| |
|
Сигизмунд Фрейд
|
Остроумие и его отношение к
бессознательному
Механизм удовольствия и
психогенез остроумия
|
Из каких источников
вытекает своеобразное удовольствие, доставляемое остроумием это мы
предполагаем уже известным. Мы знаем, что можем быть обмануты и можем
заменить удовольствие, доставленное содержанием мыслей предложения,
собственно удовольствие от остроумия, но что это последнее имеет по
существу два источника: технику и тенденции остроумия. Теперь мы хотели
бы узнать, каким образом из этих источников вытекает удовольствие, т. е.
механизм этого действия удовольствия.
Нам кажется, что искомое объяснение можно гораздо легче получить при
тенденциозной остроте, чем при безобидной. Итак, начнем с первой.
Удовольствие при тенденциозной остроте получается в результате того, что
удовлетворяется тенденция, которая в противном случае не была бы
удовлетворена. То, что такое удовлетворение является источником
удовольствия, не нуждается ни в каком дальнейшем доказательстве. Но тот
способ, с помощью которого остроумие реализует это удовлетворение,
связан с особыми условиями, из которых можно извлечь дальнейшее
разъяснение. Здесь следует различать два случая. Более простой тот,
когда на пути к удовлетворению тенденции стоит внешнее препятствие,
которое человек обходит при помощи остроты. Мы нашли это, например, в
ответе, полученном светлейшим князем на вопрос, жила ли когда-либо мать
спрашиваемого в резиденции, или в выражении критика, которому два
богатых мошенника показали свои портреты: СИНТЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
is the Saviour?> В первом случае тенденция клонилась к тому, чтобы
возразить на ругательство ругательством, в другом случае к тому, чтобы
нанести оскорбление вместо того, чтобы дать требуемый отзыв. Здесь
противодействие оказывают чисто внешние моменты: те лица, к которым
относятся ругательства, обладают властью. Все-таки нам может броситься в
глаза, что эти и аналогичные им остроты тенденциозной природы, хотя и
удовлетворяют нас, однако не в состоянии вызвать сильный смехотворный
эффект.
Иначе обстоит дело, когда на пути к прямому осуществлению тенденции
стоят не внешние моменты, а внутренние препятствия, когда внутреннее
побуждение противоречит тенденции. Это условие как бы осуществляется,
согласно нашему предположению, в агрессивных остротах г. N, у которого
сильная склонность к брани подавлялась высокоразвитой эстетической
культурой. С помощью остроумия внутреннее сопротивление для этого
частного случая было преодолено, задержки упразднены. Благодаря этому,
как и в случае внешнего препятствия, стало возможным удовлетворение
тенденции, было избегнуто подавление и связанная с ней <психическая
запруда>; механизм развития удовольствия, поскольку дело касается обоих
случаев, один и тот же.
Мы чувствуем здесь желание подробнее вникнуть в различие психологической
ситуации для случая внешнего и внутреннего препятствия, т. к. нам
представляется возможным, что в результате упразднения внутреннего
препятствия может получиться гораздо более интенсивное удовольствие. Но
я предлагаю удовольствоваться малым и удовлетвориться пока выяснением
одного существенного момента. Случаи внешнего и внутреннего препятствия
отличаются только тем, что в одном упраздняется существующая уже
наготове задержка, а в другом избегается создание новой задержки. Мы
думаем, что не заслуживаем упрека в спекулятивном мышлении, утверждая,
что как для создания, так и для сохранения психической задержки
требуется <психическая затрата>. Если оказывается, что в обоих случаях
применения тенденциозной остроты целью является получение удовольствия,
то уместно предположить, что такое получение удовольствия соответствует
экономной психической затрате.
Таким образом, мы опять наткнулись на принцип экономии, который
встретили при технике словесной остроты. Но в то время, как там мы
прежде всего думали найти экономию в употреблении по возможности
меньшего числа слов или по возможности одних и тех же слов, здесь нам
видится гораздо более объемлющий смысл экономии психической затраты, и
мы должны считать, что можно подойти ближе к сущности остроумия через
более точное определение еще неясного понятия <психической затраты>.
Некоторая неясность, которую мы не могли преодолеть при обсуждении
механизма удовольствия, получаемого от тенденциозной остроты, является
для нас небольшим наказанием за то, что мы пытались выяснить более
сложное раньше, чем более простое, тенденциозную остроту раньше, чем
безобидную. Мы замечаем, что экономия затраты энергии, расходуемой на
задержки или подавление, оказывается тайным источником действия
удовольствия, получаемого от тенденциозной остроты, и обращаемся к
механизму удовольствия при безобидной остроте.
Из соответствующих примеров безобидных острот, относительно которых нет
нужды бояться нарушения нашего мнения о них из-за содержания или
тенденции, следует сделать заключение, что технические приемы остроумия
являются источником удовольствия, и теперь нужно проверить, можно ли
свести это удовольствие к экономии психической затраты. В одной группе
этих острот (игре слов) техника состояла в том, что наша психическая
установка направлялась на созвучие слов вместо смысла слов, что мы
ставили (акустическое) изображение слова на место его значения, данного
отношением к предметным представлениям. Можно предположить, что этим
дано большое облегчение психической работе, и что при серьезном
употреблении слов мы должны сильно напрягать свое внимание, чтобы
удержаться от этого удобного приема. Мы можем наблюдать, что болезненные
состояния мыслительной деятельности, при которых, вероятно, ограничена
возможность концентрировать на одном месте психическую затрату,
действительно выдвигают на первый план представление о созвучии слов
такого рода в сравнении со значением слов, и что такие больные в своих
речах следуют, как говорит формула, <внешним> (вместо <внутренних>)
ассоциациям представлений о словах. Также и у ребенка, который привык
еще трактовать слова, как вещи, мы замечаем склонность искать за
тождественным или сходным текстом тождественный смысл, склонность,
становящуюся источником многих ошибок, над которыми смеются взрослые.
Если нам доставляет в остроумии несомненное удовольствие переход из
одного круга представлений в другой (как при Home-Roulard из области
кухни в область политики) путем употребления одного и того же или
сходного слова, то это удовольствие нужно по праву свести к экономии
психической затраты. Удовольствие от остроумия, вытекающее из такого
<короткого замыкания>, оказывается тем большим, чем более чуждыми
являются друг другу оба круга представлений, приведенные в связь
тождественным словом, чем дальше они лежат друг от друга, чем больше,
следовательно, удается экономия мысленного пути благодаря техническому
приему остроумия. Заметим, кроме того, что острота пользуется здесь
приемом установления связи, которая отбрасывается и тщательно избегается
серьезным мышлением^
Выясненная здесь разница совпадает с нижеприведенным отделением <шутки>
от <остроты>. Но было бы неправильно, если бы мы исключили такие
примеры, как Home-Roulard, из обсуждения вопроса о природе остроумия.
Принимая по внимание своеобразное удовольствие от остроты, мы находим,
что
Бели я позволю себе предупредить здесь изложение в тексте, то я смогу
теперь же пролить свет на то условие, которое оказывается руководящим в
практике языка, чтобы назвать остроту <удачной> или <неудачной>. Если я
с помощью двусмысленного или немного модифицированного слона попадаю
кратчайшим путем из одного круга представлений в другой в то время, как
между обоими кругами представлений не существует одновременно более
глубокой связи, то я создал неудачную остроту. В этой неудачной остроте
одно это слово <соль> является единственной существующей связью между
обоими несходными представлениями. Таким случаем является
вышеприведенный пример: Hoi-ne-Rolilard. <Удачная> же острота получается
в том случае, если правым оказывается детское ожидание и если подобием
слов действительно указывается одновременно на другое существенное
подобие смысла, как в примере: Traduttore Traditore. Оба несходные
представления, связанные здесь внешней ассоциацией, стоят, кроме того, в
остроумной связи, которая свидетельствует об их родственности по
существу. Внешняя ассоциация заменяет только внутреннюю связь. Она
служит только для того, чтобы указать на эту связь или выяснить ее.
<Переводчик не только подобен предателю, он тоже является до некоторой
степени предателем; он но праву получил свое имя>.
<неудачные> остроты отнюдь не неудачны, как остроты, т. е. не неспособны
доставить удовольствие.
Вторая группа технических приемов остроумия: унификация, созвучие,
многократное употребление, модификация известных оборотов речи, намек на
цитату, позволяет отметить как общую характерную черту тот факт, что
каждый раз находят вновь нечто известное там, где вместо него можно было
бы ожидать что-то новое. Эта возможность вновь обрести нечто известное
исполнена удовольствия, и нам опять-таки нетрудно видеть в этом
удовольствии удовольствие от экономии, отнести его к экономии
психической затраты.
Тот факт, что вновь нахождение известного, <опознание> исполнено
удовольствия, является, видимо, общепризнанным. Groos^ говорит:
<Опознание повсюду, где оно не слишком механизировано (как, например,
при одевании, где...), связано с чувством удовольствия. Один только
признак известного легко сопровождается уже тем тихим удовольствием,
которое испытывает Фауст, когда он после жуткой встречи вновь вступает в
свой кабинет...> <Если самый акт опознания возбуждает такое
удовольствие, то мы можем ожидать, что человек постарается упражнять эту
способность ради нее самой, следовательно, экспериментировать, играя ею.
И, действительно, Аристотель усматривает в радости от опознания основу
художественного наслаждения, и следует признать, что этот принцип нельзя
игнорировать, хотя он и не имеет такого большого значения, как полагает
Аристотель>.
Groos обсуждает затем игры, характерная черта которых состоит в
повышении удовольствия от опознания благодаря тому, что на пути к этому
последнему воздвигают препятствия, следовательно, создают <психическую
запруду>, которая устраняется актом познания. Но его попытка объяснения
не принимает во внимание тот факт, что познание само по себе исполнено
удовольствия, в то время как он, ссылаясь на эти игры, учитывает
удовольствие от познания как радость силы (die Freude an der Macht), как
преодоление трудности.
------------------------
'Die Spiele des Menchen, 1899.
Я считаю этот последний момент вторичным и не вижу никаких причин
уходить от более простого понимания, согласно которому познание само по
себе, т. е. благодаря уменьшению психической затраты, исполнено
удовольствия, и основанные на этом удовольствии игры пользуются лишь
механизмом запруды, чтобы повысить свою ценность.
Общеизвестно, что рифма, аллитерация, припев и другие формы повторения
подобных созвучных слов в поэзии пользуются тем же источником
удовольствия, вновь нахождением известного. <Чувство силы> не играет в
этих технических приемах, являющих собою такую полную аналогию с
<многократным употреблением>, никакой значительной роли.
При том близком отношении, какое существует между опознанием и
воспоминанием, мы без риска можем утверждать, что существует также
удовольствие от воспоминания: т. е. что акт воспоминания сопровождается
чувством удовольствия подобного же происхождения. Groos, видимо, не
склоняется к такому предположению, но считает удовольствие от
воспоминания производным опять-таки чувства силы, в котором он ищет на
мой взгляд, неправильно главную основу наслаждения почти при всех играх
На <вновь нахождении известного> основано также применение другого
технического вспомогательного приема остроумия, о котором до сих пор еще
не было речи. Я имею в виду момент актуальности, являющийся при очень
многих остротах обильным источником удовольствия и объясняющий некоторые
особенности генезиса и существования острот. Есть остроты, которые
совершенно свободны от этого условия, и в работе об остроумии мы
вынуждены пользоваться почти без исключения такими примерами. Но мы не
можем забыть о том, что, быть может, еще сильнее смеялись по поводу
некоторых других острот, чем по поводу подобных долговечных острот. При
этом употребление острот первого рода (недолговечных) было для нас
труднее, т. к. они требовали долгих комментариев, и даже с помощью них
они не могли достигнуть определенного эффекта. Эти остроты содержат
намеки на людей и события, которые в то время были <актуальны>, вызывали
всеобщий интерес и держали всех в напряжении. После того, как этот
интерес угасает и соответствующее происшествие исчерпано, эти остроты
также лишаются части своего действия в смысле удовольствия
(Lustwirkung), и нередко очень значительной части,
как, например, острота, созданная моим дружественным, гостеприимным
хозяином, когда он назвал розданное мучное блюдо . Она кажется мне
теперь не стол>, удачной, как тогда, когда Home-Rule был постоянной
рубрикой в политическом отделе наших газет. Если я попытаюсь теперь
оценить достоинство этой остроты указанием на то, что одно это слово
перевело нас с большой экономией окольного мысленного пути из круга
представлений кухни в столь отдаленный от него круг политических
представлений, то я должен был бы изменить это указание в том смысле,
<что это слово переводит нас из круга представлений кухни в столь
отдаленный от него круг политических представлений, но этот последний
круг вызывал наш оживленный интерес, т. к. он все время занимал нас>.
Другая острота: <Эта девушка напоминает мне Дрейфуса; армия не верит в
нее невиновность>, несмотря на то, что ее технические приемы должны были
бы остаться неизменными, в настоящее время как будто утратила свою
яркость. Смущение, возникающее вследствие сравнения, и двоякое
толкование слова <невинность> не могут искупить того, что этот намек,
касавшийся тогда события, к которому относились с возбуждением,
напоминает теперь о происшествии, интерес к которому иссяк. Следующая
острота тоже может служить примером актуальной остроты: Кронпринцесса
Луиза обратилась с запросом в крематорий в Готе, сколько стоит сожжение.
Управление ответило: <Сожжение стоит 5 тысяч марок, но ей посчитают
только 3 тысячи марок, т. к. она один раз уже перегорела>. Эта острота
кажется для настоящего времени неудачной; одно время мы оценивали ее
очень высоко, а некоторое время спустя, когда нельзя рассказать ее, не
прокомментировав того, кто такая была принцесса Луиза и как следует
понимать ее <горение>, она, несмотря на отличную игру слов, останется
без эффекта.
Большое число находящихся в обращении острот имеет определенную
длительность существования, собственно определенное течение, слагающееся
из периода расцвета и периода упадка и оканчивающееся полным забвением.
Потребность людей извлекать удовольствие из мыслительных процессов
создает все новые и новые остроты, опираясь на злободневные интересы.
Жизненная сила актуальных острот отнюдь не принадлежит этим остротам,
она заимствуется при помощи намека у всяких других интересов;
прекращение которых определяет и судьбу самой остроты. Момент
актуальности, присоединявшийся как особенно обильный, хотя и
непостоянный источник удовольствия к собственным источникам остроумия,
не может быть просто сопоставлен с нахождением известного. Речь может
идти скорее об особой квалификации известного, которому должно
принадлежать свойство свежего, недавнего, нетронутого забвением. При
образовании сновидения тоже приходится встречаться с особым
предпочтением, которое оказывается свежему материалу, и нельзя не
предположить, что ассоциация со свежим материалом вознаграждается
своеобразным удовольствием, и таким образом облегчается ее
возникновение.
Унификация, которая является собственно лишь повторением в области
связи, существующей между определенными мыслями, вместо повторения
материала, нашла себе у G. Th. Fechner'a особую оценку в качестве
источника удовольствия, доставляемого остроумием. Fechner говорит
(Vorschule der Asthetik I, XVII): <На мой взгляд, в поле зрения, которое
мы имеем перед собой, главную роль играет принцип объединенной связи
разнообразного материала, но он нуждается в подкрепляющих побочных
условиях, чтобы увеличить благодаря своему своеобразному характеру
размеры того удовольствия, которое могут доставить относящиеся сюда
случаи>^.
Во всех этих случаях повторения одной и той же связи или одного и того
же словесного материала, вновь нахождения известного и свежего нам не
запрещается производить испытываемое при этом удовольствие из экономии
психической затраты, если эта точка зрения оказывается пригодной для
объяснения отдельных деталей и для новых обобщений. Мы знаем, что нам
еще предстоит точное выяснение этого способа, с помощью которого
осуществляется эта экономия, и смысла выражения <психическая затрата>.
Третья группа психических приемов остроумия в большинстве случаев острот
по смыслу которая охватывает ошибки мышления, передвигание, бессмыслицу,
изображение при помощи противоположного и др., на первый взгляд носит
как будто особый отпечаток и не обнаруживает ничего общего с
техническими приемами вновь нахождения известного или замены предметных
ассоциаций словесными ассоциациями. Тем не менее именно в данном случае
очень легко показать точку зрения экономии или уменьшения психической
затраты.
Глава XVII озаглавлена: <Об остроумных и метких сравнениях, игре слов и
других случаях, носящих характер забавного, веселого, смешного>.
Вообще не подлежит сомнению, что легче и удобнее уклоняться от
избранного мысленного пути, чем придерживаться его, сваливать в одну
кучу противоположные понятия, чем противопоставлять их, что особенно
удобно принимая, отбрасываемые логикой умозаключения и не принимать,
наконец, во внимание при сочетании слов или мыслей условие, согласно
которому должен получиться смысл; а именно это делают те технические
приемы остроумия, о которых идет речь. Но такая постановка вопроса
вызовет удивление по поводу того, что такой образ действия работы
остроумия является источником удовольствия, т. к. при всех такого рода
недочетах мыслительной деятельности вне остроумия мы испытываем только
неприятное чувство отталкивания от них.
<Удовольствие от бессмыслицы>, как мы могли бы коротко сказать, в
действительной жизни скрыто вплоть до полного его исчезновения. Чтобы
доказать его, мы должны подробно рассмотреть два случая, в которых оно
очевидно в настоящее время и всегда будет очевидно: поведение учащегося
ребенка и поведение взрослого в настроении, измененном под влиянием
интоксикации. В то время, когда ребенок учится владеть запасом слов
родного языка, ему доставляет очевидное удовольствие, <играя,
экспериментировать> (Groos) этим материалом, и он соединяет слова, не
связывая этого соединения со смыслом, чтобы достигнуть эффекта
удовольствия, получаемого от их ритма и рифмы. Это удовольствие ему
постепенно воспрещается, и, наконец, ему остается дозволенной лишь
имеющая смысл связь слов. В более позднем возрасте эти стремления
невольно ищут выхода из заученных ограничений в употреблении слов путем
искажения слов определенными надстройками и изменения их формы
некоторыми приемами (редупликации, дрожащая речь) или даже созданием
своего собственного языка для употребления среди товарищей по игре;
впоследствии эти стремления вновь всплывают у душевнобольных некоторых
категорий.
Я полагаю, что это является постоянным мотивом, которому следует
ребенок, начиная такого рода игры. В дальнейшем развитии он предается им
уже с сознанием того, что они бессмысленны, и находит удовольствие в
этой прелести запрещенного разумом. Он пользуется игрой для того, чтобы
избежать гнета критического разума. Но гораздо сильнее те ограничения,
которые при воспитании касаются правильного мышления и обособления
действительно существующего в реальности от ложного, и потому протест
против принуждения к мышлению и к реальности глубок и длится долго; даже
феномены фантастической деятельности подпадают под эту точку зрения.
Сила критики в позднейшем периоде детства и в периоде обучения,
простирающемся за пределы зрелости, в большинстве случаев оказывается
настолько возросшей, что удовольствие от <бессмыслицы, освобожденной от
гнета и критики>, только в редких случаях рискует проявиться в прямом
виде. Человек не решается высказать бессмыслицу, но характерная для
ребенка склонность к бессмысленному, нецелесообразному поведению
оказывается прямым производным удовольствия от бессмыслицы. В
патологических случаях можно легко заметить, что эта склонность
настолько усилилась, что она опять управляет разговором и ответами
гимназистов подобно тому, как это было в детстве. У некоторых заболевших
неврозом гимназистов я мог убедиться, что бессознательно действующее
удовольствие, испытываемое от продуцированной ими бессмыслицы, принимало
не меньшее участие в их ошибочных действиях, чем истинное незнание.
И студент впоследствии не отказывается продемонстрировать протест против
принуждения к мышлению и к реальности. Власть этого принуждения, как он
чувствует, становится все более нетерпимой и все более неограниченной.
Сюда относится добрая часть студенческих кутежей. Человек является
<неутомимым искателем удовольствия> я уже не помню, у какого автора я
нашел это счастливое выражение, и ему очень тяжело отказаться от однажды
вкушенного удовольствия.
Веселой бессмыслицей пьяной болтовни студент пытается спасти для себя
удовольствие, которое он получает от свободы мышления и которое
становится для него все более и более недоступным благодаря влиянию
университетских лекций. Даже еще позднее, когда он, будучи зрелым
человеком, встречается с другими зрелыми людьми на научном конгрессе и
опять чувствует себя учащимся, то <банкетная газета> после окончания
заседания, которая карикатурно превращает новые открытия в бессмыслицы,
должна вознаградить его за вновь прибавившиеся задержки мышления.
Слова <пьяная болтовня> и <банкетная газета> дают доказательства того,
что критика, вытеснившая удовольствие от бессмыслицы, стала уже
настолько сильной, что не может быть даже временно устранена без
токсического вспомогательного действия. Изменение настроения является
самым ценным, что доставляет человеку алкоголь и в силу чего этот <яд>
не для каждого является одинаково ненужным. Веселое настроение,
эндогенно возникшее или токсически вызванное, уменьшает задерживающие
силы и скрытую за ними критику и делает, таким образом, вновь доступными
источники удовольствия, над которыми тяготел запрет. Чрезвычайно
поучительно видеть, как с подъемом настроения уменьшаются претензии на
остроумие. Расположение духа заменяет остроумие, равно как остроумие
должно стремиться заменить собой расположение духа, в котором
проявляются прежде запрещенные возможности наслаждения и скрытое за ними
удовольствие от бессмыслицы. . (Мало остроумия и много веселья.) Под
влиянием алкоголя взрослый человек опять превращается в ребенка,
которому доставляет удовольствие свободное распоряжение течением своих
мыслей без необходимости соблюдать логическую связь.
Мы надеемся, что доказали, что эти технические приемы острот-бессмыслиц
соответствуют источнику удовольствия. Нам остается только повторить, что
это удовольствие проистекает от экономии психической затраты, от
уменьшения гнета критики.
Бросив еще раз взгляд назад на обособленные в три группы технические
приемы остроумия, мы замечаем, что первая и третья группы: замена
предметных ассоциаций словесными ассоциациями и употребление бессмыслицы
для воссоздания старых свобод и избавления от гнета интеллектуального
восприятия, могут быть объединены. Это психические облегчения
(Erieichterungen), которые до некоторой степени можно противопоставить
экономии, составляющей технику второй группы. К облегчению уже
существующей и экономии предстоящей еще психической затраты, к этим двум
принципам сводится, таким образом, вся техника остроумия и вместе с тем
все удовольствие, проистекающее от этих технических приемов.
Впрочем, оба вида техники и получение удовольствия совпадают по крайней
мере с гласных чертах с разделением остроумия на словесные остроты и
остроты по смыслу.
Предшествующие рассуждения внезапно привели нас к истории развития или
психогенезу остроумия; к этому психогенезу мы хотим теперь подойти
ближе. Мы изучили предварительные ступени остроумия, развитие которых
вплоть до тенденциозного остроумия может открыть, вероятно, новые
взаимоотношения между различными характерными чертами остроумия. Перед
каждой остротой существует нечто, что мы могли бы обозначить как игру
или <шутку>. Игра мы будем придерживаться этого наименования наступает у
ребенка в то время, когда он учится употреблять слова и присоединять
мысли одна к другой. Она следует, вероятно, одному из влечений, которые
вынуждают ребенка упражнять свои способности (Groos); он наталкивается
при этом на действие удовольствия, которое проистекает от повторения
сходного, от вновь нахождения известного, от созвучности и т. д., и
которое объясняется как неожиданная экономия психической затраты. Нечего
удивляться тому, что эти эффекты удовольствия поощряют ребенка к игре и
побуждают его продолжить эти эффекты, не обращая внимания на значение
слов и на связь предложений. Игра словами и мыслями, мотивируемая
определенными эффектами удовольствия от экономии, является, таким
образом, первой предварительной ступенью остроумия.
Усиление момента, который заслуживает названия критического отношения
или разумности, кладет конец этой игре. Игра забрасывается как нечто
бессмысленное или прямо противоречащее здравому смыслу; она становится
невозможной вследствие критического отношения. При этом исключается
всякая возможность (кроме случайной) извлекать удовольствие из этих
источников вновь нахождения известного и т. д" разве только взрослый
приходит в радостное настроение, которое упраздняет критическую задержку
подобно веселью ребенка. Хотя в этом случае становится опять возможной
старая игра, сопровождающаяся получением удовольствия, но человек не
хочет ожидать этого случая и не хочет отказаться от удовольствия,
которое он может испытать. Он, следовательно, ищет средств, которые
сделали бы его независимым от радостного настроения; дальнейшее развитие
этого процесса в остроту управляется двумя стремлениями: избежать
критики и заменить собой расположение духа.
Этим начинается вторая предварительная ступень остроумия шутка. Она
стремится получить удовольствие, доставляемое игрой, заставив замолчать
вместе с тем голос критики, который не позволяет возникнуть чувству
удовольствия. К этой цели ведет только один-единственный путь:
бессмысленное сопоставление слов или противоречащее здравому смыслу
нанизывание мыслей должно все-таки иметь какой-нибудь смысл. Все
искусство работы остроумия направлено на то, чтобы найти такие слова и
такие констелляции мыслей, при которых это условие было бы выполнено.
Все технические приемы остроумия находят себе применение уже здесь, при
шутке, и практика языка в свою очередь не отграничивает резко шутку от
остроты. Шутка отличается от остроты тем, что в шутке смысл
ускользнувшей от критики фразы не должен быть ценным, новым или даже
просто удачным; он должен быть выражен в определенном виде, хотя бы это
было неупотребительно, излишне и бесполезно. При шутке на первом плане
стоит удовлетворение от осуществления того, что запрещено критикой.
Простой шуткой является, например, определение Schleicrmachcr'OM
ревности как страсти, которая ревностно ищет, что причиняет страдания
(Eifersucht ist Leidenschaft, die mil Eifer sucht, was Leiden schafft).
Шуткой является и следующее восклицание проф. Kastner'a, преподававшего
физику в Геттингене в XVIII столетии и слывшего остряком: на вопрос о
возрасте, заданный им студенту по фамилии Война, он, получив ответ, что
студенту 30 лет, воскликнул: <Ах, в таком случае я имею честь видеть
тридцатилетнюю войну>\ Шуткой ответил Rokitansky на вопрос о том, какие
профессии избрали его четыре сына (два врача и два певца): ^. Этот ответ
был верен и потому не мог быть оспорен, но он не прибавил ничего нового
к тому, что содержалось в выражении, стоящем в скобках. Несомненно, этот
ответ принял другую форму только ради удовольствия, вытекающего из
унифицирования и созвучия обоих слов.
-------------------
Kleinpaul. Die Ratsel der Sprache, 1890. <Двое лечат, а двое воют>,
(нем.)
Я надеюсь, что только что высказанное нами положение стало, наконец,
ясным. В оценке технических приемов остроумия нам всегда мешало то
обстоятельство, что они свойственны не одному только остроумию и что тем
не менее сущность остроумия зависит от них, т. к. устранение их путем
редукции влекло за собой утрату характера остроты и удовольствия от
остроты. Мы теперь замечаем, что то, что мы описали как технические
приемы остроумия, является скорее источником, из которого остроумие
извлекает удовольствие, и мы не удивляемся тому, что' другие приемы,
ведущие к той же цели, пользуются этими же источниками. Свойственная же
остроумию и только ему одному присущая техника заключается в способности
обеспечивать применение доставляющих удовольствие приемов от возражения
критики, которая может упразднить удовольствие. 06 этой способности мы
можем сказать кое-что в общих чертах. Работа остроумия проявляется, как
уже было упомянуто, в выборе такого словесного материала и таких
ситуаций мышления, которые позволяют старой игре словами и мыслями
выдержать натиск критики. Для этой цели должны быть использованы все
особенности запаса слов и все констелляции связи мыслей для искусного
составления текста. Быть может, нам впоследствии придется
охарактеризовать работу остроумия одним определенным качеством, пока же
остается необъяснимым, как может быть сделан выгодный для остроумия
выбор. Но тенденция и работа остроумия, заключающиеся в защите
доставляющих удовольствие словесных и мыслительных связей от критики,
выясняется уже как существенная особенность шутки. Уже с самого начала
работа остроумия заключается в том, чтобы упразднить внутренние задержки
и сделать в изобилии доступными те источники удовольствия, которые стали
недоступными, и мы увидим, что остроумие на протяжении всего своего
развития остается верным этой характеристике.
Нам нужно дать теперь правильную оценку и моменту <смысла в бессмыслице>
(ср. введение с. 12), которому авторы придают такое важное значение для
характеристики остроумия и для объяснения доставляемого им удовольствия.
Два твердо установленных пункта в условности остроумия: его тенденция
добиться исполненной удовольствия игры и его стремление оградить ее от
критики разума, объясняют исчерпывающим образом, почему отдельная
острота, кажущаяся с одной точки зрения бессмысленной, с другой точки
зрения должна казаться глубокомысленной или, по крайней мере,
приемлемой. Как острота выполняет эти условия это уже дело работы
остроумия; там, где это ей не удается, острота отбрасывается как
<бессмыслица>. Но для нас необязательно считать удовольствие от
остроумия производным антагонизма чувств, вытекающих из смысла и
одновременной бессмысленности остроты, будь то непосредственно или путем
<смущения от непонимания и внезапного уяснения>. Для нас не существует и
необходимости ближе подойти к вопросу, каким образом удовольствие может
вытекать из смены оценки бессмыслицы оценкой осмысленности. Психогенез
остроумия научил нас тому, что удовольствие от остроты вытекает из игры
словами или из раскрепощения бессмыслицы, и что смысл остроты
предназначен только для того, чтобы защитить это удовольствие от
упразднения его критикой.
Таким путем уже на исследовании шутки выясняется проблема сущности
характера остроумия. Мы должны обратиться к дальнейшему развитию шутки
до ее апогея к тенденциозной остроте. Уже шутка выдвигает на первый план
доставление нам удовольствия и удовлетворяется тем, что способ ее
выражения не кажется нам бессмысленным или лишенным всякого содержания.
Когда этот способ сам по себе содержателен и ценен, тогда шутка
превращается в остроту. Мысль, которая заслужила бы наше внимание,
выраженная в самой простой форме, облекается теперь в такую форму,
которая сама по себе вызвала бы у нас удовольствие^. Конечно, такое
соединение формы и содержания осуществляется не без цели, мы должны так
думать и постараемся найти цель, лежащую в основе этого образования
остроты. Одно наблюдение, сделанное прежде в качестве предварительного,
наводит нас на след.
Примером, выясняющим разницу между шуткой и собственно остротоП.
является отличная острота, которой член <гражданского министерства> п
Австрии ответил на вопрос о солидарности кабинета: <Как мы можем вносишь
одинаковые предложения, когда мы не выноаш друг друга"> Техника:
применение одного и того же материала с незначительной (противоположной)
модификацией. Правильная и меткая мысль: не существует солидарности без
личной симпатии. Противоположность модификации (вносить выносить)
соответствует разногласию, которое утверждает мысль, и служит ему
изображением.
Выше мы заметили, что удачная острота производит на нас совокупное
впечатление приятного без того, чтобы мы могли непосредственно
различить, какая часть удовольствия проистекает из остроумной формы, а
какая из меткого содержания мысли (с. 92). Мы всегда обманываемся
относительно этого подразделения: то переоцениваем качество остроты
вследствие нашего удивления по поводу содержащейся в ней мысли, то,
наоборот, переоцениваем ценность мысли из-за удовольствия, доставляемого
нам остроумной оболочкой. Мы не знаем, что доставляет нам удовольствие,
по поводу чего мы смеемся. Эта предполагаемая действительно существующей
неуверенность нашего мышления может дать нам повод к образованию остроты
в собственном смысле. Мысль ищет остроумной оболочки, т. к. благодаря ей
обращает на себя наше внимание, может показаться нам более значительной,
более ценной, но прежде всего потому, что эта оболочка подкупает и
запутывает нашу критику. Мы склонны приписать мысли то, что понравилось
нам в остроумной форме, и, кроме того, не имеем больше желания искать
неправильное в том, что доставило нам удовольствие, боясь закрыть себе
таким образом источник этого удовольствия. Если острота вызвала у нас
смех, то в нас, кроме того, создается неблагоприятное для критики
предрасположение, т. к. мы приходим в такое настроение, в котором еще
были способны удовлетворяться игрой, и заменить которое остроумие
старалось всеми средствами. Хотя прежде мы установили, что такую остроту
нужно назвать безобидной, а еще не тенденциозной, однако не можем не
признать, что только шутка лишена тенденций, т. е. она служит одной
только цели доставлять удовольствие. Острота собственно никогда не
бывает лишена тенденции, хотя бы содержащаяся в ней мысль сама по себе
была лишена тенденции и служила, таким образом, теоретическому интересу
мышления. Она преследует вторую цель преувеличение мысли для того, чтобы
она не осталась незамеченной, и ограждение ее от критики. Она проявляет
здесь опять-таки свою первоначальную природу, противопоставляя себя
задерживающей и ограничивающей силе, в данном случае критическому
суждению.
Это первое применение остроумия, выходящее за пределы доставления
удовольствия, указывает нам дальнейший путь. Острота оценивается как
могущественный психический фактор, вес которого может склонять чашу
весов в ту или иную сторону.
Важные тенденции и влечения душевной жн:1ни пользуются ею для своих
целей. Первоначально лишенная тенденции острота, начавшаяся как игра,
приходит впюрично в связь с тенденциями, от которых на продолжительное
время не может ускользнуть никакое явление душевной жизни. Мы знаем уже,
что может сделать острота, обслуживая обнажающую, враждебную, циничную,
скептическую тенденцию. При скабрезной остроте, происшедшей из
сальности, она делает из третьего участника, первоначально мешавшего
сексуальной ситуации, союзника, которого женщина должна стыдиться;
острота подкупает его доставленным удовольствием. При агрессивной
тенденции она, пользуясь тем же средством, превращает первоначально
индифферентного слушателя в сообщника и соненавистника и создает против
своего врага целую армию противников там, где был только
один-единственный противник. В первом случае она преодолевает только
задержки стыда и благопристойности, вознаграждая за это доставляемым ею
удовольствием. Во втором случае она побеждает критическое суждение,
которое в противном случае выдержало бы сражение. В третьем и четвертом
случае, обслуживая циничную и скептическую тенденцию, она стремится
поколебать уважение к институтам и истинам, в которые верил слушатель, с
одной стороны, усиливая аргумент, с другой употребляя новые приемы
нападения. Там, где аргумент старается привлечь критику слушателя на
свою сторону, острота стремится устранить эту критику. Нет сомнения, что
острота избрала психологически более действительный путь.
При этом обзоре действий тенденциозной остроты для нас на первый план
выступило то, что легче всего увидеть: действие остроты на того, кто ее
слушает. Для понимания сущности остроумия более важны действия, которые
совершает острота в душевной жизни того, кто ее создает или правильнее
сказать кого, кому она приходит в голову. Мы уже однажды возымели
намерение и находим теперь повод возобновить его изучить психические
процессы остроумия, принимая во внимание распределение их между двумя
лицами. Предварительно мы высказываем предположение, что возбужденный
остротой психический процесс у слушателя в большинстве случаев копирует
психический процесс автора остроты. Внешнему препятствию, которое должно
быть преодолено у слушателя, соответствует внутренняя задержка у топ),
кто острит. По крайней мере, у последнего, как тормозящее представление,
существует ожидание внешнего препятствия. В отдельных случаях внутреннее
препятствие, преодолеваемое тенденциозной остротой, очевидно. Говоря об
остротах г. N (с. 103), мы можем предположить, что они не только создают
для слушателей возможность агрессивности благодаря оскорблениям, но
прежде всего делают для него возможной продукцию этой агрессивности.
Среди различных видов 'внутренней задержки или подавления один из них
заслуживает нашего особого интереса как наиболее распространенный; он
носит название <вытеснения>, и о его работе известно, что оно выключает
из сознания подпавшие под его действие побуждения, равно как и
производные этих побуждений. Мы услышим, что тенденциозная острота может
извлекать удовольствия даже из этих подверженных вытеснению источников.
Если, таким образом, как было выше указано, можно свести преодоление
внешних препятствий к внутренним задержкам и вытеснениям, то нужно
сказать, что тенденциозная острота указывает яснее, чем все ступени
развития остроумия, на сущность работы остроумия, заключающуюся в
освобождении удовольствия путем устранения задержек. Она усиливает
тенденции, которые обслуживает, оказывая им помощь за счет подавленных
побуждений или обслуживая вообще подавленные тенденции. Можно признать,
что именно это является работой тенденциозной остроты, однако следует
подумать о том, что все-таки непонятно, каким образом ей удается такая
работа. Ее сила заключается в выигрыше удовольствия, которое она
извлекает из источников игры словами и освобожденной бессмыслицы.
Обсуждая впечатления, полученные от лишенных тенденций шуток, нельзя
считать размеры этого удовольствия такими большими, чтобы можно было
приписать им силу, достаточную для упразднения укоренившихся задержек и
вытеснений. На самом деле мы имеем перед собой не простое действие силы,
а запутанные соотношения освобождения.
--------------------
G. Th. Fechner в своей (1. Bd" V) установил <принцип эстетической помощи
или стимулирования>,
Вместо того, чтобы излагать окольный путь, по которому я пришел к
пониманию этого соотношения, я попытаюсь изложить это кратким
синтетическим путем. который он излагает в следующем виде: <Из
совпадения противоречивых условии, при которых может быть достиадсно
удовольствие и которые сами по себе имеют небольшое значение, вытекает
большее и чисто даже гораздо большее удовольствие, чем то, которое
соответствует удовольственчой ценности отдельных условнИ; это
удовольствие больше, чем то, которое можно объяснить суммой единичных
влияниН; блигодаря совниденит такого рода можно даже достигнуть
положитй/чьного удовольственного результата и перешагнуть через порог
удовольствия в тех случаях, где отдельные факторы слишком слабы для
этого, т. к. только они сравнительно с другими условиями могут дать
ощутительную выгоду чувству приятного>^. Я думаю, что исследование
остроумия дает нам немного моментов, подтверждающих правильность этого
принципа, который оказался верным в применении ко многим другим
художественным произведениям. При исследовании остроумия мы нашли нечто
иное, близко стоящее к этому принципу, а именно: при совместном действии
нескольких доставляющих удовольствие факторов мы не можем указать, какая
часть результата приходится фактически на долю каждого из них (см. с.
134). Но предполагаемую этим <принципом помощи> ситуацию можно
варьировать и поставить этим новым условиям целый ряд вопросов, которые
заслуживали бы ответа. 41-0 происходит вообще, если в одной констелляции
совпадают условия удовольствия с условиями неудовольствия? Отчего
зависит результат и его детерминирование? Тенденциозная острота является
частным случаем этих возможностей. Существует побуждение или стремление,
которое хочет освободить удовольствие из определенного источника и
которое действительно освобождает его, если ничто не препятствует этому.
Кроме того, существует другое стремление, противодействующее этому
развитию удовольствия; оно, следовательно, тормозит или подавляет.
Подавляющее течение, как показывает результат, должно быть несколько
сильнее, чем подавленное, которое все-таки не упраздняется.
Теперь присоединяется еще одно стремление, которое освобождает
удовольствие из того же процесса, хотя и из других источников.
-------------------
2-е изд. Лейпциг, 1897. Курсив Pechncr'a.
Это стремление действует, следовательно, в том же направлении, что и
подавленное стремление. Каков может быть результат в данном случае?
Пример поможет нам лучше разобраться, чем эта схематизация. Существует
стремление выругать кого-нибудь. Но этому настолько мешает чувство
приличия, эстетическая культура, что ругательство не осуществляется.
Если бы оно прорвалось благодаря, например, измененному аффективному
состоянию или настроению, то этот прорыв тенденции к ругани явился бы
потом источником неудовольствия. Итак, ругань не осуществляется. Но
представляется возможность извлечь из материала слов и мыслей, служащих
для ругательства, удачную остроту, освободить удовольствие из других
источников, которым не мешает уже прежнее подавление. Однако это второе
развитие удовольствия не могло 61.1 осуществиться, если бы ругательство
не было позволено. Но поскольку это последнее позволяется, с ним
связывается еще новое осуществление удовольствия. Опыт тенденциозной
остроты показывает, что при таких обстоятельствах, подавленная тенденция
может получить силу благодаря помощи, оказываемой ей удовольствием от
остроумия, для преодоления более сильной задержки. Человек ругается, т.
к. благодаря этому осуществляется возможность остроты. Но достигнутое
чувство приятного вызывается не только за счет остроты. Оно несравненно
больше, настолько больше удовольствия от остроумия, что мы должны
предположить, что подавленной прежде тенденции удалось пробиться почти
совсем без ущерба. При таких соотношениях смеются больше всего по поводу
тенденциозной остроты.
Быть может, путем исследования условий смеха мы придем к созданию более
наглядного представления о процессе помощи, которую оказывает острота
против подавления. Но и теперь мы видим, что тенденциозная острота
является частным случаем принципа помощи. Возможность получения
удовольствия присоединяется к ситуации, в которой существует препятствие
для другой возможности удовольствия, так что эта последняя сама по себе
не может вызвать удовольствие. Результатом является получение
удовольствия, привнесенное присоединившейся возможностью. Это последнее
действует как заманчивая премия', с помощью преподнесенного небольшого
количества удовольствия было выиграно очень большое количество его,
которого в противном случае было бы трудно достигнуть. Я имею основание
предположить, что этот принцип соответствует приспособлению, которое
оказалось полезным для многих друг от друга далеко расположенных
областей душевной жизни, и считаю целесообразным назвать удовольствие,
которое служит для освобождения большого количества удовольствия,
предварительным удовомьствиел1, а самый принцип принципом
предварительного удовольствия.
Мы можем теперь дать формулировку механизма действия тенденциозной
остроты: она обслуживает тенденции, чтобы, пользуясь удовольствием от
остроумия как предварительным удовольствием, доставить новое
удовольствие благодаря упразднению подавлений и вытеснений. Если мы
проследим развитие тенденциозной остроты, то сможем сказать, что она с
самого начала до конца остается верной своей сущности. Она начинается
как игра, чтобы извлекать удовольствие из свободного применения слов и
мыслей. Когда усиление разума запрещает ей эту игру словами, как
лишенную смысла, и игру мыслями, как бессмысленную, она обращается к
шутке, чтобы удержать эти источники удовольствия и выиграть новое
удовольствие из освобождения бессмыслицы. Будучи собственно остротой,
еще лишенной тенденции, она оказывает свою помощь мыслям и усиливает их
против нападения критического суждения, причем принцип смешивания
источников удовольствия выгоден для нее. Она, наконец, присоединяется к
сильным, борющимся с подавлением тенденциями, чтобы упразднить
внутренние задержки согласно принципу предварительного удовольствия.
Разумкритическое суждение-подавление, вот те силы, с которыми борется по
очереди острота. Она прочно удерживает первоначальные словесные
источники удовольствия и, начиная со ступени шутки, открывает новые
источники удовольствия благодаря упразднению задержек. Удовольствие,
которое она доставляет, будь то удовольствие от игры или от упразднения,
мы всякий раз можем считать производным экономии психической затраты в
том случае, если такое толкование не противоречит сущности удовольствия
и оказывается плодотворным еще и для других моментов.
Примечания
Краткого дополнительного
изложения заслуживиют те остроты-бессмыслицы, которые не нашли себе
полного изложения и тексте, может появиться искушение рассматрнпать
каждую острогу как остроту-бессмыслицу. По это не обязательно, т. к.
только шра мыслями неизбежно ведет к бессмыслице. Другой источник
удовольстпия от остроумия, игра словами, производит только иногда такое
впечатление и не вызывает закономерно связанной с ним критики. Двоякий
корень удог.ол^етвняот остроумия игра словами и игра мыслями,
соответствующий важнейшему подразделению на остроты по смыслу и ча
словесные остроты, в шачнтелыюн мере затрудняет краткую формулировку
общих положении об остроумии. При том значении, которое нпшс изложение
признает за моментом <смысла в бессмыслице>
Игра словами доставляет очевидное удовольстпне веле Дс-гвш-' кыщси
перечисленных моментов опознания и т. д. н в силу этого только в
нсболыион степени подвержена подавлению. Игра мыслями не может быть
мотивирована таким удовольствием; она подвержена чрезвычайно энергичному
подавлению. и удовольствие, которое она может доставить, является только
удог.ольствием от упразднения задержки. Поэтому можно сказать, что
удовольствие имеет ядро первоначального удовольствия от игры н оболочку
удовольствия от упразднения. Мы, разумеется, не усматриваем удовольствия
от остроты-бессмыслицы в том, что нам удаюсь вопреки подавлению
освободнгь бессмыслицу, замечая сразу, что нам доставила удовольствие
игра слонами. Исссмыслица, продолжающая относиться к разряду острот но
смыслу, приобретает пторичио функцию напряжения нашего внимания нутем
смущения: она служит средством усиления действия остроты, но только в
том случае, если бросается в глаза, так что смущение нредшестиует на
некоторое время пониманию. Что бессмыслица в остроте может быть
употреблена для изображения содержащегося в мысли суждения, было уже
показано на примерах на с. 60, но II это также не является первичным
значением бессмыслицы в остроте.
К остротам-бессмыелнцам примыкает целый ряд продукции, построенных по
типу острот II не имеющих подходящего названия, но могущих претендовать
на наименование <кажущегося остроумным слабоумия>. Их существует
бесчисленное множество. Я хочу привести только два примера. Некто, сидя
за столом, куда была подана рыба, хватает дважды обеими руками майонез н
затем проводит ими по волосам. На удивленный взгляд соседа он, как бы
замечая свою ошибку, извиняется: .
Или: <Жизнь, это цепной мост>, говорит один, <Почему?> спрашивает
другой. <А разве я знаю?> отвечает первый.
Эти крайние примеры оказывают свое действие, потому что они будят
ожидание остроты, так что каждый невольно старается найти скрытый за
бессмыслицей смысл. Но смысла никакого нет. Это действительно
бессмыслицы. Этот мираж создает на одно мгновение возможность освободить
удовольствие от бессмыслицы. Эти остроты не совсем лишены тенденции; это
<провокация>, они доставляют рассказчику удовольствие, вводя в
заблуждение и огорчая слушателя. Последний утешается возможностью самому
стать рассказчиком.
Оглавление
www.pseudology.org
|
|