| |
Опубликовано в декабре 1915 года |
Николай Александрович
Бердяев |
Психология войны и смысл войны
О правде и
справедливости в борьбе народов
|
I
Самый распространенный взгляд, которым оправдывается война со сторона
какого-нибудь народа, - тот, что правда и справедливость на стороне
этого народа. Враждебный же народ представляется целиком пребывающим в
неправде и несправедливости. Это - чисто моральная оценка войны,
перенесение моральных категорий личной жизни на историческую жизнь
народов. Такое приписывание исключительной моральной правоты своему
народу в войне, а враждебному народу исключительной неправоты нередко
бывает скрытым пасифизмом, вынужденным к оправданию данной войны. Это
благообразная точка зрения, которая сразу же сделалась господствующей в
России, когда разразилась война, не только не верна, но и опасна.
Русским очень трудно было вообще оправдать войну. В широких кругах
русской интеллигенции господствовало сознание, совершенно отрицающее
войну.
Элементарно
простое отрицание войны базировалось на разных отвлеченных учениях, как
гуманитарный пасифизм, международный социализм, толстовское
непротивление и т. п. Подход к проблеме войны всегда был
отвлеченно-моралистический, отвлеченно-социологический или
отвлеченно-религиозный. Самостоятельной работы мысли над сложной
проблемой войны у нас не происходило. Война застала нас нравственно
неподготовленными. Начали на скорую руку строить оправдания войны и
применили самый элементарный прием - перенесение на мировую борьбу
народов привычных категорий нравственной жизни личности. Это делали и
левые направления, исходившие из позитивистического миросозерцания, и
направления славянофильские, религиозные. Самобытной исторической
действительности, обладающей своими самостоятельными ценностями и
оценками, все эти направления не признавали. Творческие исторические
задачи выпадали из поля зрения исключительно моралистического сознания.
В
результате наших поспешных оправданий войны, или, точнее, наших
самооправданий, получился один вывод: мы лучше немцев, нравственная
правота на нашей стороне, мы защищаемся и защищаем, немцы же в
нравственном отношении очень плохи, они - насильники, в них - дух
антихристов. Вывод этот не очень богатый и не очень глубокий. Но лишь в
силу этого нравственного суждения мы признали возможным воевать. Для
одних германский народ был признан носителем милитаризма и реакции и
потому нужно воевать с ним, это - дело прогрессивное. Даже анархисты
вроде Кропоткина стали на эту точку зрения. Для других германский народ
оказался носителем антихристианских начал, ложной духовной культуры, и
потому война с ним - священная война. Но всегда оказывалось, что воевать
можно лишь потому, что мы лучше. Мало кто встал на точку зрения борьбы
рас.
Я думаю, что такая исключительно нравственная оценка войны ложна и в
конце концов безнравственна. Элементарное морализирование мешает
постигнуть нравственный смысл войны. Таким путем угашается вселенское
нравственное сознание виновности всех и вся, всех народов и всего
человеческого мира в ужасе войны. Нравственно достойнее на себя взять
ответственность за зло войны, а не возлагать его целиком на другого.
Нравственно предосудительно слишком уж себя считать лучше другого, а
другом видеть злодея и на этом основании оправдывать свою борьбы с ним.
В поединке необходимо некоторое уважение к противнику, с которым стало
тесно жить на свете. Должно это быть и в поединке народов. Да и
неправдоподобно, чтобы мы были во всех отношениях лучше немцев и чтобы
враги наши были такими уж низкими злодеями и воля из целиком была отдана
неправде и злу.
Так не
бывает. И в нашей литературе указывали на то, что немцы обнаружили не
только жестокость и волю к господству и насилие, но и чувство долга,
патриотизм, огромную самодисциплину, способность к самопожертвованию во
имя государства, что само зло делают они, оставаясь верными моральному
категорическому императиву. Еще более приходится признать, что в
духовной жизни германского народа, в германской мистике, философии,
музыке, поэзии были великие и мировые ценности, а не один лишь культ
силы, не один призрачный феноменализм и пр. С другой стороны, у нас
оказалось много нравственных дефектов, которые уж слишком бросаются в
глаза и болезненно поражают. Много русской неправды с горечью сознаем
мы. Должна ли ослабеть от этого наша воля к победе, наше сознание
исторических задач, падает ли от этого оправдание войны?
II
Обнаруживается вся шаткость наших моралистических обоснований войны.
Русский человек, усомнившись в своих исключительных нравственных
качествах и признав некоторые качества за врагом, начинает думать, что и
воевать-то не стоит, - у него слабеет воля, он уже не имеет пафоса. Если
у немцев есть своя правда и свои нравственные качества, то русскому
начинает казаться, что воевать против немцев нельзя, нехорошо и
неоправданно. На почве такой моральной рефлексии растут настроения
пассивного пораженчества, гуманитарного пасифизма и просто дляблости и
индифферентизма. Для того, чтобы мы были по-настоящему воодушевлены,
независимо от оценки немцев, наше сознание должно быть направлено в
совершенно другую сторону, мы должны преодолеть исключительный морализм
наших оценок. Мировая борьба народов в истории определяется не
моральными прерогативами. Это - борьба за достойное бытие и исторические
задачи, за историческое творчество. Справедливость есть великая
ценность, но не единственная ценность. И нельзя оценивать историческую
борьбу народов исключительно с точки зрения справедливости, существуют и
другие оценки. Национальные тела в истории образуются длительной,
мучительной и сложной борьбой. Достойное национальное бытие есть
историческое задание, а не простая историческая данность. Задание это
осуществляется борьбой.
Историческая борьба есть борьба за бытие, а не за прямолинейную
справедливость, и осуществляется она совокупностью духовных сил народов.
Эта борьба за национальное бытие - не утилитарная борьба, она всегда
есть борьба за ценность, за творческую силу, а не за элементарный факт
жизни, не за простые интересы. Можно сказать, что борьба народов за
историческое бытие имеет глубокий моральный и религиозный смысл, что она
нужна для высших целей мирового процесса. Но нельзя сказать, что в этой
борьбе один народ целиком представляет добро, а другой народ целиком
представляет зло. Один народ может быть лишь относительно более прав,
чем другой. Борьба за историческое бытие каждого народа имеет внутреннее
оправдание. Я могу признавать правоту своего народа в мировой войне, но
это не есть правота исключительных нравственных преимуществ, это -
правота творимых исторических ценностей и красота избирающего Эроса.
И мировая борьба союзников с Германией есть борьба за историческое бытие
и исторические ценности, а не борьба исключительных моральных качеств и
прерогатив. Я хочу преобладания в мире России и Англии и ослабления
мирового значения Германии. Но совсем неверно было бы сказать, что
постановка такой исторической задачи и борьба за такую историческую
ценность есть требование отвлеченной справедливости и определяется
исключительными нравственными преимуществами Англии и России перед
Германией. Борьба, которую ведет так насильнически Германия за мировое
преобладание, для нее может быть не менее оправдана и в ней может быть
свой нравственный пафос. Нужно признать, что война одинаково может быть
оправдана с двух сторон. Это нравственно парадоксальное по внешности
утверждение ведет не к нравственному индифферентизму, а к повышению
нравственного сознания. Нравственно ошибочно и недостойно обосновывать,
например, великую миссию России на принижении других народов. Достойнее
бороться за исторические ценности с противником, за которым признаются
некоторые ценности. Война есть столкновение судеб, поединок, обращенный
к высшему Суду.
Такова
природа всякого столкновения индивидуальностей в мире. В поединке,
который есть апелляция двух к Третьему, к Провидению, один может быть
более прав, чем другой. Но смысл поединка, как и всякого столкновения
индивидуальностей, совсем не в том, что один имеет исключительные
нравственные преимущества перед другим. Вопрос о том, что войну начала
Германия, что она главная виновница распространения гнетущей власти
милитаризма над миром, что она нарушила нормы международного права,
вопрос дипломатический и военный - для нашей темы второстепенный. Эта
точка зрения не берет глубины вопроса, остается на поверхности. Дело
идет о мировом духовном преобладании славянской расы. Мне неприятен весь
нравственный склад германца, противен его формалистический пафос долга,
его обоготворение государства, и я склонен думать, что славянская душа с
трудом может переносить самые нравственные качества германцев, их
нравственную идею устроения жизни. И я бы хотел бороться с германцами за
наш нравственный склад, за наш духовный тип. Но это менее всего
означает, что война подлежит расценке с точки зрения моральных
прерогатив противников. Война апеллирует не к моральной справедливости,
а к онтологической силе. Преобладание славянского нравственного склада
над германским нравственным складом совсем не есть проблема
справедливости. К столкновению индивидуальностей не применима категория
справедливости. Это скорее дело исторической эстетики.
III
Нельзя
искать справедливости в образовании великих империй, например, Римской
или Британской. Можно обсуждать способы, которыми пользовались при
образовании великих империй, но точка зрения отвлеченной справедливости
при оценке великих исторических образований совершенно безжизненна и
бесплодна. Мы признаем, что образование великой Римской империи имело
огромное значение для объединения человечества, для единства всемирной
истории. Но очень сомнительно, чтобы в образовании Римской империи можно
было увидеть справедливость. Для чисто моралистической точки зрения,
переносящей на историческую действительность моральные категории личной
жизни, не существует исторических задач и ценностей жизни исторической,
как самостоятельной сферы. Такой морализм ведет к утверждению status
quo. Справедливость - статична, а не динамична. Всякая творчески
историческая задача предполагает изменение status quo и не обходится без
принудительного перераспределения исторических тел. Морализм, целиком
захваченный одной идеей отвлеченной справедливости, допускает лишь
оборонительную войну, лишь отрицательную самозащиту.
Но великая
война должна иметь и творческие исторические задачи, должна что-то
изменить в мире к лучшему, к более ценному бытию. Например, борьба за
проливы не есть борьба за отвлеченную справедливость, это - борьба за
историческое бытие, за повышение исторической ценности. Трудно было бы
даже сказать, что означает отвлеченная справедливость в применении к
турецкой проблеме. Справедливо ли было бы охранение Турецкой империи или
справедливо ее разрушение? Я верю, что мировое преобладание России и
Англии повысило бы ценности исторического бытия человечества,
способствовало бы объединению Востока и Запада и дало бы простор всякому
индивидуальному историческому существованию. Но проблема Востока и
Запада не есть проблема отвлеченной справедливости, это - проблема
конкретного бытия. Для отвлеченных моралистов в оценке исторической
борьбы проблема Востока и Запада просто не существует, она не интересует
их.
Нам, русским, необходимо духовное воодушевление на почве осознания
великих исторических задач, борьба за повышение ценности нашего бытия в
мире, за наш дух, а не на почве того сознания, что немцы злодеи и
безнравственны, а мы всегда правы и нравственно выше всех. Преодоление
элементарного морализма привело бы к более высокому моральному сознанию.
Справедливое и джентльменское отношение к диаволу может лишь укрепить в
борьбе со злом. Более справедливое отношение к врагу должно не ослабить,
а усилить волю к победе. Воля к победе должна быть поставлена в
зависимость от наших отрицательных оценок нравственных свойств немцев.
Мы верим,
что последняя и окончательная победа в бытии должна принадлежать
духовной силе, а не материальному насилию Но духовная сила может
проходить в мире через великое испытание и унижение, через Голгофу. Сила
же торжествующая в мире может оказаться призрачной. И как бы ни
слагалась внешняя судьба, наше дело - выковывать волю к высшему бытию.
Бердяев
www.pseudology.org
|
|