Научный коммунизм: Словарь



Умственный и физический труд —

исторически сложившиеся виды человеческой деятельности.

Возникшее на определенной ступени развития общества общественное разделение труда находит свое выражение и завершение в разделении У. и ф. т., т. е. в обособлении социальных групп, за каждой из которых закреплен лишь один из этих видов труда. «Разделение труда становится действительным разделением, — пишет Маркс, — лишь с того момента, когда появляется разделение материального и духовного труда» (т. 3, с. 30). В противоположность буржуазной идеологии, выводящей различия между социальными группами, занятыми У. и ф. т., из врожденных — духовных или биологических — различий (различное устройство мозга, различная телесная организация), Маркс при объяснении факта разделения У. и ф. т. исходит из потребностей общественного производства. Если на первой стадии существования человеческого общества нет разрыва между духовной деятельностью и ее материальным осуществлением и производство идей, сознания непосредственно вплетено в материальную деятельность, то последующее развитие общества приводит к отделению духовной деятельности от собственно материального производства как к необходимому условию повышения производительности труда, т. е. развития самого производства. «Как в самой природе голова и руки принадлежат одному и тому же организму, так и в процессе труда соединяются умственный и физический труд. Впоследствии они разъединяются и доходят до враждебной противоположности» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 516). В классово антагонистическом обществе разделение У. и ф. т. выступает как социальная противоположность, поскольку умственный труд становится, как правило, привилегией господствующих классов. Эта противоположность углубляется в условиях капитализма, для которого характерны паразитизм верхушки господствующего класса и возникновение многочисленной социальной группы людей, занятой умственным трудом (см. Интеллигенция). Обслуживая потребности капиталистического производства, труд этой группы людей становится средством эксплуатации людей физического труда, хотя и сам он является объектом эксплуатации со стороны господствующего класса. Антагонизм У. и ф. т. отрицательно сказывается на развитии индивида. Как пишет Маркс, пролетарий в своем труде не утверждает, а отрицает себя, не развивает свободно свою физическую и духовную энергию, а изнуряет свою физическую природу и разрушает свой дух. В условиях господства частной собственности односторонне развивается не только работник физического, но и работник умственного труда. Ограничение последнего узким кругом профессиональных занятий приводит к тому, что он, так же как и рабочий, по существу, утрачивает представление о содержании и конечном результате своей деятельности. Развертывание научно-технической революции, механизация и автоматизация производства ведут к изменению характера труда, предусматривают овладение рабочим научными знаниями, в его деятельности возрастает доля умственного труда. Однако интенсификация, а следовательно, эксплуатация труда в капиталистическом обществе усиливаются. Хотя капиталист в большей степени, чем прежде, заинтересован в интеллектуальном развитии работника, оно интересует его не само по себе, а лишь в той мере, в какой это позволяет ему получать прибыль. Процесс интеллектуализации развивает у работника только те способности, посредством которых он включается в процесс производства. Таким образом, хотя современный уровень развития производительных сил создает условия для сближения работников У. и ф. т., противоположность между ними уничтожается только тогда, когда ликвидируется частная собственность, а результаты как материальной, так и духовной деятельности людей ставятся на службу интересам всего общества. Показав историческую неизбежность разделения У. и ф. т., Маркс раскрыл также историческую неизбежность его уничтожения и необходимость этого процесса для дальнейшего развития производства, когда становится невыгодным использование человека в качестве субъекта одностороннего — умственного или физического — труда, исполнение им однообразных машинных функций, в чем его может заменить гораздо более производительная в данном отношении машина. Путь к этому открывает социалистическая революция. Ликвидируя противоположность между работниками У. и ф. т., т. е. уничтожая частную собственность как условие эксплуатации рабочих, в том числе и на основе присвоения капиталистами результатов деятельности работников умственного труда, социализм не устраняет еще существенных различий между ними, как и различий между рабочими, крестьянами и интеллигенцией. Вместе с тем научно-технический прогресс в условиях социализма имеет ту специфику, что здесь нет никаких препятствий как для его развертывания, так и для его воздействия на развитие творческих способностей человека, на характер труда. Совершенствование общественных отношений также будет способствовать устранению социальных различий между носителями различных видов деятельности. В коммунистическом обществе перестанут существовать классы и различные социальные группы, занимающиеся физическим и умственным трудом, так как человек перестает быть непосредственным агентом производства. Труд становится единой творческой деятельностью, формирующей гармонически развитую личность (см. Всестороннее развитие личности, Труд коммунистический).