| |
Гуманитарный издательский центр Владос, Москва 1998
|
Александр Архипович Ивин и Александр Леонидович Никифоров
|
Словарь по логике |
ОБОБЩЕНИЕ (лат.
generalisatio)
— мыслительная операция, переход от мысли об индивидуальном,
заключенной в понятии, суждении, норме, гипотезе, вопросе и т.п., к мысли об общем; от мысли об общем к мыслям о более общем; от ряда фактов,
ситуаций, событий к их отождествлению в каких-то свойствах с
последующим образованием множеств, соответствующих этим свойствам (см.:
Индуктивное обобщение). Путем индуктивного О. образуются не только
понятия, но и суждения.
Под аналитическими понимаются О., осуществляемые на основе анализа
соответствующих языковых выражений, определений, применения правил
дедукции и не требующие обращения к опыту. Примерами могут быть
мысленные переходы от понятия "механическая форма движения материи" к
понятию "форма движения материи", от суждения "Киты — млекопитающие" к
суждению "Киты — позвоночные", от вопроса "Разрешима ли данная проблема
в данном случае?" к вопросу "Разрешима ли данная проблема в общем случае?",
от юридической нормы "кража запрещена" к норме "хищение запрещено". Под
синтетическими (или индуктивными) понимаются О., связанные с изучением
опытных данных. Они используются при формировании и развитии различных
понятий, суждений (в том числе законов), научных теорий.
В традиционной логике под О. понятия понимается переход от понятия
меньшей общности к понятию большей общности путем отбрасывания признаков,
принадлежащих только тем элементам, которые входят в объем обобщаемого
понятия (переход от понятия "прямоугольный треугольник" к понятию "треугольник").
Противоположной О. является операция ограничения понятия. Боль-
[229]
шую роль в синтетических О. играет абстракция отождествления. Процесс О.
широко используется при образовании понятий не только в научном познании,
но и, например, в процессе формирования художественных образов.
ОБОЗНАЧЕНИЯ ОТНОШЕНИЕ
- отношение между именем и его денотатом, т.е. объектом, к которому
относится имя; то же, что и отношение именования. О. о. является одним
из фундаментальных отношений семантического анализа. Теория О. о.
базируется на следующих принципах:
1) однозначности: каждое имя обозначает только один объект;
2) предметности: предложение говорит о предметах, обозначенных
входящими в предложение именами;
3) взаимозаменимости: если два имени обозначают один и тот же предмет,
то истинностное значение предложения не изменится, если одно из этих
имен заменить другим.
Казалось бы, эти принципы являются совершенно естественными, однако их
последовательное проведение встречает значительные трудности. Во-первых,
в неэкстенсиональных контекстах нарушается принцип взаимозаменимости,
например предложение "Н. не знал, что Пушкин был автором "Евгения Онегина""
может быть истинным, но едва ли его можно заменить предложением "Н. не
знал, что Пушкин был Пушкиным". Во-вторых, возникают проблемы,
связанные с использованием пустых имен, таких, как "Пегас", "Зевс" и
т.п. Например, два предложения "Круглый квадрат кругл" и "Круглый квадрат не
кругл" являются истинными, хотя и противоречат друг другу,
следовательно, нарушается закон противоречия. В-третьих, встают
проблемы, связанные с использованием единичных отрицательных
высказываний существования, например: "Не существует простого числа между 7
и 11". Из утвердительного единичного высказывания следует высказывание
существования, например из высказывания "Дунай — европейская река" следует
"Существует такой х, что х — европейская река". Однако если мы возьмем
высказывание "Пегас не существует", то из него будет следовать "Существует
такой х, который не существует". И наконец, четвертая группа проблем,
возникающая в связи с принципами О.о., относится к анализу утверждений
тождества: как отличить высказывания "а = а" и "а=b"?
Решение перечисленных проблем дает мощный стимул развитию логической
семантики.
ОБОСНОВАНИЕ
— процедура проведения тех убедительных аргументов, или доводов, в
силу которых следует принять к.-л. утверждение или концепцию. О.
является, как правило, сложным процессом, не сводимым к построению
отдельного умозаключе-
[230]
ния или проведению одноактной эмпирической проверки. О. обычно включает
целую серию мыслительных действий, касающихся не только рассматриваемого
положения, но и той системы утверждений, той теории, составным
элементом которой оно является. Существенную роль в механизме О. играют
дедуктивные умозаключения, хотя лишь в редких случаях процесс О.
удается свести к умозаключению или цепочке умозаключений.
Все многообразные способы О., обеспечивающие в конечном счете "достаточные
основания" для принятия утверждения, делятся на абсолютные и
сравнительные. Абсолютное О. — это приведение тех убедительных или
достаточных оснований, в силу которых должно быть принято обосновываемое
положение. Сравнительное О. — система убедительных доводов в поддержку
того, что лучше принять обосновываемое положение, чем иное,
противопоставляемое ему положение. Совокупность доводов, приводимых в
поддержку обосновываемого положения, называется основанием О. Общая
схема, или структура, абсолютного О.: "A должно быть принято в силу С",
где A — обосновываемое положение и С- основание О. Структура
сравнительного О.: "Лучше принять A, чем В, в силу С".
Например, выражение
"Следует принять, что небо в обычных условиях голубое, поскольку в
пользу этого говорит непосредственное наблюдение" — это абсолютное О.,
его резюмирующая часть. Выражение же "Лучше принять, что небо синее, чем
принять, что оно красное, основываясь на положениях физики атмосферы" —
это результирующая стадия сравнительного О. того же утверждения "Небо
голубое". Сравнительное О. иногда наз. также рационализацией: в условиях,
когда абсолютное О. недостижимо, сравнительное О. представляет собой
существенный шаг вперед в совершенствовании знания, в приближении его
к стандартам рациональности. Очевидно, что сравнительное О. несводимо к
абсолютному: если удалось обосновать, что одно утверждение более
правдоподобно, чем другое, этот результат невозможно выразить в
терминах изолированной обоснованности одного или обоих данных
утверждений.
Требования абсолютной и сравнительной обоснованности знания (его
обоснованности и рациональности) играют ведущую роль как в системе
теоретического и практического мышления, так и в сфере аргументации. В
этих требованиях пересекаются и концентрируются все другие темы
эпистемологии, и можно сказать, что обоснованность и рациональность
являются синонимами способности разума постигать действительность и
извлекать выводы, касающиеся практической деятельности. Без данных
требований ар-
[231]
гументация теряет одно из своих сущностных качеств: она перестает
апеллировать к разуму тех, кто ее воспринимает, к их способности
рационально оценивать приводимые аргументы и на основе такой оценки
принимать их или отбрасывать.
Проблема абсолютного О. была центральной для эпистемологии Нового
времени. Конкретные формы этой проблемы менялись, но в мышлении данной
эпохи они всегда были связаны с характерным для нее представлением о
существовании абсолютных, непоколебимых и непересматриваемых оснований
всякого подлинного знания, с идеей постепенного и последовательного
накопления "чистого" знания, с противопоставлением истины, допускающей
О., и субъективных, меняющихся от человека к человеку ценностей, с
дихотомией эмпирического и теоретического знания и др. "классическими
предрассудками". Речь шла о способе или процедуре, которая обеспечивала
бы безусловно твердые, неоспоримые основания для знания.
С разложением "классического" мышления смысл проблемы О. существенно
изменился. Стали очевидными три момента:
о никаких абсолютно надежных и не пересматриваемых со временем
оснований и теоретического и тем более практического знания не
существует и можно говорить только об относительной их надежности;
о в процессе обоснования используются многочисленные и разнообразные
приемы, удельный вес которых меняется от случая к случаю и которые
несводимы к какому-то ограниченному, каноническому их набору,
представляющему то, что можно назвать "научным методом" или более
широко — "рациональным методом";
о само О. имеет ограниченную применимость, являясь прежде всего
процедурой науки и связанной с нею техники и не допускающей
автоматического перенесения образцов О., сложившихся в одних областях (и
прежде всего в науке), на любые другие области.
В современной эпистемологии "классическая" проблема О.
трансформировалась в задачу исследования того лишенного четких границ
многообразия способов О. знания, с помощью которого достигается
приемлемый в данной области — но никогда не абсолютный — уровень
обоснованности. Поиски "твердых оснований" отдельных научных дисциплин
перестали быть самостоятельной задачей, обособившейся от решения
конкретных проблем, встающих в ходе развития этих дисциплин.
О. и аргументация соотносятся между собою как цель и средство: способы
О. составляют в совокупности ядро всех многообразных приемов
аргументации, но не исчерпывают последних. В аргумента-
[232]
ции используются не только корректные приемы, к которым относятся
способы О., но и некорректные приемы, подобные лжи или вероломству и не
имеющие ничего общего с О. Кроме того, процедура аргументации как живая,
непосредственная человеческая деятельность должна учитывать не только
защищаемый или опровергаемый тезис, но и контекст аргументации, и в
первую очередь ее аудиторию. Приемы О. (доказательство, ссылка на
подтвердившиеся следствия и т.п.), как правило, безразличны и к
контексту аргументации, и, в частности, к аудитории.
Приемы аргументации могут быть и почти всегда являются более богатыми и
более острыми, чем приемы О. Но все приемы аргументации, выходящие за
сферу приемов О., заведомо менее универсальны и в большинстве аудиторий
менее убедительны, чем приемы О. (см.: Аргументация эмпирическая,
Аргументация теоретическая, Аргументация контекстуальная, Целевое
обоснование, Достаточного основания принцип).
ОБОСНОВАНИЕ ОЦЕНОК
— приведение доводов (аргументов) в поддержку высказываемых оценок с
намерением убедить аудиторию в их приемлемости. Например, в качестве
аргумента в поддержку оценки "Хорошо, когда солдат дисциплинирован"
можно сослаться на утверждение "Армия, состоящая из
недисциплинированных солдат, обязательно потерпит поражение"; оценку "N.
должен быть честным" можно обосновать ссылкой на то, что она вытекает из
посылок "N. — человек" и "Всякий человек должен быть честным".
Способы аргументации делятся на универсальные, применимые во всякой
аудитории, и контекстуальные, успешные лишь в некоторых аудиториях.
Универсальная аргументация подразделяется далее на эмпирическую,
включающую ссылку на то, что дано в опыте, и теоретическую, опирающуюся
гл. обр. на рассуждение. Эта классификация способов обоснования в случае
оценочных высказываний требует важного уточнения: эмпирическое
обоснование в случае оценок имеет иной смысл, чем в случае описательных
(дескриптивных) высказываний. Оценки не могут поддерживаться ссылками на
то, что дано в непосредственном опыте. Вместе с тем имеются такие
способы О. о., которые в определенном отношении аналогичны способам
обоснования описаний и которые можно назвать поэтому
квазиэмпирическими. К ним относятся различные индуктивные рассуждения,
среди посылок которых имеются оценки и заключение которых также является
оценкой. В числе таких способов - неполная индукция, аналогия, ссылка
на образец, целевое обоснование (подтверждение), истолкование акта
понимания как индуктивного свидетельства в пользу его посылок и др.
[233]
Ценности не даны человеку в опыте. Они говорят не о том, что есть в мире,
а о том, что должно в нем быть, и их нельзя увидеть, услышать и т.п.
Знание о ценностях не может быть эмпирическим, процедуры его получения
могут лишь внешне походить на процедуры получения эмпирического знания.
Самым простым и вместе с тем самым ненадежным способом индуктивного О.
о. является неполная (популярная) индукция. Ее общая схема:
S1 должно быть Р.
S2 должно быть Р.
.........................
S1 должно быть Р.
S1, S2, ..., Sn — все являются S.
Все S должны быть Р.
Здесь первые я посылок являются оценками, последняя посылка
представляет собой описательное утверждение; заключение является
оценкой. Например:
Суворов должен был быть стойким и мужественным.
Наполеон должен был быть стойким и мужественным.
Эйзенхауэр должен был быть стойким и мужественным.
Суворов, Наполеон и Эйзенхауэр были полководцами.
Каждый полководец должен быть стойким и мужественным.
Популярным способом индуктивной аргументации в поддержку оценок
является аналогия. Общая схема оценочной аналогии:
Предмет A имеет признаки а, b, с и является позитивно (негативно,
нейтрально) ценным.
Предмет В имеет признаки а, b, с.
Предмет В также является, вероятно, позитивно (негативно, нейтрально)
ценным.
В этом рассуждении сходство двух предметов в каких-то признаках
оказывается продолженным, и на основании того, что первый предмет имеет
определенную ценность, делается вывод, что и второй предмет обладает
такой же ценностью. Например: "Книга А — антиутопия, написанная хорошим
языком, имеющая занимательный сюжет, заслуживает похвалы; книга В также
является антиутопией, написанной хорошим языком и имеющей занимательный
сюжет; значит, книга B также, по-видимому, заслуживает похвалы".
[234]
Часто аналогия с оценочной посылкой предстает в форме: "Предмет А имеет
свойства а, b, с и должен быть d, предмет В обладает свойствами а, b, с;
значит, предмет В, вероятно, должен быть d". Например: "Хороший автомобиль
имеет колеса, мотор и должен быть экономичным; хороший трактор имеет
колеса и мотор; значит, хороший трактор тоже, по-видимому, должен быть
экономичным". Только в самых редких случаях оценочная аналогия выступает
в такой прозрачной форме, как в приведенных примерах. "Человек по
сравнению с божеством так же ребячлив, - говорил Гераклит, — как
ребенок по сравнению с человеком". В этой свернутой аналогии речь идет о
том, что человек, в сравнении с более высокой ступенью развития (какой
является божество), должен казаться ребячливым, поскольку ребенок, во
многом подобный взрослому человеку (и имеющий его более высокой
стадией своего развития), должен казаться ребячливым. В "Дон Кихоте"
Сервантеса проводится такая ясная аналогия: "Странствующий рыцарь без
дамы — это все равно, что дерево без листьев, здание без фундамента или
тень без тела, которое ее отбрасывает". Поскольку дерево, лишенное
листвы, здание без фундамента и тень без тела внушают подозрение и не
могут оцениваться положительно, такую же реакцию вызывает и
странствующий рыцарь без дамы.
Еще одним способом индуктивного О. о. является апелляция к образцу, т.е. ссылка на то примерное поведение отдельного лица или группы лиц,
которому надлежит следовать.
Наиболее важным и распространенным способом О. о. является целевое
обоснование оценок, наз. также мотивационным или телелогическим.
Способы теоретической аргументации в поддержку оценок включают
дедуктивное их обоснование, системную аргументацию (в частности,
внутреннюю перестройку теории), демонстрацию совместимости
обосновываемой оценки с другими принятыми оценками и соответствие ее
определенным общим оценочным принципам, методологическое обоснование и
др. Можно сказать, что теоретическая аргументация в поддержку оценочных
утверждений, в том числе норм, во многом параллельна теоретическому
обоснованию описательных утверждений: почти все способы аргументации,
применимые в случае описаний, могут использоваться также для обоснования
оценок. Исключение составляет анализ утверждения с точки зрения
возможности эмпирического их подтверждения и опровержения: от оценок
нельзя требовать, чтобы они допускали принципиальную возможность
опровержения эмпиричес-
[235]
кими данными и предполагали определенные процедуры своего подтверждения
такими данными.
Дедуктивное обоснование оценок состоит в выведении обосновываемого
оценочного утверждения из иных, ранее принятых оценок. Исследованием
дедукции одних оценок из других занимаются оценок логика и деонтическая
(нормативная) логика.
Системное О. о. представляет собой включение их в представляющуюся
хорошо обоснованной систему оценочных утверждений в качестве ее
составных элементов.
Важным шагом в теоретическом обосновании оценочных утверждений является
демонстрация их совместимости с имеющимися в рассматриваемой области
оценками и их системами. Новая оценка должна быть в согласии не только с
уже принятыми и устоявшимися оценками и их системами, но и с
определенными общими принципами, подобными принципам простоты,
привычности, красоты и т.д.
Определенное значение в обосновании оценочного утверждения может иметь,
далее, методологическая аргументация, заключающаяся в ссылке на то, что
оценка получена с помощью метода, уже неоднократно
продемонстрировавшего свою надежность.
Каждый успешный акт понимания сообщает известную дополнительную
поддержку той общей оценке или норме, на основе которой он
осуществляется.
Особую роль в обосновании оценочных утверждений играют контекстуальные
способы обоснования, включающие аргументы к интуиции, к традиции, к
здравому смыслу, к вкусу и др.
В процессе аргументации в поддержку оценок обычно используются самые
разные способы обоснования, начиная с дедуктивного обоснования и кончая
обращением к интуиции и традиции. Чаще всего используются не
универсальные, а контекстуальные аргументы, поскольку оценки меняются от
одного круга людей к другому и только немногие из оценок представляются
общепринятыми. Характерным примером в этом плане являются принципы
морали. Если мораль и держится в определенной мере на аргументации, то
на аргументации, включающей все возможные ее способы, а не какие-то
избранные, особо подходящие для обоснования морали приемы.
ОБРАЗЕЦ
— поведение лица или группы лиц, которому надлежит следовать. О.
принципиально отличается от примера: пример говорит о том, что есть в
действительности, и используется для поддержки описательных утверждений;
О. говорит о том, что должно быть, и употребляется для подкрепления
общих оценоч-
[236]
ных утверждений. В силу своего особого общественного престижа О. не
только поддерживает оценку, но и служит порукой выбранному типу
поведения: следование общепризнанному О. гарантирует высокую оценку
поведения в глазах общества.
О. играет исключительную роль в социальной жизни, в формировании и
упрочении социальных ценностей. Человек, общество, эпоха во многом
характеризуются теми О., которым они следуют, и тем, как эти О. ими
понимаются. Имеются О., предназначенные для всеобщего подражания, но
есть и рассчитанные только на узкий круг людей. Своеобразным О.
является Дон Кихот: ему подражают именно потому, что он был способен
самоотверженно следовать О., избранному им самим. О. может быть реальный
человек, взятый во всем многообразии присущих ему свойств, но в качестве
О. может выступать и поведение человека в определенной, достаточно
узкой области: есть О. любви к ближнему, любви к жизни,
самопожертвования и т.д. О. может быть также поведение вымышленного
лица: литературного героя, героя мифа и т.п. Иногда такой герой
выступает не как целостная личность, а демонстрирует своим поведением
лишь отдельные добродетели. Можно, например, подражать Ивану Грозному или
Пьеру Безухову, но можно также стремиться следовать в своем поведении
альтруизму доктора П. Ф. Гааза или любвеобильности Дон Жуана.
Безразличие к О. само способно выглядеть как О.: в пример иногда
ставится тот, кто умеет избежать соблазна подражания. Если О. выступает
целостный человек, имеющий обычно не только достоинства, но и известные
недостатки, нередко бывает, что его недостатки оказывают на поведение
людей большее воздействие, чем его неоспоримые достоинства. Как заметил
Б. Паскаль, "пример чистоты нравов Александра Великого куда реже
склоняет людей к воздержанности, нежели пример его пьянства — к
распущенности. Совсем не зазорно быть менее добродетельным, чем он, и
простительно быть столь же порочным" (Мысли, 257).
Наряду с О. существуют также антиобразцы. Задача последних — дать
отталкивающие примеры поведения и тем самым отвратить от такого
поведения. Воздействие антиобразца в случае некоторых людей оказывается
даже более эффективным, чем воздействие О. В качестве факторов,
определяющих поведение, О. и антиобразец не вполне равноправны. Не все,
что может быть сказано об О., в равной мере приложимо также к
антиобразцу, который является, как правило, менее определенным и может
быть правильно истолкован только при сравнении его с определенным
[237]
О.: что значит не походить в своем поведении на Санчо Пансу, понятно
лишь тому, кому известно поведение Дон Кихота.
Рассуждение, апеллирующее к О., по своей структуре напоминает
рассуждение, обращающееся к примеру: "Если должно быть первое, то должно
быть второе; второе должно быть; значит, должно быть первое". Это
рассуждение от утверждения следствия условного высказывания к
утверждению его основания не является правильным дедуктивным
умозаключением, оно представляет собой индуктивное умозаключение. Чаще
всего рассуждение, использующее О., протекает по схеме: "Если всякое S
должно быть Р, то S1 должно быть Р, S1 должно быть Р и т.д.; Si должно
быть Р, S2 должно быть Р и т.д.; значит, всякое 5 должно быть Б".
Аргументация к О. обычна в художественной литературе. Здесь она носит,
как правило, непрямой характер: О. предстоит выбрать самому читателю по
косвенным указаниям автора.
Наряду с О. человеческих действий имеются также О. иных вещей:
предметов, событий, ситуаций и т.д. Первые О. принято называть
идеалами, вторые - стандартами. Для всех объектов, с которыми регулярно
сталкивается человек, будь то молотки, часы, лекарства и т.д.,
существуют свои стандарты, говорящие о том, какими должны быть объекты
данного рода. Ссылка на эти стандарты — частый прием аргументации в
поддержку оценок. Стандарт, касающийся предметов определенного типа,
обычно учитывает типичную их функцию; помимо функциональных свойств он
может включать также некоторые морфологические признаки. Например, никакой
молоток не может быть назван хорошим, если с его помощью нельзя
забивать гвозди; он не будет также хорошим, если он, позволяя забивать
гвозди, имеет все-таки плохую рукоятку.
ОБРАЩЕНИЕ (лат. conversio)
— в традиционной логике вид непосредственного умозаключения, в котором
вывод получается путем постановки предиката посылки на место субъекта, а
субъекта посылки - на место предиката. Общая схема О. выглядит
следующим образом:
S есть Р.
Р есть S.
Например, из суждения "Птицы есть позвоночные" мы путем О. получаем вывод
"Позвоночные есть птицы". Общеутвердительные суждения "Все S есть Р"
(типа A) обращаются в частноутвердительные "Некоторые Р есть S" (типа
I), например, суждение "Все рыбы дышат жабрами" обращается в суждение
"Некоторые дышащие жабрами есть рыбы"; общеотрицательные суждения "Ни
одно S
[238]
не есть Р" (типа Е) обращаются в общеотрицательные "Ни одно Р не есть S"
(типа Е), например, суждение "Ни один кит не является рыбой" обращается в
суждение "Ни одна рыба не есть кит"; частноутвердительные суждения
"Некоторые S есть P" (типа I) обращаются в частноутвердительные
"Некоторые Р есть S", например, суждение "Некоторые металлы — жидкости"
обращается в суждение "Некоторые жидкости — металлы"; наконец, из
частноотрицательного суждения нельзя сделать вывод путем О.
ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ, см.: Понятие.
ОБЩЕЕ СУЖДЕНИЕ, см.: Суждение.
ОБЪЕДИНЕНИЕ (СЛОЖЕНИЕ) КЛАССОВ (МНОЖЕСТВ)
- логическая операция, позволяющая из исходных классов образовывать
новый класс (множество), в который войдут все элементы каждого из
исходных классов. Так, в результате О. к. спортсменов (А) и класса
студентов (В) мы получим класс людей, состоящий
из студентов, не являющихся спортсменами, из спортсменов, не являющихся
студентами, и из тех людей, которые одновременно являются и студентами,
и спортсменами. Вся заштрихованная поверхность рисунка будет
представлять собой О. к. студентов и спортсменов. Символически
полученный результат объединения записывают в виде выражения A ¥ В
(см.: Круги Эйлера).
ОБЪЕКТИВНОСТЬ
— независимость от человеческого сознания, от воли и желаний людей, от
их субъективных вкусов и пристрастий. Свойством О. обладает внешний по
отношению к сознанию мир, который является причиной самого себя и
развивается в силу присущих ему законов, порождая на определенной
ступени своего развития человека и человеческое сознание, представляющее
собой отображение объективного мира.
В методологии научного познания свойство О. приписывают научным теориям
и законам, вообще любому истинному знанию. Истина объективна в том
смысле, что, будучи адекватным отображением объективной
действительности, не зависит от того, признают ее люди или нет. Например,
утверждение о том, что Земля вращается вокруг Солнца, было истинно и в
те времена, когда в общественном сознании господствовала геоцентрическая
система Птолемея и никто не считал это утверждение истинным. Конеч-
[239]
но, понятия и суждения создаются людьми, однако будет ли то или иное
суждение адекватно воспроизводить черты действительности или искажать
их, зависит не от людей, а от самой действительности. И в этом смысле
истина объективна.
Аналогично научные теории и законы несут в себе объективную истину
независимо от того, признает их научное сообщество или отвергает.
Иногда под О. понимают интерсубъективность — общепонятность,
общепризнанность. Однако общепризнанность и общеупотребительность к.-л.
понятий, утверждений, теорий, хотя и свидетельствует об их
независимости от индивидуальных вкусов того или иного конкретного
ученого, все-таки не тождественна О.: несмотря на свою
интерсубъективность, признанные законы и теории могут оказаться
объективно ложными (см.: Истина).
ОБЪЕКТНЫЙ (ПРЕДМЕТНЫЙ) ЯЗЫК
- язык, выражения которого относятся к некоторой области объектов, их
свойств и отношений. Например, язык механики описывает свойства
механического движения материальных тел и взаимодействия между ними;
язык арифметики говорит о числах, об их свойствах, операциях над
числами; язык химии — о химических веществах и реакциях и т.д. Вообще
любой язык обычно используется прежде всего для того, чтобы говорить о
каких-то внеязыковых объектах, и в этом смысле каждый язык является
объектным. Однако в семантическом анализе приходится говорить о самом
языке, и тогда мы вынуждены проводить различие между двумя языками — О.
я. и метаязыком, с помощью которого мы говорим о терминах и выражениях
О. я. Конечно, в естественном языке О. я. и метаязык соединены: мы
говорим на этом языке как о предметах, так и о самих выражениях языка.
Такой язык называется семантически замкнутым. Языковая интуиция обычно
помогает нам избегать парадоксов, к которым приводит семантическая
замкнутость естественного языка. Но при построении формализованных
языков тщательно следят за тем, чтобы О. я. был четко отделен от
метаязыка.
ОБЪЯСНЕНИЕ
- одна из важнейших функций научной теории и науки в целом. Понятие О.
используется и в повседневном языке — объяснить к.-л. явление означает
сделать его ясным, понятным для нас. В своем стремлении понять
окружающий мир люди создавали мифологические системы, объясняющие
события повседневной жизни и явления природы. В течение последних
столетий функция О. окружающего мира постепенно перешла к науке.
В настоящее время именно наука делает для нас понятными встречающиеся
явления, поэтому научное О. служит образцом
[240]
для всех сфер человеческой деятельности, в которых возникает потребность
О.
В современной методологии научного познания наиболее широкой
известностью и почти всеобщим признанием пользуется
дедуктивно-номологическая модель научного О. Допустим, мы наблюдаем,
что нить, к которой подвешен груз в 2 кг, разрывается. Возникает вопрос:
почему нить порвалась? Ответ на этот вопрос дает О., которое строится
следующим образом. Нам известно общее положение, которое можно считать
законом: "Для всякой нити верно, что если она нагружена выше предела
своей прочности, то она разрывается". Представим данное общее
утверждение в символической форме: "x(P(x)—>Q(x)). Нам известно также,
что данная конкретная нить, о которой идет речь, нагружена выше предела
ее прочности, т.е. истинно единичное предложение "Данная нить
нагружена выше предела ее прочности" (символически Р(а)). Из общего
утверждения, говорящего обо всех нитях, и единичного утверждения,
описывающего наличную ситуацию, мы делаем вывод: "Данная нить
разрывается" (символически Q(a)). Теперь это рассуждение можно
представить в символической форме:
" x(P(x)-> Q(х))
Р(а)
Q(a)
Это и есть дедуктивно-номологическое О. Оно представляет собой
логический вывод, посылки которого называются экспланансом, а следствие
— экспланандумом. Эксплананс должен включать в себя по крайней мере одно
общее утверждение, а экспланандум должен логически следовать из
эксплананса. Мы привели простейший вариант дедуктивно-номологического О.
Оно допускает разнообразные модификации и обобщения. В общем случае в
эксплананс может входить несколько общих и единичных утверждений, а
вывод — представлять собой цепочку логических умозаключений. На месте
экспланандума может находиться как описание отдельного события, так и
общее утверждение, и даже теория. Дедуктивно-номологическое О. можно
представить в виде схемы.
Дедуктивно-номологическая схема подводит объясняемое явление под закон
природы - в этом состоит О. Оно показывает необходимый характер
объясняемого явления. При дедуктивно-номологическом О. некоторого
события мы указываем причину или условия существования этого события, и
если причина имеет место, то с естественной необходимостью должно
существовать и ее следствие.
[241]
Если для О. природных событий и фактов используется
дедуктивно-номологическая модель, то для общественных наук, имеющих
дело с О. человеческих действий предлагаются иные формы О. Так, было
показано, что в области истории используется рациональное объяснение.
Суть этого О. заключается в следующем. При О. поступка некоторой
исторической личности историк старается вскрыть те мотивы, которыми
руководствовался действующий субъект, и показать, что в свете этих
мотивов поступок был рациональным (разумным). Например, почему граф Пален
организовал убийство Павла I? Потому, что он считал это убийство
разумным. Рациональное О. сталкивается с существенными трудностями,
ограничивающими сферу его применимости. Во-первых, не ясно понятие
рациональности, на которое должен опираться историк при О. поступков
исторических личностей. Историк не может руководствоваться тем
стандартом рациональности, который принят в его время. Он должен
реконструировать представления о рациональности людей изучаемой им
эпохи, более того, ему нужно установить, какими представлениями о
рациональности руководствовался тот самый индивид, поступок которого
требуется объяснить. А это весьма сложная задача. Во-вторых, люди чаще
всего действуют без всякого расчета — под влиянием импульса, желания,
страсти. Поэтому модель рационального О. может быть использована для О.
сравнительно небольшого числа человеческих поступков, которые были
предприняты после серьезного размышления.
Гораздо большую сферу охватывает телеологическое, или интенциональное,
О. Интенциональное О. указывает не на рациональность действия, а просто
на его интенцию, на цель, которую преследует индивид, осуществляющий
действие. Например, мы видим бегущего человека и хотим объяснить, почему он
бежит.
[242]
О. состоит в указании цели, которую преследует индивид: скажем, он
хочет успеть на поезд. При этом нет речи об оценке рациональности его
поступка, и мы не спрашиваем даже, считает ли он сам, что поступает
рационально. Для О. достаточно отметить, в чем заключается его цель, или
интенция.
Логической формой интенционального О. является т.наз. "практический
силлогизм". Одна из посылок практического вывода говорит о некотором
желаемом результате, или о цели, другая посылка указывает средства
достижения этой цели. Выводное суждение представляет собой описание
действия. Поэтому силлогизм и называется "практическим". Примерная схема
практического силлогизма выглядит следующим образом:
Н. намеревается (желает, стремится) получить а.
Н. считает (полагает, осознает), что для получения а нужно совершить
действие b.
Н. совершает действие b.
Эту схему можно усложнять, вводя в посылки указание на время, на
отсутствие помех для действия, на отсутствие у действующего лица других
целей в данный момент и т.п. Однако все характерные особенности О.
данного типа представлены уже в этой простой схеме.
В работах по методологии научного познания дедуктивно-номологическая
схема О. иногда провозглашается единственной научной формой О. Однако
это неверно, она нуждается в дополнении другими видами О., особенно
когда речь идет об общественных науках. При О. крупных исторических
событий — войн, восстаний, революций, падений государств — историк
обычно опирается на законы общественного развития. Каждое значительное
историческое событие представляет собой единство необходимого и
случайного. Необходимая, глубинная сторона общественных событий и
процессов получает дедуктивно-номологическое О., включающее ссылку на
социальные законы. Даже действия отдельных личностей — в той мере, в
какой эти личности представляют определенные общественные слои и
группы, - могут быть объяснены посредством дедуктивно-номологической
схемы как действия, типичные для данного слоя и вытекающие из его
коренных экономических интересов. Такие О. могут выглядеть следующим
образом: "Всякий продавец стремится дороже продать свой товар. Н. —
продавец. Поэтому он также стремится дороже продать свой товар". Однако
сведение истории к выявлению только необходимой, закономерной стороны
событий прошлого было бы непра-
[243]
вомерным. История не только говорит о том, что должно было случиться, но
и показывает, как это реально случилось. Ее интересует не только
необходимая сторона исторических процессов, но и те случайности
необходимого. Поэтому историк не может отвлечься от конкретных
исторических личностей, деятельность которых была включена в то или
иное историческое событие, от их мыслей и чувств, целей и желаний. При
О. же поведения отдельных личностей дедуктивно-номологическая схема
неприменима. В этих случаях О. достигается с помощью рациональной или
интенциональной модели.
ОГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ
- логическая операция перехода от понятия с большим объемом к понятию с
меньшим объемом, от рода к виду. Этот переход осуществляется за счет
добавления к содержанию исходного понятия дополнительных признаков,
принадлежащих лишь части предметов, входящих в объем исходного понятия.
Например, добавив к содержанию понятия "треугольник" свойство "быть
прямоугольным", мы получим понятие "прямоугольный треугольник", которое
является видовым по отношению к исходному понятию.
ОМОНИМИЯ (от греч. homos — одинаковый, опута — имя)
— свойство языковых выражений иметь несколько значений или выражать
несколько понятий, никак не связанных между собой; например, слово "лук"
может выражать как понятие о растении, так и понятие об оружии. О.
характерна для естественных языков и способна приводить к ошибкам в
рассуждениях, поэтому при создании научной терминологии стремятся к
однозначности языковых выражений и исключению О.
ОПЕРАТОР (от лат. operator — действующий)
— одна из категорий исходных символов искусственного (формализованного)
языка, наряду с константой, переменной, связкой и др. категориями.
Обычно О. определяется как выражение, связывающее переменные.
Примером простого О. может служить О. дескрипции, или О. описания.
Приписывание его к некоторой переменной х дает выражение, содержание
которого можно передать как "тот х, который". Вместе с предикатом,
скажем, "тяжелый" оно дает выражение "Тот х, который является тяжелым".
Особое значение среди О. имеют кванторы: "для всех х" - квантор
общности и "существует х такой, что" - квантор существования.
Связывание кванторами переменных в предикате дает истинное или ложное
высказывание.
Пусть в выражении "х > 5" переменная х представляет действительные
числа. Применив к этому выражению квантор общности,
[244]
получаем ложное высказывание: "Для каждого такого числа верно, что оно
больше пяти". Применив к этому же выражению квантор существования,
получаем истинное высказывание: "Существует такое действительное число,
которое больше пяти".
ОПИСАНИЕ, см.: Высказывание дескриптивное.
ОПИСАНИЕ СОСТОЯНИЯ (англ. state description)
— термин, введенный австрийским логиком Р. Карнапом для обозначения
одного из возможных распределений истинностных значений атомарных
высказываний некоторого языка. Рассмотрим, например, сложное конъюнктивное
высказывание "A & В". В него входят два атомарных высказывания "A" и
"В", каждое из которых может быть либо истинным, либо ложным. Для двух
атомарных высказываний возможны всего четыре комбинации распределения
истинностных значений: 1) А истинно, В истино; 2) А истинно, В ложно; 3)
A ложно, В истинно; 4) A ложно, В ложно. Каждая такая комбинация и
называется О. с. Наше сложное высказывание будет истинным в О. с. (1) и
ложным во всех остальных О. с.
Можно взять все атомарные высказывания некоторого языка с некоторым
распределением истинностных значений между ними — тогда мы получим
полное О. с. для данного языка. Всего таких О. с. будет 2n, если число
атомарных высказываний равно п. Понятие О. с. представляет собой
конкретизацию идеи возможного мира: возможный мир — это как раз тот мир,
который задан определенным О. с. Одно из О. с. соответствует реальному
миру. Понятие О. с. используется для определения важных логических
понятий, например для определения понятий логической и фактической
истинности: высказывание называется логически истинным, если оно
истинно во всех О. с.; высказывание лишь фактически истинно, если
имеются О. с., в которых оно ложно.
ОПИСАТЕЛЬНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ, см.: Высказывание дескриптивное.
ОПИСАТЕЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ, см.: Высказывание дескриптивное,
Оценочное высказывание.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ (лат. definitio)
— логическая операция, раскрывающая содержание понятия. Например, обычное
О. термометра указывает, что это, во-первых, прибор и, во-вторых,
именно тот, с помощью которого измеряется температура. О. понятия
"термин" говорит, что это слово или сочетание слов, имеющее точное
значение и применяемое в науке, технике или искусстве. Важность О.
подчеркивал еще Сократ, говоривший, что он продолжает дело своей матери,
акушерки, и помогает родиться истине в споре. Ана-
[245]
лизируя вместе со своими оппонентами различные случаи употребления
конкретного понятия, он стремился прийти в конце концов к его прояснению
и О.
О. решает две задачи. Оно отличает и отграничивает определяемый предмет
от всех иных: приведенное О. термометра позволяет однозначно отграничить
термометры от всех предметов, не являющихся приборами, и отделить
термометры по присущим только им признакам от всех иных приборов.
Далее, О. раскрывает сущность определяемых предметов, указывает те
основные признаки, без которых они не способны существовать и от
которых в значительной мере зависят все иные их признаки. Например, О.
человека как животного с мягкой мочкой уха или как существа, способного
смеяться, отграничивает людей от всех иных животных, но не раскрывает
сколь-нибудь глубокой сущности человека. Более удачным в этом смысле
является О. человека как разумного животного или как животного,
производящего орудия труда. О. может быть более глубоким и менее
глубоким, и его глубина зависит прежде всего от уровня знаний об
определяемом предмете. Необходимо также учитывать известную
относительность сущности: существенное для одной цели может оказаться
второстепеным с точки зрения другой цели. Например, в геометрии могут
использоваться разные, не совпадающие между собой О. понятия "линия", и
вряд ли можно сказать, что одно из них раскрывает более глубокую
сущность этого понятия, чем другие.
Конкретные формы, в которых реализуется операция О., чрезвычайно
разнообразны. Прежде всего нужно отметить различие между О. явными и О.
неявными. Первые имеют форму равенства двух имен, вторые не имеют такой
формы. К первым относится, в частности, наиболее употребительное
родо-видовое О., наз. также "классическим", ко вторым относятся
контекстуальное, остенсивное, аксиоматическое и др. О. Принципиально
важным является различие между реальным О. и номинальным О. Первое
представляет собой описание определяемых предметов и является истинным
или ложным, второе является предписанием (нормой), говорящим о том,
какое значение следует придавать вводимому понятию, и не имеющим
истинностного значения.
Относительно О. иногда высказывается общий принцип: "Об О. не спорят",
или: "О словах не спорят". Однако мнение, будто по поводу О. неразумно
или даже бессмысленно спорить, является явно ошибочным. Оно не
согласуется с общим представлением об О. и его задачах в обычной жизни и
в научном исследовании. Это мнение противоречит также тому очевидному
факту, что споры
[246]
об О. являются обычным делом. За указанным принципом стоит, судя по
всему, предостережение, что споры о реальных О. и споры о номинальных
О. принципиально различны. Реальное О. есть описание какой-то
совокупности объектов, и проверка его правильности заключается в
сопоставлении его с описываемым объектом. Адекватное описание —
истинно, описание, не соответствующее действительности, — ложно. Споры
относительно реальных О. — это обычно споры по поводу истинности
описательных (дескриптивных) высказываний. Номинальное О. не описывает
что-то, а требует это реализовать. Поэтому спор здесь будет не об
истинности некоторого описания, а о целесообразности, правомерности и
т.п. выдвигаемого требования. Положим, что кто-то определяет
"бегемота" как "хищное парнокопытное млекопитающее отряда нежвачных".
На такое О. можно возразить, что оно неверно, поскольку является ложным:
бегемоты — не хищники, а травоядные животные. Но, допустим, кто-то
говорит, что он будет отныне называть "бегемотами" всех представителей
отряда пресмыкающихся, включающего аллигаторов, гавиалов и настоящих
крокодилов. В данном случае нельзя сказать, что О. ложно. Человек,
вводящий новое слово, ничего не описывает, а только требует — от себя
или от других, — чтобы рассматриваемые объекты именовались этим, а не
другим словом. Но спор возможен и уместен и здесь. Аллигаторов, гавиалов
и настоящих крокодилов принято называть "крокодилами", нет смысла менять
это устоявшееся имя на "бегемот", тем более что последнее закрепилось
уже за совсем иными животными. Такая замена нецелесообразна, она не
принесет пользы. Хуже того, неизбежная в случае переименования
путаница принесет прямой вред. Возражения сводятся, таким образом, к
тому, что предложение — или даже требование - переименовать крокодилов
в бегемоты нецелесообразно и неэффективно. О. любого вида в принципе
может быть предметом спора. Но споры об О.-требованиях ведутся иначе,
чем об О.-описаниях.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ АКСИОМАТИЧЕСКОЕ
- неявное определение понятия путем указания множества аксиом, в
которые оно входит наряду с другими понятиями. Аксиома представляет
собой утверждение, принимаемое без доказательства. Совокупность аксиом
какой-то теории является одновременно и свернутой формулировкой этой
теории, и тем контекстом, который определяет все входящие в нее понятия.
Например, аксиомы геометрии Евклида являются тем ограниченным по своему
объекту текстом, в котором встречаются понятия точки, прямой, плоскости
и т.д., определяющим значения данных понятий. Аксиомы классической ме-
[247]
ханики Ньютона задают значения понятий "масса", "сила", "ускорение" и
др. Положения "Сила равна массе, умноженной на ускорение", "Сила
действия равна силе противодействия" не являются явными определениями.
Но они раскрывают, что представляет собой сила, указывая связи этого
понятия с другими понятиями механики.
О. а. является частным случаем определения контекстуального.
Принципиальная особенность О. а. заключается в том, что аксиоматический
контекст строго ограничен и фиксирован. Он содержит все, что необходимо
для понимания входящих в него понятий. Он ограничен по своей длине, а
также по своему составу. В нем есть все необходимое и нет ничего
лишнего.
О. а. — одна из высших форм научного определения понятий. Не всякая
научная теория способна определить свои исходные понятия
аксиоматически. Для этого требуется относительно высокий уровень
развития знаний об исследуемой области; изучаемые объекты и их
отношения должны быть также сравнительно просты. Точку, линию и
плоскость Евклиду удалось определить с помощью немногих аксиом еще две с
лишним тысячи лет назад. Но попытка охарактеризовать с помощью
нескольких утверждений такие сложные, многоуровневые объекты, как
общество, история или разум, не может привести к успеху.
Аксиоматический метод здесь неуместен, он только огрубил бы и исказил
реальную картину.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГЕНЕТИЧЕСКОЕ (от греч. genesis - происхождение, источник)
— классическое, или родо-видовое, определение, в котором спецификация
определяемого предмета осуществляется путем указания способа его
образования, возникновения, получения или построения. Например:
"Окружность есть замкнутая кривая, описываемая концом отрезка прямой,
вращаемого на плоскости вокруг неподвижного центра". О. г. отличаются
большой эффективностью и часто встречаются в различных инструкциях и
наставлениях, имеющих целью научить ч.-л.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЕ, или: Определение через род и видовое отличие,
- определение, в котором предметы определяемого понятия вводятся в
объем более широкого понятия и при этом с помощью отличительных
признаков (видовое отличие) выделяются среди предметов этого более
широкого понятия. Примерами О. к. могут быть: "Ромб есть плоский
четырехугольник, у которого все стороны равны" (1), "Лексикология есть
наука, изучающая словарный состав языка" (2). В О. к. (1) ромб
(определяемый предмет) вводится сначала в класс плоских
четырехугольников (род), а затем при помощи специфициру-
[248]
ющего признака "иметь равные стороны" (видовое отличие) выделяется
среди других плоских четырехугольников, отличается от них. В определении
(2) определяемый предмет вводится в класс наук (род), а затем
посредством указания специфицирующего признака "изучать словарный состав
языка" (видовое отличие) выделяется среди других наук, которые не
обладают этим признаком. В отличие от О. к. (1), объем определяемого
понятия в О. к. (2) представляет класс, состоящий лишь из одного
элемента (см.: Класс, Множество в логике). Многие научные и
повседневные определения принимают форму О. к. В отличие от
повседневных, в научных О. к. (если речь идет об опытных науках)
видовое отличие всегда должно представлять собой существенный признак.
По отношению именно к О. к. (или к тем, которые могут быть
интерпретированы как О. к.) формулируются известные правила (см.:
Определение). Родо-видовые отношения играют большую роль не только в О.
к., но и при делении понятий и в классификациях, где процесс деления
родового понятия на составляющие его виды играет важную роль. Поэтому
o.k. или определения через род и видовое отличие часто в логике
называют классификационными.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕЯВНОЕ
— определение, не имеющее формы равенства двух понятий. К О. н.
относятся определение контекстуальное, определение остенсивное,
определение аксиоматическое и др. О. н. противопоставляется определению
явному, приравнивающему, или отождествляющему, два понятия.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОМИНАЛЬНОЕ
— определение, выражающее требование, как должно употребляться
вводимое понятие, к каким объектам оно должно применяться. О. н.
противопоставляется определению реальному, представляющему собой
описание определяемых объектов. Различие между этими двумя типами
определений принципиально важно, но его не всегда легко провести.
Является ли некоторое определение описанием или же предписанием
(требованием), во многом зависит от контекста употребления этого
определения. Кроме того, некоторые определения носят смешанный,
описательно-предписательный характер и функционируют в одних контекстах
как описания, а в других — как предписания. Таковы, в частности,
определения толковых словарей, описывающие обычные значения слов и
одновременно указывающие, как следует правильно употреблять эти слова.
Реальное определение является истинным или ложным, как и всякое
описательное высказывание. О. н., как и всякое предписа-
[249]
ние, не имеет истинностного значения. Оно может быть целесообразным или
нецелесообразным, эффективным или неэффективным, но не истинным или
ложным.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПЕРАЦИОНАЛЬНОЕ
- определение физических величин (длины, массы, силы и др.) через
описание совокупности специфицирующих их экспериментально-измерительных
операций, например: "Сила есть физическая величина, пропорциональная
растяжению пружины в пружинных весах". Иногда О. о. формулируются в
сокращенной форме, например: "Температура есть то, что измеряется
термометром", где Dfn (определяющее) в действительности представляет
собой указание не только на прибор, которым измеряется определяемая
физическая величина, но и на совокупность операций, используемых при
измерении температуры, которые в определении подразумеваются. Одна и та
же физическая величина может быть определена не только операционально,
но и при помощи определений на теоретическом уровне. Например, на
теоретическом уровне температура может быть определена как величина,
пропорциональная кинетической энергии молекул. В соответствующих
физических теориях формулируются т.наз. правила соответствия,
устанавливающие связь между понятиями, определенными операционально, и
понятиями, определенными на теоретическом уровне. Так, в кинетической
теории газов формулируется следующее проверяемое (и притом истинное)
правило соответствия: "Числовые значения температуры газа, получаемые на
основе показаний термометра, являются показателем средней кинетической
энергии молекул". Правила соответствия, таким образом, обеспечивают
целостность эмпирического и теоретического уровней исследования. О. о.
широко используются не только в физике, но и в других
опытно-экспериментальных науках.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСТЕНСИВНОЕ (от лат. ostentus - показывание, выставление
напоказ)
— неявное определение, раскрывающее содержание понятия путем
непосредственного показа, ознакомления обучаемого с предметами,
действиями и ситуациями, обозначаемыми данным понятием. Например,
затрудняясь определить, что представляет собой зебра, мы можем подвести
спрашивающего к клетке с зеброй и сказать: "Это и есть зебра". О. о. не
является чисто вербальным, поскольку включает не только слова, но и
определенные действия.
О. о. напоминает обычное определение контекстуальное. Но контекстом в
случае О. о. является не отрывок какого-то текста, а ситуация, в которой
встречается объект, обозначаемый интересу-
[250]
ющим нас понятием. В случае с зеброй — это зоопарк, клетка, животное в
клетке и т.д.
О. о., как и определение контекстуальное, отличается некоторой
незавершенностью, неокончательностью. Определение посредством показа не
выделяет зебру из ее окружения и не отделяет того, что является общим
для всех зебр, от того, что характерно для данного конкретного их
представителя. Единичное, индивидуальное слито в таком определении с
общим, с тем, что свойственно всем зебрам.
О. о. — и только они - связывают слова с вещами. Без них язык — только
словесное кружево, лишенное объективного, предметного содержания.
Определить путем показа можно не все понятия, а только самые простые,
самые конкретные. Можно, например, предъявить стол и сказать: "Это — стол,
и все вещи, похожие на него, тоже столы". Но невозможно показать и
увидеть бесконечное, абстрактное, конкретное и т.п. Нет предмета,
указав на который, можно было бы сказать: "Это и есть то, что
обозначается словом "конкретно"". Здесь требуется уже не О.о., а
вербальное, чисто словесное определение, не предполагающее показа
определяемого предмета.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕАЛЬНОЕ
— определение, дающее описание каких-то объектов. О. р.
противопоставляется определению номинальному, выражающему требование
(предписание, норму), каким должны быть рассматриваемые объекты.
Различие между О. р. и определением номинальным опирается на различие
между описанием и пред писанием. Описать предмет — значит перечислить
те признаки, которые ему присущи; описание, соответствующее предмету,
является истинным, не соответствующее — ложным. Иначе обстоит дело с
предписанием, его функция отлична от функции описания. Описание говорит
о том, каким является предмет, предписание указывает, каким он должен
быть. "Ружье заряжено" — описание, и оно истинно, если ружье на самом
деле заряжено. "Зарядите ружье!" — предписание, и его нельзя отнести к
истинным или ложным.
Хотя различие между определениями-описаниями и
определениями-предписаниями несомненно важно, его обычно нелегко
провести. Зачастую утверждение в одном контексте звучит как О. р., а в
другом выполняет функцию номинального. Иногда О. р., описывающее к.-л.
объекты, обретает оттенок требования, как употреблять понятие,
соотносимое с ними; номинальное определение может нести отзвук
описания. Например, задача обычного толкового словаря - дать достаточно
полную картину стихийно сло-
[251]
жившегося употребления слов, описать те значения, которые придаются им
в обычном языке. Но составители словарей ставят перед собой и другую
цель — нормализовать и упорядочить обычное употребление слов, привести
его в определенную систему. Словарь не только описывает, как реально
используются слова, он указывает также, как они должны правильно
употребляться. Описание здесь соединяется с требованием.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЯВНОЕ
- определение, имеющее форму равенства двух понятий. Например: "Манометр
- это прибор для измерения давления" или "Графомания — это болезненное
пристрастие к писанию, к многословному, пустому, бесполезному
сочинительству". В О. я. отождествляются, приравниваются друг к другу
два понятия. Одно из них - определяемое понятие, содержание которого
требуется раскрыть, другое - определяющее понятие, решающее эту задачу.
В определении манометра определяемым понятием является "манометр",
определяющим — "прибор для измерения давления".
О. я. имеет структуру: "S= DfР", где S - определяемое понятие, Р—
определяющее понятие и знак "=Df" указывает на равенство понятий S и Р
по определению.
Важным частным случаем О. я. является определение классическое, или
родо-видовое определение.
К О. я., и в частности к родо-видовому, предъявляется ряд достаточно
простых и очевидных требований, называемых правилами определения.
Прежде всего, определяемое и определяющее понятия должны быть
взаимозаменимы. Если в каком-то предложении встречается одно из этих
понятий, всегда должна существовать возможность заменить его другим. При
этом предложение, истинное до замены, должно остаться истинным и после
нее. Для О. я. через род и видовое отличие это правило формулируется
как требование соразмерности определяемого и определяющего понятий:
совокупности предметов, охватываемые ими, должны быть одними и теми же.
Соразмерны, например, имена "гомотипия" и "сходство симметричных органов"
(скажем, правой и левой руки). Соразмерны также "голкипер" и "вратарь",
"нонсенс" и "бессмыслица". Встретив в каком-то предложении имя
"нонсенс", мы вправе заменить его на "бессмыслицу", и наоборот. Если
объем определяющего понятия уже объема определяемого, имеет место ошибка
слишком узкого О.я. Такую ошибку допускает, в частности, тот, кто
определяет "ромб" как "плоский четырехугольник, у которого все стороны
и все углы равны". Если объем определяющего понятия шире, чем объем
определяемого, имеет
[252]
место ошибка слишком широкого О. я. Такую ошибку допускает, к примеру,
тот, кто определяет "ромб" просто как "плоский четырехугольник". Второе
правило О. я. запрещает порочный круг: нельзя определять имя через само
себя или определять его через такое другое имя, которое, в свою очередь,
определяется через него. Содержат очевидный круг О. я. "Война есть
война" и "Театр — это театр, а не кинотеатр". О. я., содержащее круг,
разъясняет неизвестное через него же; в итоге неизвестное так и
остается неизвестным. Третье правило говорит, что О. я. должно быть
ясным. Это означает, что в определяющей части могут использоваться
только понятия, известные и понятные тем, на кого рассчитано О. я.
Желательно также, чтобы в ней не встречались образы, метафоры,
сравнения, т.е. все то, что не предполагает однозначного и ясного
истолкования. Можно определить, например, пролегомены как пропедевтику, но
такое О. я. будет ясным лишь для тех, кто знает, что пропедевтика — это
введение в к.-л. науку. Не особенно ясны и такие О. я., как "Дети — это
цветы жизни", "Архитектура — это застывшая музыка", "Овал — это круг в
стесненных обстоятельствах", и т.п. Они образны, иносказательны, но
ничего не говорят об определяемом предмете прямо и по существу, каждый
может понимать их по-своему.
ОПРОВЕРЖЕНИЕ
— рассуждение, направленное против выдвинутого тезиса и имеющее своей
целью установление его ложности или недосказанности. Наиболее
распространенный прием О. — выведение из опровергаемого утверждения
следствий, противоречащих истине. Если хотя бы одно следствие какого-то
положения ложно, то ложным является и само утверждение. Другой прием О.
— доказательство истинности отрицания тезиса. Утверждение и отрицание
не могут быть одновременно истинными. Как только удается показать, что
верным является отрицание тезиса, вопрос о его истинности отпадает.
Достаточно, например, показать одного белого медведя, чтобы опровергнуть
убежденность в том, что медведи бывают только бурыми. Эти два приема
применимы для О. любого тезиса, независимо от того, поддерживается он
некоторыми аргументами или нет. Если тезис выдвигается с к.-л.
обоснованием, О, может быть направлено против обоснования. В этом случае
показывается ложность приводимых аргументов или выведением из них
следствий, противоречащих фактам, или доказательством утверждений,
противоречащих аргументам. Однако дискредитация доводов, приводимых в
поддержку какого-то положения, не означает еще неправильности самого
этого положения.
[253]
О. может быть направлено на связь аргументов и тезиса. При этом надо
показать, что тезис не вытекает из доводов, приведенных в его
подтверждение. Если между аргументами и тезисом нет логической связи, то
нет и доказательства тезиса с помощью приводимых аргументов. Это не
означает ни того, что аргументы ошибочны, ни того, что тезис ложен.
ОСМЫСЛЕННОСТЬ
- наличие смысла, в противоположность бессмысленности — отсутствию
смысла. Традиционно важной всегда считалась дихотомия истина - ложь и
основной проблемой — проблема отличения истинных предложений от ложных.
Однако в начале XX в. на первый план выдвинулась еще более
фундаментальная дихотомия: осмысленность — бессмысленность и была
осознана важность отличения осмысленных предложений от бессмысленных. В
самом деле, прежде чем решать вопрос о том, истинно, или ложно некоторое
предложение, мы должны ответить на вопрос: осмысленно ли оно? Только
осмысленные предложения могут быть истинными или ложными.
Для того чтобы быть осмысленным, предложение, безусловно, должно быть
грамматически правильно построено. Если мы встречаем, например,
словосочетание "Цезарь есть когда", то нам нетрудно установить, что оно
лишено смысла, ибо в нем нарушены обычные правила грамматики и оно не
представляет собой правильно построенного предложения. Однако вопрос об
О. или бессмысленности становится чрезвычайно сложным, когда мы
встречаемся с такими, например, предложениями: "Цезарь есть простое число"
или "Зеленые идеи яростно спят". Здесь нет нарушения грамматических
правил, это правильно построенные предложения; но осмысленны ли они?
Было предложено несколько критериев О. предложений - верификационный,
операциональный, критерий переводимости и т.п., однако ни один из них
не дает вполне удовлетворительного решения проблемы (см.: Смысл).
ОСНОВАНИЕ И СЛЕДСТВИЕ
- части условного высказывания, устанавливающего, что одно событие,
состояние и т.п. является в том или ином смысле условием или основанием
для другого. Условное высказывание обычно формулируется с помощью
связки "если..., то...". Высказывание, идущее после слова "если",
называется основанием или антецедентом (предыдущим); высказывание,
идущее после слова "то", называется следствием или консеквентом
(последующим).
Например, в высказывании "Если по проводнику течет ток, то вокруг
проводника образуется магнитное поле" высказывание "по про-
[254]
воднику течет ток" — О., "вокруг проводника образуется магнитное поле"
— С.
Условное высказывание в языке логики представляется импликацией;
входящие в нее высказывания также называются: одно — О. (антецедентом),
другое — С. (консеквентом).
ОТНОШЕНИЕ (в логике) отождествляется с многоместным предикатом.
Предикаты подразделяются на одноместные, соответствующие свойствам
предметов, и многоместные (двухместные, трехместные и вообще п-местные,
где п ≥ 2), соответствующие О. При этом предикаты записываются в виде
пропозициональных функций (см.: Функция пропозициональная). Число
переменных в функции характеризует число мест, на которые могут
подставляться имена предметов. Так, пропозициональная функция Р(х)
является функцией с одной переменной и соответствует свойству;
пропозициональная функция xRy с двумя переменными соответствует
двухместному О.; пропозициональная функция R(x, у, z) с тремя
переменными соответствует трехместному О. и т.д. Примером одноместного
предиката и соответствующей ему пропозициональной функции от одной
переменной может быть функция "четное число (х)" или "x — четное число".
Она соответствует свойству "быть четным числом". Примером двухместного
предиката и соответствующей ему пропозициональной функции от двух
переменных может быть функция "х больше у". Она соответствует
двухместному О. "больше". Примером трехместного предиката и
соответствующей ему пропозициональной функции от трех переменных может
быть функция "х находится между у и z". Она соответствует трехместному
О. "находиться между". Свойство, таким образом, представляет собой
такую характеристику предмета, приписывание которой одному-единственному
индивиду приводит к образованию либо истинного, либо ложного суждения.
Так, подставив в функцию "х - четное число", соответствующую свойству,
вместо переменной х индивид 4, мы получим истинное суждение "4 - четное
число". Произведя вместо х подстановку числа 5, мы получим ложное
суждение. О. же есть такая характеристика, которая для образования либо
истинного, либо ложного суждения требует по меньшей мере приписывания
ее двум предметам. Так, подставив вместо х и у в функцию "х больше у"
числа 5 и 3, мы получим истинное суждение "5 больше 3"; подставив же
числа 1 и 2, мы получим ложное суждение "1 больше 2". Если же мы
припишем О. "больше" одному предмету, например числу 3, то получим
выражение "3 больше", которое не образует
[255]
истинного или ложного суждения, а является бессмысленным выражением.
ОТНОШЕНИЕ ВКЛЮЧЕНИЯ КЛАССА В КЛАСС, см.: Множеств теория.
ОТНОШЕНИЕ НЕРЕФЛЕКСИВНОЕ (иррефлексивное)
- двухместное отношение R, определенное на некотором множестве, такое,
что для любого элемента х этого множества неверно, что оно находится в
отношении R к самому себе (неверно, что xRx), т.е. возможен случай, что
элемент множества не находится в отношении R к самому себе. Примерами
О. н. могут быть "заботиться о", "развлекать", "нервировать" и
т.п.
Так, если х заботится о у, то х не обязательно заботится о самом себе
(см.: Отношение рефлексивное).
ОТНОШЕНИЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ЭЛЕМЕНТА КЛАССУ (МНОЖЕСТВУ), см.: Множеств
теория.
ОТНОШЕНИЕ РЕФЛЕКСИВНОЕ
- бинарное (двухместное) отношение R, определенное на некотором
множестве и отличающееся тем, что для любого х некоторого множества
элемент х находится в отношении R к самому себе, т.е. для любого
элемента х этого множества имеет место xRx. Примерами О. р. могут быть:
равенство (=), меньше или равно (≤), одновременность, сходство и др.
Так, каждое событие х одновременно с самим собой, т.е. имеет место xRx.
ОТНОШЕНИЕ СИММЕТРИЧНОЕ
- бинарное (двухместное) отношение R, определенное на некотором
множестве и характеризующееся тем, что для любых элементов х и у этого
множества из того, что х находится к у в отношении R(xRy), следует, что
и у находится в том же отношении к х(у Rx). Примером О. с. может быть
равенство (=), отношение типа равенства, подобия, одновременности,
некоторые отношения родства и др. Так, отношение братства - симметрично
(если речь идет о любых лицах мужского пола), поскольку является
истинным предложение: "Если х является братом у, то и у является братом
х" (например, если Иван - брат Петра, то и Петр — брат Ивана).
ОТНОШЕНИЕ ТИПА РАВЕНСТВА
- двухместное отношение R между предметами х и у области D (см.:
Предметная область), удовлетворяющее следующим аксиомам (условиям): 1)
аксиоме рефлексивности: xRx (предмет находится в отношении R к самому
себе) (см.: Отношение рефлексивное); 2) аксиоме симметричности: xRy ->
yRx (если предмет х находится в отношении R к предмету у, то и у
находится в отношении R к х) (см.: Отношение симметричное); 3) аксиоме
транзитивности: xRy & yRz->xRz (если
[256]
предмет х находится в отношении R к предмету у и у находится в отношении
R к z, то х находится в отношении Л к г) (см.: Отношение транзитивное).
Если к.-л. конкретное по содержанию отношение R удовлетворяет всем
аксиомам (1) — (3), то оно является О. т. р. Так, отношения равенства,
равномощности двух множеств, обмениваемости товаров на рынке, подобия и
т.п. удовлетворяют нашим аксиомам, а потому являются О. т. р. Таково же
и отношение одновременности (событий), поскольку предложения "Каждое
событие одновременно с самим собой" (см. аксиому (1)), "Если событие х
одновременно с событием у, то и у одновременно с х" (см. аксиому (2)),
"Если х одновременно с у и у одновременно с z, то и х одновременно с z"
(см. аксиому (3)) являются истинными. Отношение же "больше" не является
О. т. р., поскольку оно не удовлетворяет аксиомам (1) и (2): предложения
"Каждый предмет х больше самого себя", "Если предмет х больше предмета
у, то и у больше х" являются ложными.
О. т. р. играют большую роль в логике. С их помощью можно выделять в
предметах той или иной области некоторые общие свойства и
соответствующие им множества (см.: Определения через абстракцию) и тем
самым объяснить процесс формирования понятий.
ОТНОШЕНИЕ ТРАНЗИТИВНОЕ
- двухместное отношение R, определенное на некотором множестве,
характеризующееся тем, что для любых х, у, z этого множества из xRy и
yRz следует xRz (xRy &yRz->xRz). Примерами О.т. могут быть: "больше",
"меньше", "равно", "подобно", "выше", "севернее" и др. Так, если х
больше у, а у больше z, то х больше z.
ОТНОШЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ (ОДНОЗНАЧНОЕ)
- бинарное (двухместное) отношение R, определенное на некотором
множестве и характеризующееся тем, что каждому значению у отношения
xRy соответствует лишь одно-единственное значение х. Примером О. ф.
может быть отношение "х отец у", т.к. каждому значению у соответствует
единственное значение х: каждый человек имеет единственного отца.
Свойство функциональности отношения R записывается в виде аксиомы: из
(xRy и zRy) следует (x-z). Поскольку каждому значению у в выражениях xRy
и zRy соответствует одно и то же значение для х и z, то х и z совпадут,
окажутся одними и теми же. О. ф. - однозначно, поскольку в общем случае
каждому значению у отношения xRy соответствует лишь одно-единственное
значение х, но не наоборот: каждому значению х отношения xRy может
соответствовать не одно-единственное у. Так, в отношении "х отец у"
каждому х может соответ-
[257]
ствовать несколько у; каждый отец может иметь несколько детей. Частным
случаем О. ф. xRy является одно-однозначное или взаимно однозначное
отношение: в нем не только каждому значению х соответствует единственное
значение у, но и каждому значению у соответствует единственное значение
х. Примером такого отношения может быть и отношение "х есть отец
единственного у". Другим примером одно-однозначного отношения могут быть
отношения между числами, выражаемые формулой "х=-у", т.к. для каждого
числа у имеется лишь одно число, удовлетворяющее этой зависимости, и для
каждого числа х имеется также лишь одно число, удовлетворяющее той же
самой зависимости (см.: Функция).
ОТРИЦАНИЕ
— логическая операция, с помощью которой из данного высказывания
получается новое высказывание; при этом если исходное высказывание
истинно, его О. не является истинным, а если оно ложно, его О. не
является ложным. Отрицательное высказывание состоит из исходного
высказывания и помещаемого перед ним знака О. (в логике ~ или 1),
читаемого как "не" или "неверно, что"; О. высказывания A является
сложное высказывание ~А.
В логике классической если высказывание А истинно, его О. ~А ложно, а
если A ложно, его О. ~А истинно. Например, т.к. высказывание "10 — четное
число" истинно, его О. "Неверно, что 10 — четное число" ложно.
ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ, см.: Отрицание.
ОЦЕНКА, см.: Оценочное высказывание.
ОЦЕНОК ЛОГИКА
— раздел логики, изучающий логическую структуру и логические связи
оценочных высказываний. О. л., являющаяся ветвью модальной логики,
слагается из логики абсолютных оценок, формулируемых обычно с помощью
понятий "хорошо", "плохо" и "(оценочно) безразлично", и логики
сравнительных оценок, в которых используются понятия "лучше", "хуже" и
"равноценно".
Сравнительные оценки называются также предпочтениями, а их логика —
предпочтений логикой.
Первая попытка создать логическую теорию абсолютных оценок ("логику
добра") была предпринята еще в 20-е годы немецким философом Э.
Гуссерлем. Однако впервые эта логика был сформулирована только в конце
60-х — начале 70-х годов (А. А. Ивин, Е. Калиновский, X. Вессель и др.).
В логике абсолютных оценок принимается, что позитивно ценное (хорошее,
добро) и негативно ценное (плохое, зло) взаимно определимы: объект
является хорошим, когда его отсут-
[258]
ствие негативно ценно; объект является плохим, когда его отсутствие
позитивно ценно. Например: "Быть здоровым хорошо, только если быть больным
плохо"; "Плохо, что случаются пожары, только если хорошо, когда их
нет". Безразлично то, что не является ни хорошим, ни плохим. Среди
законов О. л. положения:
о ничто не может быть одновременно хорошим и безразличным, безразличным
и плохим;
о если что-то безразлично, то и противоположное безразлично ("Если все
равно, что небо голубое, то было бы все равно, если бы оно не было
голубым");
о хорошо первое и хорошо второе, только если хорошо вместе первое и
второе ("Хорошо иметь кошку и хорошо иметь собаку, только если хорошо
иметь кошку и собаку") и др.
Принимаемый обычно в логике абсолютных оценок принцип аксиологической
полноты утверждает, что всякий объект является или хорошим, или
безразличным, или плохим. Этот принцип справедлив только в случае
предположения, что множество вещей, о ценности которых имеется
определенное представление, совпадает со множеством всех вещей. Такое
предположение не всегда оправданно. Например, то, что у трапеции четыре
стороны, скорее всего ни хорошо, ни плохо, ни безразлично, такого рода
факты вообще лежат вне сферы наших оценок.
Другой принцип, также не являющийся универсальным, — принцип
аксиологической непротиворечивости: противоречащие друг другу состояния
не могут быть вместе хорошими (плохими). Например: "Неверно, что хорошо
как путешествовать, так и не путешествовать, летать самолетами и не
делать этого" и т.п. Этот принцип требует внутренней
непротиворечивости системы принятых оценок, реальные же множества оценок
нередко непоследовательны.
Нормы — это частный случай оценок, а именно групповые оценки,
поддержанные угрозой наказания. Нормативные понятия "обязательно",
"разрешено" определимы в терминах абсолютных оценочных понятий:
"Обязательно А" равносильно "А позитивно ценно, и хорошо, что уклонение
от A ведет к наказанию". Нормативное высказывание является сокращенной
формулировкой оценочного высказывания. Это означает, что О. л. содержит
деонтическую логику и является в этом смысле более фундаментальной.
Логика абсолютных оценок и логика сравнительных оценок несводимы друг к
другу и являются двумя самостоятельными разделами О. л. "Лучше"
неопределимо через "хорошо": лучше одна другой могут быть и две хорошие,
и две плохие вещи. Иногда "хо-
[259]
рошо" так определяется через "лучше": нечто является хорошим, когда его
наличие лучше, чем его отсутствие. Например: "Хорошо иметь синий цвет, если
и только если быть синим лучше, чем не быть синим". Однако это и
подобные ему определения носят только частичный характер и не позволяют
получать "логику добра" в качестве следствия логики предпочтений.
Идеи и аппарат О. л. нашли интересные приложения в целом ряде областей,
и прежде всего в политической экономии, в лингвистике, в исследовании
морали, права, в философском анализе ценностей. При изучении научного
познания эти приложения связаны прежде всего с анализом
социально-исторической обусловленности познания, зависимости его от
эпохи и других контекстуальных характеристик познания. Важную роль О.
л. играет в обосновании моральных норм и в критике распространенного в
буржуазной философии тезиса, что наука не должна содержать ценностей,
поскольку споры о них в принципе не могут носить научного характера.
ОЦЕНОЧНАЯ МОДАЛЬНОСТЬ, см.: Аксиологическая модальность.
ОЦЕНОЧНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ
- высказывание, устанавливающее абсолютную или сравнительную ценность
какого-то объекта, дающее ему оценку. Логическая структура и логические
связи О. в. изучаются оценок логикой, слагающейся из логики абсолютных
оценок и предпочтений логики (см.: Аксиологическая модальность).
Способы выражения оценок чрезвычайно разнообразны. Абсолютные оценки
выражаются чаще всего предложениями с оценочными словами "хорошо",
"плохо", "(оценочно) безразлично". Вместо них могут использоваться
слова: "позитивно ценно", "негативно ценно", "добро", "зло" и
т.п.
Сравнительные оценки формулируются в предложениях с оценочными словами
"лучше", "хуже", "равноценно", "предпочитается" и
т.п. В языке для
правильного понимания оценок важную роль играет контекст, в котором они
формулируются. Можно выделять обычные, или стандартные, формулировки
оценочного высказывания, но в принципе предложение едва ли не любой
грамматической формы способно в соответствующем контексте выражать
оценку. Выделить О. в. среди других видов высказываний, опираясь только
на грамматические основания, трудно.
Понятие О. в. может быть прояснено путем противопоставления его
высказыванию дескриптивному (описательному), а также с помощью
исследования внутренней структуры оценок и их видов.
9*
[260]
Оценка является выражением ценностного отношения утверждения к объекту,
противоположного описательному, или истинностному, отношению. В случае
истинностного отношения отправным пунктом сопоставления утверждения и
объекта является последний; утверждение выступает как его описание. В
случае ценностного отношения исходным является утверждение, выступающее
как образец, стандарт. Соответствие ему объекта характеризуется в
оценочных понятиях. Позитивно ценным является объект, соответствующий
высказанному о нем утверждению, отвечающий предъявленным к нему
требованиям.
Допустим, что сопоставляются какой-то дом и его план. Можно, приняв за
исходное дом, сказать, что план, соответствующий дому, является
истинным. Но можно, приняв за исходное план, сказать, что дом,
отвечающий плану, является хорошим, т.е. таким, каким он должен быть.
В обычном языке между истиной и оценкой есть определенное различие.
Слово "истинный" употребляется, как правило, только применительно к
высказываниям, слово же "хороший" многофункционально.
Например, "Хорошо,
что гремит гром" — это оценка, говорящая о соответствии ситуации
какому-то не указанному явно представлению; "Хорошая трава — зеленая" —
в этом высказывании фиксируется одно из свойств, входящих в стандартное
представление о том, какой должна быть "настоящая" трава; "Этот снег
хороший" — оценка, основанием которой является образцовое представление
о снеге, и т.п.
Оценочное отношение мысли к действительности чаще всего выражается не с
помощью особых оценочных понятий, а высказываниями с явным или
подразумеваемым "должно быть": "Ученый должен быть критичным", "Электрон
на стационарной орбите не должен излучать" и т.п.
Оценка включает следующие части, или компоненты: субъект оценки — лицо
(или группа лиц), приписывающее ценность некоторому объекту; предмет
оценки - объект, которому приписывается ценность, или объекты, ценности
которых сопоставляются; характер оценки - абсолютная и сравнительная;
основание оценки — это то, с точки зрения чего производится оценивание.
Не все эти части находят явное выражение в О. в. Но это не означает, что
они не обязательны. Без любой из них нет оценки и, значит, нет
фиксирующего ее О. в.
О. в. не является ни истинным, ни ложным. Истина характеризует
отношения между описательным высказыванием и действительностью; оценки
не являются описаниями. Они могут характе-
[261]
ризоваться как целесообразные, эффективные, разумные, обоснованные и
т.п., но не как истинные или ложные. Споры по поводу приложимости к О. в.
терминов "истинно" и "ложно" во многом связаны с распространенностью
двойственных, описательно-оценочных выражений, которые в одних
ситуациях функционируют как описания, а в других - как оценка.
Т. наз. "Юма принцип", вызывающий до сих пор дискуссии, говорит о
невозможности логического перехода (вывода) от фактических
(описательных) утверждений к утверждениям долженствования. Данный
принцип принимается логикой оценок, отвергающей как выводимость оценок
из чистых описаний, так и выводимость описаний из оценок. Это не
означает, однако, ни того, что между описательными высказываниями и О.
в. нет вообще никаких связей, ни того, что оценки не способны иметь
эмпирическое обоснование.
ОШИБКА ЛОГИЧЕСКАЯ
- нарушения к.-л. законов, правил и схем логики. Если ошибка допущена
неумышленно, она называется паралогизмом; если правила логики нарушают
умышленно, то это — софизм. Логические ошибки следует отличать от
фактических ошибок. Последние обусловлены не нарушением правил логики,
а незнанием предмета, фактического положения дел, о котором идет речь. К
О. л. нельзя причислять также ошибки словесного выражения наших мыслей.
К числу последних относится широко известная омонимия — смешение
понятий, происходящее вследствие того, что разные понятия часто
выражаются одним и тем же словом, например "материализм" философский и
"материализм" в практической жизни, близкий к бездуховности.
Классификация О. л. обычно связывается с различными логическими
операциями и видами умозаключений. Так, можно выделить ошибки в делении
понятий, в определении понятий; ошибки в индуктивном выводе; ошибки в
дедуктивных умозаключениях; ошибки в доказательстве: по отношению к
тезису, к аргументам, к демонстрации.
[262]
Оглавление
www.pseudology.org
|
|