определенный тип буржуазной культуры, с помощью которого господствующие классы манипулируют сознанием масс; это индустрия по производству культурных и идеологических стереотипов, направленных на духовную стандартизацию человека.
Духовную жизнь современного буржуазного общества пронизывает глубокий кризис, проявляющийся в острейших противоречиях в разных сферах культуры: в общественном сознании, нравственности, искусстве.
Капитализм уже по самой своей сущности утилитаристичен. Ему присуще не только повсеместное распространение на все сферы общественной жизни и деятельности законов отчуждения, но и обнаженно меркантильное преобладание экономических целей господствующего класса капиталистов над собственно человеческими потребностями личности. Вот почему и получается, по словам Маркса, что духовная деятельность оказывается в плену созданной буржуа «цивилизации среди грубого варварства потребностей» (т. 42, с. 134). В этом и заложена причина того, что развитие духовной культуры в буржуазном обществе замедляется и зачастую регрессирует, ибо господство утилитаризма приводит к развитию потребительской идеологии. Приписывая буржуазной системе заботу о повышении духовного уровня «человека массы», сторонники утилитаризма стремятся завлечь людей в тенета коммерческой «культуры потребления».
Цель «М. к.» состоит в формировании определенного стереотипа «массового человека» — политически пассивной, инертной личности, подчиняющейся элите и ведомой ею, лишенной способности самостоятельно рассуждать и мыслить, чуждой всякому критическому осмыслению происходящих социальных процессов, слепо воспринимающей «духовные стандарты» буржуазного общества, теряющей черты индивидуальности, человечности, гармоничности.
Начиналась «М. к.» как «китч» (с нем. — «халтура, безвкусица»), т. е. как своеобразный сплав уголовных и сексуальных газетных, книжных, кино- и других поделок, к которым позднее присоединились стандартные комиксы, произведения «сексуального искусства» и т. п. «индустрия развлечений». «Китч» обожествляет в сознании человека супермена и модные «звезды», уводя тем самым его от реальности. И сейчас в арсенале «китч-культуры» — проповедь секса и насилия, пробуждение низменных, животных инстинктов. Так, за свою жизнь средний американец может увидеть на экране телевизора 100 тыс. убийств (передаются каждые 45 мин.) и 300 тыс. сцен насилия (передаются каждые 14 мин.).
Новейшая «М. к.» навязывает своему потребителю якобы беспристрастное наблюдение, а фактически моральное осуждение «бунтующих» слоев. Так, она, опираясь на общественное мнение, стремится «обезвредить» всякие движения протеста. В этой новой форме «М. к.» искажение, деформация освоения человеком действительности достигает большой разрушительной силы. Наиболее опасные для буржуазного общества формы прогрессивной политической активности тонко и изощренно превращаются в подобие игры или эстрадного выступления, сознательно гиперболизируются и неправомерно расширяются проблемы буржуазного строя как общества, в котором люди не только изолированы друг от друга, но самоизолированы и обречены на социальную робинзонаду. Человека заводят в идейный тупик, лишают всяких социальных порывов, политически усыпляют, приводят к социальной девальвации и идейной деформации. Для этого господствующие круги используют все формы духовного угнетения, и в первую очередь «М. к.».
Таким образом, «М. к.» антигуманна по своей сути. Ее идеологическое назначение — духовно закабалить человека, лишить его гражданского и национального самосознания, обезоружить в борьбе за свои социальные права. С ее помощью осуществляется изощренная тактика вторжения в духовный мир человека и манипулирования его сознанием. Она ориентируется на лишенного собственного творческого лица потребителя, довольствующегося низкопробными подделками под настоящее творчество. Это культура господствующего класса, создаваемая на потребу тех, кому он отказывает в самостоятельном духовном развитии.
Буржуазная духовная культура с ее цинизмом и культом силы, презрением ко всему истинно человеческому, гуманному стремится лишить личность подлинно человеческих качеств, калечит ее духовный облик, уродует нравственный мир. Поэтому вред «М. к.» и в том, что она наносит огромный ущерб развитию нации своей страны, растрачивает ее интеллектуальные силы и духовные ресурсы.
Буржуазные пропагандисты рассматривают «М. к.» как общечеловеческий феномен, якобы не обусловленный и не связанный с социальной структурой общества, а, по их утверждению, коренящийся в определенных тенденциях развития современной техники, как явление универсальное, независимое от социальной природы общества, характерное как для капиталистического, так и для социалистического общества. В действительности «М. к.» — это не только комиксы и вестерны, это и своеобразное выражение образа духовной жизни, способы духовного потребления при капитализме, навязывание личности буржуазных стандартизированных ценностей.
В самом буржуазном обществе «М. к.» противостоит подлинно народная, демократическая культура, представляющая широкие социальные слои и способствующая духовному развитию, борьбе народа за свободу, социальный прогресс и мир. В идеологическом противоборстве двух культур буржуазного общества «М. к.» и демократическая культура — по разную сторону баррикад: одна — на стороне реакции, другая — на стороне прогресса.