идеи, представления, традиции, поступки и привычки людей, выступающие в условиях социализма как порождение и отражение изживших или изживающих себя общественных отношений.
Эти явления разнообразны по своему характеру. К ним относятся: нарушения гуманистических принципов в отношениях между людьми (равнодушие, грубость, высокомерие, жестокость, нечестность, цинизм, клевета и т. д.); нарушения принципов морали коммунистической, выражающиеся в удовлетворении эгоистических личных потребностей в ущерб обществу, коллективу (тунеядство, прогулы, стяжательство, пьянство и т. п.). Сюда примыкают также явления, наносящие большой вред формированию коммунистического сознания (мещанство, бюрократизм, формализм, карьеризм, демагогия и т. п.); неприятие коммунистических идеалов (проявления буржуазной идеологии, безыдейность и т. п.); остатки великодержавного шовинизма и местного национализма; религиозные предрассудки и суеверия; феодально-байское отношение к женщине. Все эти явления наносят большой вред социалистическому обществу. Крайним, особенно опасным выражением пережитков прошлого являются правонарушения. Коренясь в индивидуальном сознании людей, пережитки прошлого могут выступать как форма неправильно понятого соотношения интересов личности и коллектива.
Социалистическая революция ликвидирует социальную базу, постоянно порождающую подобные явления, — частнособственнические общественные отношения, эксплуатацию человека человеком, классовое неравенство. Но это не значит, что явления, связанные с прошлым, исчезают автоматически, сами собой. Социалистическое общество, которое пришло на смену капитализму, «во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умственном, сохраняет еще родимые пятна старого общества, из недр которого оно вышло» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 19, с. 18). Уровень развития материально-технической базы социализма еще не позволяет удовлетворить полностью все материальные и духовные потребности людей. Существенным условием сохранения пережитков прошлого выступает такой фактор, как относительная самостоятельность общественного сознания, отставание его от общественного бытия. Идеи и чувства еще долго сохраняются в сознании людей после исчезновения породивших их отношений, укореняясь в виде привычек, традиций и т. п., передаваясь от поколения к поколению. Эти привычки, традиции часто видоизменяются, приспосабливаясь к новым условиям, они могут оживляться под влиянием противоречий общественного развития, всякого рода трудностей в строительстве нового общества; на их усиление направлена ведущаяся против социалистических стран буржуазная пропаганда.
Существенное значение для сохранения или оживления пережитков прошлого имеют причины субъективного характера: нарушения социалистической законности, отступления от принципов социалистической демократии, излишнее администрирование и т. п., недостатки в воспитательной работе (недифференцированный подход, неконкретность, отрыв от жизни). Это также всевозможные индивидуальные причины (неблагоприятная семейная обстановка, другие неудачи в личной жизни и т. п.). Пути проникновения пережитков прошлого в сознание отдельного человека очень сложны, так же как многообразны отношения, связывающие его с окружающей средой, многообразны обстоятельства его жизни. Здесь могут также сказаться возраст, культурный уровень, общественное положение, характер профессии и т. д.
Ленин подчеркивал, что от пережитков прошлого трудящиеся «избавляются не сразу, не чудом, не по велению божией матери, не по велению лозунга, резолюции, декрета, а лишь в долгой и трудной массовой борьбе с массовыми мелкобуржуазными влияниями» (т. 41, с. 101).
Основные пути преодоления пережитков прошлого — устранение причин, способствующих их сохранению, и создание условий, формирующих коммунистическое сознание. Значительная роль здесь принадлежит государственному, административному, партийному и народному контролю за строгим соблюдением всеми законов и правил социалистического общежития. Преодоление пережитков прошлого невозможно без целенаправленного идейного воспитания трудящихся, без формирования у них коммунистического мировоззрения, повышения их культурного уровня, без вовлечения их в активную производственную и общественно-политическую деятельность. Велика здесь роль производственного коллектива, общественности, правильно поставленной системы воспитания в семье, школе, быту. Большое значение для преодоления пережитков прошлого имеет формирование нового отношения к труду, воспитание ответственности, дисциплинированности, добросовестности. Существенным фактором для ликвидации пережитков прошлого являются моральный климат в коллективе, критика и самокритика, справедливость в отношениях, взаимная требовательность, организация труда, правильное сочетание материальных и моральных стимулов к труду и т. д. Без эффективной борьбы с пережитками прошлого не может быть успешного продвижения социалистического общества к коммунизму. Эта борьба — постоянная, неотъемлемая часть работы по формированию человека коммунистического общества. На XXVI съезде КПСС подчеркивалось: «...есть у нас и такие лица, которые стремятся поменьше дать, а побольше урвать от государства. Именно на почве такой психологии и появляются эгоизм и мещанство, накопительство, равнодушие к заботам и делам народа. Немалый ущерб обществу, семье наносит пьянство... На борьбу с этими уродливыми явлениями должны быть направлены усилия всех трудовых коллективов, всех общественных организаций, всех коммунистов». Борьба с пережитками прошлого в сознании и поступках людей — это дело, которое требует к себе постоянного внимания партии, всех сознательных передовых сил социалистического общества. Искоренение пережитков прошлого означает создание условий для утверждения коммунистических идеалов в сознании и поведении людей, для всестороннего развития личности.