| |
Университетская книга Москва
- Санкт-Петербург 1999
|
Теодор
В. Адорно
|
Избранное: социология музыки
|
Предисловие
Эти лекции читались во Франкфуртском
университете в зимний семестр 1961/62 г.; после каждой из них
устраивался семинар с обсуждением предмета.
Предистория книги, возможно,
небезразлична для придания ей законченного вида. В 1958 г. автор принял
предложение журнала “Schweizer Rundschau” выступить со статьей “Мысли о
социологии музыки”; эта статья позже вошла в сборник “Klangfiguren”1.
В ней излагались принципы музыкально-социологического исследования,
неразрывно связанные с содержательными вопросами: именно эта связь
является характерной чертой настоящего метода. Названная статья
по-прежнему остается программной для музыкально-социологического метода,
принятого автором.
Непосредственно вслед за опубликованием
статьи социолог музыки Альфонс Зильберман предложил автору расширить ее
до объема книги. Однако из-за занятости, а также потому, что автор
никогда не считал нужным расширять уже написанное однажды в
конспективной форме, предложение это осталось нереализованным. Но идея
пустила корни и перешла в намерение дать более подробное изложение идей
и достижений музыкальной социологии — совершенно независимо от
первоначального текста. Осуществить это намерение помог внешний повод: в
1961 г. автору надлежало прочесть два доклада о социологии музыки для
радиоуниверситета радиостанции РИАС. Эти доклады стали основой первых
двух лекций. В них использованы американские работы того периода, когда
автор руководил музыкальным отделом в “Radio Research Project”2.
Эскиз типологии слушания музыки относится еще к 1939 г., и автор
постоянно продолжал заниматься им. Многие лекции о легкой музыке из
второго доклада нашли отражение в статье “On popular music”3;
весь номер этого журнала посвящен
социологии массовых средств. Анализ вопросов, поставленных в первых двух
лекциях, постепенно привел к замыслу целого. Впрочем, совпадений в
докладах и других публикациях автора невозможно было избежать в тех
сложных условиях, в которых создавалась книга.
7
Автор в печатном издании лекций ни в
коем случае не хотел затрагивать их характера, поэтому книга содержит
только незначительные поправки и дополнения к фактически сказанному. Что
касается отклонений от темы и даже скачков мысли, то их в тексте
осталось ровно столько, сколько допустимо при свободной импровизации.
Кто однажды понял, сколь несопоставимы самостоятельный текст и речь,
обращенная к слушателям, тот не станет стирать различий и не будет
стремиться вложить устное слово в рамки безусловно адекватных форм
выражения мысли. Чем очевиднее различия, тем меньше поводов для
неоправданных требований. В этом книга родственна “Социальным экскурсам”
из серии публикаций Франкфуртского Института социальных исследований.
Название “Введение” можно повернуть и так: речь идет не только о
введении в определенную область знания, но и о введении в
социологическое мышление — цель, которую ставят перед собой и
“Экскурсы”.
Автор боролся с искушением дополнить
примерами и ссылками все то, что было по сути дела спонтанно рождавшейся
мыслью и вобрало в себя материалы лишь в той мере, в какой они
непосредственно возникали в памяти лектора в каждый данный момент. Автор
не стремился также к систематическому изложению — все размышления
сосредоточены вокруг нервных узлов предмета. Правда, едва ли многие из
актуальных проблем социологии музыки остались в тени; но к данному труду
вряд ли стоит подходить с требованием сциентистской полноты, хотя бы
потому, что автор хорошо помнил известное следующее высказывание Фрейда:
“Не так уж часто случается, чтобы психоанализ оспаривал какие-либо
утверждения другой стороны; чаще всего психоанализ лишь добавляет к ним
нечто новое, и то и дело, впрочем, оказывается, что именно это новое —
то, что прежде не замечалось и что теперь привнесено — и было как раз
самым существенным”.
Намерение конкурировать с существующими
положениями социологии музыки не руководило автором и там, где их
направленность противоречит его собственным целям. Должно разуметься
само собой, что никакие аспекты современной ситуации, которые освещаются
в книге, не могут быть поняты вне исторического измерения. Понятие
буржуазного как раз в духовной сфере заходит в эпохи, намного
предшествовавшие полной политической эмансипации буржуазии. Категории,
которые приписываются только буржуазному обществу, в более узком смысле
можно предположить уже там, где существовали буржуазный дух и буржуазные
формы, хотя общество в целом еще не подчинялось им — по крайней мере,
там следует искать их истоки. Понятию буржуазного имманентно, присуще
то, что феномены, которые исследователь принимает за самые характерные и
подлинные черты своей эпохи, на деле существовали с давних пор: plus ca
change, plus c'est la meme chose4.
В своих лекциях автор старался показать
студентам, что предмет социологии музыки лишь в незначительной степени
исчерпывается содержанием этих лекций, и потому автор пригласил
выступить с лекциями Ганса Энгеля — автора книги “Музыка и общество”5,
Альфонса Зильбермана, представителя эмпирического направления в социо-
8
логии музыки6,
и Курта Блаукопфа7,
который обрисовал весьма плодотворные перспективы связей акустики и
музыкальной социологии. Автор считает своим долгом выразить им свою
благодарность; Альфонса Зильбермана он особо благодарит за то, что он
великодушно согласился с немецким названием, данным автором настоящей
книге, ибо Альфонсу Зильберману принадлежит авторство французского
заглавия книги — “Introduction a une sociologie de la musique”8.
Другое заглавие вряд ли отвечало бы намерениям автора, поскольку эта
книга не есть ни социология музыки, ни монография.
Отношение к эмпирической социологии
затрагивается в самих лекциях. Автор достаточно нескромен и потому
полагает, что ставит перед музыкальным разделом этой дисциплины
достаточно много перспективных проблем, которые могут в течение долгого
времени занять ее осмысленной деятельностью и способствовать
установлению взаимосвязи теории и research (исследования) — той
взаимосвязи, которая постоянно постулируется как требование, но все
время откладывается на будущее. Впрочем, эта взаимосвязь внесет
изменения в слишком абстрактную противопоставленность обоих направлений.
Но автор недостаточно нескромен, чтобы все свои тезисы, теоретически,
возможно, и кажущиеся бесспорными, поскольку они имплицируют
эмпирические наблюдения, — уже потому считать верными: многие из них —
гипотезы, если принять эмпирические правила игры. Иногда, когда мы
освещаем вопросы типологии, достаточно очевидно, как взяться за материал
с помощью техники эмпирических исследований — research*;
в меньшей степени это относится к материалу других глав, например, о
функции музыки или об общественном мнении.
Изложить весь процесс применения
техники исследования к материалу — значило бы в данном случае выйти за
рамки избранной темы. То, что необходимо было осуществить здесь, сложно;
это потребовало бы самых напряженных усилий ума и постепенного
критического приближения к объекту, при котором совершенствовались бы
орудия исследования. С помощью прямых вопросов нельзя исследовать
теоретически постулируемые конститутивные слои функции, социальной
дифференциации или общественного мнения, бессознательные факторы
социальной психологии дирижера и оркестра — этому препятствует и
проблема вербализации и аффективная окраска этих комплексов. Кроме того,
чем более тонкими и расчлененными будут суждения, добытые с помощью
орудий исследования, тем больше риск, что они будут неверными. Риск этот
связан с элиминацией важных сведений по вине недостаточно четко
проведенных граней между понятиями; в результате вопрос об истинности
или ложности гипотезы останется нерешенным. Но что нельзя отказаться от
такой дифференциации расчленения материала, не обрекая заранее на
неуспех применение орудий исследования в интересах конкретной постановки
проблемы, — ясно каждому, кто серьезно принимается за обработку
полученных данных.
Далее, в переплетении мыслей много раз
встречаются суждения иного
___________
*
См. прим. 2
9
рода; их нельзя подтвердить с помощью
статистических выборок. Эти вопросы принципиально обсуждаются в статье
“Социология и эмпирическое исследование”, вошедшей в состав сборника
“Sociologica II”9.
Эмпирические исследования, долженствующие верифицировать или
фальсифицировать теоретические положения книги, должны были бы как
минимум придерживаться принципов самой книги: анализировать субъективные
модусы отношения к музыке в зависимости от самого объекта и его
содержания, — каковое определимо, а не абстрагироваться от качественной
стороны объекта, рассматривая его как чистый стимул для проецирований и
ограничиваясь констатацией, измерением и упорядочением субъективных
реакций или стереотипных модусов поведения. Социология музыки, для
которой музыка значит нечто большее, нежели сигареты и мыло для
статистических обследований рынка, требует не только осознания роли
общества и его структуры, не только принятия к сведению простой
информации о музыкальных феноменах, но и полного понимания музыки во
всех ее импликациях. Методология, которая бросает тень на такое
понимание, как субъективизм, только потому, что ей самой недостает
понимания музыки, попадает в плен субъективизма, средних значений
зафиксированных ею мнений.
10
Содержание
www.pseudology.org
|
|