| |
1905 |
Николай Александрович
Бердяев |
I. Психология русского народа. Душа России
Вместо предисловия
|
С горьким
чувством перечитывал я страницы сборника статей, написанных за время
войны до революции. Великой России уже нет, и нет стоявших перед ней
мировых задач, которые я старался по-своему осмыслить. Война внутренно
разложилась и потеряла свой смысл. Все переходит в совершенно иное
измерение. Те оценки, которые я применял в своих опытах, я считаю
внутренно верными, но неприменимыми уже к современным событиям. Все
изменилось вокруг в мире, и нужны уже новые реакции живого духа на все
совершающееся. Эти новые реакции нужны и для духа, оставшегося верным
своей вере, своей идее. Не вера, не идея изменилась, но мир и люди
изменили этой вере и этой идее. И от этого меняются суждения о мировых
соотношениях. Ни одна из задач мировой войны не может быть положительно
разрешена, и прежде всего не может быть разрешен восточный вопрос.
Выпадение России из войны - факт роковой для судьбы войны. И роковой
смысл этого выпадения я вижу даже не в том, что он дает перевес
враждебной нам стороне. Смысл этого события лежит глубже. Русское
падение и бесчестье способствовало военным успехам Германии. Но успехи
эти не слишком реальны, в них много призрачного. Германские победы не
увеличили германской опасности для мира. Я даже склонен думать, что
опасность эта уменьшается. Воинственный и внешне могущественный вид
Германии внушает почти жалость, если всмотреться глубже в выражение
германского лица. Германия есть в совершенстве организованное и
дисциплинированное бессилие. Она надорвалась, истощилась и принуждена
скрывать испуг перед собственными победами. Ее владычество над огромной
таинственной хаотической стихией, в прошлом именовавшейся Великой
Россией, не может не пугать ее. Она не в силах совладать с больным и
павшим колоссом. Она должна будет отступить перед ним, истощив свои
силы. Силы германского народа истощаются все более и более, как и силы
всех народов Европы. И ныне перед европейским миром стоят более страшные
опасности, чем те, которые я видел в этой войне. Будущее всей
христианской культуры старой Европы подвергается величайшей опасности.
Если мировая война будет еще долго продолжаться, то все народы Европы со
старыми своими культурами погрузятся во тьму и мрак. С Востока, не
арийского и не христианского, идет гроза на всю Европу. Результатами
войны воспользуются не те, которые на это рассчитывают. Никто не
победит. Победитель не в состоянии уже будет пользоваться своей победой.
Все одинаково будут побеждены. Скоро наступит такое время, что все равно
уже будет, кто победит. Мир вступит в такое измерение своего
исторического бытия, что эти старые категории будут уже неприменимы.
Все время войны я горячо стоял за войну до победного конца. И никакие
жертвы не пугали меня. Но ныне я не могу не желать, чтобы скорее
кончилась мировая война. Этого должно желать и с точки зрения судьбы
России, и с точки зрения судьбы всей Европы. Если война еще будет
продолжаться, то Россия, переставшая быть субъектом и превратившаяся в
объект, Россия, ставшая ареной столкновения народов, будет продолжать
гнить, и гниение это слишком далеко зайдет к дню окончания войны. Темные
разрушительные силы, убивающие нашу родину, все свои надежды основывают
на том, что во всем мире произойдет страшный катаклизм и будут разрушены
основы христианской культуры. Силы эти спекулируют на мировой войне, и
не так уж ошибочны их ожидания. Всей Европе грозит внутренний взрыв и
катастрофа, подобная нашей. Жизнь народов Европы будет отброшена к
элементарному, ей грозит варваризация. И тогда кара придет из Азии. На
пепелище старой христианской Европы, истощенной, потрясенной до самых
оснований собственными варварскими хаотическими стихиями, пожелает
занять господствующее положение иная, чужая нам раса, с иной верой, с
чуждой нам цивилизацией. По сравнению с этой перспективой вся мировая
война есть лишь семейная распря. Теперь уже в результате мировой войны
выиграть, реально победить может лишь крайний Восток, Япония и Китай,
раса, не истощившая себя, да еще крайний Запад, Америка. После
ослабления и разложения Европы и России воцарится китаизм и американизм,
две силы, которые могут найти точки сближения между собой. Тогда
осуществится китайско-американское царство равенства, в котором
невозможны уже будут никакие восхождения и подъемы.
Русский народ не выдержал великого испытания войны. Он потерял свою
идею. Но испытания этого может не выдержать и вся Европа. И тогда может
наступить конец Европы не в том смысле, в каком я писал о нем в одной из
статей этой книги, а в более страшном и исключительно отрицательном
смысле слова. Я думал, что мировая война выведет европейские народы за
пределы Европы, преодолеет замкнутость европейской культуры и будет
способствовать объединению Запада и Востока. Я думал, что мир
приближается путем страшных жертв и страданий к решению
всемирно-исторической проблемы Востока и Запада и что России выпадет в
этом решении центральная роль. Но я не думал, что Азия может
окончательно возобладать над Европой, что сближение Востока и Запада
будет победой крайнего Востока и что свет христианской Европы будет
угасать. А это ныне угрожает нам. Русский народ не захотел выполнить
своей миссии в мире, не нашел в себе сил для ее выполнения, совершил
внутреннее предательство. Значит ли это, что идея России и миссия
России, как я ее мыслю в этой книге, оказалась ложью? Нет, я продолжаю
думать, что я верно понимал эту миссию. Идея России остается истинной и
после того, как народ изменил своей идее, после того, как он низко пал.
Россия, как Божья мысль, осталась великой, в ней есть неистребимое
онтологическое ядро, но народ совершил предательство, соблазнился ложью.
В опытах по психологии русского народа, собранных в этой книге, можно
найти многое, объясняющее происшедшую в России катастрофу. Я чувствовал
с первых дней войны, что и Россия и вся Европа вступают в великую
неизвестность, в новое историческое измерение. Но я верил и надеялся,
что в решении таинственных судеб человечества Великой России предстоит
активная и творческая роль. Я знал, что в русском народе и в русской
интеллигенции скрыты начала самоистребления. Но трудно было допустить,
что действие этих начал так далеко зайдет. Вина лежит не на одних
крайних революционно-социалистических течениях. Эти течения лишь
закончили разложение русской армии и русского государства. Но начали это
разложение более умеренные либеральные течения. Все мы к этому приложили
руку. Нельзя было расшатывать исторические основы русского государства
во время страшной мировой войны, нельзя было отравлять вооруженный народ
подозрением, что власть изменяет ему и предает его. Это было безумие,
подрывавшее возможность вести войну.
Теперь уже иная задача стоит перед нами, да и перед всем миром. Русская
революция не есть феномен политический и социальный, это прежде всего
феномен духовного и религиозного порядка. И нельзя излечить и возродить
Россию одними политическими средствами. Необходимо обратиться к большей
глубине. Русскому народу предстоит духовное перерождение. Но русский
народ не должен оставаться в одиночестве, на которое обрекает его
происшедшая катастрофа. Во всем мире, во всем христианском человечестве
должно начаться объединение всех положительных духовных, христианских
сил против сил антихристианских и разрушительных. Я верю, что раньше или
позже в мире должен возникнуть "священный союз" всех творческих
христианских сил, всех верных вечным святыням. Начнется же он с покаяния
и с искупления грехов, за которые посланы нам страшные испытания.
Виновны все лагери и все классы. Исключительное погружение Европы в
социальные вопросы, решаемые злобой и ненавистью, есть падение
человечества. Решение социальных вопросов, преодолевающее социальную
неправду и бедность, предполагает духовное перерождение человечества.
Целое столетие русская интеллигенция жила отрицанием и подрывала основы
существования России. Теперь должна она обратиться к положительным
началам, к абсолютным святыням, чтобы возродить Россию. Но это
предполагает перевоспитание русского характера. Мы должны будем усвоить
себе некоторые западные добродетели, оставаясь русскими. Мы должны
почувствовать и в Западной Европе ту же вселенскую святыню, которой и мы
сами были духовно живы, и искать единения с ней. Мир вступает в период
длительного неблагополучия и великих потрясений. Но великие ценности
должны быть пронесены через все испытания. Для этого дух человеческий
должен облечься в латы, должен быть рыцарски вооружен.
В статьях этих я жил вместе с войной и писал в живом трепетании события.
И я сохраняю последовательность своих живых реакций. Но сейчас к мыслям
моим о судьбе России примешивается много горького пессимизма и острой
печали от разрыва с великим прошлым моей родины.
Оглавление
www.pseudology.org
|
|