объективная политическая обстановка, предшествующая революции. Она служит показателем зрелости объективных условий для завоевания власти передовым классом.
Р. с. присущи следующие основные признаки. Во-первых, «кризис верхов», т. е. невозможность для господствующих классов сохранить свое господство в неизменном виде. Этот кризис создает трещину, в которую прорываются недовольство и возмущение угнетенных классов. Для наступления революции, говорил Ленин, обычно бывает недостаточно, чтобы «низы» не хотели, а требуется еще, чтобы «верхи» не могли жить по-старому. Во-вторых, обострение выше обычного социальных антагонизмов между господствующим классом и угнетенными массами. Оно может быть связано с социальным бесправием и обездоленностью трудящихся масс в условиях капитализма, с усилением экономических бедствий и лишений рабочего класса и других слоев населения. Оно может вырасти из массового общедемократического движения против всевластия и произвола монополистического капитала, из борьбы против чужеземного гнета, за национальное освобождение. В-третьих, значительное повышение политической активности угнетенных классов, которые в такие периоды освобождаются от пассивности и инертности, свойственных периодам «спокойного» развития, буквально рвутся к политике.
Глубинная основа возникновения Р. с. — конфликт внутри способа производства, однако время ее возникновения, форма и темпы развития зависят от сложной системы социально-политических, классовых отношений, от состояния государственной машины, от силы революционного класса, его связи с другими классами, от накопленного в прошлом политического опыта и т. д.
Идеологи антикоммунизма пытаются доказать, будто Р. с. не вытекает из внутренних противоречий капиталистического строя, а привносится извне, порождается войнами. Война действительно оказывает воздействие на противоречия капитализма, а следовательно, и на процесс назревания Р. с. Однако войны — не внешний фактор по отношению к капиталистической системе, они порождаются самой этой системой, становясь, в свою очередь, катализатором ее противоречий. Капитализм сам порождает противоречия и конфликты, подрывающие его устои и создающие социально-экономические предпосылки для Р. с.
Возникнув, Р. с. проходит ряд стадий от едва заметных признаков начинающегося массового возбуждения до общенационального кризиса, перерастающего в революцию. Чем выше стадия Р. с., тем большую роль в ее дальнейшем развитии приобретает Субъективный фактор, способность и готовность передовых классов к политической борьбе с власть имущими. В момент общенационального кризиса роль субъективного фактора становится решающей. Если прогрессивные классы по тем или иным причинам не готовы к революции, то в развитии Р. с. наступает спад, массовое революционное возбуждение гаснет.
Выявление признаков назревающей Р. с. имеет огромное значение для разработки стратегии и тактики марксистско-ленинских партий. Пока нет никаких признаков политического кризиса, нельзя ориентировать революционные классы на завоевание власти. Попытки свергнуть власть господствующих классов вопреки объективной социально-политической обстановке кончаются неудачей. Не менее ошибочна политика пассивного выжидания в условиях нарастания Р. с. Искусство политического руководства заключается в том, чтобы вовремя заметить начало глубоких сдвигов в объективной обстановке и активной мобилизацией масс ускорить развитие политического кризиса.
Ныне в связи с ростом сил социализма и демократии в ряде капиталистических стран создаются возможности для наступления рабочего класса на важные плацдармы власти монополистического капитала и при отсутствии Р. с. Сплачивая широкий союз демократических сил, рабочий класс этих стран ведет борьбу за ограничение власти монополий, за их постепенное оттеснение с ключевых позиций в национальной жизни, не дожидаясь Р. с., а используя для этой цели каждую частичную кризисную ситуацию в той или иной области общественной жизни. При этом сама деятельность прогрессивных сил, вторгаясь в сферу господства монополий, становится важным фактором обострения социально-политических противоречий. Конечно, при всей постепенности процесса оттеснения монополий от власти неизбежен момент качественного перелома — перехода всей полноты власти к рабочему классу и его союзникам. Перешагнуть такой решающий рубеж можно только в обстановке общенародного подъема, способного сломить сопротивление господствующего класса, парализовать попытки вооруженного насилия с его стороны. Какими бы специфическими чертами ни отличалась форма подхода и перехода к революции социалистической в той или иной стране, переломному моменту взятия всей полноты власти революционным классом всегда предшествует общенациональный кризис. Эту истину Ленин называл основным законом революции.