| |
Опубликовано в мае 1916 года |
Николай Александрович
Бердяев |
Психология войны и смысл войны
О частном и
историческом взгляде на жизнь
|
I
Отношение к войне очень разделяет людей на два типа, которым трудно
сговориться. Одни смотрят на войну, как и на все на свете, с частной
точки зрения, с точки зрения личной или семейной жизни, блага и счастья
людей или их страданий и несчастья. Другие смотрят на войну с
сверхличной, исторической, мировой точки зрения, с точки зрения ценности
национальности, государственности, исторических задач, исторической
судьбы народов и всего человечества. Частная точка зрения на жизнь,
имеющая в виду исключительно благо или несчастья - Петрoв и Ивaнов, - не
есть непременно обывательская безыдейная точка зрения, - она может быть
и очень идейной, принципиальной. Для идейного сознания счастье или
страдание Петра и Ивана представляется счастьем или страданием народа.
Очень характерно, что Л. Толстой и тогда, когда писал "Войну и мир", и
тогда, когда писал свои нравственно-религиозные трактаты, был безнадежно
замкнут в кругу частной точки зрения на жизнь, не желающей знать ничего,
кроме индивидуальной жизни, ее радостей и горестей, ее совершенств или
несовершенств.
Для толстовского чувства жизни реальна и существенна лишь
частная жизнь Ивана и Петра, жизнь семейная и нравственная, их
нравственные сомнения и их искания нравственного совершенствования.
Очень показательно отношение Левина к русско-турецкой войне и к
славянскому вопросу. Жизнь историческая, национальная, задачи истории,
борьба народов и царств, великие исторические люди - все это казалось Л.
Толстому несущественным, нереальным, обманчивой и внешней оболочкой
жизни. В "Войне и мире" не только "мир" побеждает "войну", но и вообще
реальность "частной" жизни побеждает призрачность жизни "исторической",
детская пеленка, запачканная в зеленое и желтое, оказывается
существеннее, глубже всех Наполеонов и всех столкновений Запада и
Востока. Для Толстого частная, растительно органическая жизнь всегда
реальнее и существеннее, чем жизнь духовная, чем презираемое им
культурное творчество, чем "науки и искусства". И вместе с тем со своей
"частной" точки зрения Толстой не видит личности человеческой, всякий
лик тонет для него в безличном. Толстой с такой легкостью радикально
отверг историю и все историческое, потому что он не верит в ее
реальность и видит в ней лишь случайную и хаотическую кучу мусора. Но
история отомстила ему. Он перестал видеть и личность, она утонула в
органической стихии. У Платона Каратаева нет личности, как нет ее и у
Наташи. Личность заслонена такими "частными" вещами, как пеленки и
онучи. В истории же, в сверхличной, мировой истории именно видна
личность, проявляет себя яркая индивидуальность. "Историческое"
раскрывает личность, дает ей движение, "частное" же,
хозяйственно-родовое, закрывает личность и не дает ей хода.
По-другому, менее последовательно, чем Л. Толстой, но также отвергла
исторический и утверждала "частный" взгляд на жизнь значительная часть
русской интеллигенции в своем традиционном миросозерцании. В отличие от
моралистического индивидуализма Толстого, радикальная интеллигенция
держалась общественного миросозерцания и общественных оценок. Но сама
эта общественность была глубоко "частной", признавшей единственной
ценностью благо Ивaнов и Петрoв, по своей ориентировке игнорировавшей
исторические ценности и задачи, мировые, сверхчеловеческие перспективы.
Для этого частно-общественного миросозерцания интеллигенции не
существовало, например, самостоятельной ценности национальности или
конкретного типа культуры. Это миросозерцание было номиналистическим в
отношении ко всем историческим организмам: национальным,
государственным, церковным - и реалистическим лишь в отношении к
социальному человеку и социальным классам. Для этого миросозерцания не
существовало России, как самостоятельной реальности, имеющей свою судьбу
и задачу в мире. Реальна не Россия, а лишь населяющие ее люди, например,
крестьяне и рабочие, их благо и их судьба. У женщин очень слабо развито
чувство истории, их очень трудно довести до сознания исторической задачи
и исторической ценности, их взгляд на жизнь - безнадежно и безвыходно
"частный". Женское частное сострадание может привести к увеличению
страданий, ибо оно не видит общей перспективы человеческой жизни,
целиком захвачено временно-частным.
Такое женски-частное и женски-сострадательное отношение к жизни всегда
бывает результатом решительного преобладания чувства над волей. Если бы
в мире господствовало исключительно женственное начало, то истории не
было бы, мир остался бы в "частном" состоянии, в "семейном" кругу. Менее
всего можно было бы сказать, что такое частно-женственное отношение к
жизни есть результат сильного чувства личности. Наоборот, сильное
чувство личности есть в том мужественном начале, которое начало историю
и хочет довести ее до конца. Все в мире совершается через истинное
соотношение мужского и женского начала и взаимное их проникновение. Но в
отношении к жизни русской интеллигенции, да и вообще русских людей есть
как бы преобладание женственного, господства чувства женственного
сострадания, женственных "частных" оценок, женственного отвращения к
истории, к жестокости и суровости всего исторического, к холоду и огню
восходящего ввысь духа.
II
Это "частное" миросозерцание есть плод
гуманизма. Но это не гуманизм эпохи Возрождения, это - гуманизм,
доведенный в XIX веке до своих последних выводов, соединившийся с
позитивизмом, отвергнувший все ценности, кроме человеческого блага. В
конце концов, этот гуманизм антирелигиозен по своей природе. Это
исключительное внимание к судьбе отдельного человека оказывается
призрачным. В действительности же номинализм этого миросозерцания идет
дальше, он разлагает и человека, принужден отвергнуть реальность души
человека, всегда ведь связанной с бесконечной глубиной бытия мирового, и
выбрасывает человека на поверхность. Человек делается орудием фиктивного
блага. Гуманитарная теория прогресса приносит всякого человека в жертву
своему божку и не может найти оправданий для страданий и жертв
человеческой личности. Такова уж неотвратимая диалектика:
позитивно-гуманитарное отвержение божественных ценностей ведет в конце
концов к отвержению человека, ценности его души, превосходящей эту
видимую эмпирическую жизнь.
Для этого миросозерцания благо человека, отсутствие страданий выше
ценности человека, выше чести и достоинства человека.
Частно-общественное, гуманистическое миросозерцание расслабляет
человека, отнимает у него ту глубину, в которой он всегда связан со всем
"историческим", сверхличным, всемирным, делает его отвлеченно-пустым
человеком. Так погибает и немая великая правда гуманизма. Поистине
всякий человек есть конкретный человек, человек исторический,
национальный, принадлежащий к тому или иному типу культуры, а не
отвлеченная машина, подсчитывающая свои блага и несчастья. Все
историческое и мировое в человеке принимает форму глубоко-индивидуальных
инстинктов, индивидуальному любви к своей национальности, к
национальному типу культуры, к конкретным историческим задачам.
Более углубленный, более религиозный взгляд на человека ведет к открытию
в нем, в его глубине всего исторического, мирового, всех сверхличных
ценностей. Национальность есть моя национальность и она во мне,
государственность - моя государственность и она во мне, церковь - моя
церковь и она во мне, культура - моя культура и она во мне, вся история
есть моя история и она во мне. Историческая судьба моего народа, истории
человечества и истории мира. И все жертвы всемирной истории совершаются
не только мной, но и для меня, для моей вечной жизни. Слезинка ребенка
пролита не только для мира, для свершения мировой судьбы, но и для
самого ребенка, для свершения его судьбы. Ибо весь мир есть мир этого
ребенка, он в нем и для него. Ребенок может не сознавать своей
всемирности, как не сознают этого многие взрослые дети - Петры и Иваны.
Но это слабость и узость человеческого сознания, это выброшенность
человека на поверхность не может быть опровержением той великой истины,
что каждый человек - всемирный по своей природе и что в нем и для него
совершается вся история.
Лишь такой углубленный взгляд делает меня свободным, гражданином моего
отечества и гражданином вселенной. "Частный" же взгляд на жизнь, для
которого все историческое, мировое сверхличное - чуждое и инородное,
делает рабом, способным лишь на рабий бунт. Раб вечно ощущает насилие
над собой со стороны внешнего, и для него все внешнее - чуждое.
Свободный все ощущает своим путем, своим испытанием, своей судьбой. Так
и войну я должен постигнуть как свершение моей судьбы - я ее виновник и
она во мне происходит, в каждом Иване и Петре и для каждого Ивана и
Петра. Ибо поистине каждый Иван и Петр - мировое существо, в глубине
своей сообщающееся со всем историческим и сверхличным. Для огромной
массы Иванов и Петров этот мировой процесс протекает в их
бессознательной или подсознательной стихии. Но сознание этой массы
должно быть поднято до этого мирового сознания, а не до того
рабски-обособленного сознания, для которого все мировое оказывается
внешним и навязанным. Лишь на этой почве возможно решение проблемы Ивана
Карамазова о слезинке замученного ребенка. С "частной" точки зрения
слезинка ребенка не может быть оправдана. Засученный ребенок -
бессмысленная жертва, вызывающая протест против мира, а в конце концов,
и против Бога. Но жертвы и страдания могут быть оправданы, если видеть
ту глубину всякого существа, на которой судьба национальная,
историческая и мировая есть его собственная судьба.
III
Очень
характерно, что углубленный, религиозный взгляд на жизнь допускает
жертвы и страдания, во многом слишком трудно видеть искупление и путь к
высшей жизни. Более же поверхностный, "частный" взгляд на жизнь боится
жертв и страданий и всякую слезу считает бессмысленной. Тот взгляд на
жизнь, который я называю историческим лишь в противоположность частному
и который, в сущности, религиозный, - ценности ставит выше блага, он
принимает жертвы и страдания во имя высшей жизни, во имя мировых целей,
во имя человеческого восхождения.
Все героическое рождается на этой почве. Господство частных оценок и
частных точек зрения на жизнь не способствует расцвету личности. На этой
почве рождаются бессмысленные и рабьи бунты, но не рождаются яркие
творческие индивидуальности. Яркие творческие индивидуальности всегда
ведь обращены к мировому, к "историческому", а не к "частному". Для
исторического, обращенного к мировым ценностям взгляда на жизнь остается
в силе заповедь Ницше: будьте жестоки, тверды. И другая еще заповедь
лежит в основе этого чувства жизни: любите дальнего больше, чем
ближнего. Жесткость совсем не есть жестокость, она есть свойство
духовное, а не биологическое, жертва низшими состояниями духа во имя
высших состояний, жертва элементарными благами во имя восхождения и
эволюции человека. По личному своему опыту каждый человек знает, что
боязливая и размягчающая отсрочка некоторых страданий и жертв ведет лишь
к тому, что в будущем эти страдания и жертвы делаются еще большими.
Есть
неотвратимая жестокость в развитии жизни, и при исполнении заповеди
жесткости и твердости эта жестокость может уменьшиться и сократиться.
Так на войне, слишком жалея людей, можно привести к тому, что погибнет
еще большее количество людей. Есть жестокость во всяком государстве, оно
имеет природу "холодного чудовища". Но без государства человечество на
том уроне, на котором оно находится, было бы ввергнуто в еще более
жестокое, звериное состояние. Жестокая судьба государства есть в конце
концов судьба человека, его борьба с хаотическими стихиями в себе и
вокруг себя, с изначальным природным злом, восхождение человека к
высшему и уже сверхгосударственному бытию. Государство само может
делаться злым и истребляющим, его всегда подстерегает соблазн
самодовлеющей власти. Но это уже вопрос факта, а не принципа, это вопрос
о том, что государство должно или развиваться или погибать. Государство
должно знать свое место в иерархии ценностей. Царство кесаря не должно
посягать на царство Божье и требовать воздаяния Божьего кесарю.
В Пушкинском "Медном Всаднике" гениально изображено столкновение
"частного" мировоззрения с "историческим" Герой "Медного Всадника"
посылает проклятие чудотворному строителю Петру с "частной" точки
зрения, от лица индивидуальной судьбы, противополагающей себя судьбе
исторической, национальной, мировой. Маленькая, чувствующая себя
раздавленной частная жизнь бунтует против великой, исторической жизни.
Но бунт этот - рабий бунт, он порожден поверхностным сознанием. Все
самое маленькое может ведь себя чувствовать соучастником великого,
великое сознавать своим и от этого делаться великим. Лишь утверждение
народного, имманентно-человеческого характера государства должно
привести к тому высшему сознанию, что государство - в человеке и каждый
человек за него ответственен. В разных социальных идеологиях, "частных"
по своему пафосу, много говорится о "буржуазности" государства,
национальности, "буржуазности" всех исторических организмов и
исторических культур. Но в действительности глубоко "буржуазны" эти
частные социальные мировоззрения, выбрасывающие человека на поверхность
и замыкающие его в его интересах, в его перспективах благополучия и
"частного" земного рая.
Совершенно "буржуазен" и гуманитарный социализм,
поскольку он признает лишь гедонистические ценности и отвращается от
всякого жертвенного, страдальческого пути человеческого восхождения к
высшей жизни, поскольку исповедует религию количеств, а не качеств.
Человек жертвенными и страдальческими путями выходит в мировую ширь и
мировую высоту. Глубина человека тянет его в высоту. И "буржуазно" все,
что оставляет его на поверхности и признает в нем лишь поверхность.
"Буржуазность" есть и в анархизме, соединяющем жесточайшие разрушения с
прекраснодушнейшими идиллиями. "Буржуазен" и частно-семейственный взгляд
на жизнь, эта слишком большая и порабощающая любовь к уюту частной
жизни. Такая "буржуазность" есть в обывательском царстве, ныне
переживающем жестокую драму. Нелюбовь к исторически-великому -
"буржуазная" нелюбовь.
В лучшей части русской интеллигенции было
героическое начало, но оно было неверно направлено и исходило из ложного
сознания. Мировая война - величайшее испытание для
частно-гуманистического мировоззрения, оно пошатнулось в своих основах.
Старый, гладко-поверхностный гуманизм не хотел знать глубины жизни со
всеми ее противоречиями, глубины самого человека. И лишь углубление
мировоззрения может привести человеческую личность, так трагически
поставленную перед мировыми проблемами, к сознанию своего мирового
исторического, а не "частного" только призвания. Опубликовано в сентябре
1916.
Бердяев
www.pseudology.org
|
|