| |
|
Сигизмунд Фрейд |
Моисей и
монотеизм
Три очерка
(1934-1938)
|
II
Если Моисей был египтянином
В своей предыдущей статье в этом журнале* я попытался привести свежий
аргумент в поддержку гипотезы о том, что человек
Моисей, освободитель и
законодатель еврейского народа, был не Евреем, а египтянином. Давно было
замечено, что его имя имеет египетское происхождение, хотя этот факт и
не был должным образом оценен. Единственное, что я добавил, это то, что
интерпретация связанного с Моисеем мифа об изгнании неизбежно ведет к
выводу, что он был египтянином, которого нужды народа требовали
превратить в Еврея. В конце своей статьи я отметил, что из гипотезы о
египетском происхождении Моисея вытекают важные и далеко идущие выводы,
но что я не готов публично выступить в их защиту, так как они основаны
лишь на психологической достоверности и не имеют объективных
доказательств. Чем более значительны выводы, к которым приходишь таким
образом, тем сильнее чувствуешь необходимость остерегаться подвергать
их, без прочной основы, нападкам критики окружающего мира — подобно
бронзовой статуе на глиняных ногах.
Даже самая высокая вероятность не
может защитить от ошибки; даже если кажется, что все части проблемы
складываются вместе, подобно фрагментам головоломки, следует помнить,
что то, что кажется правдоподобным, не обязательно является истиной, и
что истина часто бывает невероятной. И наконец, совсем не прельщает пер
спектива быть поставленным в один ряд со схоластами и талмудистами,
которые с удовольствием демонстрируют свою изобретательность, не обращая
внимания на то, как далеки могут быть их тезисы от реальности.
Несмотря на эти колебания, которые для меня сегодня так же весомы, как и
ранее, в результате борьбы моих побуждений возникло решение представить
продолжение моей предыдущей публикации. Но опять же, это еще не вся
история, и даже не самая важная ее часть.
1
Итак, если Моисей был египтянином, то первым плодом нашей гипотезы
является новая загадка, причем загадка трудноразрешимая. Если народ или
племя** берется за какое-то большое дело, то следует ожидать, что кто-то
из его представителей займет место вождя или будет избран на эту роль.
Но нелегко предположить, что заставило аристократа египтянина — возможно
принца, жреца или высокопоставленного чиновника — встать во главе толпы
отставших в развитии иммигрирующих чужеземцев и покинуть с ними свою
страну. Хорошо известное презрительное отношение египтян ко всем
чужеземцам делает такой поступок особенно маловероятным. На самом деле я
вполне могу поверить, что именно это обстоятельство привело к тому, что
даже те историки, которые признавали египетское происхождение имени
этого человека, и которые приписывали ему знание всей мудрости египтян
[с.140], не склонны были принять очевидной вероятности того, что
Моисей
был египтянином.
За первой сложностью сразу же следует вторая. Мы не должны забывать, что
Моисей был не только политическим лидером Евреев, живущих в Египте, но
также и законодателем и учителем, он заставил их исповедовать новую
религию, которая по сей день называется Моисеевой в честь его имени. Но
так ли просто одному человеку создать новую религию? И если кто-то
пожелает воздействовать на религиозные взгляды другого, то не будет ли
совершенно естественным, что он обратит его в свою собственную веру?
Еврейский народ в Египте, конечно же имел свою религию; и если
Моисей,
который дал им новую, был египтянином, то нельзя отбрасывать
предположение о том, что эта другая, новая религия была египетской.
Но кое-что препятствует этой возможности: между еврейской религией,
приписываемой Моисею, и религией Египта существует очень сильный
контраст. Первая является строгим полномасштабным монотеизмом: есть лишь
один Бог, он — Бог единственный, всесильный, недоступный, человеческий
глаз не может вынести его вида, никаких изображений его делать нельзя, и
даже имя его произносить запрещено. В египетской же религии существует
почти бесчисленный сонм божеств различного величия и происхождения:
несколько олицетворений великих природных сил, таких как небо и земля,
солнце и луна; некоторые абстракции, такие как Маат (истина или
справедливость) или уродцы как карликоподобный БЭС; но большинство из
них являются богами местными, ведущими начало с тех времен, когда страна
была разделена на многочисленные провинции, звероподобными, как будто
они все еще не прошли путь развития от древних тотемов; без особых
отличий между собой и едва различающимися, по своим функциям.
Восхваляющие их гимны говорят о всех них почти одно и тоже, и без
колебаний отождествляют их друг с другом, безнадежно запутывая нас.
Имена богов сочетаются друг с другом, так что одно из них может,
превратиться чуть ли не в эпитет другого. Так, во времена расцвета
"нового царства" главного бога города Фивы называли "Амон-Ра"; первая
часть этого составного слова означает городского бога с головой барана,
а "Ра" является именем бога Солнца с головой сокола из города Иуну
[Гелиополь]. Магические и ритуальные действия, заклинания и амулеты
играли главную роль как в служении этим богам, так и в повседневной
жизни египтян.
Некоторые из этих различий вполне могут быть обусловлены фундаментальным
контрастом между строгим монотеизмом и неограниченным политеизмом.
Другие, очевидно, являются результатом отличия духовного и
интеллектуального* уровней, так как одна из этих религий очень близка к
примитивных стадиям [развития], в то время как другая поднялась до высот
чистой абстракции. В связи с этими двумя факторами иногда создается
впечатление, что контраст между моисеевой и египетской религиями
преднамеренно и целенаправленно усилен; например, когда одна из них
крайне резко осуждает магию и колдовство, в другой они распространены в
огромном изобилии, или когда ненасытный аппетит египтян к воплощению
богов в глине, камне и металле (чему так обязаны сегодня наши музеи)
противостоит строгому запрету на создание образа любого живого или
вымышленного существа.
Но между этими двумя религиями есть еще один контраст, который не
соответствует выдвинутым нами объяснениям. Ни один народ античности не
сделал так много [как египтяне] в отношении отрицания смерти и не
приложил стольких усилий, чтобы сделать возможным существование в ином
мире. И соответственно, Осирис, бог умерших, правитель этого другого
мира, был самым популярным и неоспоримым из всех богов Египта. Древняя
еврейская религия, напротив, полностью отвергала бессмертие; возможность
продолжения существования после смерти нигде и никогда не упоминается. И
это тем более удивительно, что последующий опыт показал, что вера в
загробную жизнь вполне совместима с монотеистической религией.
Мы надеялись, что гипотеза о том, что
Моисей был египтянином, окажется
плодотворной и прояснит многие вопросы. Но первое же заключение, которое
мы вывели из этой гипотезы — что новая религия, которую он дал Евреям,
была его собственной, египетской — оказалось противоречащим нашему
знанию о различном и на самом деле прямо противоположном характере этих
двух религий.
2
Другую возможность открывает перед нами замечательное событие в истории
египетской религии, событие, которое лишь недавно было признано и
должным образом оценено. Остается возможным, что религия, которую
Моисей
дал своему еврейскому народу, тем не менее была его собственной — что
это была египетская религия, но другая.
Во времена знаменитой XVIII Династии, когда Египет впервые стал мировой
силой, приблизительно в 1376 году до н.э., на трон вступил молодой
фараон. В начале его звали так же, как и его отца — Аменхотеп (IV), но
позднее он сменил свое имя, и не только имя. Этот царь взялся навязать
своим подданным новую религию — религию, которая противоречила
тысячелетним преданиям и всем привычным обычаям их жизни. Это был
строгий монотеизм, насколько нам известно, первая такая попытка в
истории мира. И вместе с верой в единого бога неизбежно родилась
религиозная нетерпимость, которая прежде была чужда древнему миру и
впоследствии еще долго оставалась таковой. Однако правление Аменхотепа
продлилось только семнадцать, лет. Очень скоро после его смерти в 1358
году до н.э. новая религия была сметена, а память о царе-еретике —
уничтожена. Все, что нам о нем известно, извлечено из руин новой царской
столицы, которую он построил во славу своего бога, и из надписей на
каменных гробницах в его окрестностях. Все, что мы можем узнать об этой
удивительной и действительно уникальной личности заслуживает
глубочайшего интереса*.
Любое новшество имеет свои корни и предпосылки в чем-то более раннем.
Происхождение египетского монотеизма с некоторой уверенностью можно
проследить немного назад**. В течение значительного времени среди жрецов
храма Солнца в г. Иуну (Гелиополь) наблюдались тенденции развития идеи
всеобщего бога и выделения этической стороны его сущности. Маат, богиня
истины, порядка и справедливости, была дочерью бога солнца Ра. Во время
правления Аменхотепа III, отца и предшественника реформатора, поклонение
богу солнца уже получило новый толчок — вероятно, в противодействие
Амону из Фив, который стал слишком могущественным. Очень древнее имя
бога солнца, Атон, или Атум, приобрело новое величие, и молодой царь
нашел в религии Атона готовое движение, которое ему не пришлось
инспирировать, но к которому он мог примкнуть.
В это время политическая обстановка в Египте начала оказывать устойчивое
влияние на египетскую культуру. В результате военных подвигов великого
завоевателя, Тутмоса III, Египет стал мировой силой: теперь империя
включала в себя Нубию на юге, Палестину, Сирию и часть Месопотамии на
севере. В религии этот империализм отразился в виде универсальности и
монотеизма. Так как теперь правление фараона охватывало не только
Египет, но и Нубию и Сирию, божество тоже должно было расширить свои
национальные границы; фараон был единственным и полновластным правителем
известного египтянам мира, то же самое должно было относиться и к новому
божеству египтян. Кроме того, с расширением границ империи, Египет,
естественно, стал более доступен чужеземным влияниям; некоторые из
царских жен были азиатскими принцессами***, возможно даже, что прямые
побуждения к монотеизму пробили себе дорогу из Сирии.
Аменхотеп никогда не отрицал свою приверженность к культу солнца г.
Иуну. В двух Гимнах Атону, сохранившиеся в каменных гробницах и,
вероятно, сочиненных им самим, он прославляет солнце как творца и
хранителя всего живого и в Египте и за его пределами с той страстью,
которая повторится лишь многие столетия спустя в Псалмах в честь
еврейского бога Яхве. Однако он не удовлетворился этим удивительным
предвидением научного открытия действия солнечной радиации. Нет никакого
сомнения, что он пошел еще дальше: он почитал солнце не как материальный
объект, а как символ божества, энергия которого проявляется в его
лучах*.
Однако мы не оценим этого царя по достоинству, если будем рассматривать
его просто как приверженца или покровителя уже существовавшей до него
религии Атона. Его деятельность была гораздо более активной. Он ввел
нечто новое, то, что впервые превратило учение о всеобщем боге в
монотеизм — фактор исключительности. В одном из своих гимнов он
недвусмысленно провозглашает: "О ты, единственный Бог, кроме которого
других не существует!"** и мы не должны забывать, что при оценке новой
доктрины, знания ее утвердительной стороны недостаточно: отрицательная
сторона имеет почти такое же значение — знание того, что она отвергает.
Было бы также ошибкой предполагать, что новая религия была создана в
одночасье и появилась на свет" полностью вооруженной, как Афина из
головы Зевса. Все, скорее, указывает на то, что на протяжении правления
Аменхотепа она постепенно крепла, приобретая все большую чистоту,
последовательность, суровость и нетерпимость. Вероятно, это происходило
под влиянием сильного сопротивления царским реформам, возникшим среди
жрецов Амона. На шестом году правления Аменхотепа этот антагонизм достиг
такой силы, что фараон сменил свое имя, частью которого являлось
запрещенное имя бога Амона. Вместо Аменхотепа он теперь называл себя
Эхнатон***.
Но он исключил имя ненавистного бога не только из своего имени: он стер
его также со всех надписей — даже там, где оно встречалось в имени его
отца, Аменхотепа III. Вскоре после изменения имени Эхнатон оставил город
Фивы, где господствовал Амон, и построил ниже по реке новую царскую
столицу, которую назвал Ахетатон (Горизонт Атона). Ее развалины
находятся на месте современного Эль-Амарна*. Царское преследование
наиболее сурово коснулось Амона, но не только его одного. По всему
царству закрывались храмы, запрещались богослужения, конфисковывалось
имущество храмов. Действительно, царское рвение было так велико, что
были подвергнуты осмотру даже древние памятники, чтобы стереть с них
слово "бог", когда оно встречалось во множественном числе**.
Не удивительно, что такие меры, предпринятые Эхнатоном, спровоцировали
фанатичную мстительность среди подвергавшихся гонениям жрецов и
недовольных простолюдинов, которая свободно проявилась после смерти
царя. Религия Атона не стала популярной; ее распросранение, вероятно,
ограничивалось узким кругом лиц, приближенных к царской персоне. Конец
Эхнатона теряется во мраке. Нам известно несколько недолго живших
туманных наследников из его семьи. Муж его дочери, Тутанхатон, уже был
вынужден вернуться в Фивы и заменить в своем имени имя бога Атона на
Амона. Затем последовал период анархии, пока в 1350 году до н.э.
генералу Хоремхебу не удалось восстановить порядок. Знаменитая XVIII
Династия пришла в упадок, и одновременно были утеряны завоевания в Нубии
и Азии. Во время этого мрачного междуцарствия были восстановлены древние
религии Египта. Религия Атона была запрещена, царский город Эхнатона был
разрушен и разграблен, а сам он был объявлен преступником.
Сейчас мы с конкретной целью выделим несколько моментов, касающихся
отрицательных характеристик религии Атона. Во-первых, из нее исключалось
все, что связано с мифами, магией и колдовством***.
Далее, форма, в которой изображался бог солнца, уже не была такой как
раньше — небольшая пирамида и сокол****, а в виде, и это выглядит почти
прозаически, круглого диска с исходящими от него лучами,
заканчивающимися человеческими ладонями. Несмотря на все богатство
искусства периода Амарны, никаких других изображений бога солнца —
никаких изображений облика Атона — найдено не было, и можно с
уверенностью сказать, что и не будет найдено*****.
И наконец, абсолютно не упоминалось о боге умерших, Осирисе и царстве
мертвых. Ни гимны, ни надписи в гробницах не предоставляют никаких
сведений о том, что было ближе всего сердцу египтян. Контраст по
отношению к общераспространенной религии более ясно продемонстрировать
нельзя*.
3
Теперь я позволю себе сделать следующее заключение: если
Моисей был
египтянином, и если он передал свою религию Евреям, то это должна была
быть эхнатонова религия Атона.
Я уже сравнивал еврейскую религию с общераспространенной религией Египта
и показал их противоположность. Теперь я должен провести сравнение между
еврейской религией и религией Атона в надежде доказать их первоначальную
идентичность. Я сознаю, что это будет нелегкая задача. Благодаря
мстительности жрецов Амона мы, вероятно, слишком мало знаем о религии
Атона. Моисеева религия известна нам лишь в ее окончательной форме, в
которой она была закреплена священничеством примерно спустя восемьсот
лет после исхода. Если, несмотря на это неблагоприятное состояние
материала, мы найдем несколько указаний в пользу нашей гипотезы, то
сможем оценить их очень высоко.
Мог бы существовать короткий путь доказательства того нашего тезиса, что
Моисеева религия была религией Атона и никакой иной, а именно, если бы
мы имели символ веры, ее провозглашение. Но боюсь, нам скажут, что этот
путь закрыт для нас. Как хорошо известно, еврейский символ веры гласит:
"Schema Jisroel Adonai Elohem Adonai Echod"**.
Если то, что имя египетского Атона (Атума) звучит как древнееврейское
слово Adonai [господь] и имя сирийского божества Адонис, — не просто
случайность, а обусловлено первоначальным родством речи и значения,
тогда еврейскую догму можно было бы перевести следующим образом:
"Слушай, о Израиль: наш бог, Атон (Adonai), единственный бог". К
сожалению, я совершенно некомпетентен ответить на этот вопрос, а в
литературе мне удалось найти лишь очень немногое***.
Но по всей вероятности это слишком облегчает нашу задачу. В любом случае
нам еще раз придется вернуться в проблемам, касающимся имен богов.
Сходства, а также различия между двумя религиями легко заметны, но
многого это нам не дает. Обе религии — формы строгого монотеизма, и нам
придется априори проследить, что в них было общего в отношении этой
фундаментальной характеристики. В некоторых аспектах еврейский монотеизм
был даже строже египетского: например, в запрещении любых рисуночных
изображений. Самое существенное различие (за исключением имен их богов)
можно видеть в том, что в еврейской религии совершенно не было
поклонения солнцу, к которому склонялась египетская религия. Когда мы
проводили сравнение с общераспространенной религией Египта, у нас
создалось впечатление, что кроме фундаментального контраста, в различии
двух религий играл роль фактор намеренного противоречия. Это
впечатление, по-видимому, оправдывается, если теперь, сравнивая, мы на
место еврейской религии ставим религию Атона, которая, как мы знаем,
была учреждена Эхнатоном с преднамеренным антагонизмом к
общераспространенной. Мы были оправданно удивлены тем, что еврейская
религия не имеет ничего общего с иным миром или жизнью после смерти.
Хотя подобная доктрина была бы совместима со строжайшим монотеизмом. Но
это удивление исчезает, если мы вернемся от еврейской религии к религии
Атона и предположим, что этот отказ был взят из нее, ведь Эхнатону это
было необходимо для борьбы с общераспространенной религией, в которой
Осирис, бог мертвых, играл, возможно большую роль, чем какой-либо другой
бог из верхнего мира. Совпадение еврейской религии и религии Атона в
этом важном моменте является первым сильным аргументом в пользу нашего
тезиса. И мы увидим, что не единственным.
Моисей не только дал Евреям новую религию; с такой же уверенностью можно
утверждать, что он ввел у них обычай обрезания. Этот факт имеет решающее
значение в нашей проблеме и едва ли когда-либо рассматривался. Верно,
что Библия неоднократно противоречит этому. С одной стороны, она
прослеживает обрезание до патриархальных времен как знак завета между
Господом и Авраамом; с другой — в особенно неясном отрывке — описывает,
как Бог разгневался на Моисея за то, что тот забыл священный обычай*, и
хотел убить его; но жена Моисея, мадиамитянка, спасла своего мужа от
гнева Господнего, быстро выполнив эту операцию".
Однако все это — искажения, которые не должны увести нас в сторону;
позднее мы увидим, чем он объясняются. Фактически есть лишь один ответ
на вопрос: откуда к Евреям пришел обычай обрезания, а именно — из
Египта. Геродот, "отец истории", говорит нам, что обычай обрезания
существовал в Египте с давних пор*, и его утверждение действительно
подтверждается найденными мумиями и рисунками на стенах гробниц.
Насколько нам известно, никакие другие народы Восточного Средиземноморья
этот обычай не практиковали; можно с уверенностью предположить что
семиты, вавилоняне и шумеры были не обрезанными. Сама Библия говорит,
что это верно в отношении жителей Ханаана; это является необходимой
предпосылкой случая с дочерью Иакова и принцем Сихемом**.
Предположение о том, что Евреи приобрели обычай обрезания во время
пребывания в Египте тем ли иным способом, но не связанным с религиозным
учением Моисея, можно отбросить как совершенно безосновательное. Теперь,
приняв за несомненный факт, что обрезание было всеобщим
широкораспространенным обычаем в Египте, давайте на некоторое время
вернемся к общепринятой гипотезе, что
Моисей был Евреем, который хотел
освободить своих соотечественников от египетского рабства и увести их,
чтобы начать независимое и самоосознанное существование в другой стране
— что фактически и произошло. В этом случае, какой смысл был бы в том,
что он в то же время навязал им хлопотный обычай, который даже до
некоторой степени превращал их в египтян, и который должен был
увековечить их память об Египте — в то время как усилия
Моисея могли
быть направлены лишь в противоположном направлении, на отчуждение своего
народа от земли его рабства и на преодоление тоски по "материальному
благополучию"? Нет, то с чего мы начали, и гипотеза, которую мы добавили
позже, являются настолько несовместимыми, что мы можем достаточно
самоуверенно утверждать следующее: если
Моисей дал Евреям не только
новую религию, но также и заповедь обрезания, то он был не Евреем, а
египтянином, и в этом случае Моисеева религия, вероятно, была египетской
и, в связи с ее контрастом с общепринятой религией, религией Атона, с
которой последующая еврейская религия сходится в некоторых важнейших
положениях.
Как я уже указывал, моя гипотеза о том, что
Моисей был не Евреем, а
египтянином, создала новую загадку. Его поведение, легко объяснимое для
Еврея, непостижимо для египтянина. Если мы, однако, отнесем
Моисея ко
временам Эхнатона и предположим, что он соприкасался с этим фараоном, то
загадка исчезает, и становится возможным раскрыть мотивы, которые
прояснят все наши вопросы. Давайте начнем с предположения, что
Моисей
был аристократом и известным человеком, возможно, даже членом царского
дома, как говорит о нем легенда. Он несомненно сознавал свои большие
способности, амбиции и энергию; возможно даже, что он представлял себе,
что однажды будет вождем своего народа, станет правителем царства.
Находясь в окружении фараона, он был убежденным приверженцем новой
религии, основные идеи которой сделал своими собственными. Когда фараон
умер, воцарилась реакция, и Моисей увидел, что все его надежды и
перспективы уничтожены; если он не был готов отказаться от всех столь
дорогих ему убеждений, то Египет ничего больше не мог ему предложить —
он потерял свою страну. В этом затруднительном положении он нашел
необычное решение. Эхнатон-мечтатель отдалился от своего народа и
позволил империи развалиться на части. Более энергичной натуре
Моисея по
нраву больше подходил план основать новое царство, найти новый народ,
которому он представит для служения религию, которой пренебрег Египет.
Как мы видим, это была героическая попытка побороть судьбу,
компенсировать в двух направлениях потери, понесенные в результате
катастрофы Эхнатона. Возможно, в это время
Моисей был правителем
приграничной провинции Гошен*", где жили некоторые семитские племена
(возможно еще со времен гиксосов)**.
Их он и выбрал в качестве своего нового народа — историческое
решение***. Он нашел с ними общий язык, стал во главе их и провел Исход
"рукою крепкою"****.
В полном противоречии с библейским преданием мы можем, предположить, что
этот Исход произошел мирно и без преследования. Авторитет
Моисея сделал
это возможным, а так как центральное управление в то время
отсутствовало, никакого вмешательства со стороны не было.
Согласно этой нашей конструкции, Исход из Египта должен был произойти в
период между 1358 и 1350 гг. до н.э. — то есть, после смерти Эхнатона и
до восстановления Хоремхебом государственной власти*****.
Конечным пунктом переселения могла быть только Ханаанская земля. После
крушения египетского доминиона в этот район ворвались орды воинственных
арамейцев, завоевывая и грабя, и показывая таким образом, где умелые
люди могут захватить новые земли. Мы знаем об этих воителях из писем,
найденных в 1887 году в разрушенном городе Амарне. Там они назывались
habiru, и это имя было перенесено (мы не знаем как) на последующих
еврейских захватчиков — Hebrews*, о которых не могла идти речь в письмах
из Амарны. На юге Палестины, в Ханаане, также жили племена, ближайшие
родственники Евреев, которые теперь находились на пути из Египта.
Открытые нами мотивы Исхода в целом также можно применить и к введению
обряда обрезания. Мы знакомы с отношением людей (как наций, так и
индивидов) к этому первобытному обычаю, который сейчас едва ли понятен.
Те, кто его не практикуют, смотрят на него как на очень странный обычай
и в некоторой степени шокированы им; но те, кто принял обрезание,
гордятся им. Они чувствуют себя возвеличенными, так сказать,
облагороженными, и свысока, с презрением смотрят на других, которых
считают нечистыми. Даже сегодня турок может обозвать христианина
"необрезанной собакой". Можно предположить, что
Моисей, будучи
египтянином, сам был обрезан и разделял эту позицию. Евреи, с которыми
он покинул свою страну, должны были быть для него лучшей заменой
египтян, которых он оставил позади. Ни в коей мере Евреи не должны были
стоять ниже их. Он хотел превратить Евреев в "святой народ", как
недвусмысленно сказано в библейском тексте**, и в качестве знака этого
освящения ввел обычай, который по меньше мере уравнивал их с египтянами.
И Моисей мог лишь приветствовать то, что они будут отделены таким
знаком" и будут держаться в стороне от других народов, среди которых им
придется скитаться, точно так же, как египтяне держались в стороне от
других чужеземцев***.
Позднее, однако, древний еврейский обычай оказался как бы поставленным в
невыгодное положение тем выводом, к которому мы приходим. Если
допустить, что обрезание было египетским обычаем, введенным
Моисеем, то
это было почти равнозначно признанию, что религия, переданная
Моисеем,
также была египетской. Были веские основания отрицать этот факт, поэтому
правда об обрезании также Должна была быть опровергнута.
4
Я полагаю, что в этом месте моя гипотеза встретит возражения. Она
отнесла Моисея, египтянина, к периоду Эхнатона. Она объяснила его
решение встать во главе еврейского народа политическими
обстоятельствами, сложившимися в стране на то время, и она признает
религию, переданную или навязанную его протеже, как религию Атона,
которая фактически потерпела крах в самом Египте. Я полагаю, что мне
скажут, что я построил эту конструкцию из предположений с излишней
самоуверенностью, для которой нет оснований в доступном материале. Я
думаю, что это возражение неправомерно. Я уже подчеркивал фактор
сомнения в своих вступительных примечаниях; я, так сказать, вынес этот
фактор за скобки и внутри скобок могу позволить себе воздержаться от
постоянных повторений*.
Я могу продолжать обсуждение, приведя некоторые свои собственно
критические замечания. Зерно моей гипотезы — зависимость еврейского
монотеизма от монотеистического эпизода в истории Египта —
предполагалась и упоминалась многими авторами. Я не буду утруждать себя
цитированием здесь всех этих мнений, так как ни одно из них не может
указать, каким образом было осуществлено это влияние. Даже, если, по
нашему мнению, это влияние все же связано с фигурой
Моисея, мы должны
также указать на некоторые другие возможности, кроме той, которую мы
предпочитаем. Не следует предполагать, что падение официальной религии
Атона совершенно прекратило монотеистическое течение в Египте. Жречество
в Иуну, с которого это течение началось, пережило "катастрофу и могло
продолжать привлекать под влияние своих идей поколения после Эхнатона.
Таким образом, шаг, предпринятый Моисеем, все еще остается возможным,
даже если он и не жил во времена Эхнатона и не находился под его личным
влиянием, если он был всего лишь приверженцем или, возможно,
представителем жречества из Иуну. Эта вероятность отдалит дату Исхода и
приблизит его к общепринятой дате (в XIII столетии до н.э.); но больше в
ее пользу ничего нет. Наша догадка в отношении мотивов
Моисея оказалась
бы несостоятельной, а облегчение Исхода анархией, господствовавшей в
стране — больше неприменимым. Последующие цари XIX Династии установили
строгий режим. И лишь в период, непосредственно последовавший за смертью
еретического царя, совпали все условия, как внешние так и внутренние,
которые благоприятствовали Исходу.
Кроме Библии у Евреев есть обширная литература, в которой можно
встретить легенды и мифы, которые на протяжении веков возникали вокруг
впечатляющей фигуры их первого вождя и основателя их религии, и которая
одновременно проясняет и затеняет эту фигуру. Во всем этом материале
разбросаны фрагменты предания, соответствующего действительности, для
которых не нашлось места в Пятикнижии. Одна такая легенда содержит
обстоятельный рассказ о том, как честолюбие человека
Моисея выразилось
даже во времена его детства. Однажды фараон взял его на руки и,
забавляясь, поднял высоко вверх, и маленький трехлетний мальчик сорвал
корону с головы царя и надел ее на свою. Это предзнаменование
встревожило царя, который не преминул посоветоваться об этом со своими
мудрецами*.
В различных местах встречаются рассказы о его победоносных военных
действиях в качестве египетского генерала в Эфиопии, и о том, как он
бежал из Египта в связи с этим, потому что у него была причина опасаться
зависти со стороны какой-нибудь группировки при дворе или самого
фараона. Само библейское повествование приписывает
Моисею некоторые
черты, в которые вполне можно поверить. Оно описывает его как
вспыльчивого, легко впадающего в гнев, как например, когда в ярости он
убил жестокого надсмотрщика, который грубо обращался с еврейскими
рабочими, или когда в гневе на отступничество людей он разбил Скрижали
Закона, которые принес с Горы Господней [Синай]**; на самом деле, в
итоге сам Бог наказал его за необдуманный, поступок, но ничего не
говорится***, за какой. Так как черта такого типа не может служить его
прославлению, он она вероятно, может соответствовать исторической
истине. Нельзя исключать и той вероятности, что некоторые черты
характера, которые Евреи включали в раннее описание Бога — представляя
его завистливым, жестоким и беспощадным — по своей сущности могли быть
взяты из воспоминаний о Моисее; так как на самом деле из Египта их вывел
не невидимый Бог, а реальный человек
Моисей.
Другая черта, приписываемая Моисею, имеет для нас особый интерес.
Говорится, что Моисей был "неречист и тяжело говорил": он должно быть
страдал заторможенностью или нарушением речи. Из-за этого в его
предполагаемых отношениях, с фараоном ему необходима была помощь Аарона,
которого называют его братом*.
Это опять же может быть исторической правдой и окажется желанным вкладом
в представление живого образа великого человека. Но этот факт может
иметь и другое, более важное значение. Он может несколько искаженно
напоминать о том, что Моисей говорил на другом языке и не мог общаться
со своими семитскими неоегиптянами без переводчика, во всяком случае в
самом начале их отношений — следовательно, это является новым
подтверждением того, что Моисей был египтянином.
Теперь, однако, как кажется, наша работа подошла к предварительному
завершению. На данный момент из гипотезы о том, что
Моисей был
египтянином мы не можем вывести никаких заключений, независимо от того,
доказана она или нет. Ни один историк не может рассматривать библейский
рассказ о Моисее и Исходе как что-либо иное, чем пример религиозного
образного вымысла, который переработал далекое предание в угоду своим
собственным тенденциозным намерениям. Первоначальная форма этого
предания нам неизвестна; мы были бы рады узнать, каковы же были эти
искажающие намерения, но нас держит в неведении незнание исторических
событий. То, что наше воссоздание событий не оставляет места для ряда
эффектных моментов библейского повествования, таких как: десять казней,
переход через Красное море и торжественное вручение законов на горе
Синай — нас не смущает. Но мы не можем оставаться безразличными, если
окажемся в противоречии с данными трезвых научных исследований
современности.
Современные историки, представителем которых мы можем назвать Эдварда
Мейера (1906), соглашаются с библейской историей в одном решающем
моменте. Они также придерживаются мнения, что еврейские племена, из
которых в дальнейшем пошел народ Израиля, приняли новую религию в
определенный момент времени. Но с их точки зрения это произошло не в
Египте, и не у подножья горы на Синайском полуострове, а в неком месте,
названном Меribah-Kadesh** [Мериба Кадес], оазисе, известном богатством
своих источников и колодцев, расположенном южнее Палестины между
восточным выходом с Синайского полуострова и западной границей
Аравии***. Там они переняли поклонение богу Jahweh [Яхве]*, вероятно от
соседствующего племени аравийских мадианитян. Вполне возможно, что и
другие племена по соседству также были последователями этого бога.
Яхве, несомненно, был богом вулканов. Хорошо известно, что в Египте не
было вулканов, а горы Синайского полуострова никогда не были
вулканическими} с другой стороны, вдоль западной границы Аравии
расположены вулканы, которые до недавнего времени могли быть
действующими. Поэтому одна из этих гор и должна быть горой Синай-Хореб,
которая считалась домом Яхве**. Несмотря на все исправления, которым
подверглась Библия, первоначальный образ бога, согласно Эдварду Мейеру,
все же можно восстановить: он был жутким, кровожадным демоном, который
появлялся по ночам и избегал дневного света***. Посредник между Богом и
народом при основании этой религии был назван
Моисеем. Он был зятем
мадиамского священника Иофора, и пас овец, когда услышал зов Господа.
Иофор также посетил его в Кадесе и дал ему некоторые советы****.
Хотя и
верно, что Эдвард Мейер говорит о том, что никогда не сомневался, что в
рассказе о временном пребывании в Египте и катастрофе египтян" есть
некоторая историческая суть, но он очевидно не знал, к чему приложить и
как использовать этот факт, с которым он соглашался. Единственное, что
он готов признать в качестве египетского наследия — это обычай
обрезания. Он добавляет два важных указания, работающих в поддержку
наших предшествующих аргументов: во-первых, то что Иисус приказал людям
совершать обрезание, чтобы "снять с вас посрамление [т.е. презрение]
египетское"*****, и во-вторых цитату из Геродота, гласящую, что
"финикийцы (без сомнения, Евреи) и сирийцы Палестины сами признают, что
научились этому обычаю у египтян"******.
Но он мало что мог сказать в пользу египетского
Моисея: "Мы знаем, что
Моисей является предком священнослужителя из Кадеса — то есть фигурой из
генеалогической легенды, относящейся к культу, а не исторической
личностью. Таким образом (за исключением тех, кто принимает предание
исключительно за историческую истину), никто из тех, кто относится к
нему как к исторической фигуре, не смог наполнить ее содержанием,
представить его как конкретную личность или указать на то, что он мог
совершить ив чем могла заключаться его историческая миссия"*******.
С другой стороны, Мейер неустанно настаивал на связи
Моисея с Кадесом и
Мадиамской землей: "Фигура Моисея тесно связана с Мадиамской землей и
культовыми центрами в пустыне..." и: "Эта фигура
Моисея неразрывно
связана с Кадесом (Масса и Мерива"), и кроме того, он был зятем
мадиамского священника. Его свяэь с Исходом и вся история его юности,
напротив, вторичны, и являются просто следствием включения
Моисея в
связный и непрерывный легендарный рассказ".
Мейер также указывает на то, что темы, включенные в рассказ о юности
Моисея, позднее все до одной
были выброшены: "Моисей в Мадиамской земле
уже больше не египтянин и не внук фараона, а пастух, которому открылся
Яхве. В повествовании о казнях уже больше совсем не говорится о его
прошлых связях, хотя их легко и эффектно можно было использовать, и
полностью забыт приказ убивать (новорожденных] сыновей израильтян*. В
Исходе и крахе египтян Моисей вообще не играет никакой роли. Он даже не
упоминается. Героический характер, о котором повествует рассказ о его
детстве, у более позднего Моисея полностью отсутствует; он лишь человек
Господа, чудотворец, наделенный Яхве сверхъестественными силами"**.
Мы не можем оспаривать того впечатления, что этот
Моисей из Кадеса и
Мадиамской земли, которому предание на самом деле приписывает создание
медного змея как исцеляющего бога*** — кто-то совершенно иной, а не
предполагаемый нами аристократический египтянин, давший людям религию, в
которой всяческая магия и заклинания строжайшим образом осуждались. Наш
египетский Моисей, вероятно, не меньше отличается от мадиамского
Моисея,
чем всеобщий бог Атон от демона Яхве, обитающего на Горе Господа. И если
мы имеем хоть какую-то веру в заключения современных историков, то
придется согласиться, что нить, которую мы пытались сплести из
предположения, что Моисей был египтянином, порвалась вторично. И на этот
раз, по-видимому, без надежды на починку.
5
Неожиданно нам снова представляется путь к выходу. Попытки увидеть в
Моисее фигуру, превосходящую священника из Кадеса, и подтвердить
величие, с которым восхваляет его предание, не прекращались, начиная с
Эдварда Мсйера (см. Gressmann, [1913] и др.). Затем в 1922 году Селлин
сделал открытие, которое решительно повлияло на нашу проблему. Он нашел
у Пророка Осии (вторая половина VIII ст. до н.э.) верные признаки
предания о том, что Моисей, основатель религии, умер насильственной
смертью во время восстания своего непокорного и упрямого народа, и что
одновременно была отвергнута введенная им религия. Это предание, однако,
не ограничивается Осией; оно снова возникает у большинства более поздних
пророков, и на самом деле, согласно Селлину, становится основой всех
позднейших мессианских ожиданий. В конце вавилонского рабства среди
еврейского народа созрела надежда, что человек, который был так
бесчестно убит, восстанет из мертвых и поведет свой полный раскаяния
народ, а может быть, и не только его, в царство вечного счастья. Явная
связь этого предания с судьбой основателя более поздней религии нас
здесь не интересует.
И снова я, конечно же, не могу судить, правильно ли Селлин истолковал
отрывки из Пророков. Но если он прав, то мы можем приписать
обнаруженному им преданию историческую правдоподобность, так как такие
вещи просто так не сочиняются. Для этого нет реальной причины. Но если
они действительно имели место, то легко понять, что люди пожелают забыть
о них. Нам необязательно принимать все детали этого предания. По мнению
Селлина, местом нападения на Моисея следует считать Shittim в местности
восточнее Иордана. Но мы скоро увидим, что этот район не подходит для
наших предположений.
Мы позаимствуем у Селлина Гипотезу о том, что египетский
Моисей был убит
Евреями, и религия, которую он ввел, покинута. Это позволяет нам вить
нашу нить дальше, не вступая в противоречие с достоверными данными
исторических открытий. Но кроме этого мы рискнем сохранить независимость
от специалистов и "идти своим собственным путем". Исход из Египта
остается нашей начальной точкой. С Моисеем страну должно было оставить
значительное количество людей; небольшое сборище вряд ли бы
удовлетворило далеко идущие намерения этого честолюбивого человека.
Переселенцы, вероятно, жили в Египте достаточно долго, чтобы вырасти в
довольно большое население. Но "мы, конечно же, не ошибемся, если
предположим, как и большинство специалистов, что лишь небольшая часть
тех людей, из которых в дальнейшем образовался еврейский народ,
участвовала в египетских событиях. Другими словами, покинувшее Египет
племя, позднее, на пути из Египта в Ханаан, соединилось с другими
родственными племенами, которые уже достаточно долго жили там. Это
объяснение, от которого пошел израильский народ, отразилось в принятии
новой религии, общей для всех этих племен, религии Яхве — событии,
которое, согласно Эдварду Мейеру [1906, 60 и далее], произошло под
мадиамским влиянием в Кадесе. После этого народ почувствовал себя
достаточно сильным, чтобы предпринять вторжение на землю Ханаан. Если мы
предположим, что крах Моисея и его религии произошел в местности
восточнее Иордании, то это не будет совпадать с ходом событий; он должен
был произойти задолго до объединения племен.
Не может быть никакого сомнения, что при образовании еврейского народа
сошлись очень разные элементы; но самое большое различие между этими
племенами заключалось в том, пережили они временное пребывание в Египте
и то, что за ним последовало, или нет. В соответствии с этим мы можем
сказать, что нация возникла из объединения двух составных частей; и это
согласуется с тем, что после короткого периода политического единства
она раскололась на две части — царство Израиля и царство Иудеи. История
любит подобные восстановления прежнего положения вещей, когда за
слиянием следует раскол и возврат к прежнему разделению. Самый
впечатляющий пример этого — хорошо известная Реформация, когда после
промежутка свыше тысячи лет, снова была воздвигнута граница между
Германией, которая одно время была Римской, и Германией, которая
оставалась независимой. В случае еврейского народа невозможно указать на
такое точное воспроизведение прежнего положения вещей; наши знания о тех
временах слишком неопределенны, чтобы мы смогли утверждать, что некогда
оседлые племена снова могли объединиться в Северном Царстве, а пришедшие
из Египта — в Южном Царстве; но здесь также последующий раскол не мог не
быть связанным с прежним объединением. Бывших египтян по количеству,
вероятно, было меньше, чем других, но в культурном отношении они стояли
выше. Они оказали более сильное влияние на дальнейшее развитие народа,
потому что принесли с собой предание, которого у других не было.
Возможно, они принесли с собой что-то еще, более существенное, чем
предание. Одной из величайших загадок еврейской предыстории является
возникновение левитов. Их происхождение прослеживается к одному из
двенадцати родов Израиля — роду Левия — но ни одно предание не
отваживается сказать, где этот род первоначально обитал, или какая часть
завоеванной земли Ханаана была ему отведена. Они занимали самые важные
посты священнослужителей, но сами священниками не были. Левит — не
обязательно священник; не является это имя и названием касты. Объяснение
предлагает наша гипотеза о фигуре Моисея. Маловероятно, что такой
великий господин, как египтянин Моисей присоединился бы к чужому народу
в одиночку. Он, конечно же, должен был взять с собой и свою свиту —
ближайших приверженцев, писцов, домашних слуг. Вот кем первоначально
были левиты. Предание, которое утверждает, что
Моисей был левитом,
по-видимому, совершенно искажает факты: Левитами были те, кто последовал
за Моисеем. Это заключение подтверждается тем, о чем я уже упоминал в
своем предшествующем очерке — позднее египетские имена встречаются лишь
у левитов*.
Следует предположить, что изрядное число этих сторонников
Моисея
миновала катастрофа, постигшая его самого и основанную им религию. В
ходе последующих поколений их число увеличилось, и они слились с людьми,
среди которых жили, но оставались верными своему господину, сохраняли
память о нем и несли с собой предание о его учениях. Во время
объединения со сторонниками Яхве они составили влиятельное меньшинство,
стоящее в культурном отношении выше остальных.
Я выдвигаю в качестве предварительной гипотезы то, что между падением
Моисея и становлением новой религии в Кадесе прошло два поколения, а
может быть, даже и столетие. Я не вижу возможности определить,
встретились ли нео-египтяне (как я предпочитаю их называть здесь) — то
есть те, кто вернулся из Египта — со своими племенными сородичами после
того, как последние уже приняли религию Яхве или до этого. Вторая
возможность кажется более вероятной. Но в конечном итоге никакой разницы
нет. То, что произошло в Кадесе, было компромиссом, в котором очевидную
роль сыграли племена Моисея.
Здесь мы снова можем привести свидетельство, предоставляемое обрядом
обрезания, которое неоднократно приходило нам на помощь, подобно, так
сказать, главному ископаемому. Этот обычай стад обязательным также в
религии Яхве, и так как он неразрывно связан с Египтом, то его принятие
могло быть лишь уступкой приверженцам
Моисея, которые — или левиты среди
них — не желали отказываться от знака своей святости [с.162]. Эту часть
своей прежней религии они хотели сохранить настолько, что в обмен на это
были готовы принять новое божество и то, что жрецы Мадиамской земли о
нем говорили. Возможно они могли добиться и других уступок. Мы уже
упоминали, что еврейский ритуал предписывал определенные ограничения в
отношении использования имени Господа. Вместо "Яхве" следовало
употреблять слов Adonai [Господь].
Заманчиво внести такое предписание в
наш контекст, но это лишь предположение, не имеющее никаких других
оснований. Запрет произносить имя бога как известно, является табу
первобытного века. Мы не знаем, почему оно было воскрешено именно в
еврейском законе; вполне, возможно, что на это повлияла новая причина.
Нет необходимости полагать, что запрет выполнялся последовательно; в
сложных именах собственных имя Бога Яхве могло использоваться свободно
(например, Jachanan, Jehu, Joshua [Джошуа]). Однако с этим именем были
связаны особые обстоятельства. Как нам известно, критический анализ
Библии предполагает, что первые шесть книг Ветхого Завета имеют два
документальных источника*. Они разделяются как J и Е, потому что в одном
из них имя Господа звучит как "Jahve" [Яхве], а в другом — "Е1оhim"
[Элогим]: действительно, "Элогим"; а не "Adonai". Но следует иметь в
виду замечание одного из наших специалистов: "различные имена являются
явным указанием на существование двух изначально различных богов"**.
Мы привели сохранение обряда обрезания в качестве доказательства того,
что учреждение религии в Кадесе было определенным компромиссом. Мы можем
увидеть его сущность в согласующихся повествованиях J и Е, которые
относительно этого вопроса используют общий источник (документированное
или устное предание). Его основной целью была демонстрация величия и
силы нового бога Яхве. Приверженцы Моисея придавали такое больше
значение пережитому во время исхода из Египта, поэтому акт освобождения
должен был быть представлен как событие, которым они обязаны Яхве, и это
событие было приукрашено преувеличениями, которые доказывали ужасающее
величие вулканического бога — такими как дым [облачный столп], который
ночью превращался в столп огненный, и шторм, который оголил на время дно
моря, а вернувшаяся обратно вода потопила преследователей*.
Это повествование сблизило времена Исхода и учреждения новой религии и
отвергло продолжительный интервал между ними. Также и передача законов
была представлена как произошедшая не в Кадесе, а у подножия Горы
Господней и сопровождаемая вулканическим извержением. Этот рассказ,
однако, допускает серьезную несправедливость но отношению к человеку
Моисею: именно он, а не вулканический бог освободил народ из египетского
плена. Поэтому ему причиталась компенсация, она состояла в том, что
человек Моисей был перенесен в Кадес или Синай-Хореб и поставлен на
место мадианитянских священников. Позднее мы увидим, что это решение
удовлетворяло и другой настоятельной и неотложной необходимости. Таким
образом, так сказать, было достигнуто взаимное соглашение: Яхве, жившему
на горе в Мадиамской земле, было позволено распространиться до Египта, а
в обмен на это существование и деятельность
Моисея былы распространены
до Кадеса и до земель восточнее Иордании. Таким образом, он слился с
фигурой позднейшего основателя религии, с зятем мадианитянина Иофора
[с.169], и дал ему свое имя, Моисей. Однако о личности этого второго
Моисея мы ничего сказать не можем — он был совершенно затенен первым,
египетским Моисеем — если, конечно, не будем поднимать противоречий в
библейском описании характера Моисея. Он часто изображается деспотичным;
вспыльчивым и даже жестоким, однако он также описывается как самый
мягкий и терпеливейшии из людей**.
Эти последние качества, очевидно плохо подходили бы египетскому
Моисею,
которому приходилось иметь дело со своим пародом в очень значительных и
сложных обстоятельствах; они могут относиться к характеру другого
Моисея, мадиамитянина. Я полагаю, что мы вправе разделить эти две фигуры
и предположить, что египетский Моисей никогда не был в Кадесе и никогда
не слышал имени Яхве, и что мадиамитянский
Моисей никогда не был в
Египте и ничего не знал об Атоне. Чтобы слить вместе две эти фигуры,
преданию или легенде пришлось перенести египетского
Моисея в Мадиамские
земли, и мы видели, что этому существует не одно объяснение.
6
И снова я готов к обвинению в том, что представляю свою реконструкцию
ранней истории народа Израиля с излишней и неоправданной уверенностью. Я
не буду слишком сильно задет такой критикой, так как она находит
отражение и в моей собственной оценке. Я и сам знаю, что мое построение
имеет слабые места, но оно также имеет и сильные стороны, В целом
преобладает впечатление, что продолжать работу в выбранном направлении
стоит.
Доступное нам библейское предание содержит важные и действительно
неоценимые исторические данные, которые, однако были искажены сильным
влиянием предвзятых домыслов и приукрашены результатами поэтического
вымысла. До сих пор в ходе наших попыток мы смогли выявить одно из таких
искажающих намерений [с.175]. Это открытие указывает нам дальнейший
путь. Мы должны раскрыть другие такие же тенденциозные домыслы. Если мы
найдем способ распознавания искажений, обусловленных подобными
намерениями, то выявим лежащие за ними новые фрагменты истины.
Прежде всего, прислушаемся к тому, что может рассказать нам критический
анализ Библии об истории происхождения первых шести книг Ветхого Завета,
пяти книг Моисея и Книги Иисуса, которые и составляют предмет нашего
интереса*. Самым ранним документальным источником считается J
(Яхвистский писатель), который совсем недавно был идентифицирован как
священник Эбиатар, современник Царя Давида**. Немного позднее —
насколько точно, неизвестно — мы находим так называемого элогимского
писателя [Е] из Северного Царства***. После падения Северного Царства в
722 г. до н.э. некий еврейский священник сложил части J и Е и сделал
свои собственные добавления. Эта его компиляция обозначается как JE. В
VII в. до н.э. к ней была добавлена пятая книга, Второзаконие.
Предполагается, что она была найдена уже завершенной в Храме. В период
после разрушения Храма (586 г. до н.э.), во время и после вавилонского
пленения была выполнена переработка, известная как "Священнический
кодекс"; в V в. до н.э. работа подверглась окончательному пересмотру и с
тех пор по существу не изменялась****.
Скорее всего, история царя Давида и его времен является работой
современника. Это подлинное историческое повествование, созданное за
пять столетий до Геродота, "отца истории". Это достижение легче понять,
если, придерживаясь нашей гипотезы, мы вспомним о египетском влиянии*.
Даже возникает подозрение, что израильтяне самого раннего периода, то
есть писцы Моисея — могли принимать некоторое участие в составлении
первого алфавита**. У нас, конечно же, нет возможности узнать, в какой
мере сообщения о прежних временах опираются на ранние записи или устное
предание, и сколько времени в каждом отдельном случае проходило между
событием и записью о нем. Однако же текст, в том виде, в котором он
доступен нам сегодня, может достаточно рассказать о своих собственных
изменениях. В нем оставили след две взаимно противоположные обработки. С
одной стороны, текст подвергся редакции, которая фальсифицировала его
согласно своим скрытым целям, исказила и расширила его и даже изменила
его смысл на противоположный; с другой стороны — его внимательно
контролировало набожное священничество, которое стремилось сохранить все
как есть, независимо от того, был ли текст последовательным или
противоречивым.
Так, почти повсюду появились заметные пробелы,
беспорядочные повторения и явные противоречия — признаки, указывающие на
то, чего текст не должен был донести до нас. По своему значению
искажение текста напоминает убийство: трудность заключается не в самом
действии, а в том, чтобы избавиться от его следов. Мы вполне можем
придать слову Entstellung [искажение] двойной смысл, который оно
подразумевает, но на который в наше время не обращают внимания. Оно
означает не только "изменение внешнего вида чего-нибудь", но также и
помещение чего-то в другое место, перемещение"***. Соответственно, во
многих случаях искажения текста мы можем, тем не менее, рассчитывать
отыскать то, что было изъято и намеренно скрыто, хоть в измененном виде
и в отрыве от контекста, где-то в другом месте. Только не всегда будет
легко это найти.
Искажающие замыслы, которые мы стремимся отыскать, оказывали воздействие
на предания еще до того, как они были зафиксированы на бумаге. Мы уже
обнаружили один из них, возможно, самый значительный. Как мы говорили, с
введением нового бога, Яхве, в Кадесе, стало необходимо что-то
предпринять, чтобы возвеличить его. Было бы более правильным сказать:
стало необходимо адаптировать его, создать для него место и стереть
следы предшествующих религий. По-видимому, это было с успехом проделано
в отношении религии местных племен: о ней мы больше ничего не слышим. С
теми, кто вернулся из Египта, дело обстояло не так просто; они не
позволяли лишить себя Исхода, человека
Моисея или обрезания. Они
действительно были в Египте, но оставили его, и с этого времени все
следы египетского влияния должны были быть стерты. Человека
Моисея
переместили в землю мадиамскую и Кадес и объединили со
священнослужителем Яхве, основавшим религию. Обрезание, наиболее
подозрительное указание на зависимость от Египта, пришлось сохранить, но
при этом было приложено множество усилий, чтобы отделить этот обычай от
Египта — вопреки очевидным фактам. Лишь намеренным отрицанием выдающего
истину факта можем мы объяснить сбивающий с толку и непонятный отрывок в
Исходе [IV, 24-6], согласно которому однажды Яхве разозлился на
Моисея
за то, что тот пренебрег обрезанием, а жена
Моисея, мадиамитянка, спасла
ему жизнь, быстро проделав эту операцию*.
Скоро мы встретимся с другим изобретением, делающим это неудобное
свидетельство безвредным.
То, что мы находим признаки явного отрицания того, что Яхве был новым
богом, чуждым для Евреев, едва ли можно назвать новым тенденциозным
намерением: это, скорее, продолжение предыдущего. С этой целью были
введены легенды патриархов народа — Авраама, Исаака и Иакова. Яхве
утверждал, что он уже был богом этих праотцов; хотя верно и то, что и он
сам вынужден был согласиться, что они не поклонялись ему под этим
именем**. Однако он не указывает, каким же было его другое имя.
Здесь представился удобный случай для решающего удара против египетского
происхождения обычая обрезания: повествуется, что Яхве уже настаивал на
нем в отношении Авраама и ввел его в знак завета между ним и
Авраамом***.
Но это — грубая выдумка. В качестве знака, отличающего одного человека
от других и предпочтения его другим, выбирается то, чего у других людей
нет; то, что точно так же присуще миллионам других людей не выбирается.
Израильтянин, попавший в Египет, должен был бы признавать каждого
египтянина как брата по завету, брата в Яхве. Невозможно, чтобы
израильтяне, создавшие текст Библии, не знали, что обрезание было в
Египте испокон веков. Отрывок из Иисуса Навина [V, 9], цитируемый
Эдвардом Мейером [см. с.168], допускает это без всяких сомнений; но
именно поэтому от этого необходимо было отречься любой ценой.
Мы не должны ожидать, что мифические религиозные построения будут
уделять слишком много внимания логической последовательности. Иначе
народные чувства могли быть бы оскорблены божеством, заключившим завет
со взаимными обязательствами с его праотцами, а затем на протяжении
столетий не обращавшим внимания на своих человеческих партнеров, пока
ему не пришло в голову снова явить себя их потомкам. Еще более приводит
в замешательство представление о том, что бог неожиданно "выбирает"
народ, провозглашает его своим народом, а себя их богом. Я полагаю, что
это единственный пример такого рода в истории человеческих религий.
Обычно бог и народ неразрывно связаны, они являются одним целым с самого
начала времен. Несомненно мы иногда слышим о том, что народ выбирает
другого бога, но никогда о боге, который ищет другой парод. Мы,
возможно, лучше поймем это уникальное происшествие, если вспомним
взаимоотношения Моисея с еврейским народом.
Моисей снизошел до Евреев,
сделал их своим народом: они были его "избранным народом"*.
Введение патриархов служило еще одной цели. Они жили в Ханаане, и их
воспоминания были связаны с конкретными местами этой земли. Возможно,
что они сами первоначально были ханаанскими героями или местными
божествами затем были использованы израильтянинами-переселенцами в своей
предыстории. Обращаясь к патриархам, они так сказать, проявляли свой
местный характер и защищали себя от ненависти, направленной на
чужеземных завоевателей. Это было искусной уловкой — заявить, что бог
Яхве лишь возвращал то, что когда-то принадлежало их праотцам.
В последующих дополнениях текста Библии был осуществлен замысел
относительно избегания упоминания Кадеса. Местом, где была основана
религия, раз и навсегда была определена Гора Господа, Синай-Хореб.
Причину этого распознать нелегко; возможно, народ не хотел напоминаний о
влиянии земли Мадиамской. Но все дальнейшие искажения, особенно периода
Священнического Кодекса, имели другую цель. Больше уже не было
необходимости изменять в желаемом направлении рассказ о событиях — это
уже было сделано намного раньше. Но позаботились о том, чтобы все
нынешние предписания и обычаи перенести назад в более ранние времена —
чтобы обосновать их, как правило, законами, данными
Моисеем — и таким
образом утвердить их в качестве священных и обязательных. Однако,
насколько бы картина прошлого ни была подобным образом
сфальсифицирована, эти действия все же имели некоторое психологическое
оправдание. Они отражали тот факт, что в течение многих веков — между
Исходом из Египта и закреплением текста Библии при Эзре и Неемиш прошло
около восьмисот лет — религия Яхве снова вернулась к соответствию или,
возможно даже к идентичности с первоначальной религией
Моисея.
И это является основным результатом, важной сущностью истории еврейской
религии.
7
Среди всех событий ранних времен, которые позднее взялись переработать
поэты, священники и историки, выделяется одно, замалчивание которого
было вызвано самыми насущными и наилучшими человеческими побуждениями.
Это — убийство Моисея, великого вождя и освободителя, факт, который
Селлин установил по намекам в писаниях Пророков. Гипотезу Селлина нельзя
назвать фантастической — она достаточно вероятна.
Моисей, будучи
последователем школы Эхнатона, не применял никаких других методов, кроме
методов царя; он приказывал и навязывал свою веру народу*.
Учение Моисея могло быть даже строже, чем учение его господина. У него
не было необходимости оставлять в качестве поддержки бога солнца: школа
Иуну не имела никакого значения для его чужеземного народа.
Моисея, как
и Эхнатона постигла судьба, которая ожидает всех просвещенных деспотов.
Еврейский народ при Моисее так же мало был готов принять такую высоко
одухотворенную** религию и найти удовлетворение своих потребностей в
том, что она могла предложить, как и египтяне XVIII Династии. В обоих
случаях произошло одно и то же: те, кто "были в подчинении и прозябали в
нужде, поднялись и сбросили груз навязанной им религии. Но в то время
как покорные египтяне ждали, пока судьба не убрала священную фигуру их
фараона, варвары семиты взяли судьбу в собственные руки и избавились от
тирана***.
Нельзя также и утверждать, что сохранившийся текст Библии не дает
никаких свидетельств такой кончины Моисея. В повествовании о
"кочевании
в пустыне"*, которое может относиться к периоду правления
Моисея,
описывается несколько последовательных серьезных бунтов против его
власти, подавленных по велению Яхве с помощью кровавой расправы. Легко
представить, что одно такое восстание закончилось совершенно иначе, чем
предлагает текст. Отступничество народа от новой религии также описано в
тексте — правда, лишь в качестве эпизода — а именно, В рассказе о
Золотом Тельце. Здесь искусный поворот сюжета переносит разбивание
скрижалей закона (что следует понимать символически: "он нарушил закон")
на самого Моисея, а в качестве мотива этого указывается его яростное
негодование**.
Пришло время, когда люди начали сожалеть об убийстве
Моисея и
постарались забыть о нем. Это, несомненно произошло во времена
объединения двух частей народа в Ка-десе. Но когда Исход и учреждение
религии в оазисе [Кадесе] были приближены друг к другу [с.175], и
Моисей
изображался как имеющий отношение к событиям в Кадесе, вместо другого
человека, мадиамского священника, то не только были удовлетворены
требования последователей Моисея, но также был успешно скрыт и
тревожащий факт его насильственной смерти. В действительности в высшей
степени маловероятно, что Моисей мог принимать участие в том, что
произошло в Кадесе, даже если бы его жизнь и не была оборвана.
Теперь мы должны предпринять попытку выяснить хронологическую
последовательность этих событий. Мы отнесли Исход к периоду после
окончания XVIII Династии (1350 г. до н.э.) Он мог произойти или в это
время или немного позднее, так как египетские летописцы включили
последующие годы анархии в период правления Хоремхеба, которое пресекло
ее и продлилось до 1315 г. до н.э. Следующая (но также и единственная)
зафиксированная точка хронологии определяется по стеле [фараона]
Мернептаха (1225-15 гг. до н.э.), который похваляется своей победой над
Isiraal (Израиль) и разорением его семени. Смысл, приписываемый этой
надписи, к сожалению, сомнителен; предполагается, что она доказывает,
что израильские племена в это время уже обосновались в Ханаане***.
Эдвард Мейер справедливо заключает из этой стелы, что Мернептах не мог
быть фараоном Исхода, как необдуманно принималось прежде. Дата Исхода
должна быть более ранней. Вопрос о том, кто был фараоном Исхода, кажется
мне абсолютно праздным. Фараона Исхода не было, так как он происходил в
период междуцарствия. Находка стелы Мернептаха нисколько не проясняет и
возможную дату объединения и основания религии в Кадесе. Мы можем с
уверенностью сказать лишь то, что это произошло где-то между 1350 и 1215
гг до н.э. Мы предполагаем, что Исход относится очень близко к началу
этого периода, а события в Кадесе не слишком удалены от его конца. Нам
хотелось бы, чтобы большую часть этого периода занимал интервал между
этими двумя событиями. Так как необходимо сравнительно продолжительное
время для того, чтобы у возвращающихся племен улеглись страсти после
убийства Моисея, и для того, чтобы влияние его последователей, левитов,
стало таким значительным, как это подразумевает компромисс в Кадесе. Для
этого могло хватить двух поколений или примерно шестидесяти лет, но это
очень тесная подгонка. То, что следует из стелы Мернептаха, происходит
для нас слишком рано, и так как в этой нашей гипотезе одно предположение
базируется на другом, то мы должны согласиться, что это обсуждение
раскрывает слабую сторону нашей конструкции. Достойно сожаления, что
все, относящееся к поселению еврейского народа в Ханаане, является таким
неясным и запутанным. Нашей единственной надеждой, возможно, остается
предположение, что имя на "Израильской" стеле не относится к тем
племенам, судьбы которых мы пытаемся проследить, и которые,
объединившись, впоследствии образовали народ Израиля. В конце концов имя
"Habiru" (иудеи) было перенесено на этот же народ в период Амарны
[с.162].
Объединение племен в нацию путем принятия общей религии, где бы это ни
произошло, легко могло бы оказаться довольно незначительным событием в
мировой истории. Новая религия была бы унесена ходом событий, Яхве
должен был бы занять свое место в процессии ушедших богов, которая
представилась внутреннему взору Флобера*, и были бы "потеряны" все его
двенадцать племен, а не только десять, которые так долго пытаются
отыскать англосаксы. Бог Яхве, которому мадиамский
Моисей тогда
представил новый народ, вероятно, ни в каком отношении не был божеством
выдающимся. Грубый, ограниченный местный бог, яростный и кровожадный, он
пообещал дать своим приверженцам "землю, где текут молоко и мед"** и
побудил их уничтожить ее коренных обитателей "острием меча"***.
Удивительно, как, несмотря на все переработки библейских повествований,
осталось так много того, что позволяет увидеть его первоначальную
сущность. Мы даже не уверены, что его религия была подлинным
монотеизмом, что она отрицала священность богов других народов.
Вероятно, было достаточно того, что народ считал своего собственного
бога могущественнее любого чужеземного, и если, тем не менее,
впоследствии все пошло по иному пути, чем можно было бы ожидать от
такого начала, то причину можно найти лишь в одном. Египетский
Моисей
дал одной части народа более высокоодухотворенное представление о боге;
идею единственного бога, объемлющего весь мир; бога, который был не
менее всемилосердным, чем всемогущим, которому претило все обрядовое и
магическое, и который поставил перед людьми в качестве высшей цели жизнь
в искренности и справедливости. Ибо каким бы неполным ни был имеющийся у
нас материал об этической стороне религии Атона, нельзя не принимать во
внимание, что Эхнатон в своих посвящениях постоянно говорил о себе как о
"живущем в Маат" (истина, справедливость)*.
В конечном итоге все это не сыграло никакой роли в том, что народ отверг
учение Моисея (вероятно, спустя короткое время) и убил его самого.
Предание об этом осталось, и его влияние достигло (правда, лишь
постепенно, в течение столетий) того, в чем было отказано самому
Моисею.
Бог Яхве обрел незаслуженную славу, когда, начиная со времен Кадеса и
далее, ему приписывалось дело освобождения, которое было свершено
Моисеем; но ему пришлось дорого заплатить за это незаконное присвоение.
Тень бога, место которого он занял, стала сильнее его самого; процесс
развития закончился тем, что сущность забытого бога
Моисея вышла на свет
и заменила его собственную сущность. Никто не может сомневаться в том,
что только лишь идея этого другого бога дала возможность народу Израиля
пережить все удары судьбы и сохранила его до наших дней.
Сейчас уже невозможно оценить ту роль, которую сыграли левиты в
окончательной победе Моисеева бога над Яхве. Они встали на сторону
Моисея в прошлом, когда был достигнут компромисс в Кадесе, и была жива
память об их господине, приближенными и соотечественниками которого они
были. В течение столетий они смешались с народом или священничеством, и
основной функцией священнослужителей стало развитие ритуала и надзор за
его соблюдением, сохранение священного писания и пересмотр его согласно
своим целям. Но разве не были все жертвоприношения и все церемонии по
своей сущности лишь магией и колдовством, которые так безоговорочно
отвергало старое моисеево учение? Вслед за этим в народе возникло
бесконечное множество людей, которые не были связаны с
Моисеем по
происхождению, но были очарованы великим и могущественным преданием,
которое постепенно покрывалось мраком: и именно эти люди, Пророки,
неустанно проповедовали старое учение
Моисея — что бог презирал
жертвоприношение и обряд и просил лишь веры и жизни в искренности и
справедливости (Маат). Усилия Пророков имели устойчивый успех; учения, с
помощью которых они восстановили старую веру, стали незыблемым
содержанием еврейской религии. Еврейский народ достоин уважения хотя бы
за то, что смог сохранить такое предание и вырастить людей, которые
выразили его — даже несмотря на то, что его начало было положено великим
чужеземцем.
Я бы не чувствовал уверенности, говоря об этом, если бы не мог сослаться
на суждения других исследователей, обладающих специальными знаниями,
которые видят значение Моисея для еврейской религии в том ж свете, что и
я, хотя и не признают его египетского происхождения. Так, например,
Селлин (1922, 52) пишет: "Следовательно, с этого момента мы должны
представлять подлинную религию Моисея — его веру в одного духовного
Бога, которого он проповедовал — только как достояние малого круга
людей. Несомненно, мы не ожидаем встретить ее в официальном культе, в
религии священников или в верованиях народа. Мы неизбежно можем лишь
рассчитывать найти вспыхивающую кое-где случайную искру от зажженного
однажды духовного факела, обнаружить, что его идеи не погибли полностью,
а то там, то здесь оказывали скрытое воздействие на верования и обычаи,
пока рано или поздно в результате особых обстоятельств или благодаря
людям, полностью охваченным его духом, этот факел не загорелся снова еще
сильнее, и не обрел влияния на более широкие народные массы. Именно с
этой точки зрения непременно следует рассматривать историю древней
религии Израиля. Любой, кто будет пытаться рассматривать Моисееву
религию в рамках той религии, с которой мы соприкасаемся, согласно
летописцам, в жизни народа на протяжении первых пятисот лет его
пребывания в Ханаане, будет допускать серьезнейшую методологическую
ошибку".
Вольц (1907, 64) говорит даже более ясно: по его убеждению "в
самом начале благородная работа Моисея понималась и поддерживалась лишь
слабо и недостаточно, до тех пор, пока в ходе столетий она не была
постигнута все глубже и глубже, и наконец в лице великих пророков,
которые продолжили работу этого одинокого человека, она не встретила
родственный дух".
И здесь, похоже, я завершил свое исследование, которое было подчинено
единственной цели — ввести фигуру египетского
Моисея в цепь еврейской
истории. Таким образом, наши открытия могут быть выражены самым
конкретным образом. Еврейская история известна своими двойственностями:
две группы людей соединились вместе, чтобы образовать нацию; два
царства, на которые распалась эта нация; два имени бога в документальных
источниках Библии. К ним мы добавляем две новых: учреждение двух религий
— первая была подавлена второй, но тем не менее, позднее победоносно
появилась за ней, и два основателя религий, которые оба назывались одним
именем Моисей, и личности которых нам пришлось отделить друг от друга.
Все эти двойственности неизбежно следуют из первой: того, что одна часть
народа испытала на себе то, что следует рассматривать как травматические
переживания, которых другая часть избежала.
Кроме этого, появляется
многое, что требует обсуждения, объяснения и подтверждения. Лишь таким
образом может найти истинное оправдание наш интерес к чисто
историческому исследованию. В чем заключается подлинная сущность
предания, и на что опирается его особая сила, возможно ли обсуждать
личное влияние на мировую историю отдельных великих личностей, какое
кощунство совершает человек в отношении богатого разнообразия
человеческой жизни, если признает лишь те побуждения, которые
обусловлены материальными потребностями, из каких источников черпают
свою силу некоторые идеи (особенно религиозные), чтобы подчинить своему
влиянию как отдельных людей, так и народы — было бы заманчиво изучить
все эти вопросы в конкретном случае еврейской истории. Продолжить работу
в этом направлении означало бы обнаружить связь с заявлениями,
сделанными мной двадцать пять лет назад в Тотем и Табу [1912-1913].
Но я
чувствую, что уже не в силах сделать это.
Оглавление
www.pseudology.org
|
|