезапная и
непривычная фрустрация застает влечение на вершине его развития, то это
создает почву для развития импульсивной личности. Ребенок в этом случае
не принимает запрет полностью, но у него возникает сильное чувство вины,
которое со своей стороны опять усиливает импульсивное поведение вплоть
до навязчивого импульса: поэтому мы встречаем у импульсивных психопатов
такую нескладную структуру характера, которая противоречит постулату о
достаточной броневой защите от внешнего и внутреннего. Для импульсивных
лиц характерно то, что не реактивное образование против влечения, а само
влечение (преимущественно садистские импульсы) служит защите от
воображаемых опасных ситуаций, а также от угроз со стороны влечения. Так
как вследствие расстроенной генитальной структуры либидинозная экономика
пребывает в упадке, сексуальный застой усиливает страх, а вместе с ним и
характерные реакции, порождая порой всякого рода эксцессы.
Противоположностью импульсивному характеру является
импульсивно-заторможенный. Если импульсивный характер характеризуется
противоречием между полностью развернутым влечением и внезапной
фрустрацией на пике его развития, то импульсивно-заторможенный характер
— накоплением запретов и прочими воспитательными мерами, ограничивающими
влечения с самого начала и до конца их развития. Этому соответствует
характерная броневая защита: она склонна к жесткости, значительно
стесняет психическую свободу действий индивида, образует реактивный
базис для депрессивных состояний и симптомов навязчивости (заторможенная
агрессия), но делает из людей — и в этом ее социологический смысл —
слишком послушных, в своей сущности некритичных подданных. Для того,
какой будет последующая сексуальная жизнь, наибольшее значение имеют пол
и характер человека, выполняющий основную воспитательную функцию.
Мы сводим очень сложное влияние авторитарного общества на ребенка к тому
обстоятельству, что в основанной на семье организации воспитания
основными исполнительными органами общественного влияния выступают, по
существу, отец и мать. Вследствие бессознательной по большей части
сексуальной установки родителей к своим детям получается, что отец
больше любит дочь, а мать — сына, они меньше отвергают их и поэтому
меньше ограничивают и воспитывают. Таким образом, уже сами сексуальные
отношения в большинстве случаев определяют то, что основные
воспитательные функции выполняет родитель одного пола с ребенком. С
оговоркой, что в первые годы жизни ребенка и у массы работающего
населения это соотношение сдвигается в пользу матери в качестве
воспитателя, можно сказать, что ведущей является идентификация ребенка с
родителем того же пола, т. е. у дочери развиваются материнские Я и
Сверх-Я, а у сына — отцовские. Однако вследствие особой констелляции
семьи или характера родителей очень часто бывают и отступления от этого
правила. Мы упомянем несколько типичных причин неправильных
идентификаций.
Рассмотрим сначала отношения у мальчика. В обычных условиях, т. е. в том
случае, если у него развился простой эдипов комплекс, когда мать больше
его выделяла и меньше ему отказывала, чем отец, он идентифицируется с
последним и, таким образом — при условии, что сам отец имел
активно-мужской характер,— развивается в направлении мужской активности.
Если, наоборот, мать была строгой, «мужественной» личностью, если от нее
исходили все основные фрустрации, то мальчик будет преимущественно
идентифицировать себя с нею, и, в зависимости от эрогенной ступени, на
которой его застала главная фрустрация со стороны матери, идентификация
с матерью будет происходить на фаллической или анальной основе. На
основе фаллической идентификации с матерью обычно развивается
фаллически-нарциссический характер, нарцизм и садизм, который в первую
очередь направляется против женщин (месть строгой матери). Эта манера
поведения представляет собой характерную защиту от глубоко вытесненной
первоначальной любви к матери, которая не могла сохраниться наряду с ее
фрустрирующим влиянием и идентификацией с нею и, скорее, вылилась в
разочарование. Точнее сказать, она превратилась в характерную манеру
поведения, из которой, однако, ее в любой момент можно снова выделить
посредством анализа.
При идентификации с матерью на анальной основе характер становится
пассивным и женственным, но не по отношению к мужчинам, а по отношению к
женщинам; такие характеры часто создают основу для мазохистской
перверсии с фантазией о строгой женщине. Эта формация характера чаще
всего служит защите от фаллических желаний, которые в детстве, хотя и
короткое время, но интенсивно были обращены на мать. Существует страх
кастрации перед матерью, который поддерживает анальную идентификацию с
нею. Специфический эрогенный базис этой формации характера — анальность.
В основе пассивного и женственного характера мужчины всегда лежит
идентификация с матерью. Но наряду с вышеописанным типом, у которого
мать была фрустрирующим воспитателем и поэтому также является объектом
страха, вызывающим это поведение, существует форма пассивно-женственного
характера, возникшая из-за чрезмерной строгости отца. Она возникает
из-за того, что из страха перед реализацией своих генитальных желаний
мальчик отступает от мужественно-фаллической линии на
женственно-анальную линию, идентифицируется здесь со своей матерью и
занимает по отношению к отцу, а потом и ко всем авторитетам, пассивную и
женственную позицию. Преувеличенная вежливость и услужливость, мягкость
и склонность к коварству — все это характеризуют данный тип, который
своей манерой поведения защищается от активных мужских стремлений,
прежде всего от своей вытесненной ненависти к отцу. Но при своей de
facto женственно-пассивной сущности (идентификация с матерью в Я) в
своем Я-идеале он идентифицировался с отцом (в Сверх-Я и в Я-идеале), не
имея возможности когда-либо реализовать эту идентификацию из-за
отсутствия фаллической позиции. Он всегда будет женственным и всегда
будет хотеть быть мужественным. Из-за тяжелого чувства неполноценности,
возникающего вследствие этого напряжения между женским Я и мужским
Я-идеалом, на его поведении всегда будет лежать печать подавленности, а
порой и надломленности. Обычно имеющееся серьезное нарушение потенции
дает всему рациональное оправдание.
Если мы сравним этот тип с типом фаллической идентификации с матерью, то
увидим, что фаллически-нарциссический характер успешно защитился от
чувства неполноценности, так что оно выдает себя только наметанному
глазу; пассивно-женственный характер, напротив, проявляет это чувство
неполноценности открыто. Различие заключается в базисной эрогенной
структуре: фаллическое либидо способно полностью компенсировать все
настроения, которые не соответствуют мужскому Я-идеалу, тогда как
анальное либидо в качестве центра сексуальной структуры у мужчины делает
такую компенсацию невозможной.
И наоборот, в случае девочки мало отказывающий отец скорее будет
способствовать формированию женственного характера, чем строгий,
жестокий. Серии клинических сравнений показывают, что девочка обычно
реагирует на жестокого отца образованием мужского жесткого характера.
Всегда лежащая наготове зависть к пенису активируется и при характерном
изменении Я принимает форму комплекса мужественности. В этом случае
агрессивно-мужское жесткое поведение служит созданию броневой защиты от
детско-женственного отношения к отцу, которое из-за его черствости или
жесткости должно было быть вытеснено. Если же отец был мягким и
заботливым, то маленькая девочка большей частью могла сохранить и даже
развить — за исключением чувственных компонентов — свою любовь к
объекту; она не была вынуждена идентифицироваться с отцом. Хотя и у нее
тоже обычно возникает зависть к пенису; но так как фрустрации в
гетеросексуальной области были относительно незначительными, эта зависть
не оказывает влияния на характер. Стало быть, когда утверждают, что та
или иная женщина испытывала зависть к пенису, то это еще ни о чем не
говорит. Вопрос упирается в то, какое воздействие она оказывает на
формирование характера и симптомов. Для этого типа решающей является
произошедшая идентификация с матерью; она выражается в особенностях
характера, которые обозначаются как «женские».
Сохранение этой структуры характера связано с тем условием, что в
пубертате очень скоро в качестве постоянной основы женственности
возникает вагинальная эротика. Тяжелые разочарования в отце или в
прототипах отца в этом возрасте могут стимулировать не наступившую в
детстве мужскую идентификацию, активировать дремлющую зависть к пенису и
тем самым привести к превращению характера в мужской. Мы это часто
наблюдаем у девочек, которые по моральным причинам (идентификация с
авторитарно моральной матерью) вытесняют гетеросексуальные желания и
провоцируют разочарование в мужчинах. В большинстве случаев такие
женские характеры склонны к развитию истерии. Тогда мы наблюдаем
постоянное продвижение генитальности к объекту (кокетство) и отступление
назад с развитием генитального страха, когда ситуация грозит стать
серьезной (истерический генитальный страх). Истерический характер у
женщины выполняет функцию защиты от собственных генитальных желаний и
мужской агрессии объекта (см. ниже).
В наших анализах мы сталкиваемся с особым случаем, когда строгая,
жесткая мать воспитывает дочь так, что ее характер не оказывается ни
мужским, ни женским, а сама дочь продолжает или снова начинает вести
себя по-детски. Мать давала ребенку слишком мало любви, над конфликтом
амбивалентности к матери в значительной степени возобладала ненависть,
опасность которой побудила ребенка вернуться на младенческую ступень
сексуального развития. Он ненавидит мать на генитальной ступени,
вытесняет ненависть и, оказавшись в оральной позиции, превращает ее в
реактивную любовь и парализующую зависимость от матери. У таких женщин
развивается своеобразное прилипчивое поведение по отношению к старшим
или замужним женщинам, они привязываются к ним мазохистским образом,
склонны к пассивному гомосексуализму (в случае перверсии: куннилингус),
делают так, чтобы старшие женщины о них заботились, проявляют лишь
незначительный интерес к мужчинам и во всем их существовании преобладают
«повадки младенца». Такая характерная манера поведения, так же, как и
любая другая, является броневой защитой от вытесненных желаний и от
стимулов внешнего мира: здесь характер служит оральной защитой от
интенсивных тенденций, продиктованных ненавистью к матери, за которыми в
глубине часто с трудом можно обнаружить нормальную женскую установку к
мужчине, точно так же оказавшуюся отвергнутой в результате защиты.
До сих пор мы рассматривали только тот факт, что для формирования
характера важен пол фрустрирующего воспитателя, и при этом касались
характера лишь постольку, поскольку говорили о влиянии «строгости» и
«мягкости». Однако формирование характера ребенка в другом важном
аспекте зависит также от нрава родителей, который в свою очередь
опять-таки определяется общими и частными общественными влияниями.
Многое из того, что в официальной психиатрии — которая не способна
разобраться в этих обстоятельствах дела — рассматривается как
наследственность, при достаточно глубоком анализе оказывается
результатом ранних конфликтных идентификаций.
Мы не отрицаем, что способы реагирования заложены наследственно. Ведь
уже у новорожденного есть свой «характер». Но мы полагаем, что решающее
влияние оказывает среда. Именно она определяет, разовьются, укрепятся
или вообще не проявятся имеющиеся задатки. Самым веским возражением
против представления о врожденности характера являются, пожалуй, те
случаи, где анализ доказывает, что до определенного возраста пациенты
имели определенный способ реагирования, но начиная с этого возраста по
складу характера стали развиваться совершенно иначе, например, сначала
были легко возбудимыми и веселыми, а потом становились депрессивными,
или сначала были гневливо-моторными, а затем стали тихими и
заторможенными. Однако вполне вероятно, что определенный основной тон
личности задан наследственно и едва ли меняется. Чрезмерный акцент на
наследственных факторах, несомненно, основывается на бессознательном
страхе перед критическими выводами, которые вытекают при правильной
оценке системы воспитания.
Этот спорный вопрос окончательно будет решен только тогда, когда
какой-нибудь компетентный официальный орган отважится провести массовый
эксперимент, например, сразу после рождения изолирует сто детей от
психопатических родителей, поместит их в одинаковую воспитательную
среду, а затем сравнит их со ста другими детьми, оставшимися в
психопатическом окружении. Если мы еще раз вкратце просмотрим сделанные
выше наброски основных структур характера, то увидим, что все они имеют
нечто общее: толчок к их развитию дают конфликты в области отношений
между родителями и ребенком, они разрешаются в особой форме и вместе с
тем сохраняются для будущего. Если Фрейд в свое время установил, что
эдипов комплекс гибнет от страха кастрации, то, продолжая, мы можем
сказать: он погибает, но возрождается вновь в другой форме, он
трансформируется в характерные реакции, которые отчасти продолжают его
основные черты в измененном виде, но отчасти представляют собой
реактивные образования по отношению к своим основным элементам.
Далее, обобщая, мы можем сказать, что невротический характер не только
по своему содержанию, но и по своей форме формируется наподобие
компромисса, в точности как симптом. Он содержит инфантильное требование
влечения и защиту, которые относятся к одним и тем же или разным
ступеням развития; ядерный инфантильный конфликт продолжает
существовать, трансформируясь в формально проявляемые манеры, в ставшие
хроническими автоматические способы реагирования, из которых позднее его
надо извлечь в ходе аналитического лечения.
Благодаря такому ознакомлению с одной из сторон человеческого развития
мы можем теперь ответить на вопрос, поставленный в свое время Фрейдом: в
какой форме сохраняется вытесненное — в виде двойной записи, следа
памяти или как-то иначе? Мы можем теперь со всей осторожностью
заключить, что те части инфантильного переживания, которые не были
переработаны в черты характера, в качестве аффективно катектированных
следов памяти, испытавших, однако, судьбу характерной трансформации,
сохраняются в виде актуального способа реагирования. Каким бы непонятным
ни был этот процесс, в этой «функции дальнейшего существования» не может
быть никаких сомнений, ибо в ходе аналитической терапии нам удается
опять разложить такие функции характера на их первичные составляющие.
Речь идет не о подъеме затонувшего, как, скажем, при истерической
амнезии, а о процессе, который можно, пожалуй, сравнить с
восстановлением химического вещества из некоего соединения.
Мы теперь также лучше понимаем, почему в некоторых тяжелых случаях
невроза характера не удается выделить эдипов конфликт, если мы
анализируем только содержания; причина этого в том, что в настоящее
время он больше не существует, и его можно выявить только путем
аналитического разложения формальных способов реагирования. Последующие
идеально-типические разграничения, которые основываются на отделении
специфически патогенных психических динамизмов от специфически
ориентированных на реальность, далеки от того, чтобы быть теоретическими
мелочами. Напротив, они проводятся с сознательной целью на этой основе
прийти к теории психической экономики, которая могла бы поставить перед
педагогикой практические цели. Разумеется, это может быть лишь
прерогативой общества — содействовать практическому использованию такой
теории психического энергетического баланса или от него отказаться.
Сегодняшнее общество со своей отвергающей сексуальность моралью и
экономической неспособностью обеспечить множеству своих членов хотя бы
прожиточный минимум, так же далеко от признания таких возможностей, как
и от возможности практического применения. Это сразу же становится
очевидным, если, забегая вперед, мы скажем, что и привязанность к
родителям, и борьба с онанизмом в раннем детском возрасте, и требование
аскетизма в пубертатном возрасте, и стремление втиснуть сексуальные
интересы в институт брака (социологически сегодня оправданный) — все это
во многом представляет собой противоположность условиям, необходимым для
создания и осуществления сексуально-экономического психического баланса.
Господствующие правила, регулирующие сексуальность, неизбежно создают
характерную основу неврозов; сексуальная и психическая экономика
исключают нынешнюю, всеми средствами отстаиваемую мораль. Таков один из
непреклонных социальных выводов психоаналитического исследования
неврозов.
Содержание
Вильгельм Райх
www.pseudology.org
|
|