(лат. opportunus — удобный) — приспособление политики и идеологии рабочего движения к интересам и потребностям непролетарских (буржуазных и мелкобуржуазных) слоев. Оппортунизм обычно связан с ревизионизмом или догматизмом. Различают правый и «левый» оппортунизм.
Правый оппортунизм возникает вместе с возникновением организованного рабочего движения (тред-юнионизм, лассальянство, «экономизм» и т. д.). Он выражается в отрицании революционных методов борьбы, в соглашательстве с буржуазией и в конечном счете в фактическом отказе от борьбы за социализм. Правооппортунистическая идеология и политика отражают интересы тех мелкобуржуазных кругов (в том числе и обуржуазившейся части рабочего класса), которые могут сносно существовать и при капитализме и поэтому выступают против радикальной ломки капиталистических общественных отношений, поддерживают реформизм. Как правило, рост правого оппортунизма наблюдается в относительно «спокойные» эпохи, когда отсутствуют революционные кризисы, нормально функционирует механизм демократии буржуазной. Так, относительно «мирный» характер развития капитализма с 1871 по 1914 г. «давал, — как писал Ленин, — питание оппортунизму сначала как настроению, потом как направлению и, наконец, как группе или слою рабочей бюрократии и мелкобуржуазных попутчиков» (т. 27, с. 118). Именно в этот период правый оппортунизм, уходящий корнями в бернштейнианство, превратился в значительную политическую силу, подчинил своему влиянию ведущие партии II Интернационала, что привело к расколу рабочего движения. Вплоть до настоящего времени правые оппортунисты сохраняют сильные позиции в рабочем движении, играют немалую роль в приспособлении капитализма к современным условиям. Подвергая принципиальной критике оппортунизм международной социал-демократии, коммунистические партии вместе с тем выступают за преодоление раскола, за единство действий с социалистическими партиями (см. Единство действий рабочего класса). Борьба между марксистами и оппортунистами время от времени вспыхивает и внутри самих коммунистических партий. Так было, например, в середине 20‑х гг., когда Интернационал Коммунистический вынужден был очищаться от правых элементов. Так было в конце 50‑х гг., когда волна ревизионизма поднялась в ряде коммунистических партий. Поэтому сохранение бдительности против правооппортунистической опасности остается одной из важнейших задач международного коммунистического движения.
«Левый» оппортунизм внешне диаметрально противоположен правому. Он ратует за самые решительные и сверхреволюционные методы борьбы, отвергает всяческие компромиссы, любую возможность сотрудничества с реформистскими организациями, пренебрежительно относится к борьбе за осуществление частичных требований трудящихся. Однако эта противоположность весьма относительна. Подобно правому, «левый» оппортунизм отражает настроения мелкобуржуазных слоев. Но если за правыми стоит профсоюзный чиновник, представитель обуржуазившейся верхушки рабочего класса, то «левых» поддерживает, по выражению В. И. Ленина, «взбесившийся мелкий буржуа», нередко выбитый из колеи нищетой, страданиями и готовый пойти на все, лишь бы вырваться из ужаса отупляющей жизни. Так же как и правый, «левый» оппортунизм искажает революционную теорию. Он отдает дань анархизму и догматизму. И правый и «левый» оппортунизм тормозят развитие революционного процесса, толкают рабочее движение на неправильный путь: первый — к соглашательству, второй — к авантюрам. Опыт показывает, что оживление деятельности левооппортунистических элементов происходит, как правило, в период обострения классовой борьбы, усиления трудностей и лишений. «Левые коммунисты» 1918 г. и троцкистская оппозиция — типичные примеры «левого» оппортунизма, пытавшегося найти выход из трудностей в решительных, но, по существу, бесплодных и вредных акциях. В международном плане левооппортунистические элементы представлены ныне троцкизмом, который ведет яростную антикоммунистическую, антисоветскую пропаганду. Заметное оживление леворадикальных настроений в 60‑е гг. было связано с влиянием ошибочной, левацкой политической линии Мао Цзэдуна.