| |
М.: Мысль, 1984 |
Валентин
Фердинандович Асмус
|
Историко-философские этюды
Глава 3. Действие Руссо на
современников
|
В философии Руссо не
были разработаны многие важные вопросы, входящие в содержание
философских учений XVII—XVIII вв. В нем нет ни подробно развитой теории
бытия, ни учения о познании, не говоря уже о логике. Его сфера — только
психология, мораль, педагогика, эстетика, философия истории и
социология. Но и в этом — суженном — содержании учение Руссо — одно из
важнейших явлений общественной мысли XVIII в. По верному замечанию Б.
Рассела, Руссо "оказал мощное влияние на философию, так же как и на
литературу, на вкусы, на обычаи и политику" (48, 684).
Совершенно новой и оригинальной чертой Руссо была произведенная им
переоценка роли чувства — в жизни, в воспитании, в искусстве и в
познании. Век, в который явился Руссо, был веком рационализма и
односторонней рассудочности. Даже Юм, критиковавший рационализм
134
с точки зрения эмпирического идеализма и агностицизма, во многих
отношениях остается еще на почве отвергаемого им рационализма, а по
стилю мышления есть натура вполне рассудочная. не без основания его
называли предшественником прозаического и рассудочного позитивизма XIX
в.
Иное дело Руссо. Он первый из крупных мыслителей XVIII в. порывает с
рационализмом и по принципу и по форме самого философствования. На место
разума он решительно ставит непосредственное свидетельство чувства и
внутренний голос совести. "Чувство" приобретает у пего значение
гносеологического критерия истинности и источника нравственного
законодательства. По остроумному выражению Рассела, Руссо стал
вдохновителем систем мышления, которые "выводят не относящиеся к
человеку факты из человеческих чувств (which infer nonhuman facts from
human emotions)" (там же).
Руководящую роль чувства Руссо распространил па весь мир социальных ;и
этических отношений. Тем самым он ополчился и против феодального
религиозного мировоззрения, и против схоластики богословия, и против
односторонней рассудочности боровшихся с нею новаторов науки и
философии. На эту позицию Руссо указал на рубеже XVIII и XIX вв.
Вильгельм Гумбольдт в письме к г-же Реймарус (1800) называл Руссо
"первыми единственным, кто дал толчок.. к постановке природы на место
условности и ощущения (Empfindung), на место голого резонерства (des
blossen Vernunftes)". В этой тенденции Руссо Гумбольдт видел "самое
замечательное явление во Франции в этом столетии" (цит. по: 40, 2,
192—193).
Развитая Руссо критика рационализма Просвещения, несмотря на некоторые
реакционные черты и срывы, в целом велась отнюдь не с позиций реакции и
мракобесия, Основа критики Руссо — светский гуманизм, объединявший его с
Просвещением, и демократизм, в котором Руссо во многом опережает
Просвещение. Как верно отметил В. А. Кожевников, Руссо — "один из
важнейших деятелей секуляризации ("обмирщения") европейской культуры,
которой пришлось бы неминуемо задержаться в ходе своего развития, если
бы в самый момент торжества освобождения мысли от прежних стеснений не
было приступлено к освобождению чувства на тех же чисто светских,
общечеловеческих началах" (23, 12). Просвещение знало, что должен быть
воспитан ум; Руссо прибавил сюда, что так
135
же необходимо воспитание чувства и воспитание страстей.
Действие Руссо на современников было действием не только содержания его
идей, но и формы, посредством которой они внушались его читателям. Руссо
стремился непосредственно влиять на чувство, не задаваясь целью строгой
и безупречной доказательности. Он сам говорил, что в такой век, каким
был его собственный, "испорченным народам" (aux peuples corrompus) нужны
увлекательно написанные романы, что именно поэтому он издал свою "Новую
Элоизу"; и он сожалел, что не живет в такое время, "когда должен был бы
бросить ее в огонь" (46, 8, 23).
Как писатель Руссо был гениален. Его трактаты ("Эмиль", "Признание
савойского викария") —художественные произведения не в меньшей степени,
чем "Новая Элоиза" или "Исповедь". Гениальными их делает точка зрения на
явления жизни — оригинальная, часто граничащая с парадоксальностью, но
всегда ухватывающая реальную основу изображаемого, редкая
воодушевленность, убежденность и искреннее пламенное красноречие, чуждое
риторике и декламации.
Действие книг Руссо было ослепляющим. Ими зачитывались простые, скромные
читатели и глубокомысленнейшие философы, ученые, моралисты и поэты.
Таким было впечатление от Руссо не только во Франции, но и за ее
рубежами. Немецкий философ и писатель Ф. Г. Якоби называл Руссо
величайшим гением, когда-либо появлявшимся во Франции; современник Якоби
И. Г. Гаман находил нравственное воздействие "Новой Элоизы" более
сильным, чем такое же воздействие романов С. Ричардсона. В "Письмах о
новейшей литературе" М. Мендельсон рассказывает о том, как по выходе
"Новой Элоизы" любители чтения вырывали книгу друг у друга, сам
Мендельсон признавал содержащуюся в ней "речь страстей" "возвышенной,
вдохновенной, божественной" ( 23, 14—15).
Но особенно неотразимым оказалось впечатление от "Эмиля". В "Критической
истории теорий воспитания во Франции начиная с шестнадцатого века"
Компайрэ утверждает, что еще ни одна педагогическая книга "не поразила и
не возбудила так сильно педагогов — и не одних педагогов: поэтов и
мыслителей, ученых и невежд, мужчин и женщин. Ее влияния были
непреодолимы.. хотели повторить все, что было сделано с "Эмилем"" (36,
2, 96). Гёте назвал "Эмиля" "естественным евангелием воспитания"
136
и допускал возможность идеального человека, воспитанного согласно его
принципам.
Но быть может, наиболее значительным оказалось влияние идей Руссо .на
Канта. Одно из важнейших в системе Канта, учение о первенстве
практического (т. е. этического) разума над теоретическим сложилось в
сознании Канта при несомненном посредстве и влиянии Руссо. Некоторые
места "Эмиля" наводят на мысль, что не только Юм, но и Руссо
содействовал оформлению агностицизма Канта — мыслей Канта о том, что мир
как целое непостижим и что, поставив вопрос, вечен мир или сотворен, а
также вопрос о природе элементов, или начал, мира, мы не можем получить
на него достоверного ответа. Во всяком случае, сам Кант сознавал себя
обязанным Руссо в своем духовном росте: "Руссо подвинул меня на
правильный путь (Rousseau hal mich /urecht g.ebracht)" (42, 322).
He меньшее впечатление произвел на современников демократизм Руссо,
плебейский протест против цивилизации, основанной на угнетении простого
человека. Голос этой критики современники слышали уже в первых
диссертациях Руссо. Они догадывались, что понятие "природа",
противопоставленное у Руссо "общественному состоянию", было орудием
полемики и понятием публицистики. За восхвалением "дикаря", ведущего
счастливую жизнь среди лесов и гор, угадывали пропаганду достоинства и
доблести бедных людей: крестьян, охотников, рыбаков, ремесленников.
Еще более глубокое впечатление произвела страстно и убежденно
сформулированная у Руссо идея народовластия, народного суверенитета, или
народоправства, идея народной, или общей, воли.
Время Руссо было эпохой, когда французский народ готовился к натиску на
обветшавшие, но еще крепко стоявшие твердыни феодализма и представлявшей
его во Франции абсолютной монархии. Французская буржуазия возглавляла
эту подготовку, собирала под своим идейным главенством все революционные
и оппозиционные классы и слои французского общества. Ее вожди,
публицисты, теоретики отождествляли буржуазный класс со всем народом в
целом. Им казалось, что власть, к которой они .тянулись и которая была
властью класса, будет властью всего народа.
При таком положении вещей общественно-политические идеи. Руссо легко
могли стать ферментом и стимулом
137
революционной мысли французского буржуазного класса. Они действительно
стали ими. Учение Руссо о державной, суверенной воле народа, его мысль,
согласно которой свобода может быть достигнута и сохранена только
самоотверженным исполнением общественного долга, верностью и
преданностью идее народного суверенитета, помогли жирондистам и особенно
якобинцам сформулировать собственные политические доктрины. Сен-Жюст и
Робеспьер объявили себя учениками и практическими последователями Руссо.
У женевца они черпали не только содержание его идей, но и повышенную
эмоциональность его красноречия. В эмоциональной окраске речей
революционных трибунов Конвента, и прежде всего самого Робеспьера,
слышатся отзвуки эмоционального красноречия автора "Общественного
договора".
Но Руссо стал духовной силой, оплодотворяющей будущее, не только для
деятелей буржуазной революции конца XVIII в. В его мировоззрении
сложились некоторые идеи, далеко опережающие понятия деятелей Конвента.
Обосновывая теорию народного суверенитета, Руссо высказал вместе с тем
глубокое сомнение в реальной осуществимости народного представительства.
Сомнения эти он высказал как принципиальные, и в этом содержании они
слишком абстрактны и метафизичны. Но их реальная жизненная основа
очевидна и понятна. Перед глазами Руссо был пример английского
буржуазного парламентаризма, в котором замысел народного
представительства испытал уродливое извращение. Не удивительно, что в
так называемых народных представителях современных ему конституционных
государств Руссо видел лишь узурпаторов "общей воли", а в самом
институте политического представительства — помеху на пути к подлинной
демократии, т. е. к непосредственному изъявлению народной воли. Именно
поэтому в теории государства, изложенной в "Общественном договоре",
видели теорию революции. В этом произведении ряд его страниц возвещает
мысли, выводящие Руссо за пределы буржуазного либерализма. Развитые уже
не Руссо, а в XIX в, вождями и теоретиками революционного рабочего
класса, мысли эти предвещали слом классового капиталистического общества
и возникновение общества социалистического.
Уже при своей жизни Руссо принадлежал не только Франции, но и всему
передовому человечеству. Руссо —
138
провозвестник нашего времени — эпохи возникновения общества
социалистического типа, эпохи строительства коммунизма (хотя сам он не
был ни социалистом, ни коммунистом). Провозвестником нашего времени
Руссо делает его великая демократическая душа, его ненависть к
общественному строю, основанному на угнетении бедных богатыми, его
пламенное убеждение в том, что в обществе верховная власть должна
принадлежать не кучке отделившихся от народа или даже называющих себя
его представителями участников порабощения народа, а самому же
суверенному народу, его свобода от преклонения перед фетишами культуры и
вера в то, что истинной куль турой может быть только культура, служащая
потребностям народа
Оглавление
www.pseudology.org
|
|