Научный коммунизм: Словарь



Атеистическое воспитание

(франц. athéisme — безбожие) — целенаправленное воздействие на людей для формирования у них научно-материалистического мировоззрения, преодоления религиозных предрассудков. Как составная часть коммунистического воспитания масс, А. в. в нашей стране играет важную роль в воспитании нового человека, вооруженного передовой марксистско-ленинской идеологией, свободного от груза пережитков прошлого, обладающего прочными атеистическими убеждениями.

При социализме оказываются подорванными наиболее глубокие, социальные корни религии, порожденные классово-антагонистическим строем, различными формами социального и национального угнетения. Тем самым создаются объективные условия для преодоления религии. Однако это не означает, что преодоление религиозных предрассудков происходит стихийно, самотеком. Дело в том, что религиозные предрассудки, верования отличаются большой живучестью. Они сохраняются в силу традиции, их поддерживают церковные и сектантские организации, определенную роль в их сохранении играет также низкий культурный уровень части населения. Поэтому наряду с социально-экономическими преобразованиями важным фактором преодоления религии становится активная, целенаправленная воспитательная работа. Маркс писал: «...религия будет исчезать в той мере, в какой будет развиваться социализм. Ее исчезновение должно произойти в результате общественного развития, в котором крупная роль принадлежит воспитанию» (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин о религии. М., 1975, с. 20).

В нашей стране А. в. развернулось с первых лет Советской власти в условиях отделения церкви от государства и школы от церкви, роста культурного уровня трудящихся. Принятие важных партийных решений по вопросам научно-атеистической пропаганды, развитие массового атеистического движения, широкая пропаганда атеизма, проводившаяся издательствами, журналами, газетами, другими средствами массовой информации и пропаганды, способствовали отходу подавляющей части населения страны от религии. В нашей стране сложилась широкая система А. в., выступающая как важная составная часть всей идеологической работы. Она предполагает охват всех групп населения с учетом их различных культурных и демографических характеристик. Одна из важнейших задач А. в. — вовлечение верующих и колеблющихся в активную производственную, политическую, общественную, культурную деятельность. Повседневное участие в жизни трудового коллектива приводит человека к осознанию своего места в обществе, утверждению в сознании людей принципов коллективизма, норм морали коммунистической. А. в. требует применения самых разнообразных форм и методов воздействия на людей. Это и массовые формы распространения атеистических знаний (лекции, беседы, вечера вопросов и ответов, тематические вечера), и индивидуальная работа с верующими, и использование средств массовой информации и пропаганды, а также культурно-просветительных учреждений. Ленин подчеркивал, что массам необходимо дать «самый разнообразный материал по атеистической пропаганде, знакомить их с фактами из самых различных областей жизни, подойти к ним и так и эдак для того, чтобы их заинтересовать, пробудить их от религиозного сна, встряхнуть их с самых различных сторон, самыми различными способами и т. п.» (т. 45, с. 26). В А. в. наряду с критикой религиозной идеологии и пропагандой научно-материалистического мировоззрения используются различные средства эмоционально-психологического влияния на людей. К ним относятся прежде всего формирование и внедрение в быт новой гражданской обрядности, способствующей вытеснению религиозных праздников и обрядов. В последние годы широкое распространение получили конкретные социологические исследования, которые помогают не только получать представление об уровне, характере, степени религиозности и ее проявлений среди различных групп населения, но и выявлять тенденции, динамику и закономерности высвобождения людей из-под влияния религии, вырабатывать наиболее действенные в данных конкретных условиях формы и методы А. в. Действенность его зависит от последовательности, систематичности, целеустремленности, наступательности, сочетания с другими формами воспитательной работы при дифференцированном подходе к различным группам населения. Именно комплексный подход к А. в. определяет его эффективность. При этом целью его является не только критика религиозной идеологии, религиозных верований, но и утверждение научно-материалистических взглядов и представлений, норм коммунистической нравственности. Это обусловливает необходимость использования в А. в. всех достижений современной науки, неразрывную связь его с практикой коммунистического строительства.