Первые
стихотворные опыты в народническом стиле относятся к 1906, систематическая
работа над поэзией началась с 1908, первая публикация 1910. Мандельштам
примыкает к символизму (посещает В. И. Иванова, посылает ему свои стихи).
Его программа сочетать "суровость Тютчева с ребячеством Верлена", высокость
с детской непосредственностью.
Сквозная тема стихов хрупкость здешнего мира
и человека перед лицом непонятной вечности и судьбы ("Неужели я настоящий /
И действительно смерть придет?.."); интонация удивленной простоты; форма
короткие стихотворения с очень конкретными образами (пейзажи, стихотворные
натюрморты). Поэт ищет выхода в религии (особенно напряженно в 1910),
посещает заседания Религиозно-философского общества, но в стихах его
религиозные мотивы целомудренно-сдержанны ("Неумолимые слова..." о Христе,
который не назван). В 1911 принимает крещение по методистскому обряду. Из
стихов этих лет Мандельштам включил в свои книги менее трети.
В 1911 Мандельштам сближается с Н. С. Гумилевым
и А. А. Ахматовой, в 1913 его стихи Notre Dame, "Айя-София" печатаются в
программной подборке акмеистов. Программа акмеизма для него конкретность,
"посюсторонность", "сообщничество сущих в заговоре против пустоты и
небытия", преодоление хрупкости человека и косности мироздания через
творчество ("из тяжести недоброй и я когда-нибудь прекрасное создам"): поэт
уподобляется зодчему, первая книга Мандельштама называется "Камень". Так же
"зодчески" должно строиться и общество (стихи о всеединящем Риме, статьи
"Петр Чаадаев", "Скрябин и христианство").
Стихи его приобретают высокую торжественность
интонаций, насыщаются классическими мотивами ("Петербургские строфы", "Бах",
"Я не увижу знаменитой "Федры"); в сочетании с бытовыми и книжными темами
это порой дает остраненно-причудливые рисунки ("Кинематограф", "Домби и
сын"). К нему приходит известность в литературных кружках, он свой человек в
петербургской богеме, задорный, ребячливый и самозабвенно-торжественный над
стихами.
Первую мировую войну Мандельштам сначала
приветствует, потом развенчивает ("Зверинец"); отношение к октябрю 1917 как
к катастрофе ("Кассандре", "Когда октябрьский нам готовил временщик...")
сменяется надеждой на то, что новое "жестоковыйное" государство может быть
гуманизовано хранителями старой культуры, которые вдохнут в его нищету
домашнее, "эллинское" (а не римское!) тепло человеческого слова. Об этом его
лирические статьи "Слово и культура", "О природе слова", "Гуманизм и
современность", "Пшеница человеческая" и др..
В
1919-1920 (и позднее, в 1921-1922) он уезжает из голодного Петербурга на юг
(Украина, Крым, Кавказ: воспоминания "Феодосия", но от эмиграции
отказывается; в 1922 поселяется в Москве с молодой женой Н. Я. Хазиной, Н.
Я. Мандельштам), которая станет его опорой на всю жизнь, а после гибели
героически спасет его наследие.
Стихи 1916-1921 гг. (сборник Tristia, "Вторая
книга") написаны в новой манере, значения слов становятся расплывчаты,
иррациональны: "живое слово не обозначает предметы, а свободно выбирает, как
бы для жилья, ... милое тело". Слова соединяются в фразы только звуками и
семантической эмоцией ("Россия, Лета, Лорелея"), связь между фразами
теряется из-за пропусков ассоциативных звеньев.
В тематике появляются "черное солнце" любви,
смерти, исторической катастрофы, "ночное солнце" сохраняемой и возрождаемой
культуры, круговорот времен, а в центре его "святые острова" Эллады ("На
розвальнях...", "Сестры тяжесть и нежность...", "Золотистого меда струя...",
"В Петербурге мы сойдемся снова ..." и др.).
К 1923 надежды на гуманизацию нового общества
иссякают, Мандельштам чувствует себя отзвуком старого века в пустоте нового
("Нашедший подкову", "1 января 1924") и после 1925 на пять лет перестает
писать стихи; только в 1928 выходят итоговый сборник "Стихотворения" и
прозаическая повесть "Египетская марка" (тем же отрывисто-ассоциативным
стилем) о судьбе маленького человека в провале двух эпох.
С 1924 Мандельштам живет в Ленинграде, с 1928
в Москве, бездомно и безбытно, зарабатывая изнурительными переводами:
"чувствую себя должником революции, но приношу ей дары, в которых она не
нуждается".
Он принимает идеалы революции, но отвергает
власть, которая их фальсифицирует. В 1930 он пишет "Четвертую прозу",
жесточайшее обличение нового режима, а в 1933 стихотворную инвективу
("эпиграмму") против Сталина ("Мы живем, под собою не чуя страны...").
Этот разрыв с официальной идеологией дает ему
силу вернуться к творчеству (за редкими исключениями, "в стол", не для
печати): его стихи о чести и совести, завещанных революционными
"разночинцами", о новой человеческой культуре, которая должна рождаться из
земной природы, как биологическое или геологическое явление ("Сохрани мою
речь...", "За гремучую доблесть грядущих веков...", "Армения", очерки
"Путешествие в Армению"). Ассоциативный стиль его стихов становится все
более резким, порывистым темным; теоретическая мотивировка его в эссе
"Разговор о Данте".
В мае 1934 Мандельштам арестован (за "эпиграмму"
и другие стихи), сослан в
Чердынь на Северном Урале, после приступа
душевной болезни и попытки самоубийства переведен в
Воронеж.
Там он отбывает ссылку до мая 1937, живет
почти нищенски, сперва на мелкие заработки, потом на скудную помощь друзей.
Мандельштам ждал расстрела: неожиданная мягкость приговора вызвала в нем
душевное смятение, вылившееся в ряд стихов с открытым приятием советской
действительности и с готовностью на жертвенную смерть ("Стансы", так
называемая "ода" Сталину.); впрочем, многие исследователи видят в них лишь
самопринуждение или "эзопов язык".
Центральное произведение воронежских лет
"Стихи о неизвестном солдате", самое темное из сочинений Мандельштама, с
апокалиптической картиной революционной войны за выживание человечества и
его мирового разума.
Мандельштам то надеялся, что "ода" спасет
его, то говорил, что "это была болезнь", и хотел ее уничтожить.
После Воронежа он живет год в окрестностях
Москвы, "как в страшном сне".
В мае 1938 его арестовывают вторично "за
контрреволюционную деятельность" и направляют на Колыму.
Он умер в
пересыльном лагере, в состоянии, близком к сумасшествию, по
официальному заключению от паралича сердца. Имя его оставалось в СССР под
запретом около 20 лет.
Литература:
Мандельштам Н. Я. Воспоминания. М., 1989.
Жизнь и творчество О. Э. Мандельштама.
Воронеж, 1990.
Слово и судьба: О. Мандельштам, исследования
и материалы. М., 1991.
www.pseudology.org |