Незабвенный, какими
усилиями и страданиями вознеслись Вы к подобным вершинам человечности!
Долгие годы, прежде чем Вас увидеть, Я почитал Вас как художника
и апостола любви к людям. Любовь к людям присуща и мне самому, не из
сентиментальных соображений или требований идеала, а по прозаичным
психоэкономическим основаниям, потому что при реалиях окружающего мира и
направленности наших влечений Я вынужден был признать её столь же
необходимой для сохранения рода человеческого, как, например, и технику.
Когда позднее Я все же познакомился с Вами лично, то обнаружил
неожиданно для себя, что Вы так высоко умеете ценить силу и энергию и
что в Вас самом воплощено очень много силы воли.
Пусть следующее десятилетие принесет Вам лишь удовлетворение.
От всего сердца Ваш Зигм. Фрейд
Дорогой Томас Манн!
От всей души примите сердечное поздравление с Вашим 60-летием! Я один из
Ваших самых давних читателей и почитателей и мог бы пожелать Вам очень
долгой и счастливой жизни, как поступают обычно в подобных случаях. Но Я
воздерживаюсь от этого, пожелание банально и кажется мне возвратом к
временам, когда верили в магическое всесилие помыслов. Я также считаю,
исходя из собственного опыта, что это хорошо, когда сердобольный рок
своевременно ограничивает продолжительность нашей жизни.
Далее Я считаю недостойным подражания, когда в столь торжественных
случаях нежность выражают уважением, когда юбиляр вынужден выслушивать,
какими похвалами его осыпают как человека, а также анализируют и
критикуют как художника. Я не хочу, чтобы меня винили в такой
заносчивости. Но кое-что другое могу себе позволить: от имени Ваших
бесчисленных современников хочу выразить уверенность, что Вы никогда не
сделаете и не скажете
- ведь слова художника
- это его дела
- ничего подлого и низкого, что Вы и во времена и в ситуации, когда
путается разум, пойдете верным путем и укажете его другим.
Преданный Вам всем сердцем
Фрейд Июнь 1935
Памяти Лоу Андреас-Саломе
5 февраля этого года в возрасте почти 76 лет в своём домике в Геттингене
тихо скончалась фрау Лоу Андреас-Саломе. Последние 25 лет жизни этой
удивительной женщины принадлежали психоанализу, в который она внесла
вклад своими ценными научными работами и который она использовала и на
практике. Вряд ли Я покажусь чрезмерным, если признаю, что все мы
восприняли за честь её вступлевиев ряды ваших сотрудников Я соратников и
одновременно в качестве новой поруки истинного содержания аналитического
учения.
О ней известно, что юной девушкой она поддерживала тесную дружбу с
Фридрихом Ницше, дружбу, основанную на
её глубоком понимании смелых идей
философа. Эти отношения внезапно оборвались, когда она отклонила
сделанное им предложение о браке. О последующих десятилетиях известно,
что она была и музой, и матерью великого, исключительно беспомощного в
жизни поэта Райнера Мария Рильке. В противном случае се личность
осталась бы в тени.
Она была необычайно скромной и молчаливой. О своей
собственной поэтической и литературной продукции никогда не говорила.
Явно знала, где следует искать настоящие цеввосги жизни. Близкие к ней
люди получали самые сильные впечатления от подлинности и гармонии её
существа и, к своему удивлению, могли обнаружить, что ей чужды все
женские, а быть может, и большинство человеческих слабостей, или же они
были преодолены ею в течение жизни.
В Вене некогда разыгралась самая трогательная часть её женской судьбы. В
1912 г. она вернулась в Вену, чтобы познакомиться с психоанализом. Моя
дочь, которая с ней подружилась, слышала, как она сожалела, что не
познакомилась с психоанализом в молодости. Разумеется, и тогда еще было
не поздно.
Зигм. Фрейд
Февраль 1937 г.
Предисловие к книге Марии Бонапарт "Эдгар По. Психоаналитический
очерк"
В этой книге мой друг и ученица Мария Бонапарт пролила свет психоанализа
на жизнь и творчество великого болезненного художника. Благодаря
её
толкованию теперь понятно, насколько характер его произведений
обусловлен его человеческим своеобразием, а также становится ясным, что
само это своеобразие было конденсатом сильных эмоциональных
привязанностей и мучительных переживаний его ранней юности. Такие
исследования не обязаны объяснять гений художника, но они показывают,
какие мотивы его пробудили и какой материал ему принесла судьба. Изучать
законы человеческой психики особенно привлекательно на примере
выдающихся индивидов.
Оглавление
www.pseudology.org
|