| |
|
Иосиф
Ромуальдович Григулевич
|
На рубеже
XIX и XX веков
Лев XIII, или "Подмастерья
льявола"
|
Виченцо Джоакино
Раффаэле Луиджи Печчи, граф, родился в 1810 г. в Карпьенто. Важнейшие
посты в церкви: нунций в Бельгии, епископ, кардинал, избран папой 20
февраля 1878 г., принял имя Льва XIII. Прозвище "Кощей бессмертный".
Повернул католическую церковь на путь сотрудничества с капитализмом,
сторонник активного участия католиков в политической жизни. Автор первой
социальной энциклики "Rerum Novarum" ("О новых вещах"), осуждавшей
социализм и проповедовавшей классовое сотрудничество. Добивался
укрепления связей с правительствами великих держав в ущерб Италии. Умер
20 июля 1903 г.
"Папа действительно мертв"
В первых числах февраля 1878 г. Пий IX заболел. Врачи констатировали у
"высокочтимого больного" (augusto infermo) воспаление легких. Были
применены различные средства лечения, но безрезультатно. 7 февраля папа
лишился сознания и несколько часов спустя скончался. Председатель
кардинальской коллегии - камерленго Джоакино Печчи - совершил над
усопшим традиционный обряд: трижды стукнул его по лбу серебряным
молоточком и, громко назвав по имени, данному ему при крещении,
потребовал откликнуться. Пий IX не отозвался. Тогда камерленго произнес
сакраментальную фразу:
- Папа действительно мертв!
И хотя это не было неожиданностью для прелатов курии, тем не менее
смерть Пия IX произвела на них глубокое впечатление. Ведь с его кончиной
заканчивалась целая эпоха в истории папства.
Похороны папы готовятся обычно с момента его избрания на престол. Папа
заранее выбирает себе место захоронения, как правило, в одном из
подземелий собора св. Петра или собора св. Лаврентия. Заранее
заготавливаются по его росту три гроба - из кипариса, олова и бронзы,
мраморная надгробная плита с надписью, на которой отсутствует только
дата смерти; похоронная речь на пергаменте и черный кожаный футляр для
нее, который затем вкладывается в гроб, как и мешок из красного сафьяна
с монетами и медалями, отчеканенными во время истекшего понтификата.
Отрабатываются заранее и все другие детали, ибо умершего папу спешат
похоронить, чтобы перейти к более важному мероприятию-избранию нового
главы католической церкви.
В прошлом похороны папы обставлялись исключительно торжественно и даже
пышно. На них съезжались представители и члены царствующих домов с
многочисленной свитой. Рассказывают, что в 1758 г. французское
посольство во главе с графом Франсуа де Рошенуаром явилось на похороны
папы Климентия XIII в 600 каретах, которые, прежде чем прибыть к собору
св. Петра, проехали по Риму, произведя ошеломляющее впечатление на
запрудивших улицы зевак и паломников.
Захоронить Пия IX, соблюдая традиционный пышный ритуал, оказалось не
так-то просто. Хотя он завещал погрести его в базилике св. Лаврентия,
расположенной в нескольких километрах от апостолического дворца,
кардиналы, учитывая ненависть к нему римлян, решили не рисковать и
оставить его гроб до лучших времен в подземелье собора св. Петра. Только
три года спустя-13 июля 1881 г.-ватиканские власти наконец осмелились
перевезти глубокой ночью и без всякой помпы гроб с останками Пия IX в
базилику св. Лаврентия. Римляне узнали об этом, напали на траурный
кортеж и попытались сбросить гроб покойного папы в Тибр. Папским
гвардейцам с большим трудом удалось отбить гроб у разъяренной толпы и
доставить его по назначению. Но и там останки Мастай-Ферретти не обрели
вечного покоя. Во вторую мировую войну в один из авиационных налетов на
Рим гробница папы Мастай-Ферретти была буквально стерта с лица земли.
Пий IX просидел на папском престоле 31 год и 7 месяцев, побив все
рекорды своих предшественников по длительности срока пребывания на этом
посту.
Недовольство и разочарование политикой Пия IX проникли даже в само
окружение папы. Как отмечает прогрессивный итальянский публицист Дж.
Канделоро, "в последние годы пребывания на престоле Пия IX, как это было
и в последние годы понтификата Григория XVI, в ватиканских кругах все
больше начинали понимать, что непримиримая политика, проводимая
Ватиканом во всем и по отношению ко всем, потеряла всякое значение и
необходимо искать новые пути". Дж. Канделоро. Католическое движение в
Италии.
Следует ли удивляться, что кончина Пия IX была воспринята со вздохом
облегчения не только его противниками, но и его окружением-прелатами
курии. Эти настроения не могли не отразиться на конклаве, избиравшем
преемника Пия IX.
Тайны конклава
В средние века выборы пап протекали бурно и нередко длились неделями, а
то и месяцами. Кандидаты в папы покупали голоса кардиналов за
баснословные суммы. Кандидатов поддерживали императоры, короли, местные
феодалы, банкиры. Иногда на конклаве происходил раскол. Часть кардиналов
отказывалась повиноваться новому папе и провозглашала папой другого
кандидата. Если тому удавалось низложить своего конкурента и подчинить
себе церковное правительство-римскую курию, он становился законным
папой.
В XIII в. был случай, когда кардиналы, принимавшие участие в конклаве,
заседавшем в Витебро (одном из городков римской области Велетри), не
смогли договориться об избрании нового папы в течение двух лет и девяти
месяцев (с ноября 1268 г. по сентябрь 1271 г.). Поведение кардиналов
вызвало возмущение верующих, которые закрыли "владык" на замок (лат. con
clave) во дворце и предупредили их, что они останутся там до тех пор,
пока не изберут нового папу. Кардиналы продолжали между собой спорить и
пререкаться. Тогда жители Витебро сорвали с дворца крышу, а участников
конклава посадили на хлеб и воду. Время было зимнее. Вскоре холод и
голод заставили кардиналов договориться и был избран папа- Григорий X.
Чтобы заставить кардиналов поскорей избирать папу, Григорий Х издал в
1274 г. особый закон о конклаве, который с небольшими изменениями
сохранился по сей день.
Согласно этому закону, конклав следует созвать на десятый день после
смерти папы. Десять дней церковь обязана соблюдать траур. За это время
нужно похоронить папу в городе, в котором он умер. Конклаву надлежит
собраться в здании, служившем резиденцией покойному папе. Кардиналы
замуровываются на время конклава в отведенном для них помещении. Каждому
кардиналу для отдыха отводится только одна комната. Если по истечении
трех дней кардиналы не изберут папу, то количество блюд сокращается им
до одного на следующие пять дней. Если и после этого срока папа не будет
избран, то кардиналы остаются на хлебе и воде до тех пор, пока выборы
папы не состоятся. В задачу конклава входит только избрание папы, он не
полномочен решать какие-либо другие вопросы.
В период между смертью папы и избранием нового (этот период называется
sede vacante- незанятый трон) вся деятельность римской курии
приостанавливается, покои покойного папы опечатываются, а казна
передается на хранение председателю кардинальской коллегии-камерленго,
который без согласия конклава не вправе ею распоряжаться.
В конклаве имеют право участвовать все кардиналы, даже те из них, кто
ранее был отлучен от церкви. Для избрания папы необходимо набрать не
менее 2/3 голосов кардиналов, участвующих в конклаве. Папой может быть
избран любой из кардиналов, присутствующих на конклаве или
отсутствующих, или любое другое лицо. Следовательно, теоретически папой
может стать не только кардинал или рядовой священник, но и мирянин.
Участникам конклава запрещается давать обещания, брать на себя
обязательства, заключать союзы и какие-либо сделки с целью заручиться
поддержкой в пользу определенной кандидатуры. Все подобные сделки
незаконны.
В XV в. по распоряжению папы Каликста III выборы папы стали совершаться
в Ватикане, в левом крыле апостолического дворца, там, где находится
Сикстинская капелла, расписанная великим Микеланджело. Каждый из
кардиналов имеет право взять с собой на конклав двух помощников - одного
клирика и одного мирянина, а также врача и другой медицинский персонал,
если в таковом нуждается. Кроме того, в покоях, где заседает конклав,
присутствуют несколько десятков человек обслуживающего персонала:
официанты, повара и т. п. Всего в покоях, где заседает конклав,
находится около 300 человек. Когда все участники конклава в сборе,
камерленго обходит помещение с возгласом: "Extra omnes!" ("Лишних прошу
выйти вон!") После этого помещение замуровывается. Строжайше запрещено
передавать "на волю" какие-либо сведения письменно, устно или знаками.
Теперь кардиналы могут сообщаться с внешним миром только через
приспособление, именуемое "руота" (колесо),-деревянный круг с закрытыми
ячейками. Он сконструирован так, чтобы люди, стоящие по обе стороны
дверей, не могли видеть друг друга. Через "руоту" каждое утро передаются
"с воли" для участников конклава свежие продукты, овощи, фрукты,
медикаменты. Газеты передавать запрещено, ибо они могут оказать влияние
на конклавистов. В наши дни участникам конклава запрещено иметь при себе
радиоприемники, магнитофоны, радиопередатчики, кино- и фотоаппаратуру,
аппаратуру для микрофильмирования, телевизоры. За нарушение правил
виновные караются отлучением от церкви.
В Сикстинской капелле устанавливаются для участников конклава "троны" -
кресла, обтянутые красным бархатом. Перед каждым из них небольшой стол с
фиолетовым покрывалом. Над креслами укреплены фиолетовые балдахины,
которые опускаются после избрания папы: неспущенным остается только
балдахин над креслом вновь избранного. Перед алтарем капеллы стол,
покрытый зеленым покрывалом, на котором стоит золотой кубок, служащий
урной для бюллетеней. Здесь же установлена чугунная печка для сжигания
бюллетеней. Бюллетень-полоска плотной бумаги с загнутым краем. На
прикрытой его части-фамилия и герб голосующего кардинала, дата. Для
избрания папы теперь требуется 2/3 голосов плюс 1. Для подсчета голосов
избирается счетная комиссия.
Ежедневно происходят два тура голосования-утром и вечером. После каждого
голосования бюллетени сжигаются в присутствии кардиналов. Если никто из
кандидатов не получил необходимого для избрания в папы большинства, то к
горящим бюллетеням подкладывают сырую солому и паклю, и тогда из трубы
на крыше валит черный дым ("сфумата")-сигнал для собравшихся на площади
св. Петра журналистов и любопытных, что папа еще не избран. Если же
выборы завершаются избранием папы, то бюллетени сжигаются с сухой белой
соломой, хранящейся в специальных бутылях, и тогда из трубы валит белый
дым, возвещающий о том, что кардиналы договорились и новый глава
католической церкви вскоре будет объявлен.
Получившему большинство голосов кандидату в папы полагается проявить
скромность, пасть ниц перед своими избирателями, заверить их, что выбор
пал на недостойного и отказаться от столь высокой чести. Но подобную
скромность следует проявлять в меру.
История более чем 200 конклавов позволяет достаточно уверенно воссоздать
психологическую атмосферу, в которой собираются князья церкви. Пожалуй,
можно утверждать, что многие приемы парламентской игры, маневры по
созданию непредвиденных коалиций, уловки, приводящие к избранию
кандидата- "сюрприза", распространенные во всех западных парламентах,
были изобретены именно за замурованными дверьми конклавов.
В тех случаях, когда кардиналы разбиты на четкие группировки, обычно
никогда не избирается лицо, явно принадлежащее к одному из течений, и
проходит компромиссный кандидат-"серая лошадка",-который удовлетворяет
соперничающие группировки.
За многовековую историю Ватикана всякое случалось на конклавах-собраниях
кардиналов, избиравших главу католической церкви. На папский трон
возводились люди жестокие и безвольные, глупые и хитрые, властолюбивые и
тщеславные, образованные и неучи, молодые и старцы, итальянцы и
иностранцы. Из 263 пап, которые официально числятся в списках Ватикана,
95 были неитальянского происхождения. Среди них: 15 французов, 6 немцев,
5 сирийцев, 2 еврея, в том числе мифический первый папа - Петр.
Часто, казалось бы, наиболее вероятные кандидаты на пост папы на
конклаве терпят фиаско. Существует даже пословица по этому поводу: тот,
кто входит папой на конклав, выходит из него кардиналом. Как правило,
папу избирают в результате сговора различных группировок, в руках
которых находится контроль церковного аппарата-римской курии.
В прошлом пап избирали главным образом из самых престарелых кардиналов с
расчетом, чтобы они не задерживались слишком долго на своем посту.
В начале XX в. один из современников так описывал "проблему возраста"
пап: "Долголетие папы вовсе не является достоинством в глазах
Ватикана... Кардиналы, и среди них "папабили", находятся в том возрасте,
когда нет времени долго ждать. И чересчур продолжительный понтификат
разрушает много честолюбивых надежд. При продолжительном понтификате в
Ватикане не происходит никакого "движения". Все лучшие, самые почетные и
выгодные должности заняты родственниками папы. Родственники "папабилей"
ждут, живут "в тени", стареют, теряют надежды. Из окружающих папу, кроме
его семьи, слишком затянувшийся понтификат никому не может нравиться.
Отсюда те легенды, которые окружают Ватикан,-легенды о папах, которых в
прежние времена будто бы умерщвляли, если они жили слишком долго.
Сколько в этих старых легендах правды, знают, конечно, только
ватиканские архивы".
После того как камерленго сообщает фамилию избранного папы, он
спрашивает его:
"Согласен ли ты с избранием тебя на должность верховного понтифика?"
("Acceptasne electionem de te canonice factum in Summum Pontificem?")
Как правило, избранный соглашается. Тогда камерленго спрашивает его,
каким именем он желает назваться ("Quo nomine vis vocari?").
Изменение имени после избрания вошло в обычай в средние века после
избрания папой одного епископа, имя которого звучало весьма неприлично.
Папа может выбрать себе любое имя, но, как правило, в последние столетия
прибегают только к уже использованным папами именам, выбирая среди них
такое, которое символизирует определенный курс, придерживаться коего
намерен новый понтифик. Только одно имя, Петр, принадлежавшее
легендарному апостолу и первому папе, не повторяется в папском реестре.
Считается, что тот папа, кто отважится присвоить себе это имя, будет
последним.
Затем наступает церемония облачения избранника в папские одежды и акт
поклонения-адорация, когда кардиналы по очереди подходят к новому папе,
прикладываются к его стопе, перстню с изображением рыбы - символа
первоначальных христиан - и к устам.
Потом все кардиналы с папой выходят на балкон собора св. Петра, с
которого камерленго сообщает имя нового папы: "Объявляю вам славную
весть-у нас есть папа (имярек)!" ("Nuntio vobis gaudium magnum-ha-bemus
Papam!") -и представляет его народу, а папа совершает благословение
"города и мира" - "urbi et orbi".
Несколько дней спустя происходит официальная коронация папы.
"Подмастерье дьявола"
Смерть Пия IX вызвала, с одной стороны, радость в ватиканских кругах, с
другой-определенную растерянность и чувство неуверенности. Ведь теперь
впервые предстояло избрать папу в условиях, когда Рим находился в руках
"врага" - итальянского светского государства. Некоторые кардиналы
предлагали созвать конклав за рубежом, использовать его для новой
демонстрации против итальянского правительства. Но последнее
предупредило Ватикан, что если это произойдет, то оно не пустит нового
папу в Италию. Кардиналам пришлось смириться и собрать конклав в
Ватикане, или "папской тюрьме", как называл его покойный Пий IX.
Конклав недолго находился "под ключом". На второй день его заседания, то
есть спустя 36 часов после открытия конклава, белый дым из трубы
апостолического дворца известил жителей Рима, что новый папа избран. Им
стал кардинал Виченцо Джоакино Раффаэле Луиджи Печчи. Он, как и его
предшественник, происходил из итальянской аристократической семьи, что
импонировало ватиканской верхушке. С другой стороны, он являлся
выразителем интересов и стремлений тех церковных кругов, которые
выступали за изменение курса Пия IX и откровенно ратовали за компромисс
с буржуазией. Кардинал Феррата писал в своих воспоминаниях, что Печчи
стремился примирить веру с разумом, церковь с обществом, папство с
правительствами республиканской Франции и кайзеровской Германии.
Окончив дипломатическую академию дворянских священников, Джоакино Печчи
некоторое время работал в статс-секретариате, затем занимал в течение
ряда лет пост нунция в Бельгии, что привило ему вкус к дипломатической
деятельности. Деятельность бельгийских церковников на профсоюзном и
политическом поприще убедила его в том, что только таким путем церковь
сможет добиться успеха в борьбе против социалистов и других
прогрессивных сил. Печчи стал сторонником сближения с правительствами
крупнейших европейских держав, главным образом с государственными
группировками, выступавшими в той или иной мере против Италии,
ослабление которой, по его мнению, было необходимой предпосылкой
"возрождения" папства. Он мечтал о распаде итальянского государства на
федерацию маленьких республик, возглавляемую папой римским.
В 1846 г. Печчи был назначен архиепископом Перуджи. Его епархия была
главным театром военных действий во время борьбы за объединение Италии.
Стремясь заручиться симпатиями прихожан, Печчи выдавал себя за поборника
научного прогресса, осужденного "Силлабусом". Злые языки говорили, что
он превратил архиепископский дворец Перуджи в "Антиватикан". Таким
образом, его кандидатура была приемлема для церковных иерархов,
жаждавших перемен в политике церкви.
В момент своего избрания на папский престол Печчи выглядел весьма хилым
и довольно дряхлым для своих 68 лет. Правая рука его постоянно дрожала.
Говорили, что это результат частых кровопусканий, с помощью которых он
лечился от хронической мигрени. Сам он заявлял, что если его изберут
папой, то не пройдет и года, как кардинальской коллегии придется вновь
поработать, чтобы подыскать ему преемника. Однако надежды кардинальской
коллегии на кратковременность понтификата Льва XIII не оправдались. Он
просидел на папском престоле 25 лет, издав за этот отрезок времени
рекордное количество энциклик-свыше 60!
Печчи неплохо говорил по-французски и по-немецки, что позволило ему
общаться без лишних свидетелей с зарубежными дипломатами. Внешне он
походил на Вольтера, чем немало гордился. Он был страстным любителем
нюхательного табака, крошками которого была всегда обильно усыпана его
белая папская сутана. Но главной его страстью были разного рода торговые
операции и игра в высокую дипломатию, церковные же апологеты создали ему
славу социального реформатора, "великого папы рабочих", хотя это меньше
всего соответствовало его намерениям и его человеческим качествам. Его
презрение к простым людям было столь велико, что, как утверждали
старожилы Ватикана, Лев XIII за 25 лет своего "святейшества" ни разу не
поздоровался со своим кучером. Он обожал придворную помпу. Его выходы и
приемы обставлялись с театральной пышностью, его всегда окружали десятки
прелатов и гвардейцев.
При избрании папой Печчи назвался Львом XIII. Это имя, с одной стороны,
говорило о том, что он намерен отойти от политики Пия IX, а с другой,-
что он будет стойко защищать интересы церкви, как это делали
предшествовавшие ему средневековые папы, носители того же имени,
поборники преобладания духовной власти над светской.
Обычно нового папу выносили на балкон собора св. Петра, с которого он
благословлял верующих "города и мира", собравшихся на соборной площади.
Так было и при Пии IX. Но папа Мастай-Ферретти провозгласил себя
"узником Ватикана", и Лев XIII решил последовать его примеру.
Соответственно он распорядился отнести его на другой балкон, выходящий
не на площадь, а во внутренний двор ватиканского дворца.
Новый папа сразу же показал свой крутой нрав, лишив швейцарскую гвардию
так называемого "откупа". В средние века существовал обычай, согласно
которому со смертью папы населению Рима разрешалось грабить папский
дворец. Толпа врывалась в папские покои и уносила все, что попадалось
под руку: личные вещи покойного папы, произведения искусства и прочие
предметы. В этом грабеже участвовали и приближенные папы, в том числе
швейцарские гвардейцы. В начале XIX в. этот обычай был заменен "откупом"
- крупной суммой, которой одаривал швейцарскую гвардию вновь избранный
наместник Петра. Взамен гвардейцы обеспечивали сохранность папских
покоев. Лев XIII отменил "откуп", чем вызвал недовольство гвардейцев.
Они стали угрожать бунтом. Лев XIII уволил их командира. Гвардейцы
смирились, но о новом папе стали говорить как о скряге.
Действительно, Лев XIII, впрочем как и многие его предшественники, был
более чем неравнодушен к "золотому тельцу". Перебравшись в
апостолический дворец, он поспешил распорядиться, чтобы в его спальне
был установлен огромный несгораемый шкаф, в котором "наместник бога"
держал акции и другие ценные бумаги-австрийские, баварские, французские,
бельгийские. Вскоре одного несгораемого шкафа оказалось мало, и папа
приказал установить второй. Лавры финансового дельца привлекали, видимо,
его больше, чем подвиги на ниве господней. "Лев XIII всегда прекрасно
был информирован о биржевых курсах,- вспоминал знавший его лично
французский журналист Жозеф Гальтье.- Могу подтвердить, что папа часто
консультировался по этому поводу с г-ном Эрнестом Пачелли, городским
советником Рима, и председателем административного совета "Банка ди
Рома"".
Существующий и поныне ватиканский "Банка ди Рома" был учрежден по
инициативе Льва XIII в 1880 г. Во главе этого учреждения кроме
упомянутого выше дяди будущего папы Пия XII стояли князья Бонкомпаньи и
Роспильоси, маркизы Саккетти и Теодоли и другие видные представители
"черной" аристократии. Вместе с ними действовал Ромуло Титони, брат
министра, члена итальянского правительства, которому был подарен пакет
акций. Участие Титони в руководстве "Банка ди Рома" способствовало
срастанию финансовых интересов Ватикана и итальянской буржуазии. "Банка
ди Рома" стал заниматься биржевыми спекуляциями, фокусируя свои интересы
на Ближнем и Среднем Востоке. В этот же период (80-90-е годы) возникали
в Италии по инициативе Ватикана, как грибы после дождя, многочисленные
ссудные кассы и различного рода ростовщические и спекулятивные
организации.
При Льве XIII широкий размах получила деятельность Ватикана в области
страхования. В конце прошлого столетия ватиканские доверенные лица
учреждали по всей Италии компании по страхованию от огня, града и других
стихийных бедствий, от несчастных случаев и т. п. Ватиканские дельцы,
используя суеверия и религиозные предрассудки своих клиентов, убеждали
их, что при страховании в католических компаниях они могут рассчитывать
на покровительство бога и тем самым надежнее обеспечить себя от разных
напастей, чем при страховании в компаниях, не связанных с церковью.
Неприязнь Льва XIII к итальянскому государству не помешала ему
воспользоваться благоприятной конъюнктурой в связи с бурным ростом Рима
после провозглашения его столицей Италии. Кроме уже упомянутых нами
акционерных обществ по эксплуатации водопровода, газа и электричества в
годы понтификата Льва XIII возникли ватиканские трамвайные и мукомольные
компании- "Сочьета пер ле транвие е льи омнибус" и "Сочьета молини
пантанелла" (последнее общество существует по сей день, являясь
собственностью семьи Пачелли). В 90-х годах "Пантанелла" диктовала цены
на хлеб в Риме. Орган социалистической партии "Аванти!" писал в 1897 г.:
"Господа граф Эдуардо Содерини, Эрнесто Пачелли и их друзья из "Банка ди
Рома", получив при поддержке кардинала Рамполлы и соответственно с
согласия Льва XIII крупную сумму "гроша св. Петра" с поручением
реализовать ее, скупают все мельницы Рима. С момента, когда упомянутые
господа добились монопольного владения мельницами, цена на муку, а
следовательно, и на хлеб повысилась".
Лев XIII учредил своего рода министерство финансов - Управление
имуществом Ватикана, к руководству которым был привлечен один из видных
представителей "черной" аристократии-князь Карло Пачелли. Лев XIII
несколько модернизировал ватиканскую канцелярию, отменив обязательную
шифровку папских энциклик и других документов, которые, согласно
средневековой традиции, после их одобрения папой и в целях сохранения
секрета переписывались так называемыми шифрами булл и св. Петра (litera
bullatica, litera Sancti Petri). При этом слова подвергались
произвольному сокращению, иногда заменялись условными обозначениями,
отсутствовали знаки препинания. Зашифрованный таким образом текст мог
быть прочитан только специалистом.
В качестве курьеза следует отметить, что тайный архив папы, в котором
хранились оригиналы папских булл и другая важная переписка, находился на
попечении специальных хранителей-монахов. Чтобы хранители не могли
ознакомиться с текстами папских документов, их подбирали из числа не
умеющих читать и писать, и в списках папских служащих они числились как
"fratres analphabeti"-"неграмотные братья". При Льве XIII их стали
называть "бородатыми братцами", так как по традиции они носили бороды.
И все же Лев XIII во многом оставался верен средневековым традициям.
Верующие на папских приемах были обязаны встречать главу католической
церкви коленопреклоненными. Лев XIII, как и его предшественники, являлся
закоренелым непотистом - покровительствовал своим "непотам" -
племянникам и другим родственникам. Своего брата Джузеппе, ничем не
примечательного священника, он назначил кардиналом, племянники Людовико
и Рикардо стали при нем тайными камергерами, племянник Камилло получил
чин полковника папской дворянской гвардии и был поставлен во главе
дворцовой стражи. Даже настоятелем собора св. Петра Лев XIII назначил
одного из своих племянников. Его родственник Станислао Печчи получил
графский титул и пост директора Римской сберегательной кассы.
Впоследствии он стал представлять в Италии американский концерн "Оливер
бразерс корпорэйшн".
"Уходите из ризниц в народ!"
Лев XIII был сторонником самого активного участия католиков в
политической жизни, в особенности в странах, где католическую религию
исповедовало большинство населения. Отстаивая в своих энцикликах
средневековую доктрину о божественном происхождении верховной власти и
отдавая предпочтение абсолютистской монархической форме правления, папа
Печчи тем не менее допускал возможность сотрудничества с парламентскими
и даже республиканскими режимами при условии, чтобы, как отмечалось в
энциклике "Libertas" ("Свобода") от 20 июля 1888 г., "не были нарушены
ничьи права и главным образом, чтобы были учтены интересы церкви".
"Уходите из ризниц в народ!"-таков был один из излюбленных призывов Льва
XIII к духовенству. Он поощрял создание католических профсоюзов,
выступавших с позиций классового сотрудничества, и различного рода
светских клерикальных организаций.
При Льве XIII в Германии, Австро-Венгрии, Бельгии клерикалам удалось
создать влиятельные массовые политические организации.
Меньший успех имели клерикалы во Франции, где большинство из них
выступало с крайне правых, враждебных республиканскому строю позиций и
где скандальное дело Дрейфуса (1894) и антисемитизм сильно подорвали их
влияние на верующую массу.
Льву XIII от его предшественника достался конфликт с Германией, где
Бисмарк стал осуществлять политику отделения церкви от государства под
флагом "культуркампфа". Бисмарк надеялся, что такая политика поможет ему
сломить своего политического соперника в лице клерикальной партии
Центра.
На практике получилось иначе. "Такой борьбой,- писал В. И. Ленин,-
Бисмарк только укрепил воинствующий клерикализм католиков, только
повредил делу действительной культуры, ибо выдвинул на первый план
религиозные деления вместо делений политических..." Духовенство резко
протестовало против антиклерикальной политики Бисмарка. На "железного
канцлера" сыпались анафемы Пия IX. Бурный рост рабочего движения и
социал-демократической партии в Германии заставил как Бисмарка, так и
клерикалов искать примирения. Лев XIII всемерно способствовал такому
повороту дел. Он, как и Бисмарк, считал, что главный
противник-социалисты.
В конце концов 21 апреля 1887 г. Бисмарк отменил все антицерковные
законы, снял антиклерикальные ограничения, а 25 мая того же года Лев
XIII заявил о примирении с Бисмарком. Согласие и взаимное доверие между
германским правительством, с одной стороны, и партией Центра и церковной
иерархией-с другой, были восстановлены. Эти силы объединились для борьбы
с социалистами, деятельность которых в Германии была запрещена
специальным законом в 1878 г.
Лев XIII ликовал. На радостях он наградил Бисмарка высшим ватиканским
знаком отличия-орденом Христа. Такой награды впервые удостаивался
протестант.
Окончательное примирение Ватикана с Германией совершилось в 1888 г.,
когда Льва XIII посетил кайзер Вильгельм II. Однако надежды понтифика на
то, что ему удастся убедить кайзера во время этого визита высказаться в
поддержку восстановления светской власти папы, не оправдались. Вильгельм
II, стараясь добиться союза с Италией, не имел намерения
покровительствовать папским притязаниям на светскую власть.
Лев XIII продолжал придерживаться линии бойкота итальянского
государства, проводившейся Пием IX. На деле это означало союз с
реакционными силами страны, а не воздержание от политической
деятельности, как то утверждают некоторые либеральные и клерикальные
историки. Папа всемерно поощрял развитие в Италии католических
организаций, объединенных в "Опера деи конгресси", что позволяло
клерикалам и церкви оказывать все возрастающее влияние на политическую
жизнь страны.
Следует учитывать, что католическое движение, в особенности в Италии,
как и само духовенство, было далеко не однородным. Католики были разбиты
на течения: санфедистов, или непримиримых, стоявших на позициях "поп
expedit"; умеренных, или сторонников компромисса с итальянским
государством, которые были бы не прочь сотрудничать с правыми партиями
против социалистов; просто оппортунистов, готовых договориться с любым
буржуазным правительством, если из этого можно извлечь какую-либо
выгоду; наконец, христианских демократов, тяготевших если не к
социализму, то по крайней мере к либеральным лозунгам. Лев XIII при
определении своего политического курса не мог не считаться с наличием
этих течений, что вынуждало его к политическому лавированию.
Однако во многих других странах буржуазия вовсе не желала делить власть
с церковью, что приводило к разрыву отношений с Ватиканом. Так, в период
понтификата Льва XIII были разорваны дипломатические отношения папского
престола с Аргентиной, Бельгией, Колумбией, Мексикой, Парагваем,
сложными были отношения с Португалией, Испанией, Швейцарией, Венесуэлой
и другими странами.
Льву XIII пришлось, кроме того, пережить в 1898 г. острый кризис в
отношениях с итальянским правительством и, наконец, оставить своему
преемнику Пию Х решать "французский вопрос", который кончился в конечном
итоге поражением клерикалов и отделением во Франции церкви от
государства в 1906 г. Европейская буржуазия была готова сотрудничать с
Ватиканом для борьбы против социализма и рабочего движения, она
стремилась к этому, но при условии, что командовать парадом будет она
сама, а не церковь.
Так рассуждала и итальянская буржуазия. Лев XIII тем не менее надеялся,
что нарастающая революционная волна заставит правительство рано или
поздно просить помощи у церкви. И тогда Ватикан мог бы диктовать условия
решения "римского вопроса". Эти настроения довольно ярко выразил в 1897
г. на съезде "Опера деи конгресси" ее президент маркиз Саккетти. Он
предупредил либералов: если они "хотят, чтобы церковь спасла их от
социализма, то пусть сперва сдадутся на нашу милость, пусть преклонятся
перед знаменем церкви". Итальянское правительство, однако, не думало
сдаваться на милость клерикалов.
Сознавая, какой вред авторитету церкви причинил "Силлабус", Лев XIII, не
отменяя его, старался представить церковь как друга и даже поборника
научного и технического прогресса, покровительницу искусств и ремесел.
Наиболее четко эта позиция папы была сформулирована в следующем абзаце
его энциклики "Immortale Dei" ("Бессмертный господь") от 1 ноября 1885
г.: "Поскольку нет таких истин в области естествознания, которые могли
бы ослабить силу и достоверность дарованного богом учения, а многие из
них даже подкрепляют его, и поскольку истинное открытие может лишь
помочь лучше познать и прославить всевышнего, то церковь всегда примет с
радостью и одобрением все то, что будет способствовать расширению границ
знания, и с присущим ей усердием позаботится о том, чтобы поддержать и
поощрять наряду с другими науками также и такие, предметом которых
является изучение природы. Церковь не будет препятствовать тому, чтобы
наука в своих исследованиях совершала новые открытия. Она не будет
препятствовать стремлению сделать жизнь отраднее и богаче;
более того, будучи противницей лени и праздности, церковь желает, чтобы
талант человека благодаря его труду и знаниям приносил щедрые плоды.
Церковь поощряет развитие всякого рода искусств и ремесел; освящая своей
высшей добродетелью труд, она делает все возможное, чтобы человек, где
бы он ни применял свои способности и свой труд, не забывал о боге и о
вечных ценностях". Дж. Канделоро. Католическое движение в Италии.
Хотя эти возвышенные обещания не подкреплялись практическими действиями,
они тем не менее производили впечатление на буржуазных идеологов,
усматривавших в них признаки эволюции церкви в сторону прогресса.
Лев XIII убеждал общественное мнение, что религия и наука не только не
противоречат друг другу, но взаимно дополняются. Такая позиция церкви
полностью устраивала многих буржуазных ученых и одновременно создавала
самому Льву XIII ореол покровителя наук. В действительности же церковь
боялась успехов науки при Льве XIII не меньше, чем при его
предшественниках.
Ересь "американизма"
Весьма сложными при Льве XIII были отношения Ватикана с католической
церковью в США. Бурное развитие капитализма в этой заокеанской державе,
технический и научный прогресс, отметавший религиозные предрассудки,
соперничество с многочисленными протестантскими культами-все это толкало
католическую церковь в США на отход от одиозного "Силлабуса",
средневековых догм, на союз с крупной монополистической буржуазией.
Кардинал Гиббон, сделавший модной в католических кругах США социальную
демагогию и заслуживший похвалу многих американских президентов и
миллиардеров, настойчиво проводил курс на превращение католицизма в США
в опору существующего строя. Гиббон основал в 1882 г. первую массовую
католическую организацию в США- "Рыцари Колумба", действовавшую в
противовес рабочей организации "Рыцари труда". Гиббон был одним из тех,
кто настойчиво советовал Льву XIII выступить со своей собственной
"социальной" программой в противовес "Коммунистическому манифесту".
Некоторые историки даже считают Гиббона соавтором энциклики "Рерум
новарум". Уже в конце XIX в. влияние католической церкви США как внутри
страны, так и при Ватикане настолько возросло, что французский
исследователь Макс Леклерк с полным правом мог заявить в 1891 г.:
"Теперь энергичный и внушительный голос англосаксов слышен и заставляет
себя слушать в руководящих кругах католической церкви. Американская
церковь, которая раньше была простым внешним придатком римской церкви,
отдаленным и слабо связанным с нею, превратилась в одну из ее основных
движущих сил".
В 1893 г. в Чикаго состоялся всемирный конгресс протестантских церквей,
в котором приняло участие руководство католической церкви в США. На
конгрессе наметилось сближение американских католических иерархов с
протестантскими. Это вызвало большое беспокойство в Ватикане.
Лев XIII и его советники опасались, что такой курс может привести
американскую церковную иерархию к отходу от Ватикана. В 1899 г. папа
направил кардиналу Гиббону энциклику "Testem benevolentiae" ("Свидетель
благодеяния"), в которой отмечал, что деятельность американских
католических церковников "вызывает подозрение, что среди них имеются
священники, планирующие и желающие создать в Америке особую церковь,
отличающуюся от существующей в других странах мира". Стремление
церковной иерархии США приспособиться к буржуазным нравам, обычаям и
традициям Ватикан окрестил "ересью американизма".
Представитель России при Ватикане Н. В. Чарыков писал 14 (26) февраля
1899 г. министру иностранных дел Н. Н. Муравьеву, что "ересь
американизма" порождена сомнениями американских прелатов в том, "может
ли римско-католическая церковь, являющаяся специфическим продуктом
латинской культуры и, в частности, города Рима, основанная на слепом
подчинении авторитету и привыкшая опираться на светскую
правительственную власть... может ли эта церковь в теперешнем ее виде
существовать и преуспевать в Северной Америке, где господствует культура
англо-германская, где жизнь общественная и частная основана на свободе и
самодеятельности и где церковь совершенно отделена от государства". М.
М. Шейнман. Ватикан и католицизм в конце XIX - начале XX в.
"Ересь американизма" могла оказаться заразительной и для европейских
католиков. Лев XIII осудил ее. Однако до конфликта с католической
церковью США дело не дошло. Ни та, ни другая сторона не были
заинтересованы в обострении отношений. Распри закончились компромиссом.
Лев XIII разрешил американской церковной иерархии проводить политику
приспособленчества к местным условиям, даже выступать с экуменистических
позиций - ратовать за объединение всех христианских церквей взамен на
беспрекословную поддержку внешнеполитического курса Ватикана. Таков был
"дух" папской энциклики, в которой вопрос об "ереси американизма" был
решен Львом XIII, по словам русского дипломата Н. В. Чарыкова, "в пользу
интересов папства с удивительным остроумием и гибкостью".
Смена хозяина на Кубе
Сближению Ватикана и США способствовала победа заокеанской республики в
войне 1898 г. против Испании, которой предшествовал длительный период
борьбы кубинских и филиппинских патриотов за свою независимость.
Обострение отношений между США и Испанией вызвало большое беспокойство в
Ватикане, где до последнего момента надеялись на "чудо"-победу Испании
над кубинскими и филиппинскими патриотами. Церковь и Ватикан выступали
на стороне испанских колонизаторов. Лев XIII, который был крестным отцом
престолонаследника Испании (будущего короля Альфонса XIII), опасался,
кто потеря Кубы и Филиппин вызовет падение монархического режима в
Испании и тем самым нанесет удар влиянию церкви в этой стране. Еще в
апреле 1898 г. представитель царского правительства при Ватикане Н. В.
Чарыков сообщал в Петербург: "...кардинал Рамполла (статс-секретарь
Ватикана.-И. Г.) уже несколько недель тому назад высказывал мне свои
опасения относительно возможности войны (США против Испании.-И. Г.) и
неминуемой гибели, коей последняя угрожала бы династии в Испании". М. М.
Шейнман. Ватикан и католицизм в конце XIX - начале XX в.
Вот почему, когда правительство Германии предложило Ватикану выступить в
роли посредника между США и Испанией, Лев XIII охотно согласился с этим
предложением и уполномочил американского епископа Джона Айрланда,
находившегося в дружеских отношениях с президентом В. Мак-Кинли,
предпринять соответствующие шаги. Айрланд встретился с Мак-Кинли, однако
убедить президента принять арбитраж Ватикана ему не удалось. Война
разразилась. Тогда Лев XIII стал ходатайствовать перед правительством
США, чтобы за Испанией были сохранены хотя бы Филиппины, не возражая
против захвата Соединенными Штатами Кубы. Посол России в Испании Д. Е.
Шевич сообщал в Петербург в августе 1898 г.: в Мадриде "убеждены, что
папа, в глазах которого потеря Испанией архипелага (то есть Филиппин.-И.
Г.) нанесла бы в то же время чувствительный удар католицизму, деятельно
хлопочет теперь в Вашингтоне и в Мадриде ввиду сохранения за Испанией
этой колонии с ее восьмимиллионным католическим туземным населением,
громадное большинство коего находилось до сих пор под исключительным
влиянием монахов...". М. М. Шейнман. Ватикан и католицизм в конце XIX -
начале XX в.
Не успели, однако, США разгромить Испанию и оккупировать Кубу и другие
испанские владения, как Ватикан стал проявлять угодничество перед
Вашингтоном в надежде таким поведением сохранить свои позиции в бывших
испанских колониях. В декабре 1898 г. Н. В. Чарыков писал в одном из
своих донесений в Петербург, что "американские победы повлекли за собой
сближение между Белым домом и Ватиканом".
Такому сближению способствовало и то обстоятельство, что империалистов
США открыто и ревностно поддерживала американская католическая церковная
иерархия.
Местное католическое духовенство на Кубе, со своей стороны, заискивало
перед североамериканскими оккупантами, оказывая им такую же поддержку в
борьбе с национально-освободительным движением, как прежде оно оказывало
испанцам. Об этом в январе 1899 г. писал из Мадрида в Петербург посол
России в Испании Д. Е. Шевич, отмечая, что поведение духовенства на Кубе
вызвало возмущение в придворных кругах Испании: "Единственно заботясь о
материальных выгодах церкви и будущности духовных корпораций в
отторженных от Испании колониях, местное духовенство под влиянием
североамериканских католических прелатов, получающих инструкции из Рима,
с той минуты как оно убедилось в тщетности усилий Испании сохранить за
собой свои колонии, открыто стало на сторону завоевателей... На
последней аудиенции, которую я имел у королевы регентши, ее величество
не скрыла от меня своего негодования по поводу антипатриотического
поведения испанского колониального духовенства, причем изволила сказать
мне, что, встретившись на днях с папским нунцием, она сказала ему "все
свое негодование"". М. М. Шейнман. Ватикан и католицизм в конце XIX -
начале XX в.
В начале 1899 г. американские оккупационные власти на Кубе в надежде
заручиться симпатиями кубинской общественности, возмущенной поддержкой
духовенством колонизаторов, декретировали отделение церкви от
государства и ввели гражданский брак как единственно законный, что
соответствовало программе кубинских патриотов - борцов за независимость.
Казалось, что этими действиями влиянию католической церкви на острове
нанесен серьезный удар.
Однако с назначением в декабре 1899 г. на пост военного губернатора Кубы
американского генерала Леонарда Вуда оккупационные власти стали
демонстративно оказывать покровительство католическому духовенству и
делать все от них зависящее, чтобы поднять его авторитет и укрепить его
влияние.
Такой поворот в американской политике по отношению к католической церкви
на Кубе был вызван различными обстоятельствами. После убийства
президента Мак-Кинли в 1901 г. его место занял вице-президент Теодор
Рузвельт, который готовился выдвинуть свою кандидатуру на предстоящих
президентских выборах. Желая заполучить голоса католиков, Теодор
Рузвельт назначил на некоторые ответственные правительственные посты
людей, известных своими связями с католической церковью. Таким был,
например, Чарлз Дж. Бонапарт, получивший пост военно-морского министра.
На Кубе местная церковная иерархия в свою очередь охотно сотрудничала с
американскими оккупационными властями, которые представлялись ей
"меньшим злом" по сравнению с кубинскими патриотами. Не успели США
оккупировать остров, как Лев XIII поспешил назначить епископом Гаваны
(фактически главой католической церкви на Кубе) итальянского прелата
Донато Сбаррети (впоследствии кардинала). Это был подлинно иезуитский
ход. Испанца Ватикан боялся назначить на этот пост, а кубинца не желал,
отсюда назначение итальянца Сбаррети, чиновника статс-секретариата
римской курии.
Поведение Ватикана вызвало возмущение кубинских патриотов: они
организовали общество под председательством видного участника войны за
независимость Сальвадора Сиснероса Беттанкура, агитировавшее за высылку
с острова ватиканского наместника. Требование выслать Сбаррети было
более чем оправданно. Новый епископ Гаваны вел себя провокационно по
отношению к кубинцам: он назначал на высокие церковные посты
священников, известных своими происпанскими симпатиями и совершивших в
период господства колонизаторов немало преступлений против патриотов.
Своим представителем (апостолическим делегатом) в Гаване после захвата
острова Соединенными Штатами Лев XIII назначил американского
архиепископа Шапелье. Американский епископ Курьер также был переведен на
Кубу. Посланник США в Гаване Герберт Д. Сквайрс, родственник губернатора
Вуда, был фанатично настроенным католиком. По настоянию Вуда генеральным
консулом США на Кубе был назначен Штейнгарт, тоже католик, тесно
связанный с американской церковной иерархией. Таким образом, основные
политические посты на Кубе оказались заняты людьми, тесно связанными с
католической церковью.
Комментируя американизацию церковной иерархии на Кубе в период оккупации
острова Соединенными Штатами, консервативный кубинский историк Портель
Вила пишет: "Ватикан, который прежде, защищая свои привилегии на Кубе,
поддерживал Испанию, немедленно после победы Соединенных Штатов примкнул
к последним, и апостолический делегат, разные епископы и члены новых
монашеских орденов, появившихся на Кубе, были североамериканскими
гражданами на службе интересов своей страны и ее идеологии. Их никоим
образом не беспокоило укрепление кубинского националистического идеала
или защита республики".
Генерал Вуд обязался от имени Кубы выплатить католической церкви
возмещение за понесенный ею ущерб в связи с секуляризацией церковной
собственности в 40-х годах XIX в., предпринятой испанским
правительством. США не имели официальных отношений с Ватиканом, и
поэтому для них конкордат, заключенный Испанией с папским престолом в
1851 г., не был обязателен. Во всяком случае, вопрос о выплате церкви
компенсации за конфискованную у нее собственность мог быть решен только
самим кубинским правительством. Но оккупационные власти знали, что
кубинское правительство, даже состоящее из американских ставленников, в
условиях, когда общественное мнение почти единодушно осуждало церковную
иерархию за ее сотрудничество с испанскими колонизаторами и
американскими захватчиками, не решилось бы сделать церкви столь щедрый
подарок. Поэтому они распорядились за кубинцев. Указ о выплате церкви
компенсации был подписан генералом Вудом всего за несколько дней до
передачи им власти кубинскому правительству. Этим как бы подчеркивался
тот факт, что только благодаря оккупантам церковь смогла получить столь
значительный куш.
Приблизительно такие же взаимоотношения между американскими
оккупационными властями и католическим духовенством сложились и на
Филиппинах, где США с согласия Ватикана выкупили за солидную сумму земли
испанских монашеских конгрегаций и где местное духовенство было
подчинено американской католической иерархии.
В то же время, не желая отталкивать от себя Испанию, Лев XIII созвал в
1899 г. в Риме первый латиноамериканский собор с участием всех епископов
этого региона. "По словам кардинала Рамполлы,- докладывал Н. В. Чарыков
из Ватикана в Петербург,- уже на этом соборе был возбужден вопрос о
дальнейшем развитии панлатинской солидарности через привлечение Испании,
бывшей метрополии большинства американских республик".
Папа рабочих?
Стремление Льва XIII договориться с буржуазией вовсе не означало, что он
решил отказаться от традиционных католических догм. Не следует забывать,
что именно ему принадлежит сомнительная честь воскресения ретроградного
учения Фомы Аквинского, который специальным папским декретом был
объявлен верховным богословом современной церкви. Лев XIII стремился к
союзу с ультраконсервативной, реакционной частью буржуазии, резко
осуждая либеральное крыло, представлявшееся ему не менее опасным, чем
социалисты.
Главной же задачей католической церкви Лев XIII считал борьбу с рабочим
движением, с социализмом. Уже в одной из своих первых энциклик он
доказывал власть имущим, что цели церкви и государства тесно связаны и
"что церковь Христа более подготовлена для борьбы с язвой социализма,
чем человеческие законы, судебные репрессии или сила оружия". В 1891 г.,
когда Италия была охвачена массовым забастовочным движением, Лев XIII
опубликовал энциклику "Рерум новарум", которая по сей день считается
одним из основных программных документов католической церкви в области
социальной политики. Энциклика "Рерум новарум" была написана по
поручению Льва XIII его советниками-кардиналом Зильяри и прелатами
Боккали и Вольпини. Энциклика начинается с осуждения социализма, который
провозглашается "фальшивым лекарством" против социальных зол. Первый
параграф энциклики прямо озаглавлен: "Социализм вредит рабочим".
Лев XIII не жалеет красок для описания бедственного положения рабочих
при капитализме. Он осуждает чрезмерную эксплуатацию рабочих
капиталистами. Но, говорит он, богатые и бедные всегда были, есть и
будут. Рабочие должны не бороться с капиталистами, а сотрудничать с
ними, ибо они не могут существовать без капиталистов, как и капиталисты
без рабочих.
Частную собственность Лев XIII провозглашает богоданной и священной.
Нарочито подменяя понятия личной и частной капиталистической
собственности, Лев XIII убеждал рабочих, что отмена частной
собственности нанесет им не меньший вред, чем капиталистам, ибо лишит
рабочего возможности приумножить свое состояние, то есть стать
капиталистом, чего якобы он может достичь, если проявит смирение,
прилежание и бережливость. Лев XIII пугал верующих, что отмена частной
собственности приравняет людей к животным, у которых такой не имеется!
Лев XIII осуждал также национализацию земли. "Даже если земля разделена
между частными собственниками,-уверял он,-она продолжает обслуживать
нужды всех, так как все поддерживают свою жизнь ее плодами". То, что
большая часть земли находилась в руках помещиков и кулаков,
эксплуатирующих массу крестьянства,-об этом Лев XIII предпочитал не
распространяться. Лев XIII призывал трудящихся объединяться в
христианские рабочие ассоциации в защиту указанных принципов.
Энциклика "Рерум новарум", этот католический "антикоммунистический
манифест", с энтузиазмом была встречена международной буржуазией,
увидевшей в ней то идеологическое оружие для борьбы с рабочим классом,
которое она сама оказалась не в состоянии создать.
Стремление Льва XIII заигрывать с рабочими и представить церковь в роли
поборницы социальных реформ вызвало резкую отповедь со стороны
социалистов, разоблачавших демагогические маневры папы римского. Поль
Лафарг написал памфлет о иезуитских владениях в Парагвае в XVIII в.,
показывая, как "святые отцы" подвергали бесчеловечной эксплуатации
закрепощенных ими индейцев гуарани. В этом иезуитском государстве
прошлого Лафарг видел прообраз христианского "государства будущего",
наступление которого предвещала энциклика "Рерум новарум".
Поль Лафарг писал: "Под умелым руководством Льва XIII, "скромно"
называвшего себя "папой рабочих", католическое духовенство Европы и
Америки выступило в поход, чтобы возвратить себе свое прежнее влияние на
народы. Желая избавить рабочих от "вредоносного влияния социалистов",
оно приняло на себя заботу об улучшении участи пролетариата, бедственное
положение которого до тех пор очень мало его трогало, очевидно,
вследствие того, что все силы духовенства уходили на удовлетворение
требовании, предъявляемых ему классом капиталистов, у которого оно было
на содержании. В настоящее время повсюду распространяется христианский
социализм, умело приспособляющийся к национальным и социальным условиям
тех стран, куда апостолы его являются со своей благой вестью. Поэтому
нелишне будет заглянуть в тот "Новый Иерусалим", который духовенство
уготовило для человека... Чтобы представить себе обетованную землю
католического духовенства, нам не надо разнуздывать свою фантазию и
измышлять "государство будущего", право на которое католическое
духовенство с полным основанием может оспаривать у нас. Достаточно
исследовать "Христианскую республику", основанную отцами иезуитами в
Парагвае". "Из истории общественных течений".
Но если социалисты разоблачили реакционную сущность социальных доктрин
Льва XIII, то крайне правым, для которых сам термин "социальное" казался
уже подрывным и крамольным, реформистские потуги "папы рабочих"
представлялись весьма опасными для существующего эксплуататорского строя
новшествами. Когда Лев XIII в своих первых энцикликах предавал социализм
анафеме, называя его "смертоносной чумой" и тому подобными эпитетами,
реакционеры хвалили его за "мудрость и прозорливость". Его же
рассуждения о демократии и социальной справедливости в энциклике "Рерум
новарум", хотя они также были направлены против социализма, католические
ультра расценили как "уступку" социализму, как отход от позиций
"Силлабуса". В некоторых странах, в Латинской Америке, церковная
иерархия замалчивала новую энциклику, опасаясь, что вступление на путь
социального реформизма, даже в духе классового сотрудничества, неизбежно
приведет верующих к социализму. Церковников пугало и то, что в ряде
случаев верующие, ссылаясь на энциклику "Рерум новарум", требовали у
хозяев непомерных, на их взгляд, уступок, чем вызывали их раздражение и
возмущение. Из многих стран в Ватикан стали поступать жалобы на слишком
ретивых католических социал-реформистов с требованием унять их не в меру
радикальный пыл.
Все это заставило Льва XIII, а точнее, его окружение, ибо к тому времени
папа уже был слишком стар, чтобы принимать самостоятельные решения,
пойти на попятную. 18 января 1901 г. была опубликована энциклика "Graves
de Communi" ("Тяжкие всех"), которая фактически ревизовала ряд основных
положений "Рерум новарум". На этот раз Лев XIII не только категорически
отрицал какую-либо связь между христианством и социализмом, но и осуждал
"католический социализм". Что касается "христианской демократии", то
папа предупреждал: этот термин следует понимать не как борьбу христиан
за народовластие, а как "полезную деятельность христиан в интересах
народа".
Новая энциклика была откровенной уступкой ультраправым элементам как в
церкви, так и за ее пределами. Комментируя ее содержание, русский
представитель при Ватикане С. Д. Сазонов сообщал министру иностранных
дел В. Н. Ламздорфу в феврале 1901 г., что она появилась на свет, с
одной стороны, ввиду того, что "Рерум новарум" по-разному
истолковывалась консервативной высшей церковной иерархией и низшим
духовенством, легко поддающимся демократическим веяниям, а с другой
стороны, из-за протестов правительств против слишком радикальных
действий некоторых христианско-демократических деятелей. Все это привело
к тому, писал Сазонов, что, "видя невозможность идти далее без крайней
опасности для самой церкви по пути, на который его завлекли ватиканские
новаторы, Лев XIII счел необходимым разъяснить в новом окружном
послании, (один из синонимов энциклики) что именно следует подразумевать
под понятием "христианской демократии" и что в этом учении является с
точки зрения церковной дозволенным". М. М. Шейнман. Ватикан и католицизм
в конце XIX-начале XX в. По мнению Сазонова, Лев XIII считал основой
церковного социального учения евангельский завет взаимной любви и
согласия и увещевал как богатых, так и бедных не сходить с этой почвы
при регулировании социально-экономических вопросов, причем папа
напоминал бедным, что терпение-одна из высших христианских добродетелей.
Несбывшаяся мечта Льва XIII
Апологеты папы пытаются представить его в роли поборника демократии и
социальной справедливости. Между тем необоснованность подобных
утверждений явствует не только из беспристрастного анализа его
выступлений и заявлений по социальному вопросу, но и из его
внешнеполитического курса, в частности настойчивого стремления добиться
расположения царизма.
Лев XIII в течение 25 лет вел сложную международную игру с целью
возродить Священный союз, идейное руководство которым осуществлял бы
Ватикан. Большое место в таком союзе Лев XIII отводил царскому
правительству России. В нем он видел надежный оплот контрреволюции в
Европе, с ним стремился установить тесные дружественные отношения,
предлагая царю поддержку католической церкви в Польше и на Балканах.
Сообщения русских дипломатических представителей при Ватикане, в их
числе А. П. Извольского, частично опубликованные в 1931 г. Е. А.
Адамовым, подробно излагают дипломатические планы Льва XIII.
Тотчас же после своего избрания на папский престол Лев XIII известил об
этом Александра II, выразив пожелание возобновить дипломатические
отношения. Царь не возражал. Переговоры начались в Вене через папского
легата Якобини с русским посланником Новиковым. Осуждение папой
социалистов импонировало Александру II, опасавшемуся революции в России.
В Вене была в принципе достигнута договоренность о восстановлении
отношений. Якобини был возведен в кардинальское звание и назначен
статс-секретарем. Вслед за тем, 30 сентября 1880 г., папа опубликовал
так называемую "славянскую" энциклику "Grande Munus" ("Великая
обязанность"), в которой изъяснялся в любви к славянским народам и
провозглашал Кирилла и Мефодия святыми католической церкви. Однако
энциклика вызвала отрицательные отклики среди православной иерархии,
оценившей ее как возрождение традиционных экспансионистских устремлений
папства по отношению к славянству. Это и убийство 13 марта Александра II
задержало ратификацию достигнутого в Вене соглашения. Александр III
находился под влиянием обер-прокурора синода Победоносцева, выступившего
против каких-либо уступок католической церкви и против восстановления
отношений с Ватиканом. Тем не менее переговоры со Львом XIII
возобновились. Папа своим антисоциализмом не мог не привлечь симпатий
нового царя. Когда же папа в конце 1883 г. призвал на встрече с
польскими паломниками к поддержке униатства в России, Александр III
возмутился и приказал прервать переговоры с Ватиканом. Контакты были
возобновлены только пять лет спустя, когда царь поздравил Льва XIII с
"золотым" епископским юбилеем.
Папа немедленно ответил Александру III подобострастным посланием, в
котором, предлагая установить отношения с Россией, подчеркивал
враждебность Ватикана к "подрывным" движениям. Папа писал царю:
"Побуждает нас еще раз обратиться к в. в. с изъявлением неизменного
желания и предначертания нашего покровительствовать всюду порядку и миру
и оказывать всякое содействие наше для обеспечения благоденствия народов
и правительств то, что мы видим, как повсеместно ведется борьба против
принципа власти и как общество все более и более проникается и
подрывается соблазнительными и греховными учениями".
Александр III принял предложение Льва XIII и направил в Рим для
переговоров с папой одного из способнейших русских дипломатов того
времени - А. П. Извольского. Однако ему были даны указания никаких
обещаний насчет восстановления дипломатических отношений папе не давать,
а постараться обязать его оказывать "умиротворяющее" влияние на польское
католическое духовенство и католическую паству.
Уже в первом разговоре с Извольским, в марте 1888 г., Лев XIII,
"перечислив все акты со времени принятия им первосвященнического сана,
направленные к поддержанию начал порядка и мира и к обузданию
разрушительных стремлений", стал заверять, что "он пришел к тому выводу,
что и в пределах русской империи союз правительства с римским престолом
может лишь облегчить первому достижение высших государственных целей".
Далее, как сообщает Извольский, говоря о поведении польского епископата
в России, "папа с жаром заявил, что его неизменное правило-внушать как
иерархии, так и пастве повиновение законной власти и что он готов
доказать на деле, что влияние его на епископов всегда сообразно с
интересами русской государственной власти". Свою речь Лев XIII закончил
предложением Александру III заключить союз с Ватиканом. "Почему бы
государству, как Россия, стремящемуся к поддержанию охранительных начал
и желающему прочного и справедливого мира в Европе, не иметь этой силы
(то есть католической церкви.- И. Г.) своею союзницей?"-вопрошал папа
царского дипломата.
В сентябре того же года Извольский вновь встретился с Львом XIII,
который, "по своему обыкновению, импровизировал пространную политическую
речь". Основной мыслью этой речи было доказать "необходимость
солидарности и единения между великими консервативными державами,
особенно Россией, и св. престолом, "неусыпно работающим над поддержанием
нравственного и политического порядка в Европе" (слова в кавычках
принадлежат Льву XIII). Коснувшись польского вопроса, папа с жаром
заявил, что его авторитет будет всегда употребляем на то, чтобы внушить
католикам Польши повиновение законам и верность их государю".
В той же беседе Лев XIII заверил Извольского, что в Италии св. престол
является единственным препятствием наступающим разрушительным началам.
"В этой борьбе,-сказал папа,- мне нужна помощь консервативных держав, и
я придаю большую цену нравственной поддержке со стороны России".
В декабре того же года Извольский имел новую беседу с Львом XIII. И на
этот раз папа, по донесению Извольского, "пространно изложил свои
стремления и надежды, пользуясь обычными своими выражениями по поводу
благотворного воздействия, которое он решил оказывать на католических
подданных его величества (Александра III.-И. Г.), и необходимости
объединить в наши смутные времена консервативные силы мира".
В феврале 1889 г. Извольский сообщал в Петербург, что, "когда Лев XIII
хочет представить нам ценность своей дружбы во время европейских
осложнений, он имеет в виду в особенности польский вопрос, в котором его
духовная власть может, по его мнению, оказать весьма ценное
воздействие".
Настойчивое стремление Льва XIII навязать себя Александру III в качестве
союзника для подавления и усмирения непокорного польского населения
воспринималось с недоверием как Извольским, так и царем. Правящие круги
России опасались, что папство рассчитывало таким путем добиться
осуществления своих замыслов, идущих вразрез с интересами царизма.
Чего же, собственно говоря, добивался
Лев XIII, стремясь стать союзником царской России?
В России папа видел оплот европейской реакции, он надеялся заручиться
доверием царя и превратиться в его главного вдохновителя и советника в
борьбе с "гидрой революции". Лев XIII рассчитывал, таким образом,
добиться унии православной церкви с католической, которая в свою очередь
заставит и протестантов пойти на соглашение с католицизмом. Дальнейшие
события показали, что надежды Льва XIII носили химерический, несбыточный
характер. Максимум, на что мог рассчитывать папа римский в своих
отношениях с царизмом, это на роль пособника, услугами которого
пользуются, но которому не доверяют.
В марте 1884 г. Лев XIII опубликовал послание к польским епископам,
призывая их к сотрудничеству с властями России, Германии,
Австро-Венгрии, к поддержке монархических режимов в этих странах.
Особенно усердно папа призывал к повиновению и послушанию местным
властям католиков России. Комментируя это послание, Роза Люксембург
писала, что Лев XIII говорил полякам в России, что "с этого времени
истинным представителем бога в Польше является русский кнут".
Появление этого "верноподданнического" по отношению к монархической
власти послания, по-видимому, склонило чашу весов в Петербурге в пользу
установления официальных отношений с Ватиканом. В мае того же года
соответствующее соглашение было подписано, и Извольский стал первым
послом-резидентом при папском престоле. Папа взамен надеялся получить
согласие царя на учреждение нунциатуры в Петербурге. Смерть Александра
III снова помешала папе добиться этого.
С восшествием на престол Николая II папа стал с удвоенной энергией
добиваться дальнейшего укрепления связей с царизмом. Он исключительно
тепло принял в Ватикане посланца Николая II князя А. Б.
Лобанова-Ростовского, наградил его орденом Христа, высшим отличием
церкви. Лобанов и Извольский склонялись удовлетворить просьбу Льва XIII
об открытии нунциатуры в России. Когда Лобанов стал министром
иностранных дел, это так обнадежило Льва XIII, что он даже наметил на
пост нунция своего доверенного прелата Тарнасси. Но Лобанов вскоре
скончался, а назначенный на его место М. Н. Муравьев высказался против
нунциатуры. Извольский в
1897 г. был отозван из Ватикана и назначен послом в Белград.
Все эти годы Лев XIII продолжал заискивать перед царизмом. Он заверял
русских дипломатов, что только царизм может спасти Европу от грядущей
революции. С назойливой настойчивостью папа предлагал царю свои услуги
для борьбы с социализмом. В феврале
1898 г. Лев XIII говорил Н. В. Чарыкову, министру-резиденту России при
папском престоле: "В настоящее время, подобно тому как папа служит
представителем духовной власти (autorite), русский император является
самым могущественным и даже единственным представителем принципа власти
в сфере гражданской. Только русский император не пошел на сделку с
началами революции и народоправства. Я только что говорил австрийскому
послу, как сильно упало могущество и значение Австрийской империи с тех
пор, как она вступила на ложный путь конституционализма. То ли было,
когда кн. Меттерних был государственным канцлером? Теперь же богемцы,
немцы, венгерцы-все требуют особых прав в ущерб положению империи". Папа
не пощадил и Германии, обвинив кайзера в неспособности задержать рост
влияния социализма. "И в Германии,-говорил Лев XIII Чарыкову,-власть
императорская умаляется постепенным возрастанием социализма. Армия,
конечно, хорошая опора, но самая прочная опора-это человеческая душа
(concience). Этой опорою владеет русский император, и если между ним как
главой светской власти и папою как носителем принципа власти духовной
устанавливается соглашение, то таковое не может не быть в высшей степени
драгоценно для мира и для душевного мира на всем пространстве земли...".
М. М. Шейнман. Ватикан и католицизм в конце XIX-начале XX в.
Царь не без удовольствия воспринимал комплименты папы римского, но не
спешил раскрыть для него свои объятия.
Характеризуя внешнюю политику Ватикана того времени, тот же Н. В.
Чарыков в письме к министру иностранных дел М. Н. Муравьеву писал в
декабре 1898 г.: "Римская курия преклоняется перед германскими и
англо-саксонскими успехами, но в то же время они ее пугают. Во-первых,
потому, что успехи эти угрожают полным подавлением латинской расы, в
которой папство черпает главные свои ресурсы. И затем потому, что
безраздельное господство протестантских и либеральных держав чревато
опасностями для принципов католицизма и власти. Вот почему Лев XIII и
его статс-секретарь ищут противовеса этому господству и считают, что
нашли его в содружестве народов латинских и славянских".
Весьма примечательно складывались тогда отношения Ватикана с Англией.
Стремясь заручиться расположением Лондона, Лев XIII осудил борьбу
ирландцев против английского владычества, призвал мальтийцев
повиноваться английским властям. Папа надеялся, что в знак
признательности Англия установит с ним дипломатические отношения. Когда
же этого не случилось и англичане стали терпеть поражения в Трансваале,
ватиканская печать стала осыпать "коварный Альбион" упреками и
предрекать ей поражение от буров.
Не оправдались надежды, возлагавшиеся Львом XIII и на царское
правительство. В 1901 г. Рим посетил великий князь Сергей. Он был принят
папой, который вновь заверял его в своей преданности и любви к Николаю
II. Через Сергея папа направил царю еще одно верноподданническое
послание, в котором слезно молил способствовать интересам католической
церкви и согласиться на открытие в Петербурге нунциатуры, что позволило
бы папе направлять деятельность католической иерархии в России в
интересах властей. Ознакомившись с этим посланием, Николай II, по
сообщению австро-венгерского посла при Ватикане, якобы сказал: "То, как
святой отец формулирует свои пожелания, доказывает, что он совершенно не
знает Россию". Э. Винтер. Папство и царизм.
Лев XIII так и ушел из жизни, не добившись осуществления своей заветной
мечты - превратить царскую Россию в равноправного союзника папского
престола, добиться нунциатуры в Петербурге, завоевать на сторону
католицизма славянский мир.
Содержание
www.pseudology.org
|
|