| |
|
Вильям-Август Васильевич Похлёбкин
|
Великий псевдоним
Постановка
вопроса
|
Как случилось, что
И.В. Джугашвили избрал себе псевдоним "Сталин"? Каждому должно быть понятно, что
ответить на этот вопрос одной-двумя фразами невозможно. Но не каждый поймет, что
вопрос этот долгие годы представлял собой загадку. И раскрыть ее тайну никому
еще не удавалось. Вот почему рассказ о том, как удалось наконец это сделать,
когда уже невозможно было спросить об этом самого Сталина, т.е. как было
проведено это серьезное, долгое и упорное исследование, может уложиться только в
целую книжку.
Итак, для читателя теперь должно быть ясно, что ему предлагают не агитку, не
политический памфлет, не досужие и безответственные рассуждения о "тиране", а
тщательное, объективное историческое исследование, посвященное ограниченному,
локальному, вопросу: о происхождении псевдонима видного политического и
государственного деятеля. Псевдонима, ставшего известным всему миру, многим
поколениям людей, и сыгравшего, несомненно, выдающуюся роль в самом росте,
продвижении и утверждении, в самом стабильном политическом существовании данной
исторической личности.
Без сомнения, - это был очень удачный и очень редкий псевдоним. И то, что он был
выбран именно этим человеком, - как теперь уже доказано - не случайность. И то,
что этот псевдоним не пришел на ум никому другому из современников - тоже
закономерно, и симптоматично. И именно поэтому чрезвычайно интересно и важно
выяснить, - как же это произошло?
С этой точки зрения - историческая необходимость и ценность данного исследования
не вызывает сомнения. Теоретически - оно необходимо для лучшего и правильного
понимания психологии данной исторической личности. Иными словами - наше
исследование служит чисто теоретическим целям исторической науки, поскольку
позволяет выявить объективные критерии для оценки психологии определенной
исторической личности, что крайне важно, учитывая, что чаще всего исторических
персонажей оценивают только с эмоционально-политических позиций, которые
чрезвычайно колеблются в разные периоды от преувеличенно-восторженных до
огульно-охулительных. Все зависит от исторической конъюнктуры, политических
пристрастий историка и в немалой степени от той аудитории, которой он адресует
свое произведение. Ясно, что преодолеть эту почти неизбежную однобокость
исторической науки - важная задача теоретической историографии. И эта
однобокость, а тем более - всякие вольные и невольные обвинения в ней со стороны
оппонентов, - преодолеваются весьма убедительно, поскольку мы стремимся
определить психологию и характер исторического лица не через посредство принятых
им политических решений, не на основе оценки совершенных им исторических деяний,
носящих явно политическую окраску, а потому оцениваемых любым историком
пристрастно, в зависимости от его классовой позиции, а через посредство "химически
чистых" психологических задач, решаемых данным лицом лишь сугубо "для себя", в
глубине своей души и целиком "от себя", - а не в зависимости от воли партии или
государства, - исключительно на основе особенностей своего "я".
Ясно, что теоретическое значение и чистота эксперимента от этого только
возрастают и выигрывают.
Следовательно, возражений против выбора объекта исследования, в принципе, не
может быть выдвинуто. Вот только сама бросающаяся в глаза узость темы - о выборе
одного псевдонима - как бы противоречит самой возможности ее теоретического
использования. Мы привыкли, что "теоретизировать" можно над очень широкими,
глобальными, отвлеченными "историческими" проблемами. И в этом - огромная ошибка
и прошлой, и нынешней русской исторической науки. С одной стороны, - русские
историки как дореволюционные буржуазные, так и "советские", так называемые "марксистские",
- не привыкли делать подлинно серьезных исторических обобщений, либо просто
опасаясь их, и потому избегая, уходя от них, либо понимая пол "историческими
обобщениями" псевдофилософские, социологические общие рассуждения, не связанные
с раскрытием и использованием конкретного исторического материала, а целиком
основанные на "общих местах" в духе той идеологии, которая господствует в данное
время.
Отсюда, - либо насквозь националистические, пропитанные "православием", "славянофильством",
"особностью" русской нации и ее "души" - объяснения исторического процесса, либо
псевдомарксистские социологические рассуждения, оторванные от конкретного
материала и буквально "приклеенные" к нему в виде неубедительных аппликаций.
Так не только было, но по этому же исхоженному (т.е. хорошо "проторенному") пути
идет историческая наука и в наше время. Под видом критики "советской" науки те
же самые лица, те же бывшие историки "марксисты", теперь уже как "демократы" и "господа"
возвращаются просто-напросто на позиции столетней давности, или хуже того,
невзирая на накопленный за прошедшее столетие исторический материал и
открывшиеся возможности использования архивов, вместо комплексного анализа
исторических событий - просто поворачивают стрелку своих прежних оценок в прямо
противоположном направлении. Это не требует никакого труда. И это - политически
надежно и экономически прибыльно. Но это - не история, и это, разумеется, не
имеет ни малейшего отношения к науке: Вот почему именно при создавшейся ныне
обстановке в исторической науке и в общественном отношении к ней, как к насквозь
проституированной и псевдо-"политизированной", необходимо выбрать для объекта
теоретического исторического исследования - не общий, широкий, политический
вопрос, а абсолютно нейтральный и локальный по своему характеру, но в то же
время относящийся ко всем знакомому, конкретному, историческому времени и
объекту.
Вопрос о псевдониме - явно нейтральный, и даже слишком локальный, кажущийся
мелким. Однако это только на первый взгляд, для тех, кто не имеет представления
о том, какое место занимали псевдонимы и пользование ими со стороны исторических
лиц в России. Именно широкая возможность сопоставления, сравнений в этом узком
по теме, но широком по историческому пространству и времени вопросе, делает его
удобным объектом для сравнительного теоретического и конкретного исследования.
Это - своего рода лабораторная "мышь" или подопытный "кролик" с точки зрения
теоретической историографии.
Оглавление
www.pseudology.org
|
|