| |
Опубликовано в августе 1915 года |
Николай Александрович
Бердяев |
Психология политики и общественности
Слова и
реальности в общественной жизни
|
I
Слова имеют
огромную власть над нашей жизнью, власть магическую Мы заколдованы
словами и в значительной степени живем в их царстве. Слова действуют,
как самостоятельные силы, независимые от их содержания. Мы привыкли
произносить слова и слушать слова, не отдавая себе отчета в их реальном
содержании и их реальном весе. Мы принимаем слова на веру и оказываем им
безграничный кредит. Сейчас я предполагаю говорить исключительно о роли
слов в общественной жизни. А в общественной жизни условная, но ставшая
привычной фразеология приобретает иногда власть почти абсолютную.
Ярлыки-слова - самостоятельная общественная сила. Слова сами по себе
воодушевляют и убивают. Кажется, Теккерей сказал: "Мужчин убивают дела,
а женщин - слова". Но и мужчины очень походят на женщин, - и их убивают
слова. За словами идут массы. Всякая агитация в значительной степени
основана на власти слов, на гипнозе слов. Привычная фразеология
скрепляется и инстинктами масс. Для одной массы нужно употреблять
"левую" фразеологию, для другой - "правую" фразеологию. Демагоги хорошо
знают, какие слова нужно употреблять.
Общественная жизнь отяжелевает от рутины слов. Как много значат и как
сильно действуют слова "левый", "правый", "радикальный", "реакционный" и
пр., и пр. Мы загипнотизированы этими словами и почти не можем
общественно мыслить вне этих ярлыков. А ведь реальный вес этих слов не
велик, и реальное их содержание все более и более выветривается. В
общественном словоупотреблении царит номинализм, а не реализм. Я слышу,
как говорят: это очень "радикальный" человек, подавайте за него голос. А
этот "радикальный" человек - адвокат, зарабатывающий 20000 руб. в год,
ни во что не верящий и ничему не придающий цены, за радикальной
фразеологией скрывающий полнейшее общественное равнодушие и
безответственность. Личная пригодность человека для общественного дела
отступает на второй план перед условной и рутинной фразеологией.
Качества личности вообще у нас мало ценятся и не ими определяется роль в
общественной жизни. Поэтому у нас так много совершенно ложных
общественных репутаций, много имен, созданных властью слов, а не
реальностей. Инерция слов и условностей мешает разглядеть настоящие
характеры. В общественной жизни совсем почти не происходит естественного
подбора личных характеров.
А в жизни
государственной явно происходит подбор характеров негодных и
недоброкачественных. При помощи условной фразеологии у нас легко
превращают людей глубоко идейных, с нравственным закалом характера чуть
ли не в подлецов, а людей лишенных всяких идей и всякого нравственного
закала высоко возносят. Более всего не терпят людей самостоятельной и
оригинальной мысли, не вмещающихся ни в какие привычные рутинные
категории. У нас часто убивают людей посредством приклеивания ярлыков -
"реакционер", "консерватор", "оппортунист" и т. п., хотя, может быть, за
этим скрывается более сложное и оригинальное явление, неопределимое
обычными категориями. В другом лагере убивают при помощи слов
противоположных. И все боятся слов и ярлыков.
Огромная масса людей живет не реальностями и не существенностями, а
внешними покровами вещей, видит лишь одежду и по одежде всякого
встречает. Широкие слои русского интеллигентного общества особенно
как-то живут фикциями слов и иллюзиями покровов. Власть инерции поистине
ужасна. Если велика власть инерции и привычных, заученных категорий в
обывательских кругах, то там это понятно и простительно.
Но
интеллигенция претендует быть носительницей мысли и сознания и ей
труднее простить эту леность и вялость мысли, это рабство у привычного,
навязанного, внешнего. Трудно жить реальностями. Для этого нужны
самостоятельная работа духа, самостоятельный опыт, самостоятельная
мысль. Легче жить фикциями, словами и покровами вещей. Огромная масса
людей принимает на веру слова и категории, выработанные другими,
вампирически живет чужим опытом. Никакой собственный реальный опыт уже
не связывается со словами, которые, однако, определяют все оценки жизни.
Слова были реально содержательны для тех, у кого были свой опыт и своя
мысль, своя духовная жизнь. Но эти же слова стали номинальными и
бессодержательными для тех, которые живут по инерции, по привычке и
подражательности. Так бывает и в жизни религиозной, где слишком многие
питаются чужим опытом и живут чисто словесной догматикой, и в жизни
общественной, где заученные партийные лозунги, формулы и слова
повторяются без всякого самостоятельного акта воли и мысли.
На этой
почве вырабатывается политический формализм, не желающий знать реального
содержания человеческой жизни. В общественной жизни все ведь - в силе, в
энергии духа, в характере людей и обществ, в их воле, в их творческой
мысли, а не в отвлеченных принципах, формулах и словах, которым грош
цена. Самое ведь важное и существенное - люди, живые души, клетки
общественной ткани, а не внешние формы, за которыми может быть скрыто
какое угодно содержание или полное отсутствие всякого содержания.
Демократическая республика, в которой все построено на прекрасных
формулах и словах, может быть самым отчаянным рабством и насилием. Это
давно уже обнаружено горьким опытом жизни европейского человечества,
который должен был бы научить нас недоверию к чисто внешним формам и к
прекрасной фразеологии равенства, братства и свободы. Столь же
формальным, столь же номинальным может оказаться и любой
социалистический строй. Вот почему необходимо устремить свою волю к
существенной свободе, к перерождению клеток общества, к осуществлению
ценностей более высокой жизни изнутри. Этот внутренний процесс неизбежно
приводит к внешнему изменению общественного строя и общественной
системы, но всегда в соответствии с реальным содержанием и направлением
народной воли.
II
Многие
думают, что главная беда России в том, что русское общество недостаточно
либерально или радикально, и ждут многого от поворота нашего общества
влево в традиционном смысле этого слова. И в этом мнении называется
фатальная для нас власть слов и формальных понятий. Наше общество
либеральное и левое, но этот либерализм и эта левость - бессильны и
выражаются по преимуществу в оппозиционной настроенности или
негодовании. Главная беда России - не в недостатке левости, которая
может возрастать без всяких существенных изменений для русской
общественности, а в плохой общественной клетке, в недостатке настоящих
людей, которых история могла бы призвать для реального, подлинно
радикального преобразования России, в слабости русской воли, в
недостатке общественного самовоспитания и самодисциплины. Русскому
обществу недостает характера, способности определяться изнутри. Русского
человека слишком легко заедает "среда", и он слишком подвержен
эмоциональным реакциям на все внешнее. "Радикалы" и "левые" могут быть
совершенно негодным материалом для новой, возрожденной России. Не
следует поддаваться иллюзиям словосочетаний. Важно и существенно, каков
сам человек и каков народ, а не каковы его словесные лозунги и
отвлеченные политические понятия.
Так, например, наши "правые" были плохим материалом для истинного
консерватизма. Они всегда были скорее разрушителями, чем охранителями
каких-либо ценностей. Патриотическая, национальная и государственная
фразеология "правых" - слова, слова и слова. Наши правые круги лишены
истинного государственного и национального сознания. Такое сознание
можно встретить у отдельных лиц, но не у общественных слоев и групп.
Полное отсутствие настоящего консерватизма - фатальная особенность
России. "Правая" Россия начала уже разлагаться, когда "левая" Россия еще
не вполне созрела. Все приходит у нас слишком поздно. И мы слишком долго
находимся в переходном состоянии, в каком-то междуцарствии.
России нужна, прежде всего, радикальная моральная реформа, религиозное
возрождение самих истоков жизни. Но, увы, и религиозное возрождение
может быть номинальным и формальным. Велика власть слов и в религиозной
жизни. Ярлыки - "православный", "сектант", "христианин нового сознания"
и пр. приобрели несоответствующее их реальному весу значение.
"Православный" номинализм давно уже отравляет религиозную жизнь в
России. Религиозная фразеология правых кругов давно уже выродилась в
отвратительное лицемерие и ханжество. Но не поможет нам и утверждение
какого-нибудь "левого" религиозного сознания, применяемого к
общественности извне и формально. В глубине клеток народной жизни должно
произойти перерождение, идущее изнутри, и я верю, что оно происходит,
что русский народ духовно жив и что ему предстоит великое будущее.
Смутная эпоха пройдет.
Пора
сбросить внешние покровы и обнаружить истинную сущность вещей, истинные
реальности. Величайшая наша моральная задача - переход от фикции к
реальностям, преодоление гипноза слов. Бесстрашие перед словами -
великая добродетель. Положительной стороной этого бесстрашия всегда
бывает любовь к правде. Пафос правдолюбия - великий пафос народа. А
вокруг наших слов, формул и понятий, правых, левых и средних, накопилось
слишком много условной лжи и гнили. Поистине, одну великую революцию
предстоит нам свершить, революцию свержения ложных и лживых, пустых и
выветрившихся слов, формул и понятий. Нужно перестать бояться ярлыков,
которые так любят наклеивать, чтобы словесно ими возвеличивать или
унижать людей. Нужно прозревать за словами реальности. А настоящее
прозрение есть также презрение к многому, ничтожному и несущему. Так
должно совершиться воспитание самостоятельности общественного характера,
созревание самостоятельной общественной мысли.
III
Трагедия
войны дает перевес делам над словами - она выявляет реальности и
низвергает фикции. Так правая бюрократия со своей
национально-государственной фразеологией явно жила фикциями и пустыми
словами. Это обнаружено. Ложь низвергнута. Теперь уже яснее становится,
кто действительно патриот, кто любит свою родину и готов служить ей.
Слова националистов взвешены на весах истории. В прошлую зиму у нас
начало было распространяться лже-патриотическое настроение, не
допускавшее в России самокритики, настроение безответственное и
приводившее к самохвальству. У одних оно выражалось в реставрации
религиозно-славянофильской фразеологии, более возвышенной, у других -
фразеологии государственно-националистической, менее возвышенной. Но эти
настроения были сметены событиями. В это лето начался подлинный,
здоровый патриотический подъем, возросло чувство общественной
ответственности, которое всегда предполагает самокритику.
Словам и
фикциям противопоставлены реальности. Нездоровый патриотизм, боявшийся
правды и выражавшийся в словесной идеализации того, что есть, заменяется
здоровым патриотизмом, глядящим бесстрашно в глаза самой горькой правде,
выражающимся в служении тому. что должно быть. И дышать стало легче,
хотя события мрачны и тяжелы. Можно говорить правду и призывать к делам
правды. В той удушливой атмосфере, которая одно время образовалась,
могли раздаваться лишь лживые слова, расцветали лишь фиктивные
идеологии.
Для низвержения фиктивной власти слов нужна свобода слова. В атмосфере
несвободы процветают пустые слова, и они неопровержимы. Слово само по
себе божественно, и божественный смысл слов может быть выявлен лишь в
атмосфере свободы, реализм слов в борьбе побеждает номинализм слов.
Несвобода питает пустую фразеологию "левую" и пустую фразеологию
"правую". Реальности, стоящие за словами, не могут быть выявлены.
Совершенная свобода слова есть единственная реальная борьба с
злоупотреблением словами, с вырождением слов. Только в свободе правда
слов победит ложь слов, реализм победит номинализм. Свобода слов ведет к
естественному подбору слов, к выживанию слов жизненных и подлинных.
Лживые и пустые слова будут продолжать звучать, но они не будут иметь
того ореола, который создается для них атмосферой гнета и
придавленности.
Сделайте слово более властным, и прекратится власть слов над
общественной жизнью: слова - реальности победят слова - фикции. Свобода
ведет к ответственности. Несвобода все делает безответственным.
Восстановление смысла слов, правдивого, реального и полновесного
употребления слов ведет к тому сознанию, что общество наше должно не
переодеться, хотя бы в самый радикальный костюм, не покровы переменить,
а действительно переродиться, изменить ткань свою. Власть слов была
властью внешнего. А мы должны обратиться к внутреннему. Вся жизнь должна
начать определяться изнутри, а не извне, из глубины воли, а не из
поверхностной среды
Бердяев
www.pseudology.org
|
|