| |
Гуманитарный издательский центр Владос, Москва 1998
|
Александр Архипович Ивин и Александр Леонидович Никифоров
|
Словарь по логике |
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА
— одно из названий современной формальной логики, пришедшей во второй
половине XIX — начале XX в. на смену традиционной логике. В качестве
другого названия современного этапа в развитии науки логики
используется также термин логика символическая. Определение "математическая"
подчеркивает сходство новой логики с математикой, основывающееся прежде
всего на применении особого символического языка, аксиоматического
метода, формализации.
М. л. исследует предмет формальной логики методом построения
специальных формализованных языков, или исчислений. Они позволяют
избежать двусмысленной и логической неясности естественного языка,
которым пользовалась при описании правильного мышления традиционная
логика. Новые методы дали логике такие преимущества, как большая
точность формулировок, возможность изучения более сложных с точки
зрения логической формы объектов. Многие проблемы, исследуемые в М. л.,
вообще невозможно было сформулировать с использованием только
традиционных методов.
Иногда термин "М. л." употребляется в более широком смысле, охватывая
исследование свойств дедуктивных теорий, именуемое металогикой или
метаматематикой.
МАТЕРИАЛЬНАЯ СУППОЗИЦИЯ, см.: Суппозиция.
МЕТАМАТЕМАТИКА
— раздел математической логики, изучающий основания математики,
структуру математических доказательств и математических теорий с помощью
формальных методов.
М. рассматривает формализованную теорию как множество некоторых
конечных последовательностей символов, называемых фор-
[192]
мулами и термами, к которым добавляется множество операций, производимых
над этими последовательностями. Формулы и термы, получаемые с помощью
простых правил, служат заменой предложениям и функциям содержательной
математической теории. Операции над формулами соответствуют элементарным
шагам дедукции в математических рассуждениях. Формулы, соответствующие
аксиомам содержательной теории, выступают в качестве аксиом
формализованной теории. Формулы, которые могут быть выведены из аксиом
посредством принятых операций, соответствуют теоремам содержательной
теории.
Множество формул и множество термов, рассматриваемые как множества
конечных последовательностей с операциями, в свою очередь, могут быть
объектами математического исследования. В ранний период развития
математической логики использовались в основном простые методы,
исключались все нефинитные. Лидером этого направления был Д. Гильберт,
полагавший, что с помощью простых методов М. удастся доказать
непротиворечивость фундаментальных математических теорий. Однако
теоремы К. Гёделя показали, что программа Гильберта неосуществима.
Использование финитных методов для исследования формализованных теорий
является естественным в силу их очевидного финитного характера. Но на
практике ограничение методов доказательства элементарными методами
значительно усложняет математические исследования. Поэтому для более
глубокого проникновения в сущность формализованных теорий современная
М. широко использует более сложные, нефинитные методы.
Множество термов любой формализованной теории является алгеброй, и
множество всех формул также является алгеброй. После естественного
отождествления эквивалентных формул множество всех формул становится
решеткой (структурой), а именно: булевой алгеброй, псевдобулевой
алгеброй, топологической булевой алгеброй и т.п. - в зависимости от
типа логики, принимаемой в теории. Эти алгебры, в свою очередь, связаны
с понятием поля множеств и топологического пространства. С этой точки
зрения представляется естественным применение в М. методов алгебры,
теории решеток (структур), теории множеств и топологии. В М. широко
используется также гёделевский метод арифметизации и теория рекурсивных
функций.
М. исследует вопросы непротиворечивости и полноты формализованных
теорий; независимость аксиом; проблему разрешимости; вопросы
определимости и погружения одних теорий в другие; дает точное
определение понятия доказательства для различных формализованных теорий
и доказывает теоремы о дедукции;
[193]
изучает проблемы интерпретации формальных систем и их различные модели;
устанавливает разнообразные отношения между формализованными теориями и
т.п.
МЕТАТЕОРИЯ (от греч. meta - после, за, позади)
- теория, изучающая язык, структуру и свойства некоторой другой теории.
Теория, свойства которой исследуются в М., называется предметной, или
объектной, теорией. Наиболее развиты М. логики и математики (в
металогике и метаматематике). Объектом исследования М. обычно
оказывается не содержание объектной теории, а ее формальные свойства,
поэтому она предварительно формализуется и представляется в виде
формального исчисления. В М. можно выделить две части: синтаксис,
изучающий структурные и дедуктивные свойства исследуемой теории;
семантику, рассматривающую вопросы, связанные с интерпретацией
изучаемой теории.
МЕТАФОРА (от греч, metaphora - перенос, образ)
- перенесение свойств одного предмета (явления или аспекта бытия) на
другой по принципу их сходства в к.-л. отношении или по контрасту, например:
"говор волн", "нос самолета", "свинцовые тучи" и
т.п. В отличие от
сравнения, где присутствуют оба члена сопоставления, М. — это скрытое
сравнение, в котором слова "как", "как будто", "словно" и
т.п. опущены,
но подразумеваются. В М. различные признаки — то, чему уподобляется
предмет, и свойства самого предмета — представлены не в их качественной
раздельности, как в сравнении, а сразу даны в новом нерасчлененном
единстве. Обладая неограниченными возможностями в сближении или
неожиданном уподоблении самых разных предметов и явлений, по существу
по-новому осмысливая предмет, М. позволяет вскрыть, обнажить, прояснить
его внутреннюю природу.
В науке М. - необходимое средство научного творчества. Практически
всякое новое научное понятие появляется как некая М., становясь точным
понятием лишь с течением времени. Например, "световая волна" — это М.,
уподобляющая свет колебаниям волн на поверхности воды; "электрический
ток" - тоже М., приравнивающая электричество к потоку воды, и т.п.
Часто новое явление обозначается старым термином, относящимся к
известным явлениям, и в течение некоторого времени этот термин выступает
в качестве М., в которой отображаются свойства различных явлений.
МЕТАЯЗЫК (от греч. meta - после, за, позади)
- язык, средствами которого исследуются и описываются свойства другого
языка, называемого предметным, или объектным. Например, когда мы начинаем
изучать иностранный язык, знакомиться с его выражениями, с его
грамматической структурой, системой времен, падежей
[194]
и т.п., мы пользуемся для описания свойств этого пока еще не известного
нам языка своим родным языком, который и выступает в данном случае в
качестве М.
Смешение объектного языка и М. приводит к противоречиям и парадоксам
(см.: "Лжеца" парадокс). В естественном языке явного различия между
объектным и М. нет: мы пользуемся одним и тем же языком и для того,
чтобы говорить о внеязыковых объектах, и для того, чтобы говорить о
самом языке. Только интуиция помогает нам избежать путаницы и
противоречий. Однако всегда существует опасность того, что неразличение
объектного и М. приведет к противоречию. Поэтому в науке, в частности в
металогике и метаматематике, проводится четкое разделение этих двух
языков. К М. обычно предъявляются следующие требования: 1) в нем должны
быть средства для описания синтаксических свойств объектного языка, в
частности средства для построения выражений объектного языка; 2) М.
должен быть настолько богат по своим выразительным возможностям, чтобы
для каждого выражения объектного языка в нем существовала формула,
являющаяся переводом этого выражения; 3) логический словарь М. должен
быть по крайней мере столь же богат, как и логический словарь объектного
языка; 4) в М. должны быть дополнительные переменные, принадлежащие к
более высокому типу, чем переменные объектного языка, и т.д.
МЕТОД (от греч. methodos — путь, способ исследования, обучения,
изложения)
— совокупность приемов и операций познания и практического
преобразования действительности; способ достижения определенных
результатов в познании и практике. Применение того или иного М.
детерминируется целью познавательной или практической деятельности,
предметом изучения или действия и условиями, в которых осуществляется
деятельность.
Существует множество классификаций М. познания. В частности, выделяют
частные специальные М. отдельных конкретных наук, например М. механики,
оптики, термодинамики, химического анализа, критический анализ
источников как М. исторической науки, сравнительный М. в языкознании и
т.п. Наряду с М. конкретных наук существуют также общенаучные М.,т.е.
М., используемые обширным классом наук или даже всеми науками. К числу
таких М. обычно относят наблюдение, измерение, эксперимент, индуктивный
М., М. гипотез, М. формальной логики и т.п. И наконец, наиболее общими
М., применимыми как в познании, так и в практике, являются философские
М., например метафизический и диалектический М., М. восхождения от
абстрактного к конкретному, анализ и синтез, идеализация и абстракция,
сравнение и т.п. Наряду с
[195]
указанной классификацией широким распространением пользуется также
разделение М. науки на эмпирические и теоретические М. познания.
Всякий М. опирается на определенное знание об объектах познания или
практического действия. Поэтому иногда М. называют научные принципы и
теории; например, вариационные принципы механики — принцип возможных
перемещений, принцип наименьшего действия, принцип Д'Аламбера и т.п. —
выступают в качестве М. изучения равновесия и движения несвободной
механической системы. Материалистическую диалектику часто также
называют всеобщим М. познания и действия. Возможно, в этом случае лучше
говорить о методологической функции законов и теорий науки, принципов
философии. Учение о М. называется методологией.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ
- обоснование отдельного утверждения или целостной концепции путем
ссылки на тот несомненно надежный метод, с помощью которого получено
обосновываемое утверждение или отстаиваемая концепция. М.а. является
частным случаем аргументации теоретической.
Представления о сфере М.а. менялись от одной эпохи к другой.
Существенное значение придавалось ей в Новое время, когда считалось,
что именно методологическая гарантия, а не соответствие фактам как
таковое сообщает суждению его обоснованность. Современная методология
науки скептически относится к мнению, что строгое следование методу
способно само по себе обеспечить истину и служить ее надежным
обоснованием. Возможности М.а. очень различны в разных областях знания.
Ссылки на метод, с помощью которого получено конкретное заключение,
довольно обычны в естественных науках, крайне редки в гуманитарных
науках и почти не встречаются в практическом и тем более художественном
мышлении.
Методологизм, сутью которого является преувеличение значения М.а. и
даже отдание ей приоритета перед другими способами теоретической
аргументации, таит в себе опасность релятивизации научного и иного
знания. Если содержание знания определяется не независимой от него
реальностью, а тем, что мы должны или хотим увидеть в ней, а истинность
определяется соблюдением методологических канонов, то из-под знания
ускользает почва объективности. Никакие суррогаты, подобные
интерсубъективности, общепринятости метода, его успешности и т.п., не
способны заменить истину и обеспечить достаточно прочный фундамент для
принятия знания. Методологизм сводит научное мышление к системе
устоявшихся, по преимуществу технических способов нахождения нового
знания. Результатом является то, что научное мышление произволь-
[196]
но сводится к изобретаемой им совокупности технических приемов.
Согласно принципу эмпиризма, только наблюдения или эксперименты играют в
науке решающую роль в процессе принятия или отбрасывания научных
высказываний. В соответствии с этим принципом М. а. может иметь только
второстепенное значение и никогда не способна поставить точку в споре о
судьбе конкретного научного утверждения или теории. Общий
методологический принцип эмпиризма гласит, что различные правила
научного метода не должны допускать "диктаторской стратегии". Они должны
исключать возможность того, что мы всегда будем выигрывать игру,
разыгрываемую в соответствии с этими правилами: природа должна быть
способна хотя бы иногда наносить нам поражение.
Методологические правила расплывчаты и неустойчивы, они всегда имеют
исключения. В частности, индукция, играющая особую роль в научном
рассуждении, вообще не имеет ясных правил. Научный метод несомненно
существует, но он не представляет собой исчерпывающего перечня правил и
образцов, обязательных для каждого исследователя. Даже самые очевидные
из этих правил могут истолковываться по-разному. "Правила научного
метода" меняются от одной области познания к другой, поскольку
существенным содержанием этих "правил" является некодифицируемое
мастерство, т.е. умение проводить конкретное исследование и делать
обобщения.
Научный метод не содержит правил, не имеющих или в принципе не
допускающих исключений. Все его правила условны и могут нарушаться даже
при выполнении их условия. Любое правило может оказаться полезным при
проведении научного исследования, так же как любой прием аргументации
может оказать воздействие на убеждения научного сообщества. Но из этого
не следует, что все реально используемые в науке методы исследования и
приемы аргументации равноценны и безразлично, в какой
последовательности они используются. В этом отношении "методологический
кодекс" вполне аналогичен моральному кодексу.
М. а. является, таким образом, вполне правомерной, а в науке, когда ядро
методологических требований устойчиво, необходимой. Однако
методологические аргументы не имеют решающей силы даже в науке. Прежде
всего, методология гуманитарного познания не настолько ясна, чтобы на
нее можно было ссылаться. Иногда даже утверждается, что в науках о духе
используется совершенно иная методология, чем в науках о природе. О
методологии практического и художественного мышления вообще трудно
сказать что-нибудь конкретное. Далее, методологические представления
ученых явля-
[197]
ются в каждый конкретный промежуток времени итогом и выводом
предшествующей истории научного познания. Методология науки, формулируя
свои требования, опирается на историю науки. Настаивать на безусловном
выполнении этих требований значило бы возводить определенное
историческое состояние науки в вечный и абсолютный стандарт. Каждое
новое исследование является не только, применением уже известных
методологических правил, но и их проверкой. Исследователь может
подчиниться старому методологическому правилу, но может и счесть его
неприемлемым в каком-то конкретном новом случае. История науки включает
как случаи, когда апробированные правила приводили к успеху, так и
случаи, когда успех был результатом отказа от какого-то установившегося
методологического стандарта. Ученые не только подчиняются
методологическим требованиям, но и критикуют их и создают как новые
теории, так и новые методологии.
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ
- часть науковедения, исследующая структуру научного знания, средства и
методы научного познания, способы обоснования и развития знания.
Систематическое решение методологических проблем дается в
методологической концепции, которая создается на базе определенных
гносеологических принципов. Выработка общего понимания природы
человеческого познания, законов и стимулов его развития принадлежит
философии, и это философское понимание знания оказывает решающее влияние
на формирование представлений о научном знании.
На методологическую концепцию оказывают влияние не только философские
принципы. Поскольку методологическая концепция является теорией строения
и развития научного знания, постольку она — в той или иной степени —
ориентируется также на науку и ее историю. Конечно, современная наука
слишком обширна для того, чтобы все ее области можно было в равной мере
принять во внимание. Поэтому каждая методологическая концепция основное
внимание уделяет отдельным научным дисциплинам или даже отдельным
теориям, которые с точки зрения этой концепции являются наиболее
важными или образцовыми. Таким образом, несмотря на то, что у всех
методологических концепций предмет один — наука и ее история, они могут
различаться между собой не только потому, что вдохновляются разными
философскими представлениями, но и тем, что ориентируются на разные
области науки.
Следует указать еще на один фактор влияющий на методологическую
концепцию, — предшествующие и сосуществующие с ней концепции. Каждая
новая концепция возникает и развивается в среде, созданной ее
предшественницами. Взаимная критика конкури-
[198]
рующих концепций, проблемы, поставленные ими, решения этих проблем,
способы аргументации, господствующие в данный момент интересы — все это
оказывает неизбежное давление на новую методологическую концепцию. Она
должна выработать собственное отношение ко всему предшествующему
материалу: принять или отвергнуть существующие решения проблем,
признать обсуждаемые проблемы осмысленными или отбросить некоторые из
них как псевдопроблемы, развить критику существующих концепций и т.д.
Учитывая, что методологическая концепция находится под влиянием, с
одной стороны, философии, а с другой стороны — всегда ориентирована на
те или иные области научного познания, легко понять, почему в этой
области существует громадное разнообразие различных методологических
концепций.
Самостоятельной областью исследований М. н. становится в середине XIX
в. Расширение круга методологических проблем связано с исследованиями
Больцано, Маха, Пуанкаре, Дюэма. С конца 20-х годов XX в. наибольшее
влияние в М.н. приобрела концепция логического позитивизма (Шлик,
Карнап, Фейгль и др.), которая исходила в понимании природы научного
знания из субъективно-идеалистических воззрений Маха и логического
атомизма Рассела и Витгенштейна. Логический позитивизм рассматривал
науку как систему утверждений, в основе которой лежат особые
"протокольные" предложения, описывающие чувственные переживания и
восприятия субъекта. Основную задачу М.н. логические позитивисты
усматривали в логическом анализе языка науки с целью устранения из него
псевдоутверждений, к которым они относили прежде всего утверждения
философского характера. Концепция логического позитивизма оказалась в
резком противоречии с развитием науки и была подвергнута серьезной
критике, в частности и со стороны философов-марксистов.
С конца 50-х годов в центре внимания М. н. оказываются проблемы анализа
развития науки. Появляются концепции, претендующие на описание развития
научного знания в целом или в отдельные периоды. Значительное влияние
приобретают методологические концепции Поппера, теория научных революций
Куна, историческая модель развития научного знания Тулмина, концепция
научно-исследовательских программ Лакатоса и т.п. Для этих концепций
характерны тесная связь с историей науки и критическое отношение к
неопозитивистской модели науки.
В современной М. н. на первый план выдвигаются следующие проблемы:
анализ структуры научных теорий и их функций; понятие научного закона;
процедуры проверки, подтверждения и опро-
[199]
вержения научных теорий, законов и гипотез; методы научного
исследования; реконструкция развития научного знания. Несмотря на то
что методологические исследования осуществляются на основе самых
разнообразных философских школ и направлений, их результаты часто не
зависят от философской ориентации исследователя и представляют
общезначимую ценность.
МНОГОЗНАЧНАЯ ЛОГИКА
- совокупность логических систем, опирающихся на принцип
многозначности. В классической двузначной логике выражения при
интерпретации принимают только два значения — "истинно" и "ложно", в М.
л. рассматриваются и другие значения, например "неопределенно",
"возможно", "бессмысленно" и т.п. В зависимости от множества
истинностных значений различают конечнозначные и бесконечнозначные
логики. М. л.является одним из интенсивно развивающихся разделов логики
неклассической.
Проблема содержательно ясной интерпретации многозначных систем —
наиболее сложная и спорная в М. л. Об этом выразительно говорит, в
частности, обилие интерпретаций, предложенных для самой старой из этих
систем — трехзначной логики Я. Лукасевича. В соответствии с одной из ее
интерпретаций, высказывания должны делиться не просто на истинные и
ложные, а на истинные, ложные и парадоксальные. Значение
"парадоксально" приписывается высказываниям типа "Данное утверждение
является ложным", т.е. тем высказываниям, из допущения истинности
которых вытекает их ложность, а их допущения ложности — истинность.
Промежуточное значение истолковывалось и как "бессмысленно". К
бессмысленным относятся высказывания типа "Наполеон — наибольшее
натуральное число" и т.п. Это значение истолковывалось и как
"неизвестно" или "неопределенно". Неопределенное высказывание — это
высказывание, относительно которого в силу к.-л. (возможно, меняющихся
от случая к случаю) оснований нельзя сказать, что оно истинно или ложно.
К неопределенным могут относиться, в частности, высказывания,
истинностное значение которых является разным в разные моменты времени
("Идет дождь"), высказывания с различного рода переменными и т.д.
Эти примеры показывают, что одна и та же многозначная система может
иметь разные интерпретации, причем "неестественность" некоторых из них
вовсе не означает, что столь же "неестественной" будет и каждая иная
интерпретация.
М. л. не отрицает двузначную логику. Напротив, первая позволяет более
ясно понять основные идеи, лежащие в основе второй, и является в
определенном смысле ее обобщением. В большинстве М. л.
[200]
отсутствуют отдельные законы двузначной логики. В принципе можно
построить М. л., в которой не имеет места любой наперед заданный закон
двузначной логики. С другой стороны, М. л. таковы, что их законами
являются утверждения, не имеющие аналогов в классической логике.
Эти факты не препятствуют, однако, рассмотрению М. л. как своеобразного
обобщения двузначной логики. Некоторые утверждения, являющиеся
логическими законами при допущении двух значений истинности, перестают
быть законами при введении некоторых дополнительных значений. Но в этом
случае законами М. л. не оказываются и отрицания соответствующих
двузначных законов. Например, в интуиционистской логике не имеют места не
только законы исключенного третьего и приведения к абсурду, но и
отрицания этих законов.
Ни двузначность, ни многозначность не являются прирожденными свойствами
человеческого мышления. Решение одних проблем может быть получено в
рамках двузначной логики, рассуждение о других может оказаться более
успешным, если опирается на тот или иной вариант М. л. Вопрос же о том,
какой является формальная логика как особая наука, с точки зрения числа
допускаемых значений истинности не имеет смысла. Логика никогда не
исчерпывалась и тем более не исчерпывается сейчас одной-единственной
логической системой. Вопрос о числе допускаемых значений истинности
может возникнуть только при построении отдельных логических систем и при
решении отдельных логических проблем. Логика же как совокупность всего
огромного числа существующих конкретных логических систем не является,
очевидно, ни двузначной, ни многозначной.
М. л. существует около полувека. Многие ее проблемы пока не решены или
недостаточно исследованы. Тем не менее уже к настоящему времени М. л.
нашла большое число приложений, интересных в теоретическом или
практическом отношении. Прежде всего открытие М. л. заставило по-новому
взглянуть на саму науку логику, ее предмет и используемые ею методы.
Оно с особой выразительностью подчеркнуло тот факт, что классическая
двузначная логика не является единственно мыслимой и возможной и что
современная логика слагается из множества внутренне разнородных
логических систем.
Многозначные системы более богаты, чем двузначная логика: в первых
имеются функции, невыразимые во второй. Так, если в двузначной логике
имеются только четыре разные функции от одного аргумента, то в
трехзначной логике их уже соответственно
[201]
двадцать семь. Это послужило основой попыток определить в рамках М. л.
такие понятия, которые, будучи взяты сами по себе, не кажутся достаточно
ясными и которые неопределимы в двузначной логике. Речь идет прежде
всего о модальных понятиях "необходимо", "возможно", "случайно" и т.п.
Многозначные системы использовались при построении логики квантовой
механики, описывающей логическую структуру языка этой физической теории.
В информационно-поисковых системах, являющихся системами записи,
хранения и обработки данных, используется обычно естественный язык.
Выявление логической структуры инормационного поиска и построение общей
теории его имитации логическими средствами требует языка
формализованного. Было высказано предположение, что для информационного
поиска, в процессе которого нередко встречается ситуация
неопределенности, целесообразно использовать М. л.
МНОГОЗНАЧНОСТИ ПРИНЦИП, см.: Принцип многозначности.
МНОГОЗНАЧНОСТЬ
— характеристика выражения, имеющего в разных контекстах разное
значение. Например, слово "закон" может означать как регулярность, имеющую
место в природе или обществе, так и утверждение о такой регулярности,
сформулированное в языке науки. С М. связана одна из основных трудностей
понимания говорящими друг друга. Подавляющее большинство слов обычного
языка многозначно. Так, словарь современного русского литературного
языка указывает семнадцать разных значений глагола "стоять"; слово
"жизнь" имеет более тридцати значений и т.д. Между одними значениями
трудно найти ч.-л. общее, между другими трудно провести различие.
М. как естественная и неотъемлемая черта естественного языка сама по
себе не является недостатком. Но она таит в себе потенциальную
возможность логической ошибки. В процессе общения всегда предполагается,
что в конкретном рассуждении смысл входящих в него слов не меняется.
Если речь идет, допустим, о новом как незнакомом, пока не будет
оставлена данная тема, слово "новый" должно обозначать "незнакомый", а
не "следующий" или "современный". Логическая ошибка, связанная с
подменой значения слова, называется эквивокацией. Допускается она,
например, в рассуждении: "В грамматике достаточно знать только имена
существительные, т.к. глагол, наречие, прилагательное и т.д. - все
это существительные".
Многозначными могут быть не только отдельные слова, но и части фраз, и
целые фразы. Например, высказывание "Часть программы
[202]
полностью не была выполнена" может означать, что эта часть оказалась
полностью невыполненной, но может означать, что она была выполнена
неполностью. Логическая ошибка, связанная с подменой одного значения
высказывания другим возможным его значением, именуется амфиболией.
МНОЖЕСТВ ТЕОРИЯ
— математическая теория, изучающая точными средствами проблему
бесконечности. Предмет М. л. — свойства множеств (совокупностей,
классов, ансамблей), гл. обр. бесконечных.
Множество A есть любое собрание определенных и различимых между собой
объектов, мыслимое как единое целое. Эти объекты называются элементами
или членами множества A. Если элемент х принадлежит множеству A, то это
обозначается так: хÎ А; если же х не есть элемент A, то это обозначается
так: хÏА. Если каждый элемент множества A принадлежит множеству В, то
это записывается так: А Ì В. Множество A называется в этом случае
подмножеством множества В, а отношение "Ì" — отношением включения
множеств. Множество, не содержащее ни одного элемента, называется пустым
и обозначается символом 0. В приложениях М. т. часто рассматривают
подмножества некоторого фиксированного множества, которое называют
универсальным множеством и обозначают символом U. Важнейшими принципами
М. т. являются принцип экстенсиональности и принцип свертывания
(абстракции). Согласно принципу экстенсиональности, два множества A и В
равны только в том случае, если они состоят из одних и тех же элементов.
Согласно принципу свертывания, любое свойство Р определяет некоторое
множество А, элементами которого являются объекты, обладающие свойством
Р.
Объединение множеств A и В обозначается через AÈB. Объединение A и В
есть множество всех предметов, которые являются элементами множества А
или множества В, т.е. х принадлежит объединению А È В, если х
принадлежит хотя бы одному из множеств А и В.
Пересечение множеств A и В обозначается через AÇB. Пересечение A и В
есть множество всех предметов, являющихся элементами обоих множеств A и
В, т.е. х принадлежит пересечению AÇB, если х принадлежит как множеству
A, так и В.
Разность множеств А — В есть множество элементов A, не принадлежащих В.
Дополнением множества A (обозначается A') называется множество элементов
универсального множества U, не принадлежащих A, т.е. U - А.
[203]
Для любых подмножеств A, В и С универсального множества U справедливы
следующие важные равенства:
Некоторые из перечисленных равенств имеют специальные названия: 7 и 7'
— законы идемпотентности, 9 и 9' — законы поглощения, 10 и 10' — законы
де Моргана.
Классическая М. т. исходит из признания применимости к бесконечным
множествам принципов логики. В развитии М. т. в начале XX в. выявились
трудности, связанные с обнаружением парадоксов — противоречий, к которым
приводит применение законов формальной логики к бесконечным множествам.
Дальнейшая разработка М. т. была связана с уточнением понятия множества
и устранением парадоксов.
МОДАЛЬНАЯ ЛОГИКА
— раздел неклассической логики, в котором исследуются логические связи
модальных высказываний, т.е. высказываний, включающих модальности. М.
л. слагается из ряда направлений, каждое из которых занимается
модальными высказываниями определенного типа. Так, теория логических
модальностей изучает логическое поведение высказываний, включающих
модальные понятия "логически необходимо", "логически возможно",
"логически случайно". Логика эпистемическая исследует высказывания,
содержащие разного рода теоретико-познавательные понятия:
"верифицируемо", "непроверяемо", "фальсифицируемо", "полагает",
"сомневается", "отвергает" и т.п. Деонтическая
логика изучает логические связи нормативных высказываний. Оценок логика
занимается аксиологическими модальностями, логика времени — временными
модальностями и т.д.
Модальные понятия разных типов имеют общие формальные свойства. Так,
независимо от того, к какой группе относятся эти понятия, они
определяются друг через друга по одной и той же схеме. Нечто возможно,
если противоположное не является необходимым; разрешено, если
противоположное не обязательно; допус-
[204]
кается, если нет убеждения в противоположном. Случайно то, что не
является ни необходимым, ни невозможным. Безразлично то, что не
обязательно и не запрещено. Неразрешимо то, что недоказуемо и
неопровержимо, и т.п.
Подобным же образом сравнительные модальные понятия разных групп
определяются по одной и той же схеме: "первое лучше второго" равносильно
"второе хуже первого", "первое раньше второго" равносильно "второе
позже первого", "первое причина второго" равносильно "второе следствие
первого" и т.д.
В каждом направлении М. л. доказуема своя версия принципа модальной
полноты, являющегося модальным аналогом закона исключенного третьего. В
теории логических модальностей принцип полноты утверждает, что каждое
высказывание является или необходимым, или случайным, или невозможным; в
деонтической логике — что всякое действие или обязательно, или
нормативно безразлично, или запрещено; в логике оценок — что всякий
объект является или хорошим, или оценочно безразличным, или плохим и
т.д.
В каждом направлении М. л. есть и своя версия принципа модальной
непротиворечивости, являющегося модальным аналогом закона
непротиворечия: высказывание не может быть как обязательным, так и
запрещенным; объект не может быть и хорошим, и плохим, и т.д.
Модальные понятия, относящиеся к разным группам, имеют разное
содержание. При сопоставлении таких понятий (например, "необходимо",
"доказуемо", "убежден", "обязательно", "хорошо", "всегда") складывается
впечатление, что они не имеют ничего общего. Однако М.л. показывает, что
это не так. Модальные понятия разных групп выполняют одну и ту же
функцию: они уточняют устанавливаемую в высказывании связь,
конкретизируют ее. Правила их употребления определяются только этой
функцией и не зависят от содержания высказываний. Поэтому данные
правила являются едиными для всех групп понятий и имеют чисто
формальный характер.
В последние десятилетия М.л. бурно разрастается, включая в свою орбиту
все новые группы модальных понятий. Существенно усовершенствованы
способы ее обоснования. Это придало М.л. новый динамизм и поставило ее
в центр современных логических исследований (см.: Логика изменения,
Предпочтений логика, Причинности логика).
МОДАЛЬНОСТЬ (от лат., modus — мера, способ)
— оценка высказывания, данная с той или иной точки зрения. Модальная
оценка выражается с помощью понятий "необходимо", "возможно",
"доказуемо", "опровержимо", "обязательно", "разрешимо" и т.п.
[205]
О предмете S можно просто сказать, что он имеет свойство Р. Но можно,
сверх того, уточнить, является ли эта связь S и Р необходимой или же
она случайна, всегда ли S будет Р или нет, хорошо ли, что S есть Р, или
плохо, доказано ли, что S есть Р, или это только предполагается и т.д.
Результатами таких уточнений будут модальные высказывания разных типов.
Общая их форма: М (S есть Р) или М (S не есть Р); вместо М в эту форму
могут подставляться различные понятия, определяющие тип связи субъекта и
предиката. Например, из немодального высказывания "Цезий — металл" можно
образовать модальные высказывания "Возможно, что цезий — металл",
"Хорошо, что цезий — металл", "Немыслимо, чтобы цезий был металлом",
"Доказано, что цезий — металл" и т.д. Модальной оценке могут быть
подвергнуты не только связи предметов и признаков, но и связи других
типов. Например, из сложного высказывания "Если металлический стержень
нагреть, он удлинится" можно получить модальные высказывания
"Необходимо, что если металлический стержень нагреть, он удлинится",
"Всегда будет так, что металлический стержень удлиняется, если его
нагреть" и т.п.
Одно и то же высказывание может стать объектом нескольких
последовательных модальных оценок с одной или разных точек зрения
("Хорошо, что доказано, что цезий — металл").
Логические связи модальных высказываний являются объектом исследования
модальной логики. Из разнообразных возможных типов модальных оценок она
выбирает немногие, наиболее интересные.
В современной модальной логике исследуются следующие группы модальных
понятий:
>> логические М. (абсолютные: "логически необходимо", "логически
случайно", "логически возможно", "логически невозможно"; сравнительные:
"логически влечет", "есть логическое следствие");
>> физические (онтологические, каузальные) М. (абсолютные: "физически
необходимо", "физически случайно", "физически невозможно", "физически
возможно"; сравнительные: "есть причина", "есть следствие", "не
является ни причиной, ни следствием");
>> теоретико-познавательные (эпистемические) М. (относящиеся к знанию:
"доказуемо", "опровержимо", "неразрешимо"; относящиеся к убеждению:
"убежден", "сомневается", "отвергает", "допускает"; связанные с
истинностной характеристикой, абсолютные: "истинно", "ложно",
"неопределенно"; сравнительные: "вероятнее", "менее вероятно",
"равновероятно");
>> деонтические (нормативные) М. ("обязательно", "нормативно
безразлично", "запрещено", "разрешено");
[206]
>> аксиологические (оценочные) М. (абсолютные: "хорошо",
"аксиологически безразлично", "плохо"; сравнительные: "лучше",
"равноценно", "хуже");
>> временные М. (абсолютные: "было", "есть", "будет"; сравнительные:
"раньше", "одновременно", "позже").
Логические М. изучались еще Аристотелем (384—322 до н.э.) и
средневековыми логиками. Детальное исследование других групп М. началось
в 50-е годы нашего века, хотя первые упоминания о них относятся еще к
поздней античности и средним векам (см.: Аксиологические М.,
Деонтические М., Логика времени, Логика изменения, Эпистемическая
логика, Предпочтений логика, Причинности логика).
МОДЕЛЬ (от лат. modulus — мера, образец, норма)
— а) в самом широком смысле — любой мысленный или знаковый образ
моделируемого объекта (оригинала). К их числу относятся
гносеологические образы (воспроизведение, отображение исследуемого
объекта или системы объектов в виде научных описаний, теорий, формул,
систем упражнений и т.п.), схемы, чертежи, графики, планы, карты и т.д.; б) специально создаваемый или специально подбираемый объект,
воспроизводящий характеристики изучаемого объекта. Большую роль в
современной науке играют т.наз. знаковые М., позволяющие в виде формул,
уравнений, графиков и т.п. отображать существенные отношения между
изучаемыми предметами, явлениями, различные процессы. Пример знаковой
М. — дифференциальное уравнение в математике, описывающее
(моделирующее) протекание во времени к.-л. физического процесса.
Знаковые М. широко используются в информатике при создании
соответствующих программ для ЭВМ; к их числу принадлежат М.,
воспроизводящие решение сложных задач, специфических для деятельности
человеческого мозга и имеющих творческий характер (М., относимые в
информатике к искусственному интеллекту). Между М. и изучаемым объектом
(оригиналом), который может представлять собой весьма сложную систему,
должно существовать сходство в каких-то физических характеристиках, или
в структуре, или в функциях (см.: Моделирование).
В математической логике под М. понимается интерпретация к.-л.
логико-математических предложений и их систем. В разрабатываемой в
математической логике теории М. под М. понимается произвольное
множество элементов с определенными на нем функциями и предикатами
(см.: Семантика логическая). Понятие М. является одним из центральных и
сложных понятий теории познания, поскольку оно опирается на понятие
отражения, истины, сход-
[207]
ства, различия, правдоподобия и т.п.; роль его в методологии науки
огромна.
МОДЕЛЬ СЕМАНТИЧЕСКАЯ
- система значений, приписываемых выражениям некоторого
формализованного языка, то же, что интерпретация. Логические системы
часто строятся в виде формального исчисления, принимающего во внимание
лишь внешний вид формул и символов. Исчисление превращается в язык после
того, как его символом придано некоторое значение и указана область
объектов, к которой относятся его выражения и формулы. После этого мы
можем говорить об истинности и ложности формул исчисления. М. с. как
раз и называют систему значений или область объектов, которые превращают
формулы логического исчисления в истинные или ложные утверждения.
МОДУС (лат. modus - мера, способ, образ, вид)
- философский термин, обозначающий свойство предмета, присущее ему
только в некоторых состояниях и зависящее от окружения предмета и тех
связей, в которых он находится. М. противопоставляется атрибуту—
неотъемлемому свойству предмета, без которого он не может ни
существовать, ни мыслиться.
В логике М. - разновидность некоторой общей схемы рассуждения. Чаще
всего говорят о М., или формах, силлогизма (правильных и неправильных).
К М., скажем, гипотетического силлогизма относятся М. поненс и М.
толленс, к М. дизъюнктивного силлогизма — М. толлендо поненс и М.
понендо толленс.
МОДУС ПОНЕНДО ТОЛЛЕНС (лат. modus ponendo tollens)
- термин средневековой логики, обозначающий следующие схемы
рассуждения:
Либо A, либо В; А.
и
Либо A, либо В; В.
Неверно В.
Неверно A.
Здесь A и В — некоторые высказывания; "либо A, либо В" и "A" — посылки;
"неверно, что B" ("не-В") — заключение; горизонтальная черта стоит
вместо слова "следовательно". Другая запись:
Либо A, либо В. А. Следовательно, не-В. Либо A, либо В. В.
Следовательно, не-А.
Посредством этих схем от утверждения двух взаимоисключающих альтернатив
и установления того, какая из них имеет место, осуществляется переход к
отрицанию второй альтернативы: либо первое, либо второе, но не оба
вместе; есть первое, значит, второго нет. Например:
[208]
Достоевский родился либо в Москве, либо в Петербурге.
Он родился в Москве.______
Неверно, что Достоевский родился в Петербурге.
Дизъюнкция, входящая в М. п. т., является исключающей, она означает:
истинно первое или истинно второе, но не оба вместе. Такое же
рассуждение, но с неисключающей дизъюнкцией (первое или второе, но
возможно, что и первое, и второе), логически неправильно. От истинных
посылок оно может вести к ложному заключению. Например:
На Южном полюсе был Амундсен или был Скотт.
На Южном полюсе был Амундсен.
Неверно, что там был Скотт.
Обе посылки истинны: и Амундсен, и Скотт достигли Южного полюса,
заключение же ложно. Правильным является умозаключение:
На Южном полюсе первым был Амундсен или Скотт.
На этом полюсе первым был Амундсен._______
Неверно, что там первым был Скотт.
МОДУС ПОНЕНС (лат. modus ponens)
— термин средневековой логики, обозначающий правило вывода и
соответствующий ему логический закон.
Правило вывода М. п., обычно называемое правилом отделения (иногда
гипотетическим силлогизмом), позволяет от утверждения условного
высказывания и утверждения его основания (антецедента) перейти к
утверждению следствия (консеквента) этого высказывания:
Если А, то В; А.
В.
Здесь A и В — некоторые высказывания, "если А, то В" и "A" — посылки,
"B" - заключение; горизонтальная черта стоит вместо слова
"следовательно". Другая запись:
Если А, то В. А. Следовательно, В.
Благодаря этому правилу от посылки "если А, то В", используя посылку
"A", мы как бы отделяем заключение "B". Например:
Если у человека повышенная температура, он болен.
У человека повышенная температура.
Человек болен.
[209]
Это правило постоянно используется в наших рассуждениях. Впервые оно
было сформулировано, насколько можно судить, учеником Аристотеля
Теофрастом еще в III в. до н.э.
Соответствующий правилу отделения логический закон с использованием
символики логической формулируется так (р, q — некоторые высказывания; &
— конъюнкция, "и"; -> импликация, "если, то"):
((p->q)&p)->q,
если верно, что если р, то q, и р, то верно q. Например: "Если при дожде
земля мокрая и идет дождь, то земля является мокрой".
Рассуждение по правилу М.п. идет от утверждения основания истинного
условного высказывания к утверждению его следствия. Это логически
корректное движение мысли иногда путается со сходным, но логически
неправильным ее движением от утверждения следствия истинного условного
высказывания к утверждению его основания. Например, правильным является
умозаключение:
Если висмут — металл, он проводит электрический ток.
Висмут — металл. _______________
Висмут проводит электрический ток.
Но внешне сходное с ним умозаключение
Если висмут — металл, он проводит электрический ток.
Висмут проводит электрический ток.
Висмут — металл.
логически некорректно. Рассуждая по последней схеме, можно прийти от
истинных посылок к ложному заключению. Например:
Если у человека повышенная температура, он болен.
Человек болен.________________________
У него повышенная температура.
Многие болезни, как известно, протекают без повышения температуры; из
наличия болезни нельзя заключать о повышении температуры. Истинность
посылок не гарантирует истинности заключения.
Против смешения правил М. п. с указанной неправильной схемой
предостерегает совет: от подтверждения основания к подтверждению
следствия рассуждать допустимо, от подтверждения следствия к
подтверждению основания — нет.
МОДУС ТОЛЛЕНДО ПОНЕНС (лат. modus tollendo ponens)
- термин средневековой логики, обозначающий разделительно-кате-
[210]
горическое умозаключение: первое или второе; не первое; значит, второе.
Первая посылка умозаключения - разделительное (дизъюнктивное)
высказывание; вторая — категорическое высказывание, отрицающее один из
двух членов дизъюнкции; заключением является другой ее член:
А или В; неверно A.
В.
Или:
A или В; неверно В.
А.
Здесь A и В — некоторые высказывания, черта стоит вместо слова
"следовательно". Другая форма записи:
А или В. Не-А. Следовательно, В.
А или В. Не-В. Следовательно, A.
Например:
Множество является конечным или оно бесконечно.
Множество не является конечным.__________
Множество бесконечно.
Иногда эту схему рассуждения именуют дизъюнктивным силлогизмом.
С использованием символики логической умозаключение формулируется так
(v — дизъюнкция, "или"; ~ — отрицание, "неверно, что"):
A v B, ~ A.
В.
Или:
a v b, ~ b
А.
В современной логике М.т.п. называется также правилом удаления
дизъюнкции.
МОДУС ТОЛЛЕНС (лат. modus tollens)
- термин средневековой логики, обозначающий следующую схему
рассуждения:
Если A, то В; неверно В.
Неверно А.
Здесь A и В — некоторые высказывания; "если А, то В" и "неверно, что В"
("не-В") - посылки; "неверно, что A" ("не-A") — заключе-
[211]
ние; горизонтальная черта стоит вместо слова "следовательно". Другая
запись:
Если А, то В. Не-В. Следовательно, не-А.
Посредством этой схемы от утверждения условного высказывания и
отрицания его следствия (консеквента) осуществляется переход к отрицанию
основания (антецедента) данного высказывания. Например:
Если гелий — металл, он электропроводен.
Гелий неэлектропроводен.
Гелий — не металл.
МЫШЛЕНИЕ
— активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях,
научных теориях, гипотезах и т.п., имеющий опосредованный, обобщенный
характер, связанный с решением нетривиальных задач; высший продукт
особым образом организованной материи — человеческого мозга. М.
опосредствовано: а) ощущениями и восприятиями, на базе которых
формируется мыслительный акт; б) прошлым опытом, благодаря чему внешние
причины (объекты познания) отражаются в голове человека через
посредство внутренних условий (накопленного ранее опыта); в) познанием
чувственно воспринимаемого, непосредственно наблюдаемого, на основе
анализа которого человек отражает в М. такие стороны действительности,
которые не даны ему в непосредственном опыте (например, с помощью М.
человек формирует понятия о причинной связи, точке, бесконечности и т.п., которые не даны ему в непосредственном опыте). Обобщенный характер
М. (см.: Обобщение) в своей развитой форме специфичен лишь для
человека. Обобщенность М. выявляется в способности человека познавать
общие характеристики предметов в единичном, осуществлять переходы от
менее общего к более общему (см.: Тождество), формировать общие
понятия, общие суждения (см.: Суждение), законы, нормы, научные теории и
т.п. Способность к решению нетривиальных задач означает, что М., как и
процесс трудовой деятельности, лежащий в основе формирования
мыслительной деятельности, является целеустремленным, активным,
связанным с открытием нового, с принятием соответствующих решений, с
подчинением ближайшей цели конечному результату, с изобретением и
применением различных мыслительных средств для достижения этого
результата.
Механизмы М. исследуются различными науками: психологией, физиологией
высшей нервной деятельности, логикой, кибернетикой и др. Характерным
для логико-гносеологических исследований М. является изучение его в
связи с проблемами адекватного отраже-
[212]
ния изучаемых объектов в мысли, в связи с задачами достижения истины в
процессе познания, в связи с теми приемами и процедурами, правильное
использование которых является необходимым условием достижения верного,
истинного знания. Важной задачей философско-гносеологических
исследований М. является изучение его исторического развития, его форм
как средств познания, социальных детерминаций познания. М. неразрывно
связано с мозгом, но не может быть полностью объяснено физиологией
высшей нервной деятельности. М. - продукт не только биологической
эволюции человека, но и его развития как общественного существа. М.
возникло в процессе коллективной трудовой деятельности людей. Оно имеет
общественную природу и по особенностям своего возникновения, и по
способу функционирования. М. человека осуществляется в теснейшей связи
с речью; его результаты фиксируются в языке. М. свойственны такие
процессы, как абстракция, анализ и синтез, формулирование задач и
поиски их решения, идеализация, усмотрение в изучаемых объектах
неочевидных сходств и различий, обобщение, формирование понятий
различных уровней абстракции и обобщенности, объяснение и обоснование
полученных в ходе изучения действительности результатов, выдвижение
гипотез и т.п. Важной формой обеспечения способности М. к
опосредствованному отражению действительности является использование
умозаключений, на основе которых, опираясь на приобретенный опыт и
правила логики, мы можем получать новые знания. Научные теории являются
концентрированной фиксацией знаний о тех или иных сторонах, аспектах
изучаемой действительности и отправной точкой для ее дальнейшего
исследования. В последнее время важный вклад в наше понимание механизмов
М. вносит кибернетика.
[213]
Оглавление
www.pseudology.org
|
|