Вильгельм Райх
Анализ личности
Глава 5. Рекомендации по применению анализа характера
Переход от несистематического и непоследовательного анализа характера к систематическому  который, по сравнению с первым, напоминает хорошо продуманную психическую операцию  должен быть хорошо подготовлен. Су ществует множество критериев для определения, когда необходим системати ческий анализ характера. Принимая во внимание, что бурные аффекты пробуждаются в результате ослабления механизма нарциссической защиты при анализе характера, а также то, что пациент временно находится в более или менее беспомощном состоя нии, анализ характера может осуществляться лишь теми терапевтами, которые уже овладели аналитической техникой.
 
Прежде всего, это те терапевты, кото рые могут управлять реакциями переноса. Временная беспомощность пациента возникает из-за изоляции инфантильного невроза от характера, и, как след ствие, невроз становится полностью реактивированным. Конечно, он реакти вируется даже без систематического анализа характера. В этом случае, однако, так как защитный панцирь остается относительно незатронутым, аффективные реакции слабее и поэтому хуже поддаются контролю. Если структура случая понята в самом начале, не существует опасности в применении анализа харак тера. За исключением безнадежного случая острой депрессии, с которым я стол кнулся много лет назад, в моей практике до сих пор не было самоубийств. В том случае пациент прервал лечение после трех сеансов, до того, как я смог предпринять какиелибо решительные меры. С тех пор как я начал использо вать анализ характера, т.е. около восьми лет назад, только три пациента быстро прервали анализ. До этого пациенты уходили гораздо чаще.
 
Это объясняется тем фактом, что когда негативные и нарциссические реакции немедленно под вергаются анализу, уход обычно делается невозможным. Анализ характера применим в каждом случае, но его использование не всегда показано. Существуют обстоятельства, которые строго запрещают его применение. Давайте начнем с обзора случаев, в которых он показан. Все они определяются величиной закрепощения характера, т.е. степенью и силой не вротических реакций, ставших хроническими и включенных в эго. Анализ ха рактера всегда показан в случаях компульсивных неврозов, особенно в тех, которые отмечены не ясно определенными симптомами, а общей слабостью функций; и в тех случаях, в которых черты характера заставляют пациента изо всех сил препятствовать лечению.
 
Он всегда показан в случае фаллически-нар циссических характеров (обычно эти пациенты насмехаются над каждым ана литическим усилием), а также при моральном умопомешательстве, импульсив ных характерах и псевдологичных фантазиях. У шизоидов и шизофреников чрезвычайно осторожный, но очень последовательный анализ характера на ран ней стадии является необходимым условием избежания преждевременных и неуправляемых эмоциональных прорывов, так как именно такой анализ закаляет функции это перед активизацией глубоких слоев бессознательного. В случаях острой и крайне тревожной истерии было бы ошибкой начинать с последовательного анализа защиты эго вышеописанным способом, так как импульсы, поступающие из ID, в этом случае вызывают острую тревогу; в то время как эго недостаточно сильно, чтобы оградить себя от нее и связать сво бодную энергию.
 
Резко выраженная острая тревога есть показатель того, что защитный панцирь
был прорван широким фронтом, делая излишней непосредственную работу с характером
 
На поздних стадиях анализа, когда тревога открыла путь сильной привязанности к аналитику и стали заметны первые при знаки реакций разочарования, нельзя обойтись без анализа характера; но это не является главной задачей на ранних стадиях лечения. В случаях меланхолии и маниакальной депрессии применение или непри менение анализа характера будет зависеть от того, существует ли острое ухуд шение, т.е. сильные суицидные импульсы или острая тревога; или от того, является ли психическая апатия преобладающей чертой. Другим важным фак тором будет, конечно, количество генитальных связей. В случае апатичных форм необходима осторожная, но совершенная характероаналитическая рабо та с зашитой эго (подавленная агрессия!).
 
Можно не говорить о том, что ослабление защитного панциря всегда дол жно выполняться постепенно, в зависимости не только от конкретного случая, но и от конкретной ситуации. Существует много способов постепенного ослаб ления защитного панциря; интенсивность и состав интерпретации могут быть увеличены или уменьшены в зависимости от силы сопротивления; глубина, до которой интерпретируется сопротивление, может быть уменьшена или увели чена; негативному или позитивному аспекту переноса может быть дана боль шая роль, иногда позволяющая пациенту свободно действовать, независимо от силы его сопротивления и не предпринимающая никаких усилий для разруше ния сопротивления.
 
Пациент должен быть настроен на очень сильные терапевтические реакции. Если аналитик достаточно гибок в интерпретациях и влиянии, если он преодолел начальную боязливость и неуверенность и, кроме того, имеет большое терпение, он не столкнется с большими трудностями. В необычных случаях применять анализ характера весьма непросто. аналитик должен попытаться понять структуру эго и быть ведомым ей очень медлен но, шаг за шагом. Интерпретации глубоких слоев бессознательного, конечно, будут исключены, если нужно защититься от непредсказуемых и неприятных реакций. Если глубокие интерпретации откладываются до того, как удастся раскрыть механизмы защиты эго, будет потеряно некоторое время, но аналитик достигнет гораздо большей надежности, зная, как действовать в этом осо бом случае. Меня часто спрашивали коллеги и начинающие аналитики, можно ли на чинать анализ характера, когда пациент уже в течение нескольких месяцев со здает хаотичную ситуацию. Окончательного мнения не существует, но в неко торых случаях изменение в технике приводит к успеху. Стоит отметить, что при систематическом анализе характера не имеет зна чения, знаком ли пациент с анализом. Так как глубокие интерпретации не применяются, пока пациент не ослабит свою основную установку сопротивления и не откроет себя аффективному переживанию, у него нет возможности продемонстрировать это знание.
 
А если бы он все же попытался это сделать, это было бы просто частью его общей установки сопротивления и могло быть раскрыто в рамках других его нарциссических реакций. Использование анали тической терминологии не сдерживается; она применяется для защиты и нарциссической идентификации с аналитиком. Часто задается еще один вопрос: в каком проценте случаев необходим си стематический анализ? За последние годы в более чем половине случаев можно было применить анализ характера. Это также сделало возможным сравнение интенсивных и последовательных методов с менее жесткими методами анализа сопротивления. До какой степени изменение характера вообще необходимо и до какой степени оно может быть выполнено? На первый вопрос существует лишь один ответ: невротичный характер дол жен быть изменен настолько, чтобы он перестал быть основой невротических симптомов и мешать работоспособности и стремлению к сексуальному удо вольствию. На второй вопрос можно ответить лишь эмпирически. В какой степени фактический успех приближается к желаемому, зависит в каждом конкретном случае от большого числа факторов. При наличии существующих психоанали тических методов качественные изменения характера вообще не могут быть выполнены.
 
Компульсивный характер никогда не станет истерическим; холерик никогда не станет флегматиком, а сангвиник  меланхоликом. Тем не менее, можно предпринять количественные изменения, которые приблизятся к качественным, когда они достигнут определенной меры. К примеру, слабая женственная установка компульсивного невротического пациента во время ана лиза становится все сильнее и сильнее, пока она не примет основные характе ристики истерическиженственной личности, в то время как агрессивномужс кие установки ослабевают. Таким образом, пациент почти полностью подвергается "изменению", что более заметно людям, не часто видящим пациента, чем аналитику. Сдержан ный человек становится свободнее; боязливый  смелее; сверхдобросовестный становится менее скрупулезным; беспринципный  более добросовестным; однако некоторый неопределенный "символ человека" никогда не теряется.
 
Он продолжает демонстрироваться, независимо от того, сколько было выполнено изменений. Сверхдобросовестный компульсивный характер станет реально ориентированным в своей добросовестности; излеченный импульсивный ха рактер станет менее порывистым; пациент, излеченный от морального умопо мешательства, никогда не будет воспринимать жизнь слишком тяжело, а изле ченный компульсивный характер всегда будет сталкиваться с трудностями из-за своей застенчивости. Таким образом, хотя эти черты остаются даже после ус пешного систематического анализа характера, они остаются в пределах, кото рые не ограничивают свободу действий в жизни до такой степени, что от них страдает работоспособность пациента и его способность к сексуальному на слаждению.

Оглавление

Психология

 
www.pseudology.org