| |
Гуманитарный издательский центр Владос, Москва 1998
|
Александр Архипович Ивин и Александр Леонидович Никифоров
|
Словарь по логике |
ИДЕАЛИЗАЦИЯ
— процесс мысленного конструирования представлений и понятий об
объектах, не существующих и не могущих существовать в действительности,
но сохраняющих некоторые черты реальных объектов. В процессе И. мы, с
одной стороны, отвлекаемся от многих свойств реальных объектов и
сохраняем лишь те из них, которые нас в данном случае интересуют, с
другой — вводим в содержание образуемых понятий такие признаки, которые
в принципе не могут принадлежать реальным объектам.
В результате И.
возникают идеальные, или идеализированные, объекты, например, "материальная
точка", "прямая линия", "идеальный газ", "абсолютно черное тело", "инерция"
и т.п. Любая наука, выделяя из реального мира свой аспект для изучения,
пользуется И. и идеализированными объектами. Последние гораздо проще
реальных объектов, что позволяет дать их точное математическое описание
и глубже проникнуть в природу изучаемых явлений. Плодотворность научных
И. проверяется в эксперименте и материальной
практике, в ходе которой
осуществляется соотнесение теоретических идеализированных объектов с
реальными вещами и процессами.
ИДЕМПОТЕНТНОСТИ ЗАКОН (от лат. idempotens — сохраняющий ту же степень)
— логический закон, позволяющий исключить повторение одного и того же
высказывания. Его формулировка: повторение высказывания через "и" и "или"
равносильно самому высказыванию. Например, "Марс — планета и Марс — планета" есть то же самое, что "Марс - планета"; "Солнце — звезда или
Солнце — звезда" то же самое, что "Солнце — звезда".
С применением символики логической (р — некоторое высказывание; & - конъюнкция, "и"; v - дизъюнкция, "или"; = () -
эквивалентность, "если и только если") закон записывается так:
(р&р) = (pvp) = р,
р и р, если и только если р, и р или р, если и только если р. Закон
позволяет исключить из логики коэффициенты и показатели степеней. В
алгебре а*а=а2 и а+а=2а; аналогами операций умножения и сложения в
логике являются конъюнкция и дизъюнкция, однако, как показывает И. з.,
аналогия не является полной.
[116]
ИЛЛЮСТРАЦИЯ (от лат. illustratio - прояснять)
— факт или частный случай, призванный укрепить убежденность аудитории в
правильности уже известного и принятого положения. Пример подталкивает
мысль к новому обобщению и подкрепляет это обобщение, И. проясняет
известное общее положение, демонстрирует его значение с помощью целого
ряда возможных применений, усиливает эффект его присутствия в сознании
аудитории. С различием задач примера и И. связано различие критериев их
выбора. Пример должен выглядеть достаточно твердым, однозначно
трактуемым фактом. И. вправе вызывать небольшие сомнения, но она должна
особенно живо воздействовать на воображение аудитории, останавливать на
себе ее внимание. И. в гораздо меньшей степени, чем пример, рискует быть
неверно интерпретированной, т.к. за нею стоит уже известное положение.
Различие между примером и И. не всегда является отчетливым. Аристотель
различал два употребления примера, в зависимости от того, имеются у
оратора к.-л, общие принципы или нет:
"...необходимо бывает привести
много примеров тому, кто помещает их в начале, а кто помещает их в конце,
для того достаточно одного [примера], ибо свидетель, заслуживающий веры,
бывает полезен даже в том случае, когда он один" (Риторика. Кн. II, 20,
1394а). Роль частных случаев является, по Аристотелю, разной в
зависимости от того, предшествуют они тому общему положению, к которому
относятся, или следуют после него. Дело, однако, в том, что факты,
приводимые до обобщения, — это, как правило, примеры, в то время как
один или немногие факты, даваемые после него, представляют собой И. Об
этом говорит и предупреждение Аристотеля, что требовательность слушателя
к примеру более высока, чем к И.
Неудачный пример ставит под сомнение то
общее положение, которое он призван подкрепить. Противоречащий пример
способен даже опровергнуть это положение. Иначе обстоит дело с
неудачной, неадекватной И.: общее положение, к которому она приводится,
не ставится под сомнение, и неадекватная И. расценивается
скорее как негативная характеристика того, кто ее применяет,
свидетельствующая о непонимании им общего принципа или о его неумении
подобрать удачную И.
[117]
Неадекватная И. может иметь комический эффект: "Надо
уважать своих родителей. Когда один из них вас ругает, тут же ему
возражайте". Ироническое использование И. является особенно эффектным
при описании какого-то определенного лица: сначала этому лицу дается
позитивная характеристика, а затем приводится И., прямо несовместимая с
нею. Так, в "Юлии Цезаре" Шекспира Антоний, постоянно напоминая, что
Брут - честный человек, приводит одно за другим свидетельства его
неблагодарности и предательства.
Конкретизируя общее положение с помощью частного случая, И. усиливает
эффект присутствия. На этом основании в ней иногда видят образ, живую
картинку абстрактной мысли. И. не ставит, однако, перед собой цель
заменить абстрактное конкретным и тем самым перенести рассмотрение на
другие объекты. Это делает аналогия, И. же - не более чем частный случай,
подтверждающий уже известное общее положение или облегчающий более
отчетливое его понимание.
Часто И. выбирается с учетом того эмоционального резонанса, который она
способна вызвать. Так поступает, например, Аристотель, предпочитающий стиль
периодический стилю связному, не имеющему ясно видимого конца: "...
потому что всякому хочется видеть конец; по этой-то причине [состязающиеся
в беге] задыхаются и обессиливают на поворотах, между тем как раньше
они не чувствовали утомления, видя перед собой предел бега" (Риторика.
Кн. III, 9,1409а).
Сравнение, используемое в аргументации и не являющееся сравнительной
оценкой (предпочтением), обычно представляет собой И. одного случая
другим, при этом оба случая рассматриваются как конкретизация одного и
того же общего принципа. Типичный пример сравнения: "Людей показывают
обстоятельства. Стало быть, когда тебе выпадает какое-то обстоятельство,
помни, что это бог, как учитель гимнастики, столкнул тебя с грубым
концом" (Эпиктет. Беседы. Кн. 1, 24, 1).
ИМПЛИКАЦИЯ (от лат. implicatio - сплетение, от implico — тесно связываю)
— логическая связка, соответствующая грамматической конструкции "если
..., то ...", с помощью которой из двух простых высказываний образуется
сложное высказывание. В импликативном высказывании различают антецедент
(основание) — высказывание, идущее после слова "если", и консеквент (следствие)
- высказывание, идущее за словом "то". Импликативное высказывание представляет в языке логики условное высказывание обычного языка.
[118]
Последнее
играет особую роль как в повседневных, так и в научных рассуждениях,
основной его функцией является обоснование одного путем ссылки на нечто
другое.
В современной логике имеется большое число И., различающихся своими
формальными свойствами. Наиболее известны из них И. материальная,
строгая И. и релевантная (уместная) И.
Материальная И. обозначается знаком É. Это одна из основных связок
логики классической. Определяется она через функции истинности: И.
ложна только в случае истинности антецедента и ложности консеквента и
истинна во всех остальных случаях. Условное высказывание "Если А, то В"
предполагает некоторую реальную связь между тем, о чем говорится в A и
В; выражение А ÉВ такой связи не предполагает.
Строгая И. определяется через модальное понятие (логической)
невозможности: "А строго имплицирует В" означает "Невозможно, чтобы А
было истинно, а В ложно".
В релевантной логике И. понимается как условный союз в его обычном
смысле. В случае релевантной И. нельзя сказать, что истинное
высказывание может быть обосновано путем ссылки на любое высказывание и
что с помощью ложного высказывания можно обосновать какое угодно
высказывание.
ИМПЛИКАЦИЯ МАТЕРИАЛЬНАЯ — импликация в трактовке логики классической.
Для установления истинности И. м. "Если А, то В" достаточно выяснить
истинностные значения высказываний А и В. И. м. истинна в трех случаях:
1) ее основание и ее следствие истинны; 2) основание ложно, а следствие
истинно; 3) и основание и следствие ложны. Только в одном случае, когда
основание истинно, а следствие ложно, вся импликация ложна. При
установлении истинности И. м. не предполагается, что высказывания A и В
связаны между собой по содержанию. В случае истинности В высказывание
"Если A, то В" истинно, независимо от того, является A истинным или
ложным и связано оно по смыслу с В или нет. Истинными считаются,
например,
высказывания: "Если на Солнце есть жизнь, то дважды два равно четыре",
"Если Волга — озеро, то Токио — большой город" и т.п. Условное
высказывание истинно также тогда, когда А ложно. При этом опять-таки
безразлично, истинно В или нет и связано оно по содержанию с A или нет.
К истинным относятся, например, высказывания: "Если Солнце — куб, то Земля — треугольник", "Если дважды два равно пять, то Токио — маленький
город" и т.п. В обычном рассуждении все эти высказывания вряд ли будут
рассматриваться как имеющие смысл и еще в меньшей
степени как истинные.
[119]
Очевидно, что И. м. плохо согласуется с обычным
пониманием условной связи.
В классической логике И. м. является формальным аналогом условного
высказывания. Но, схватывая многие важные черты "логического поведения"
условного высказывания, И.м. не является достаточно адекватным его
описанием. Ряд законов классической логики, содержащих И. м. и не
согласующихся с обычными, или интуитивными, представлениями о
логических связях, получил название парадоксов материальной импликации
(см.: Парадоксы импликации). В числе этих парадоксов закон Дунса Скота
(парадокс ложного высказывания), парадокс истинного высказывания и др. В
последние полвека были предприняты энергичные попытки реформировать
теорию импликации. При этом речь шла не об отказе от И. м., а о введении
наряду с нею другого понятия импликации, учитывающего не только
истинностные значения высказываний, но и связь их по содержанию.
Наибольшую известность среди таких "неклассических" импликаций получили
строгая импликация и релевантная импликация (см.: Логическое
следование). Теории "неклассических" импликаций являются сужениями
классической логики, выступающей в качестве своего рода предельного их
случая.
Польский логик А. Тарский отмечал: "...в настоящее время
представляется почти несомненным, что теория И.м. превзойдет все другие
теории в простоте, и во всяком случае не надо забывать, что логика,
опирающаяся на это простое понятие, оказалась вполне пригодной основой
для самых сложных и тонких математических рассуждений".
ИМЯ
— выражение естественного или искусственного, формализованного языка,
обозначающее отдельный предмет, совокупность сходных предметов,
свойства, отношения и т.п. Например, слово "Наполеон" обозначает отдельный
предмет — Наполеона Бонапарта; слово "полководец" обозначает класс
людей, каждый из которых командовал войсками в сражениях; слово "белый"
можно рассматривать как обозначение свойства белизны; слово "выше" —
как обозначение определенного отношения между предметами.
Объект, обозначаемый И., называется денотатом этого И.; содержание И.,
т.е. способ, которым оно указывает на свой денотат, называется смыслом
И. В традиционной логике понятиям "денотат" и "смысл" соответствуют
понятия объема и содержания. Между И. и его денотатом имеется отношение
именования, т.е. И. называет, именует свой денотат. При построении
логических систем стремятся к тому, чтобы отношение именования
удовлетворяло трем следующим принципам.
[120]
1.Принцип однозначности: И. должно иметь только один денотат, т.е.
обозначать только один предмет, класс предметов или свойство. Принцип
однозначности в естественных языках часто нарушается из-за
многозначности и неопределенности слов и выражений. Однако следует
стремиться к тому, чтобы по крайней мере в пределах одного контекста или
одного рассуждения наши слова и выражения относились к одним и тем же
объектам. В противном случае неизбежны логические ошибки.
2. Принцип предметности: всякое предложение говорит о денотатах входящих
в него выражений. Например, предложение "Уральские горы разделяют Европу и
Азию" говорит не об именах "Уральские горы", "Европа", "Азия", а о той
горной цепи, которая разделяет Европейский и Азиатский материки.
Принцип предметности кажется достаточно очевидным, однако, когда мы
начинаем говорить о самих языковых выражениях или о математических
объектах, может произойти смешение И. с их денотатами.
3. Принцип взаимозаменимости: если два И. имеют один и тот же денотат,
то одно из них можно заменить другим, причем предложение, в котором
осуществляется такая замена, не изменяет своего истинностного значения.
Например, И. "Москва" и "столица России" имеют один и тот же денотат,
поэтому в предложении "Москва — многомиллионный город" можно И.
"Москва" заменить И. "столица России": "Столица России —
многомиллионный город". Второе предложение остается истинным.
Принцип взаимозаменимости называют также принципом экстенсиональности
(объемности), т.к. он служит для отличения экстенсиональных контекстов
от интенсиональных. Экстенсиональным наз. такой контекст, для которого
важны только денотаты языковых выражений. Поэтому принцип
взаимозаменимости в таком контексте выполняется: при замене И. с одним
денотатом предложение сохраняет свое истинностное значение. Однако если
для контекста важен не только денотат, но и смысл И., принцип
взаимозаменимости нарушается: замена И. с одним денотатом может сделать
истинное предложение ложным. Поэтому неэкстенсиональными, или
интенсиональными, наз. контексты, в которых принцип взаимозаменимости
нарушается. Например, цифра "9" и И. "число планет Солнечной системы"
имеют один и тот же денотат (т.к. число планет Солнечной системы равно
9). Рассмотрим предложение: "9 необходимо больше 7". Это предложение
истинно. Заменим теперь в этом предложении "9" именем "число планет
Солнечной системы", получим предложение: "Число планет Солнечной системы
необходимо больше 7".
[121]
Последнее предложение очевидно ложно, т.к. нет никакой
необходимости в том, чтобы число планет Солнечной системы превосходило
7.
В зависимости от характера денотата и смысла И. подразделяются на
классы.
Единичное (собственное) И. - И., денотатом которого является
один-единственный предмет, например "Аристотель", "Монблан", "Нева",
"величайший философ древности", "река, на которой стоит Ленинград" и
т.п.
Общее И. — И., денотатом которого является класс однородных предметов,
например "философ", "гора", "река" и т.п.
Пустое И. — И., у которого отсутствует денотат, т.е. не существует
такого предмета, который обозначается данным И., например "единорог",
"Зевс", "русалка", "кентавр" и т.п. Вопрос о пустоте или непустоте того
или иного И. часто имеет большое значение, и на него не всегда просто
ответить. Имеются логически противоречивые И., смысл которых включает в
себя логически несовместимые признаки, например "круглый квадрат",
"деревянное железо". Такие И. можно назвать логически пустыми. Однако
существование женщин с рыбьим хвостом или существ, объединяющих в себе
коня и человека, не противоречит законам логики, но с точки зрения
физики и биологии невозможно. Поэтому И. "русалка" и "кентавр" пусты по
естественнонаучным основаниям. Во многих случаях мы не знаем законов
природы, отрицающих существование тех или иных объектов, поэтому вопрос
о пустоте или непустоте соответствующих И. решается эмпирическим
исследованием.
Конкретное И. -И., обозначающее отдельный предмет, вещь, в
противоположность абстрактному И., обозначающему свойство или отношение
между предметами. Например, слово "стол" — конкретное И., т.к. обозначает
предметы, целостные вещи, а слово "белизна" является абстрактным И.,
поскольку обозначает не предмет, а свойство предметов. Деление И. на
конкретные и абстрактные осуществляется в рамках традиционной логики и
не является вполне определенным. Во многих случаях довольно трудно
решить, имеем ли мы дело с предметом или с некоторым свойством. Например,
такие слова, как "республика", "совесть" и т.п., можно истолковать и
как обозначения предметов, и как обозначения свойств и отношений.
ИНДИВИД (от лат. individuum — неделимое)
— единичное как противоположность совокупности, массе; отдельное живое
существо, особь, отдельный человек, в отличие от стада, группы,
коллектива. В логике И. называют любой объект, обозначаемый единичным,
или собственным, именем. Логические формальные
исчисления, содержащие общие и экзистенциальные предложения, обычно
предполагают существование непустой области к.-л. индивидуальных
предметов - индивидов, к которым относятся утверждения формальной
системы. Природа И. для логики безразлична, требуется только, чтобы они
отличались один от другого и чтобы каждый И. обозначался одним именем.
[122]
ИНДУКТИВНАЯ ЛОГИКА
— раздел логики, изучающий индуктивные умозаключения, которые
отличаются от дедуктивных умозаключений тем, что вывод в них вытекает
из посылок не с необходимостью, а лишь с некоторой вероятностью.
Типичным примером индуктивного умозаключения является переход от
единичных фактов к общему утверждению. Современная И.л. в основном
занимается анализом степени подтверждения гипотезы h на основании
имеющегося свидетельства е. В формальной теории степень связи между
гипотезой h и свидетельством е выражается функцией c(h,e),
удовлетворяющей условию 0≤c(h,e) ≤1. Значение функции с (h, е) равно 1,
если Л логически выводится из е; оно равно О, если е противоречит Л; во
всех остальных случаях оно располагается в интервале (О, 1) и
характеризует большую или меньшую степень вероятности (подтверждения)
гипотезы Л по отношению к свидетельству е. В некоторых теориях И. л.
степень подтверждения гипотезы h оценивается не строго количественно, а
лишь сравнительно — в терминах "больше — меньше" (см.: Индукция).
ИНДУКТИВНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
— определение, позволяющее из некоторых исходных объектов теории с
помощью некоторых операций строить новые объекты теории. И.о. находят
широкое применение в математике, логике и других науках. Примером может
быть И.о. натуральных чисел. Исходным объектом здесь будет число 0,
исходной операцией — "следующее за п", т.е. операция, обеспечивающая
переход от числа п к п + 1. Она обозначается "'" ("n'" — "следующее за
n"). И.о. состоит из ряда пунктов: 1) 0 является натуральным числом; 2)
если п - натуральное число, то п' -натуральное число; 3) никаких
натуральных чисел, кроме тех, которые получаются согласно применению
пунктов (1) и (2), нет.
Таково же определение четного числа. Исходным объектом здесь является
число 0, исходной операцией — операция прибавления двойки (+2), И. о.
состоит из таких пунктов: 1) 0- четное число; 2) если п - четное число,
то п + 2 - четное число; 3) никаких (натуральных) чисел, кроме тех,
которые порождены применением пунктов (1) и (2), нет.
Примером И. о. может быть И. о. формулы в исчислении высказываний.
[123]
Различают два основных вида И. о.: фундаментальные и нефундаментальные.
Фундаментальными называются такие И. о., с помощью которых из исходных
объектов порождается та или иная исходная предметная область.
Нефундаментальными являются И. о., с помощью которых из заранее
определенной области объектов выделяется некоторое ее подмножество.
Приведенные выше И. о. натурального числа и формулы в исчислении
высказываний являются фундаментальными, И. о. четного числа является
нефундаментальным: предполагается, что область натуральных чисел дана с
самого начала или порождена фундаментальным И. о., а мы на ней
определяем некоторое подмножество натуральных чисел (т.е. множество
"четные числа").
ИНДУКЦИИ КАНОНЫ (от греч. canon — правило, предписание)
— методы установления причинных связей между явлениями. Сформулированы
англ. логиком Д. С. Миллем (1806-1873) ("методы Милля", "каноны Милля").
Он опирался на "Таблицы открытий" англ. философа Ф. Бэкона (1561-1626).
Метод единственного сходства:
если предшествующие обстоятельства ABC вызывают явление abc, а
обстоятельства ADE - явление ade, то делается заключение, что А -
причина а (или что явления А и а причинно связаны). Так, желая
установить, почему изучаемые маятники имеют одинаковый период колебания
при различии материалов, из которых они изготовлены, различии форм и
других их характеристик, мы обнаруживаем между ними единственное
сходство: они имеют одинаковую длину. Отсюда делается заключение, что
одинаковая длина маятников есть причина равенства периодов их
колебаний.
Метод единственного различия: если предшествующие обстоятельства ABC
вызывают явление abc, а обстоятельства ВС (явление A устраняется в ходе
эксперимента) вызывают явление bc, то делается заключение, что А есть
причина а. Основанием такого заключения служит исчезновение а при
устранении A. Допустим, в спектре вещества, содержащего натрий,
наблюдается желтая линия. При устранении натрия из этого вещества
желтая линия исчезает. Делается заключение, что присутствие натрия в
данном веществе есть причина желтой линии в наблюдаемом спектре.
Объединенный метод сходства и различия образуется как подтверждение
результата, полученного с помощью метода единственного сходства,
применением к нему метода единственного различия.
Метод сопутствующих изменений: если при изменении предшествующего явления а изменяется и наблюдаемое Так, изменяя
температуру некоторого тела A, мы устанавливаем, что объем его также
изменяется; при этом все иные обстоятельства, предшествующие явлению а,
остаются неизменными. Делается заключение, что А есть причина а.
явление а, а остальные предшествующие явления остаются неизменными, то
отсюда можно заключить, что А является причиной а.
[124]
Метод остатков.
Пусть изучаемое сложное явление U состоит из частей (abcd), а
предшествующие обстоятельства ABC таковы, что A есть причина а, В есть
причина b, С есть причина с. Поскольку abcd - части сложного явления и
взаимосвязаны, можно предположить, что среди названных обстоятельств
должно существовать обстоятельство D, которое и является причиной d
-остатка изучаемого явления U. Так, французский астроном Леверье,
используя метод остатков, предсказал существование планеты Нептун. При
наблюдении планеты Уран было обнаружено ее отклонение от вычисленной
орбиты. Далее было выяснено, что силы тяготения других известных планет
(А, В, С) являются причинами величин отклонения abc. Оставалась
необъясненной величина отклонения d. Леверье построил гипотезу о
существовании неизвестной планеты D и описал некоторые ее
характеристики. Вскоре немецкий астроном Галле открыл планету Нептун.
Иногда простая последовательность событий принимается за их причинную
связь. В этом случае допускается ошибка, которая носит название "после
этого, следовательно, по причине этого" (post hoc ergo propter hoc). Эта
логическая ошибка явилась причиной многих суеверий. Например, солнечное
затмение рассматривалось как причина возникновения ряда народных
бедствий на том основании, что когда-то солнечное затмение
предшествовало войне, неурожайному году и т.п.
ИНДУКЦИЯ (от лат. inductio — наведение)
— умозаключение, в котором связь посылок и заключения не опирается на
логический закон, в силу чего заключение вытекает из принятых посылок
не с логической необходимостью, а только с некоторой вероятностью. И.
может давать из истинных посылок ложное заключение; ее заключение может
содержать информацию, отсутствующую в посылках. И. противопоставляется
дедукция - умозаключение, в котором связь посылок и заключения опирается
на закон логики и в котором заключение с логической необходимостью
следует из посылок.
Два примера индуктивных умозаключений:
Енисей течет с юга на север; Лена течет с юга на север; Обь и Иртыш
текут с юга на север.
Енисей, Лена, Обь, Иртыш — крупные реки Сибири. Все крупные реки Сибири
текут с юга на север.
[125]
Железо - металл; медь — металл; калий — металл; кальций —
металл; рутений — металл; уран — металл.
Железо, медь, калий, кальций, рутений, уран — химические
элементы.
Все химические элементы — металлы.
Посылки обоих этих умозаключений истинны, но заключение первого истинно,
а второго ложно.
Понятие дедукции (дедуктивного умозаключения) не является вполне ясным.
И. (индуктивное умозаключение) определяется, в сущности, как
"недедукция" и представляет собой еще менее ясное понятие. Можно темные
менее указать относительно твердое "ядро" индуктивных способов
рассуждения. В него входят, в частности, неполная И., индуктивные
методы установления причинных связей, аналогия, т.наз. "перевернутые"
законы логики и др.
Неполная И. представляет собой рассуждение, имеющее следующую
структуру:
S1
есть
Р,
S2
есть
Р,
.............
Sn
есть
Р
Все
S1,
S2,...,
Sn
есть
S.
Все
S
есть
Р.
Посылки данного
рассуждения говорят о том, что предметам S1, S2,..., Sn, не
исчерпывающим всех предметов класса S, присущ признак Р и что все
перечисленные предметы S1, S2, ..., Sn принадлежат классу S. В
заключении утверждается, что все S имеют признак Р. Например:
Железо ковко.
Золото ковко.
Свинец ковок.
Железо, золото и свинец — металлы.
Все металлы ковки.
Здесь из знания лишь некоторых предметов класса металлов делается общий
вывод, относящийся ко всем предметам этого класса.
Индуктивные обобщения широко применяются в эмпирической аргументации.
Их убедительность зависит от числа приводимых в подтверждение случаев.
[126]
Чем обширнее база индукции, тем более правдоподобным является
индуктивное заключение. Но иногда и при достаточно большом числе
подтверждений индуктивное обобщение оказывается все-таки ошибочным.
Например:
Алюминий — твердое тело.
Железо, медь, цинк, серебро, платина, золото, никель, барий, калий,
свинец — твердые тела.
Алюминий, железо, медь, цинк, серебро, платина, золото, никель, барий,
калий, свинец — металлы.
Все металлы — твердые тела.
Все посылки этого умозаключения истинны, но его общее заключение ложно,
поскольку ртуть — единственная из металлов — жидкость.
Поспешное обобщение, т.е. обобщение без достаточных на то оснований, —
обычная ошибка в индуктивных умозаключениях и, соответственно, в
индуктивной аргументации. Индуктивные обобщения всегда требуют известной
осмотрительности и осторожности. Их убедительная сила невелика,
особенно если база индукции незначительна ("Софокл — драматург; Шекспир
-драматург; Софокл и Шекспир — люди; следовательно, каждый человек —
драматург"). Индуктивные обобщения хороши как средство поиска
предположений (гипотез), но не как средство подтверждения каких-то
предположений и аргументации в их поддержку.
Начало систематическому изучению И. было положено в начале XVII в. Ф.
Бэконом. Уже он весьма скептически относился к неполной И., опирающейся
на простое перечисление подтверждающих примеров.
Этой "детской вещи" Бэкон противопоставлял описанные им особые
индуктивные принципы установления причинных связей. Он даже полагал, что
предлагаемый им индуктивный путь открытия знаний, являющийся очень
простой, чуть ли не механической процедурой, "почти уравнивает дарования
и мало что оставляет их превосходству...". Продолжая его мысль, можно
сказать, что он надеялся едва ли не на создание особой "индуктивной
машины". Вводя в такого рода вычислительную машину все предложения,
относящиеся к наблюдениям, мы получали бы на выходе точную систему
законов, объясняющих эти наблюдения.
Программа Бэкона была, разумеется, чистой утопией. Никакая "индуктивная
машина", перерабатывающая факты в новые законы и теории, невозможна. И., ведущая от единичных утверждений к общим,
дает только вероятное, а не достоверное знание.
[127]
Высказывалось предположение, что все "перевернутые" законы логики могут
быть отнесены к схемам индуктивного умозаключения. Под "перевернутыми"
законами имеются в виду формулы, получаемые из имеющих форму импликации
(условного утверждения) законов логики путем перемены мест основания и
следствия. К примеру, поскольку выражение "Если р и q, то р" есть закон
логики, то выражение "Если р, то р и q" есть схема индуктивного
умозаключения. Аналогично для "Если р, то р или q" и "Если р или q, то
р" и т.п. Сходно для законов модальной логики: поскольку выражения
"Если р, то возможно р" и "Если необходимо р, то р" - законы логики,
выражения "Если возможно р, то р" и "Если р, то необходимо р" являются
схемами индуктивного рассуждения и т.п. Законов логики бесконечно
много. Это означает, что и схем индуктивного рассуждения (индуктивной
аргументации) бесконечное число.
Предположение, что "перевернутые" законы логики представляют собой
схемы индуктивного рассуждения, наталкивается на серьезные возражения:
некоторые "перевернутые" законы остаются законами дедуктивной логики;
ряд "перевернутых" законов, при истолковании их как схем И., звучит
весьма парадоксально. "Перевернутые" законы логики не исчерпывают,
конечно, всех возможных схем
ИНДУКЦИЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ, ПОЛНАЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ИНДУКЦИЯ
— средство доказательства общих положений в математике и др.
дедуктивных науках. Этот прием опирается на использование двух
суждений. Первое представляет собой единичное суждение и наз. базой
индукции. В нем доказывается, что 1 обладает некоторым свойством (S(1)).
Второе суждение - общее условное. В нем утверждается, что если
произвольное число п обладает свойством S (т. наз. индуктивное
предположение), то и непосредственно следующее за ним (в натуральном
ряду) число n+1 также обладает этим свойством S (т. наз. индукционный
шаг). Это т.наз. наследуемость свойства S в натуральном ряду чисел 1, 2,
3, 4, 5, ..., n, n+1 ... Если первое и второе положения верны, то можно
сделать заключение, что и все натуральные числа обладают свойством S,
что S принадлежит всему бесконечному множеству натуральных чисел.
Символически это доказательство записывается так:
S(1)& "n(S(n)->S(n+1)) ®" mS(m).
Доказательство некоторого общего математического суждения может быть
продемонстрировано последовательностью процедур: из " n(S(n) ->S(n+1))
по правилам логики могут быть получены следующие суждения: S(1)->S(2) (1), S(2)->S(3) (2), S(3)->S(4) (3)...
и т.д.
[128]
Поскольку же нам надо 5(1), то из суждения (1) мы получаем по
модус поненс S(2); поскольку нам дано S(2), мы из (2) можем получить 5(
3); поскольку нам дано S(3), мы из (3) можем получить 5(4), и т.д. до
бесконечности. Это и означает доказанность истинности общего суждения
"mS(m).
ИНДУКЦИЯ НЕПОЛНАЯ
— индуктивный вывод о том, что всем представителям изучаемого множества
принадлежит свойство Р на том основании, что Р принадлежит некоторым
представителям этого множества. Так, например, узнав о том, что инженер А
работает продавцом, инженер B работает продавцом и инженер С также
работает продавцом, вы можете сделать индуктивный вывод, что все
инженеры ныне работают продавцами. Множество инженеров велико, трудно
или даже невозможно установить, чем сейчас занимается каждый из них,
поэтому ваше индуктивное заключение связано с риском: оно может
оказаться ошибочным. Для повышения степени надежности индуктивного
вывода используют специальные методы (см.: Индукция научная, Индукции
каноны).
ИНДУКЦИЯ ПОЛНАЯ
— индукция, в которой делается заключение о том, что всем
представителям изучаемого множества принадлежит свойство Р, на
основании полученной при опытном исследовании информации о том, что
каждому представителю изучаемого множества принадлежит свойство Р.
Умозаключения полной индукции являются дедуктивными в том смысле, что
заключение в них следует из посылок с логической необходимостью: при
истинности посылок, применяя известные правила логики, мы не можем
получить ложного заключения.
ИНДУКЦИЯ ПОПУЛЯРНАЯ
— наиболее распространенный вид индуктивного вывода, в котором не
предпринимается никаких мер для повышения достоверности заключения.
Именно так мы чаще всего рассуждаем в повседневной жизни. Например,
столкнувшись с грубостью одного-двух чиновников к.-л. учреждения, мы с
легкостью делаем вывод о том, что все сотрудники этого учреждения
грубияны, или, купив два-три раза в магазине испорченные консервы, мы
заключаем, что все консервы в этом магазине испорчены. Ясно, что такого
рода заключения часто оказываются ложными. В таких случаях мы совершаем
ошибку поспешного обобщения. Для того чтобы избежать этой ошибки,
используют специальные приемы для повышения степени достоверности
индуктивного вывода (см.: Индукция научная).
ИНТЕНСИОНАЛ И ЭКСТЕНСИОНАЛ
— понятия, введенные австрийским логиком и философом Р. Карнапом для
анализа значения языковых выражений.
[129]
Метод И. и Э. представляет собой модификацию и
дальнейшую разработку семантической концепции немецкого математика и
логика Г. Фреге. Но если для Фреге исходным и основным было понятие
имени, то Карнап скорее ориентировался на роль прилагательных - он
анализировал предикаты. Утверждение "Сократ — человек" можно трактовать
двояко. Можно считать, что это утверждение приписывает Сократу
некоторое свойство "быть человеком". В то же время данное утверждение
можно рассматривать как говорящее о том, что индивидуум Сократ
включается в класс людей. Этот пример показывает, что предикат, в данном
случае "человек", может обозначать как свойство, так и класс. Классы и
свойства взаимосвязаны: каждое свойство задает некоторый класс и каждому
классу соответствует некоторое свойство. Объекты, обладающие свойством
"быть человеком", образуют класс людей; с другой стороны, класс людей
характеризуется тем, что входящие в него элементы обладают свойством
"быть человеком". Класс, задаваемый некоторым свойством, может быть и
пустым.
Большую роль в концепции Карнапа играет понятие эквивалентности. Два
класса эквивалентны, если они состоят из одних и тех же элементов. Два
предиката эквивалентны, если они обозначают один и тот же класс. Класс,
обозначаемый предикатным выражением, называется Э. этого выражения. И.
предикатного выражения Карнап называет выражаемое им свойство. Например,
Э. предиката "человек" является класс людей; его И. будет свойство "быть
человеком". Предикаты "человек" и "существо, имеющее мягкую мочку уха"
будут экстенсионально эквивалентны, т.к. обозначают один и тот же
класс. Предикаты "человек" и "существо, способное производить орудия
труда" не только экстенсионально, но и интенсионально эквивалентны,
т.к. обозначают один и тот же класс и выражают одно и то же свойство.
Поскольку два предложения являются эквивалентными в том случае, когда
имеют одинаковое истинностное значение, постольку Э. предложения
целесообразно считать его истинностное значение. И. предложения
является выражаемое им суждение, мысль. Э. собственного имени Карнап
считал предмет, обозначаемый этим именем; И. имени является концепт -
индивидуальное понятие. Понятия Э. и И. лежат в основе различения
экстенсиональных и интенсиональных контекстов. Экстенсиональными
контекстами называют множества утверждений, в которых взаимозаменимы
экстенсионально эквивалентные языковые выражения, т.е. которые
учитывают лишь Э. выражений. Интенсиональный контекст допускает замену только интенсионально эквивалентных
выражений, т.е. для него важны И. выражений (см.: Имя, Смысл,
Значение).
[130]
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ (от лат. interpretatio — разъяснение, истолкование)
— в логике приписывание некоторого содержательного смысла, значения
символам и формулам формальной системы; в результате формальная система
превращается в язык, описывающий ту или иную предметную область. Сама
эта предметная область и значения, приписываемые символам и формулам,
также
наз. И.
Рассмотрим обычное построение исчисления высказываний.
Сначала задается список исходных символов: А, В, С, ...; ~, &,
Ú®,), (. Затем устанавливаются правила построения формул:
1. Отдельная буква из числа А, В, С,... есть формула.
2. Если х есть формула, то ~ х тоже формула.
3. Если х и у - формулы, то х&у, xvу, х->у тоже будут формулами.
К этому добавляются правила, позволяющие из одних формул получать
другие. В частности, некоторые формулы, построенные в соответствии с
правилами построения, можно принять в качестве аксиом, добавить к ним
правило подстановки, разрешающее на место одной правильно построенной
формулы подставлять другую правильно построенную формулу, и правило
отделения: из формул х -> у и х можно получить формулу у.
Такое синтаксическое построение формальной системы представляет собой
просто игру с символами, когда мы комбинируем символы в соответствии с
правилами, соединяем их, разъединяем, из одних получаем другие и т.п.
Для того чтобы система приобрела смысл, стала языком, описанием
каких-то объектов, связей и отношений между объектами, нужно придать ей
И. Это делается следующим образом.
Сначала приписывается значение исходным символам. Будем считать, что
символы А, В, С, ... представляют предложения, которые могут быть
истинными или ложными. Истинность или ложность сложных формул
устанавливается следующим образом:
Если формула х истинна, то формула ~ х ложна, если формула х ложна, то
формула ~ х истинна.
Формула х&у истинна только в том случае, если х истинна и у истинна; во
всех остальных случаях формула х & у ложна.
Формула xvy ложна только в том случае, если х ложна и у ложна; во всех
остальных случаях формула х v у истинна.
Формула х -> у ложна только в том случае, если х истинна, а у ложна; во
всех остальных случаях формула х -> у истинна.
[131]
После И. формул синтаксической системы она становится системой
предложений, обозначающих истину или ложь, а правила преобразования
одних формул в другие превращаются в правила вывода одних предложений из
других. Подставляя в формулы конкретные истинные или ложные
предложения, мы можем устанавливать между ними разнообразные логические
отношения. Можно придать исходным символам и другую И., например считать,
что А, В, С, ... обозначают события, а символ "®" выражает причинную
связь событий. Тогда выражение "А®В" приобретает такой смысл: событие A
причинно влечет событие В.
Если в формальной системе имеются знаки для индивидуальных переменных,
скажем, х, у, z, ...;, для предикатных выражений -Р, Q, ...; для
кванторов -", $, то мы можем образовать формулы вида"хР(х) и $хР(х). Для
И. таких формул вводят некоторую область объектов, по которым пробегают
индивидные переменные, и свойства этих объектов, которые обозначаются
предикатными выражениями. Тогда предложение вида"хР(х) считается
истинным, если все объекты данной области обладают свойством Р.
Предложение вида$хР(х) истинно, если хотя бы один объект из нашей
объектной области обладает свойством Р.
В отличие от формальных логических систем, в содержательных
естественнонаучных и математических теориях всегда подразумевается
некоторая И.: в таких теориях используются лишь осмысленные выражения,
т.е. смысл каждого выражения предполагается заранее известным. В общем
случае понятия и предложения естественнонаучных теорий интерпретируются
посредством образов сознания, идеальных объектов, совокупность которых
должна быть адекватна интерпретируемой теории относительно описываемых
свойств объектов. И. теоретических построений развитых областей
научного знания носит, как правило, опосредованный характер и включает
в себя многоступенчатые, иерархические системы промежуточных И. Связь
начального и конечного звеньев таких иерархий обеспечивается тем, что И.
интерпретаций к.-л. теории дает и непосредственную ее И. В математике
интерпретируемость различных систем аксиом с помощью других
аксиоматических теорий служит традиционным средством установления их
относительной непротиворечивости (начиная с доказательства
непротиворечивости неевклидовой геометрии Лобачевского посредством ее
И. в терминах обычной геометрии Евклида).
В повседневном языке И. называют истолкование, раскрытие смысла того или
иного положения, текста, художественного произведения.
[132]
Однако в процессе И. текста или музыкального произведения
интерпретатор - литературовед, режиссер, исполнитель всегда вносит в
интерпретируемый материал некоторый личностный смысл, истолковывает его
по-своему. Это служит основой множественности И. в искусстве и
литературе.
ИНТЕРСУБЪЕКТИВНЫЙ (от лат. inter — между)
— межличностный, общий, общедоступный, в противоположность личному,
индивидуальному, уникальному. В логико-методологической литературе
понятие интерсубъективности получило широкое распространение в связи с
программой эмпирического обоснования науки, выдвинутой представителями
логического позитивизма в 20-х годах XX в.
Эмпирическое обоснование науки, по мнению логических позитивистов,
должно состоять в логическом сведении всех научных понятий и утверждений
к таким понятиям и предложениям, которые непосредственно выражают
чувственные переживания субъекта, например "красный", "теплый", "Я чувствую
боль" и т.п. Непосредственная связь с чувственным опытом обеспечивает
осмысленность понятий и несомненную достоверность предложений. Однако
если содержание понятий и предложений определяется только чувственным
опытом субъекта, то каждый человек образует свой собственный
эмпирический язык, выражающий его
собственные чувства и переживания. Эмпирические предложения, выражающие
чувственный опыт одного человека, будут непонятны другому человеку,
чувственный опыт которого отличается от опыта первого. Эмпирические
языки, значения понятий и предложений при таком подходе оказываются
субъективными. Поэтому встает вопрос отыскания или построения И. языка,
слова и предложения которого были бы понятны всем людям и который вместе
с тем был бы связан с чувственным восприятием и мог служить эмпирическим
базисом науки. Таким языком был признан фрагмент повседневного языка,
относящийся к чувственно воспринимаемым объектам и их свойствам.
ИНТУИТИВНАЯ ЛОГИКА
— интуитивные представления о правильности рассуждений, сложившиеся
стихийно в процессе повседневной практики мышления. И. л., как правило,
успешно справляется с встающими перед нею задачами, но совершенно
недостаточна для анализа и критики неправильных рассуждений. Правильно
ли рассуждает человек, когда говорит: "Если бы барий был металлом, он
проводил бы электрический ток; барий проводит электрический ток,
следовательно, он металл"? Чаще всего на основе логической интуиции
отвечают: правильно, барий металл и он проводит ток. Этот ответ, однако, неверен. Логическая
правильность, как гласит теория, зависит только от способа связи
утверждений.
[133]
Она не зависит от того, истинны используемые в выводе
утверждения или нет. Хотя все три утверждения, входящие в рассуждение,
верны, между ними нет логической связи. Рассуждение построено по
неправильной схеме: "Если есть первое, то есть второе; второе есть;
значит, есть и первое". Такая схема от истинных исходных положений может
вести не только к истинному, но и к ложному заключению, она не
гарантирует получения новых истин из имеющихся. В рассуждении "Если у
человека повышенная температура, он болен; человек болен;
следовательно, у него повышенная температура" обе посылки могут быть
истинными, а заключение ложным: многие болезни протекают без повышения
температуры.
Другой пример: "Если бы шел дождь, земля была бы мокрой;
но дождя нет; значит, земля не мокрая". Это рассуждение интуитивно
обычно оценивается как правильное, но достаточно небольшого рассуждения,
чтобы убедиться, что это не так. Верно, что в дождь земля всегда мокрая;
но если дождя нет, из этого вовсе не следует, что она сухая: земля может
быть просто полита или быть мокрой после таяния снега. Рассуждение
опять-таки идет по неправильной схеме: "Если первое, то второе; но
первого нет; значит, нет и второго". Эта схема может привести от
истинных посылок к ошибочному заключению: "Если у человека повышенная
температура, он болен; у него нет повышенной температуры; значит, он не
болен". Эти простые примеры показывают, что логика, усвоенная стихийно,
даже в обычных ситуациях может оказаться ненадежной.
Навык правильного мышления не предполагает к.-л. теоретических знаний,
умения объяснить, почему что-то делается именно так, а не иначе. К тому
же сама И. л., как правило, беззащитна перед лицом критики.
Усвоение языка есть одновременно и усвоение общечеловеческой, не
зависящей от конкретных языков логики. Без нее, как и без грамматики,
нет, в сущности, владения языком. В дальнейшем стихийно сложившееся
знание грамматики систематизируется и шлифуется в процессе школьного
обучения. На логику же специального внимания обычно не обращается, ее
совершенствование остается стихийным процессом. Нет поэтому ничего
странного в том, что, научившись на практике последовательно и
доказательно рассуждать, человек затрудняется ответить, какими
принципами он при этом руководствуется. Почувствовав сбой в рассуждении,
он оказывается, как правило, не способным объяснить, какая логическая ошибка допущена. Это под силу только теории
логики.
[134]
ИНТУИЦИОНИЗМ
— направление в обосновании математики и логики, согласно которому
конечным критерием приемлемости методов и результатов этих наук является
наглядно-содержательная интуиция. Вся математика должна опираться,
согласно И., на интуитивное представление ряда натуральных чисел и на
принцип математической индукции, истолковываемый как требование
действовать последовательно, шаг за шагом; допускаются лишь
конструктивные доказательства существования рассматриваемого объекта,
указывающие способ его построения.
Создателем И. является голландский математик Л. Э. Я. Брауэр (1881 —
1966). В начале XX в. он выдвинул программу радикальной перестройки
математики, противопоставив ее концепции сведения математики к логике
(см.: Логицизм) и истолкованию математики исключительно как языка
математических символов (см.: Формализм).
Представители И. полагают, что чистая математика является мыслительной
активностью, не зависящей от языка, ее объект -нелингвистические
математические конструкции. Язык служит лишь для сообщения
математических идей, математика не сводится к языку и тем более не
может быть истолкована как особый язык. Предметом исследования
(математической) логики является математический язык, более или менее
адекватно передающий математические построения. Логика вторична по
отношению к математике, последняя не может быть обоснована с помощью
логических средств.
Основной тезис интуиционистов гласит, что существование в математике —
это то же самое, что конструктивность, или "построяемость". Из
существования математического объекта вытекает его непротиворечивость,
но не наоборот: не каждый непротиворечивый объект существует.
Построение является единственным средством обоснования в математике.
Интуиционисты подвергли резкой критике закон исключенного третьего,
закон (снятия) двойного отрицания и ряд других законов логики
классической. Согласно Брауэру, логические законы не являются
абсолютными истинами, не зависящими от того, к чему они прилагаются.
Закон исключенного третьего, верный в случае конечной математики,
неприменим в рассуждениях о бесконечных множествах. Объекты бесконечного
множества невозможно перебрать. Если в процессе перебора не удалось
найти элемент с требуемым свойством, ни утверждение о существовании
такого объекта,
ни отрицание этого утверждения не является истинным. Критика И.
классической логики привела к созданию нового направления в логике —
интуиционистской логики.
[135]
Одновременно с Брауэром сомнения в универсальной приложимости закона
исключенного третьего высказал рус. философ и логик Н. А. Васильев
(1880-1940). Он ставил своей задачей построение такой системы логики, в
которой была бы ограничена не только сфера действия этого закона, но и
непротиворечия закона. Казавшиеся парадоксальными, идеи Васильева не
были в свое время оценены по достоинству.
ИНТУИЦИОНИСТСКАЯ ЛОГИКА
— одна из наиболее важных ветвей логики неклассической, имеющая своей
философской предпосылкой программу интуиционизма. Выдвигая на первый
план математическую интуицию, интуиционисты не придавали большого
значения систематизации логических правил. Только в 1930 г. голландский
математик и логик А. Гейтинг — ученик создателя интуиционизма Л.
Брауэра - дал аксиоматическую формулировку И. л., подчеркнув, что
"интуиционизм развивается независимо от формализации, которая может
идти только по следам математической конструкции". В И. л. не действует
закон исключенного третьего, а также ряд других законов логики
классической, позволяющих доказывать существование объектов, которые
невозможно реализовать или вычислить. В числе таких законов — закон
(снятия) двойного отрицания и закон приведения к абсурду.
Отбрасывание закона исключенного третьего не означает принятия
отрицания этого закона; напротив, И. л. утверждает, что отрицание
отрицания этого закона (его двойное отрицание) является верным.
Отбрасывание не должно пониматься также как введение какого-то третьего
истинностного значения, промежуточного между истиной и ложью.
В классической логике центральную роль играет понятие истины. На его
основе определяются логические связки, позволяющие строить сложные
высказывания. В И. л. смысл связок задается путем указания тех
необходимых и достаточных условий, при которых может утверждаться
сложное высказывание.
Если р и q — некоторые высказывания, то их конъюнкцию (р и q) можно
утверждать, только если можно утверждать как р, так и q. Дизъюнкцию (р
или q) можно утверждать тогда и только тогда, когда можно утверждать
хотя бы одно из высказываний р и q. Математическое высказывание р можно
утверждать только после проведения некоторого математического
построения с определенными свойствами; соответственно отрицание р можно
утверждать, если
и только если имеется построение, приводящее к противоречию
предположение о том, что построение р выполнено. Понятие противоречия
здесь принимается в качестве неопределяемого, практически противоречие
всегда можно привести к форме 1 = 2. Импликацию (если р, то q) можно
утверждать, только если имеется такое построение, которое, будучи
объединено с построением р, автоматически дает построение q.
[136]
Интуиционистское понимание логических связок таково, что из
доказательства истинности высказывания всегда можно извлечь способ
построения объектов, существование которых утверждается.
И. л. является единственной из неклассических логик, в рамках которой
производилась достаточно последовательная и глубокая разработка многих
разделов математики. Эта логика позволяет тонко и точно исследовать
трудный и важный вопрос о характере существования объектов, исследуемых
в математике.
Идеи, касающиеся ограниченной приложимости законов исключенного
третьего, снятия двойного отрицания, редукции к абсурду и связанных с
ними способов математического доказательства, разрабатывались рус.
математиками А. Н. Колмогоровым (1903-1985), В. И. Гливенко (1897-1910),
А. А. Марковым (1903-1979), Н. А. Шаниным (р. 1919) и др. В результате
критического переосмысления основных принципов И.л. возникла
конструктивная логика, также считающая неправильным перенос ряда
логических принципов, применимых в рассуждениях о конечных множествах,
на область бесконечных множеств.
ИНТУИЦИЯ (от лат. intuitio — пристальное, внимательное всматривание,
созерцание)
— способность к прямому усмотрению истины, постижению ее без всякого
рассуждения и доказательства. Для И. обычно считаются типичными
неожиданность, невероятность, непосредственная очевидность и
неосознанность пути, ведущего к ее результату. С "непосредственным
схватыванием", внезапным озарением и прозрением много неясного и
спорного. Иногда даже говорится, что И. — это куча хлама, в которую
сваливаются все интеллектуальные механизмы, о которых не известно, как
их проанализировать. И., несомненно, существует и играет заметную роль
в познании. Далеко не всегда процесс научного и тем более
художественного творчества и постижения мира осуществляется в
развернутом, расчлененном на этапы виде. Нередко человек охватывает
мыслью сложную ситуацию, не отдавая отчета во всех ее деталях, да и
просто не обращая внимания на них. Особенно наглядно это проявляется в
военных сражениях, при постановке диагноза, при установлении виновности
и невиновности и т.п.
137
Из многообразных трактовок И. можно эскизно наметить следующие:
>> И. Платона как созерцание стоящих за вещами идей, приходящее
внезапно, но предполагающее длительную подготовку ума;
>> интеллектуальная И. Декарта как понятие ясного и внимательного ума,
настолько простое и отчетливое, что не оставляет никакого сомнения в
том, что мы мыслим;
>> И. Спинозы, являющаяся "третьим родом" познания (наряду с чувствами и
разумом) и схватывающая сущность вещей;
>> чувственная И. Канта и его более фундаментальная чистая И.
пространства и времени, лежащая в основе математики;
>> художественная И. Шопенгауэра, улавливающая сущность мира как мировую
волю;
>> И. философии жизни (Ницше), несовместимая с разумом, логикой и
жизненной практикой, но постигающая мир как форму проявления жизни;
>> И. Бергсона как непосредственное слияние субъекта с объектом и
преодоление противоположности между ними;
>> моральная И. Мура как непосредственное видение добра, не являющегося
"естественным" свойством вещей и не допускающего рассудочного
определения;
>> чистая И. времени Брауэра, лежащая в основе деятельности мысленного
конструирования математических объектов;
>> И. Фрейда как скрытый, бессознательный первоисточник творчества;
>> И. Полани как спонтанный процесс интеграции, непосредственного
внезапного усмотрения целостности и взаимосвязи в ранее разрозненном
множестве объектов.
Этот перечень может быть продолжен. В сущности, едва ли не у каждого
крупного философа и психолога имеется свое собственное понимание И. В
большинстве случаев эти понимания не исключают друг друга.
И. как "прямое видение истины" не является чем-то сверхразумным. Она не
идет в обход чувств и мышления и не составляет особого рода познания. Ее
своеобразие состоит в том, что отдельные звенья процесса мышления
проносятся более или менее бессознательно и запечатлевается только итог
мысли — внезапно открывшаяся истина.
Существует давняя традиция противопоставлять И. логике. Нередко И.
ставится выше логики даже в математике, где роль строгих доказательств
особенно велика. Чтобы усовершенствовать метод в математике, полагал
Шопенгауэр, необходимо прежде всего
отказаться от предрассудка — веры в то, будто доказанная истина выше
интуитивного знания.
[138]
Паскаль проводил различие между "духом геометрии"
и "духом проницательности". Первый выражает силу и прямоту ума,
проявляющиеся в железной логике рассуждений, второй — широту ума,
способность видеть глубже и прозревать истину как бы в озарении. Для
Паскаля даже в науке "дух проницательности" независим от логики и стоит
неизмеримо выше ее. Еще раньше некоторые математики утверждали, что
интуитивное убеждение превосходит логику, подобно тому как
ослепительный блеск Солнца затмевает бледное сияние Луны.
Неумеренное возвеличение И. в ущерб строгому доказательству
неоправданно. Логика и И. не исключают и не подменяют друг друга. В
реальном процессе познания они, как правило, тесно переплетаются,
поддерживая и дополняя друг друга. Доказательство санкционирует и
узаконивает достижения И., оно сводит к минимуму риск противоречия и
субъективности, которыми всегда чревато интуитивное озарение. Логика,
по выражению математика Г.Вейля, - это своего рода гигиена, позволяющая
сохранить идеи здоровыми и сильными. И. отбрасывает всякую осторожность,
логика учит сдержанности. Только проведенное шаг за шагом логическое
доказательство делает завоевания И. объективно установленным
результатом.
Уточняя и закрепляя результаты И., логика сама обращается к ней в
поисках поддержки и помощи. Логические принципы не являются чем-то
заданным раз и навсегда. Они формируются в многовековой практике
познания и преобразования мира и представляют собой очищение и
систематизацию стихийно складывающихся "мыслительных привычек". Вырастая
из аморфной и изменчивой пралогической И., из непосредственного, хотя и
неясного "видения логического", эти принципы всегда остаются связанными
с изначальным интуитивным "чувством логического". Не случайно строгое
доказательство ничего не значит даже для математика, если результат
остается непонятным ему интуитивно.
Логика и И. не должны противопоставляться друг другу, каждая из них
необходима на своем месте. Внезапное интуитивное озарение способно
открыть истины, вряд ли доступные последовательному и строгому
логическому рассуждению. Однако ссылка на И. не может служить твердым и
тем более последним основанием для принятия каких-то утверждений. И.
приводит к интересным новым идеям, но она нередко порождает также
ошибки, вводит в заблуждение. Интуитивные догадки субъективны и
неустойчивы, они нуждаются в логическом обосновании. Чтобы убедить в
интуитивно схваченной истине как других, так и самого себя, требуется
развернутое рассуждение, доказательство (см.: Аргументация
контекстуальная).
[139]
ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ (от лат. irrationalis
— неразумный, бессознательный)
— находящееся на пределами разума, противоречащее логике. Обычно
противопоставляется рациональному как разумному, целесообразному,
обоснованному.
Понимание И. зависит от определения понятия рационального. Если
рациональное определяется как соответствующее законам разума, т.е.
законам логики, то И. можно назвать то, что нарушает законы логики.
Например, если признается истинной конъюнкция двух предложений "A&B" и
признается истинным предложение "A", то это рационально. Если же, наряду
с признанием истинности конъюнкции "А&В", признается ложность
предложения "A", то данное рассуждение И.: в нем нарушено правило
логики, согласно которому из истинности конъюнкции следует истинность
каждого ее элемента. Можно дать рациональному более широкое
определение - как соответствие не только законам логики, но и некоторым
методологическим нормам, правилам, стандартам деятельности и т.п.
Соответственно И. будет рассуждение или поведение, нарушающее эти нормы
и правила.
Иногда рациональное определяют как целесообразное, т.е. как то, что
приводит к намеченной цели. В этом случае И. будет все то, что не
приближает нас к цели или даже делает цель еще более недостижимой. При
таком понимании квалификация каких-то действий как рациональных или И.
в значительной мере зависит от условий деятельности. Например, в комнате
душно, и вы хотите ее проветрить. Для этого вы открываете окно. Если на
улице прохладно, то вы достигаете своей цели: свежий воздух ворвется в
комнату и дышать станет легче. Но если на улице жарко, то, открыв окно,
вы ухудшите положение. В одной ситуации было рационально открыть окно, в
другой - И. (см.: Рациональность).
ИСКЛЮЧЕННОГО ТРЕТЬЕГО ЗАКОН, см.: Закон исключенного третьего.
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
— метафорическое обозначение области исследований, цель которых -
создание технических систем, способных решать задачи невычислительного
характера и выполнять действия, требующие переработки содержательной
информации и считающиеся прерогативой человеческого мозга. К числу
таких задач относятся, например, задачи на доказательство теорем, игровые
задачи (скажем, при игре в шахматы), задачи по переводу с одного языка
на другой, по сочинению музыки, распознаванию зрительных образов, решению сложных творческих проблем науки и
общественной практики. Одной из важных задач И. и. является создание
интеллектуальных роботов, способных автономно совершать операции по
достижению целей, поставленных человеком, и вносить коррективы в свои
действия.
[140]
ИСТИНА
— мысль или высказывание, соответствующие своему предмету. Мысль
соответствует своему предмету, если представляет его таким, каков он
есть на самом деле, в реальности. Например, мысль о том, что Иртыш есть
приток Оби, соответствует своему предмету, ибо действительно Иртыш
вливается в Обь; а мысль о том, что бананы растут на березе, искажает
реальное положение дел, поэтому является ложью.
Вопрос об И. принадлежит сфере философии. Для логики важно иметь в виду
следующее.
Реальность, относительно которой наши мысли оцениваются как истинные или
ложные, не обязательно должна быть только физической реальностью, это
может быть реальность художественного вымысла или идеализированных
объектов. Скажем, утверждение "Отелло любил Дездемону" истинно, а
утверждение "Гамлет был женат" ложно в мирах, создаваемых текстом
шекспировских пьес. Здесь следует обратить внимание на то, что понятие
И. говорит о соответствии мысли своему объекту, но никак не касается
природы этих объектов.
И. объективна в том смысле, что истинность или ложность некоторой мысли
не зависит от воли и желания людей. Даже если все человечество принимает
некоторую мысль, считает ее истинной, мысль может оказаться ложной, и
наоборот. То, что некоторая мысль соответствует или не соответствует
своему предмету, определяется предметом, а не субъектом познания. Я
могу горячо верить в то, что на Луне живут разумные существа, при
определенных условиях могу увлечь своей верой миллионы других людей, но,
если в действительности на Луне нет разумных существ, эта мысль будет
ложной.
Логика не занимается установлением истинности и ложности наших мыслей.
Это дело конкретных наук. Однако понятие И. играет в логике чрезвычайно
важную роль: именно с его помощью определяются фундаментальные для
логики понятия логического вывода и логического следования.
ИСТИННОСТНОЕ ЗНАЧЕНИЕ
— одна из возможных характеристик высказывания с точки зрения
соответствия его описываемому фрагменту действительности. Если
допускается, что каждое высказывание является либо истинным, либо
ложным (т.е. что оно
либо соответствует действительности, либо не соответствует ей), говорят,
что высказывание имеет одно из двух значений истинности.
[141]
Данное
допущение, именуемое двузначности (бивалентности) принципом, лежит в
основе логики классической. В многозначной логике допускается, что
высказывание может принимать одно из и (n>2) значений истинности. Так, в
трехзначной логике, опирающейся, соответственно, на принцип
трехзначности, высказывание принимает одно из трех И. з.: истинно,
ложно и неопределенно; в разных системах этой логики И. з.
"неопределенно" понимается по-разному.
ИСЧИСЛЕНИЕ
— основанный на четких правилах формальный аппарат оперирования со
знаниями определенного вида, позволяющий дать точное описание
некоторого класса задач, а для отдельных подклассов этого класса - и
алгоритм решения.
В математической логике понятие об И. подверглось уточнению и более
строгой формализации. Логическое И. строится на базе некоторого
формализеванного языка. Задается набор исходных символов, из которых с
помощью четко определенных правил строятся формулы рассматриваемого И.
Некоторые из этих формул выбираются в качестве аксиом, из которых с
помощью правил преобразования получают новые формулы, называемые
теоремами. После того как к И. добавляется интерпретация, придающая
значение ее исходным символам и формулам, И. превращается в язык,
описывающий некоторую предметную область (см.: Исчисление
высказываний, Исчисление классов, Исчисление предикатов и т.п.).
Оглавление
www.pseudology.org
|
|