Научный коммунизм: Словарь



Расизм —

психология, идеология и социальная практика, основывающаяся на антинаучных человеконенавистнических представлениях и идеях о физической и психической неравноценности человеческих рас, о допустимости и даже необходимости господства «высших» рас над «низшими». Расизм и национализм — взаимосвязанные, однопорядковые явления. Они питают и усиливают друг друга. Идеологи расизма, объявляя расовые и национальные различия вечными, «обосновывают» антинаучные концепции об их якобы решающем влиянии на развитие общества и его культуры, о «правомерности» национального и расового гнета, империалистической экспансии, колонизации целых стран, даже ценой истребления (геноцида) их народов. Расизм сводит сущность человека к биологии и определяет достоинства или пороки людей и целых народов по их биологическому происхождению, по таким внешним признакам, как, например, форма лица и головы, носа и губ, или цвету кожи, волос и глаз. Разоблачая такой подход, К. Маркс писал: «...сущность „особой личности“ составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество...» (т. 1, с. 242).

Расизм, возникший еще в рабовладельческом обществе, служил для обоснования «естественного» господства рабовладельцев над рабами, в средние века — «знати голубой крови» над «чернью», т. е. эксплуатируемыми массами, а начиная с эпохи первоначального накопления капитала — для оправдания захвата и беспощадной эксплуатации колоний и продолжающейся до сих пор практики геноцида индейцев Америки, негров Африки, многих народов Южной Азии, Австралии и Океании. В эпоху капитализма расизм использует социал-дарвинизм, мальтузианство, евгенику. Взаимодействие расизма и этих концепций нашло наиболее опасное проявление в фашизме и сионизме, а также в апартеиде (например, расовой сегрегации в ЮАР), порожденных монополистическим капиталом. Эти и другие разновидности расизма используются для обоснования различных националистических концепций, для разжигания национальной вражды, конфликтов, истребительных войн. Так, немецкий фашизм использовал в качестве одного из основных аргументов для оправдания своей агрессии тезис о германской расе как «высшей». Развязав вторую мировую войну, он пытался реализовать свою бредовую идею установления мирового порядка «нации господ». Сионизм же, обосновывая лживую и реакционную концепцию «всемирной еврейской нации», исходит из того, что евреи всего мира составляют особую, богом избранную единую экстерриториальную нацию, имеющую особые права на «обетованную землю». Сионизм и фашизм роднят одна и та же человеконенавистническая идеология и политика расизма и милитаризма. Примечательно, что и фашизм и сионизм используют как питательную почву для своей реакционной идеологии и политики другую разновидность расизма — антисемитизм, хотя и в противоположных целях: фашизм — для консолидации, например, всех немцев против евреев (как и других национальностей), а сионизм — для консолидации всех евреев в мифическую «всемирную еврейскую нацию», противопоставляя ее всем неевреям.

Расизм антинаучен и реакционен во всех своих проявлениях. Современная антропологическая наука твердо установила, что все человеческие расы представляют собой подразделения единого вида — человека. Этому выводу не противоречат ни моноцентристская, ни полицентристская гипотезы расогенеза. Если последняя получит подтверждение на основе антропологических исследований, новых археологических находок, то все равно речь будет идти о возникновении в разное время и в различных местах человека, качественно принципиально отличного от животных. Ошибочным является не допущение полицентризма в расогенезе, а допущение абсолютно самостоятельной линии образования каждой из рас, ибо нет чистых линий расообразования. В расогенезе главное — его адаптивный характер. Если говорить о первоначальных расовых стволах человечества, то, во-первых, их надо искать не в различных типах древних людей, а в различных природных зонах и, во-вторых, не забывать, что линии от этих стволов идут не прямо и не параллельно друг другу, а происходит беспрерывное смешанное расообразование. В пользу таких взглядов говорит и популяционная концепция расообразования, согласно которой раса представляет собой не простую сумму индивидуумов с тождественной морфологией, а популяцию, состав которой определяется исторически сложившимися взаимоотношениями вида и условий внешней среды в разных местах обитания. Развитие рас шло под влиянием природных и общественно-экономических факторов. Антропологи и этнографы отмечают, что расовые признаки людей изменяются не только в результате метисации (иногда тройной и более сложной, например негров, европейцев и индейцев в Латинской Америке), но и вообще под влиянием новой среды, новых общественных условий.

В разных странах зафиксирована акселерация — ускорение роста и полового созревания, что объясняется усложнением социальной среды человека. С акселерацией ученые связывают и такие наблюдаемые процессы изменчивости, как так наз. «брахицефализация» — расширение и округление формы головы, постепенное изменение черепного показателя (отношение ширины головы к длине), а также так наз. «грацилизация» — уменьшение ширины лица, массивности черепа, массивности и толщины костей.

В мире капитализма не исчезает, а, наоборот, усиливается расизм, пропитывающий собой национализм, шовинизм любого толка, вплоть до нацистского. Появился даже «научный расизм». В США широко практикуются тесты (испытания) на выявление так наз. коэффициента интеллекта (IQ). При составлении этих тестов процветают субъективизм и произвол. Манипуляция их результатами позволяет империалистам «обосновать» политику выкачивания дополнительных сверхприбылей из цветных и других эксплуатируемых слоев населения.

Большинство современных расистов, не находя для своих измышлений опоры в биологии и физиологии телесного строения людей разных рас, все чаще прибегают к психорасизму. «Скверну» третируемой расы или нации пытаются найти в ее «особой морали», «особом психическом складе». Наука, однако, и здесь разоблачает расистов. Прогресс человечества свидетельствует, что уровень культурного развития, язык, психика, национальная принадлежность людей не зависят от их расовой принадлежности. Доказательством того, что социально-экономический и культурный прогресс народов обусловлен их социальным строем, а не расовым составом, являются успехи советского народа и народов других социалистических стран, а также развивающихся стран с социалистической ориентацией. Все прогрессивное человечество борется против позорной идеологии и социальной практики расизма. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, в которой подтверждает твердую решимость добиться полной ликвидации расовой дискриминации и расизма, против которых восстают совесть и чувство справедливости трудового человечества. В авангарде этой борьбы идут народы, строящие самое справедливое, коммунистическое общество, в котором нет места каким-либо проявлениям расизма.