Научный коммунизм: Словарь



Классовая структура буржуазного общества —

порождаемая капиталистическими производственными отношениями система классов, из которых состоит это общество. Ее главную «ось» составляют проникнутые антагонизмом отношения между основными классами этого общества: буржуазией, т. е. классом капиталистов, и пролетариатом, или рабочим классом.

Буржуазия включает в себя разные слои и группы частных собственников, владеющих основной массой средств производства и эксплуатирующих благодаря этому наемных рабочих и других работников наемного труда. Отдельными группами этого класса являются: буржуазия промышленная, торговая, сельская (богатые фермеры, использующие труд наемных сельскохозяйственных рабочих — батраков), владельцы банковского капитала, страховых и других предприятий, владельцы предприятий и учреждений сферы услуг и некоторые другие группы. У отдельных из них имеются свои специфические интересы, не совпадающие с интересами других групп и даже в определенной мере противоречащие им (например, промышленная и торговая буржуазия заинтересованы в снижении цен на продукцию сельскохозяйственного производства, а сельская буржуазия — наоборот). Другая линия внутренней дифференциации класса капиталистов проходит на основе величины капитала, которым они владеют; в этом плане различают крупную, среднюю и мелкую буржуазию. Мелкая и в значительной мере средняя буржуазия сами испытывают гнет со стороны крупной; особенно сильно это начинает проявляться с переходом капитализма на империалистическую стадию, когда на основе сращивания промышленного и банковского капитала возникают колоссальные монополии, не только усиливающие эксплуатацию пролетариата, но и подминающие под себя мелкие и средние слои буржуазии. Наличие таких разных групп и слоев, а также всякого рода соперничающих группировок внутри капиталистического класса является объективной основой существования нескольких буржуазных партий, различных общественно-политических организаций и идейно-политических течений в той или иной стадии.

Относительно самостоятельный слой образуют те мелкобуржуазные элементы, занятые в городском производстве, торговле и сфере услуг, которые, будучи мелкими собственниками, в то же время являются сами тружениками: ремесленники, владельцы маленьких магазинов, мастерских и пр. С одной стороны, они, естественно, тяготеют к буржуазии и всячески стремятся «выбиться вверх», но, с другой, сами испытывают на себе сильнейший гнет крупного, капитала, эксплуатируются им и потому могут быть союзниками рабочего класса в его борьбе.

Рабочий класс, или пролетариат, — это совокупность наемных, эксплуатируемых капиталистами работников, непосредственно занятых производством материальных благ (предметов и услуг материального характера) с помощью разного рода орудий труда и технических устройств. Это класс — антагонист буржуазии, вполне закономерно ведущий против нее борьбу. Рабочий класс также является внутренне дифференцированным, что необходимо должны учитывать компартии капиталистических стран, вырабатывая и проводя в жизнь свою политику. В. И. Ленин отмечал наибольшее развитие пролетарского сознания и революционных качеств у рабочих крупной промышленности, которые составляют ядро всего рабочего класса. Весьма существенное значение имеют внутриклассовые различия между отдельными слоями рабочих, порождаемые уровнем их квалификации: рабочими высокой, средней, низкой квалификации и неквалифицированными. Эти различия порождают разный уровень их культуры и благосостояния, а в значительной мере и разные пути, которые приводят их на ту или иную линию фронта классовой борьбы; при этом последнее определяется не автоматически принадлежностью рабочих к тому или другому слою, а зависит от испытываемого ими влияния определенных идейно-политических течений, которым, в свою очередь, приходится считаться с особенностями этих слоев. Учет специфики разных групп и слоев рабочего класса при проведении политической работы в его среде является необходимым условием для решения такой важной задачи, как преодоление раскола в рабочем движении и придание ему последовательно революционного характера, т. е. для обеспечения реализации рабочим классом своей всемирно-исторической миссии.

Наряду с рассмотренными основными классами в буржуазном обществе могут быть неосновные классы: в капиталистических странах со значительными феодальными пережитка. ми ими являются помещики и крестьянство, остающиеся «в наследство» от предыдущей формации. Однако по мере развития капитализма они все больше сближаются с основными классами, утрачивая те черты, которые при феодализме придавали им своеобразие как специфическим классам. Помещики, если не разоряются, начинают вести хозяйство капиталистическими методами и, по сути дела, срастаются с буржуазией. Крестьянство расслаивается, выделяя из своей среды разные средние буржуазные и мелкобуржуазные слои, а с другой стороны, вследствие разорения — сельский пролетариат (батраки, наемные сельскохозяйственные рабочие). И все эти общественные группы естественным образом занимают свои места в К. с. б. о. и в присущей ему классовой борьбе. Важные следствия социального развития и расслоения крестьянства состоят в том, что не только беднейшие слои крестьянства пополняют ряды рабочего класса, но союзниками в его борьбе становятся (при проведении необходимой политической работы) широкие массы трудового крестьянства; хотя эти крестьяне, будучи собственниками, и представляют собой мелкобуржуазный слои, в то же время они являются тружениками и, подобно пролетариату, испытывают на себе гнет крупного капитала.

Большую роль в жизни капиталистического общества и в присущих ему классовых взаимоотношениях играют различные слои работников умственного труда — интеллигенция и служащие. Верхние слои работников умственного труда по своему общественному положению, а следовательно, и по уровню доходов, и по образу жизни, и по социально-политическим ориентациям, по психологии (в массе своей) близки к буржуазии, в то же время выполняя социальную функцию ее обслуживания. Нижние слои — это подобные пролетариям наемные работники, испытывающие (хотя и в меньшей степени) угнетение, имеющие весьма низкий уровень благосостояния и т. д., их и называют образно «пролетариями в белых воротничках», и они являются естественными союзниками рабочего класса.

По мере развития капиталистического общества под воздействием сдвигов в его экономике и НТР происходят некоторые довольно существенные изменения в количественных и качественных характеристиках присущих ему классов и социальных слоев. Однако они отнюдь не означают превращения буржуазного общества в какую-то качественно иную социальную систему, в состоящее из одних «средних слоев» общество, как пытаются утверждать некоторые буржуазные идеологи и ревизионисты.

Безосновательны прежде всего их утверждения, будто пролетариат теперь уже исчез или исчезает, превращаясь в один из «средних слоев», потому, например, что поднялся уровень его благосостояния. Каких бы улучшений в результате упорной борьбы ни добивался здесь рабочий класс (кстати, это касается далеко не всех его слоев и только в немногих богатых капиталистических странах), не меняется главное, что определяет его социальное положение: он остается все тем же лишенным средств производства, а потому и эксплуатируемым классом. Безосновательны ссылки буржуазных социологов и на то, будто бы рабочий класс «сходит со сцены», поскольку в условиях НТР с ее широкой автоматизацией производственных процессов численность промышленных рабочих перестала так расти, как прежде, а в то же время резко увеличивается численность интеллигенции и работников сфер обслуживания. Во-первых, тенденция роста численности рабочего класса сохраняется (в том числе и за счет роста рабочего класса сферы обслуживания), как бы ни менялись темпы этого роста, а, во-вторых, его общественная роль определяется присущими ему качественными характеристиками, независимо от его численности и доли в составе населения.

Таким образом, происходящие изменения в К. с. б. о. все более рельефно проявляют ее антагонистический характер и античеловеческие черты, все больше обостряют присущие ей непримиримые противоречия, усиливают основу классовой борьбы и предпосылок для повышения ведущей революционной роли рабочего класса.