| |
7 августа 1946
года
|
Григорий фёдорович
Александров
|
Докладная записка управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) секретарю
ЦК ВКП(б) а.а. Жданову о неудовлетворительном состоянии журналов
"Звезда" и "Ленинград" |
Литературно-художественные журналы
"Звезда" и "Ленинград" ведутся
совершенно неудовлетворительно. В этих журналах за последние два года
опубликован ряд идеологически вредных и в художественном отношении очень
слабых произведений.
В 1945 году в "Звезде" помещались, главным образом, исторические романы.
О жизни советского народа в журнале напечатано очень мало произведений.
На страницах "Звезды" культивируются упаднические, ущербные настроения.
Особенно ярко это выражено в стихах А. Ахматовой, И. Садофьева, М.
Комиссаровой (№ 1 за 1946 г.).
Стихотворение А. Ахматовой "Вроде монолога" полно пессимизма,
разочарования в жизни. Действительность представляется Ахматовой мрачной,
зловещей, напоминающей "черный сад", "осенний пейзаж". Звуки города
воспринимаются поэтессой, как услышанные "с того света"... "чуждые
навеки". Симпатии и привязанность Ахматовой на стороне прошлого.
Ахматова пишет:
"Мой городок игрушечный сожгли,
И в прошлое мне больше нет лазейки,
Там был фонтан, зеленые скамейки,
Громада парка царского вдали,
На масляной - блины, ухабы, вейки,
В апреле - запах прели и земли.
И первый поцелуй..."
Стихи И.Садофьева насыщены тем же чувством безысходной тоски, как и
стихи Ахматовой. В стихах М.Комиссаровой "Голосом сердца" основными
мотивами являются скорбь о прошлом, предчувствие смерти. Комиссарова
пишет:
"Уснет печаль, пройдет любовь,
Цветы уснут в лугу туманном...
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Мой сад снегами заметет,
В нем все уснет и станет тихо...
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Зароют в землю голос мой, -
И ничего я не услышу..."
В поэме "Всадник" С. Спасского (№ 2-3 за 1946 год) советский патриотизм
характеризуется неправильно. Из содержания поэмы следует, что любовь
советских людей к своей Родине ничем не отличается от патриотических
чувств русского человека в прошлом. Эта ошибочная точка зрения привела
автора к идеализации образа Петра I и даже к превращению его в символ
советской страны. Автор поэмы пишет о Петре I:
"Навек он сросся с Ленинградом,
Стал сердцем бронзовым его...
Я вижу: он - сама Россия,
Ее он воплощеньем стал".
В ряде произведений тема Отечественной войны, героической обороны
Ленинграда дается безответственно, на низком художественном уровне. Круг
людей, показанных в этих произведениях, крайне узок, он ограничен
изображением преимущественно эстетствующей интеллигенции, не являющейся
типичной для советской действительности. Авторы наделяют нашу
интеллигенцию нехарактерными для нее чертами, показывают ее оторванной
от жизни страны.
Так, в повести Г. Гора "Дом на Моховой" главным героем является художник,
которого в дни войны тревожит только судьба его картин. Другой герой
этой повести - ученый садовод озабочен лишь сохранением своих кактусов.
В рассказе А. Штейна "Лебединое озеро" выведен летчик, интересующийся не
столько авиацией, сколько балетом, о котором он непрестанно вспоминает.
Подлинные герои обороны Ленинграда на страницах журнала не показаны. В
повести В.Кнехта "На Невской позиции" (№ 2 за 1945 г.) борьба
ленинградцев с фашистами в условиях блокады является только фоном для
авантюрного сюжета. Центральное место в повести занимают не бойцы и
офицеры Красной Армии, а образы фотографа-художника и коллекционера икон.
Георгий Победоносец в этой повести провозглашен символом русского
воинства. Герой повести говорит так: "Георгий Победоносец - излюбленная
русская тема"; "в Георгии Победоносце черты легендарного русского воина".
К произведениям, посвященным военной теме, относится и пьеса Л.Малюгина
"Старые друзья" (№ 5-6 за 1946 г.). Действующими лицами в ней являются
советские юноши и девушки, пережившие блокаду в Ленинграде. Созданные
Л.Малюгиным образы не являются типичными, характерными для нашей
молодежи. В этой пьесе молодежь показана идейно обедненной. Некоторые из
девушек работают в госпиталях, юноши были на фронте, но судьба родины
мало волнует их, война не оставила в их сознании почти никаких следов.
Они продолжают жить бездумно, легкомысленно относиться к жизни. Юноша
Владимир Дорохин, как он сам заявляет, на войне только нравственно
огрубел. Одному из товарищей по школе Дорохин рассказывает:
"...были не только огонь и земля, было много и хорошего. И романы были,
черт побери! Вернее не романы, а новеллы. Тебе могу сказать - были.
Только я тебя прошу - Тоне ни гу-гу. Бабы этого не понимают и не прощают.
Я, например, не ревнивый. А женщину скорее встретишь лысую, чем не
ревнивую. Было всякое... Знаешь, Шурка, жизнь тяжелая, солдатская.
Радостей - никаких. Сегодня - здесь, завтра - там, а может, на том свете,
да еще выпьешь с тоски и думаешь, - пропади все пропадом... Тут одна
чудачка привязалась - просто жалко было расставаться..."
В рассказах Д.Острова "Мир" и "Побег" (№.1 за 1946 г.) подчеркивается
стойкость немецких офицеров и солдат. В рассказе "Побег" описывается
упорное сопротивление немецких частей, окруженных войсками Красной Армии.
Стойкость немцев объясняется тем, что они имели у себя большой запас
вина и им регулярно на самолетах доставляли... проституток.
Герой этого рассказа полковник Саулин говорит об окруженных немцах: "Если
вы подумаете, что они трясутся от страха, вы глубоко ошибетесь. Им
сейчас горы по пояс, а море по колено. Представьте себе, что у этих
обреченных три тысячи бочек французского вина, и не какого-то там дерьма
собачьего, а настоящего, выдержанного вина. Попробуйте выпить его
несколько бокалов и вы запоете песню даже в могиле... Потом, говорю, я
бы не стал церемониться и с проститутками. Вам ведь хорошо известно, что
из организованного в Пскове публичного дома немцы ежедневно сбрасывают
на парашютах по двадцать девиц для поддержания духа окруженных своих
соотечественников. Почему мы с ними церемонимся? Почему, говорю, наша
зенитная артиллерия бьет только по самолетам, а не по этим крылатым
кралям?"
Задачу советского командования, руководящего разгромом окруженной
вражеской группировки, автор сводит к уничтожению немецких винных
складов и проституток, обслуживающих немецких солдат.
В № 5-6 журнала "Звезда" под рубрикой "Новинки детской литературы"
напечатан рассказ М.Зощенко "Приключения обезьяны". События, описанные
Зощенко, происходят в тыловом городе в период войны. Во время
бомбардировки города обезьяна убежала из зоопарка и, попав на городские
улицы, переживает ряд приключений. Описание похождений обезьяны автору
понадобилось только для того, чтобы издевательски подчеркнуть трудности
жизни нашего народа в дни войны (недостаток продовольствия, очереди и
т.д.). Обезьяна проголодалась и начинает искать пищу. Зощенко это
описывает так:
"В городе, где она может покушать? На улицах ничего такого съестного нет.
Не может же она со своим хвостом в столовую зайти. Или в кооператив. Тем
более - денег у нее нет. Скидки нет. Продуктовых карточек она не имеет.
Кошмар... Заскочила она в... магазин. Видит - большая очередь. Нет, в
очереди она не стала стоять. И не стала расталкивать людей, чтобы
пробиться к прилавку. Она прямо по головам покупателей добежала до
продавщицы. Вскочила на прилавок. Не спросила, почем стоит кило морковки,
а просто схватила целый пучок морковки и, как говорится, была такова.
Выбежала из магазина довольная своей покупкой. Ну - обезьяна. Не
понимает что к чему. Не видит смысла оставаться без продовольствия".
В конце рассказа автор цинично заявляет, что обезьяна, обученная и
быстро привыкшая вытирать нос платком, чужих вещей не брать, кашу есть
ложкой, может быть примером для людей.
Рассказ
Зощенко является порочным, надуманным произведением. В
изображении Зощенко советские люди очень примитивны, ограничены. Автор
оглупляет наших людей.
На страницах "Звезды" ведется пропаганда идеалистических взглядов на
искусство. Повесть Л. Борисова "Волшебник из Гель-Гью" (№ 4, 5-6 за 1946
г.) сплошь заполнена призывами уйти от действительности в область "сладостных
легенд", "в мир фантастики и чистой выдумки". Образ писателя Грина,
являющегося героем этой повести, идеализируется как образ мечтателя,
человека "не от мира сего", погруженного в свои бесконечные фантазии.
Той же пропаганде идеалистической эстетики объективно служат многие
критические статьи "Звезды". С.Спасский в статье "Письмо о поэзии",
говоря о ряде советских поэтов, обходит полным молчанием идейное
содержание их творчества и рассматривает художественные произведения
исключительно с формальной стороны. Формалистическая тенденция этой
статьи очевидна.
* * *
Литературно-художественный журнал "Ленинград" заполняется случайно
подобранным материалом. За последние годы в журнале не было опубликовано
ни одного полноценного художественного произведения. Нередко печатаются
отрывки из романов, не представляющие, вследствие своей разрозненности,
никакого интереса для читателей.
В "Ленинграде" печатаются малохудожественные и идейно порочные
произведения. В журнале помещено немало произведений об Отечественной
войне, но мужественная борьба советского народа с фашистами не нашла на
его страницах достойного художественного изображения. Ряд рассказов на
эту тему, напечатанных в "Ленинграде" за последние два года, являются
надуманными, искажающими и опошляющими образы бойцов Красной Армии.
В рассказе С.Варшавского и Б.Реста "Случай над Берлином" ("Ленинград" №
3-4 за 1946 г.) показан сержант Коротков, который, вылетая на самолете
для выполнения боевого задания, берет с собой бутылку пива. Затем
описывается, как эта бутылка пива, спрятанная Коротковым в комбинезоне,
во время полета лопается и осколки стекла впиваются ему в ногу.
Перепуганный сержант, думая, что он ранен, сообщает об этом командиру.
Когда самолет возвратился на аэродром, "раненого" отвезли в госпиталь и
лишь там разъясняется все недоразумение.
В рассказе "На заставе" М.Слонимского (№ 3-4 за 1946 г.) образ
советского офицера дан чрезвычайно обыденным. Описан такой случай.
Покидая в 1941 году вместе с отходящими войсками пограничную заставу,
офицер спрятал в подвале здания бутылку вина, надеясь распить ее по
возвращении. Как сообщает автор, надежды эти не осуществились - офицер
вернулся по окончании войны на заставу, но бутылка оказалась разбитой. К
чему все это рассказано - неизвестно.
В журнале печатается много стихов, но художественный уровень большинства
их очень низкий. В стихотворении "Севастополь" (№ 1-2 за 1946 г.)
И.Сельвинский описывает свои впечатления от посещения города-героя после
освобождения его Красной Армией. Но поэт ничего не говорит о
мужественных защитниках города; он вспоминает лишь о том, как когда-то в
дореволюционные годы он встретил на улице девушку. В пошлом тоне
описывается внешность этой девушки:
"Вам нравятся ли девушки с загаром
Темнее их оранжевых волос?
С глазами, точно две морские бухты
В полнейшую бунацию?
С плечами
Пошире бедер? а?
И востроносость?"
В № 1-2 за 1946 г. помещена пародия А.Флита "Мой Некрасов", в которой
автор пытается высмеять повесть Е.Катерли о Некрасове, опубликованную в
журнале "Звезда". Однако, пародия сама является ничем иным, как
глумлением над великим поэтом. "Некрасов, - пишет А.Флит, - проснулся с
отрыжкой и поздно. Мучила изжога и царская цензура. Всю ночь снились
моченые яблоки и цензор Никитенко. Ныло под ложечкой. На душе было кисло.
Икалось с вечера. - Что мне сказать мужику!? - мрачно подумал Николай
Алексеевич, затягиваясь дорогой душистой папиросой. Мучила совесть и
помещики-крепостники. Некрасов вяло сунул изможденные желтые пятки в
стоптанные туфли и поплелся к окну. Мутило от сознания бессилия перед
царем и его приспешниками и от выпитого накануне французского коньяка.
Некрасов увидел в окно парадный подъезд и толпу мужиков, вздохнул,
желтой рукой обмакнул вставочку в чернила и, нехотя позевывая и
почесываясь, написал: "Размышления у парадного подъезда". Захотелось к
Тургеневу, но он был за границей. Некрасов лег на диван и повернулся
помятым лицом к облезлой стене. Уснуть он не мог. Давило крепостное
право".
В десятом номере журнала за 1946 год в отделе пародий помещены стихи,
сочиненные А.Хазиным под названием "Возвращение Онегина. Глава
одиннадцатая, фрагменты". В этих стихах с злой издевкой и зубоскальством
описан быт современного Ленинграда. Хазин пишет о Евгении Онегине, будто
бы посетившем Ленинград:
"В трамвай садится наш Евгений.
О, бедный, милый человек!
Не знал таких передвижений
Его непросвещенный век.
Судьба Евгения хранила,
Ему лишь ногу отдавило,
И только раз, толкнув в живот,
Ему сказали: "Идиот!"
Он, вспомнив древние порядки,
Решил дуэлью кончить спор,
Полез в карман... но кто-то спёр
Уже давно его перчатки..."
Совершенно неудовлетворительно поставлен в журнале отдел критики.
Рецензии на произведения ленинградских писателей носят почти
исключительно хвалебный характер. В номерах журнала за 1946 год
произведения В.Рождественского, И.Авраменко, Рахманова всячески
расхваливаются и поднимаются на щит, и в то же время такое произведение,
как "Ленинградский дневник" В.Инбер, подверглось грубому осмеянию (№
13-14 за 1945 год, пародия А.Флита).
О недостатках в журналах "Звезда" и "Ленинград" было в печати
опубликовано несколько критических статей (журн[ал] "Знамя" № 11 за 1945
г., № 2-3 за 1946 г., "Литгазета" за 8 сентября 1945 г.). Однако, и
после этих сигналов качество журналов не улучшилось, что указывает на
неспособность редакций "Звезды" и "Ленинграда" справиться с возложенными
на них задачами.
Правление Союза советских писателей СССР и Ленинградское отделение ССП
отдали журналы на откуп группе литераторов, не руководили их работой и
не оказывали им никакой помощи.
Ленинградский горком ВКП(б) не уделяет достаточного внимания
литературно-художественным журналам, не замечает крупных идейных ошибок
в содержании произведений, опубликованных в "Звезде" и "Ленинграде", не
руководит работой редакций.
Необходимо утвердить новый состав редакционной коллегии журнала "Звезда",
способной коренным образом улучшить работу журнала.
Что же касается журнала "Ленинград", то дальнейшее его существование
следует признать нецелесообразным. Проект постановления ЦК ВКП(б) о
журналах "Звезда" и "Ленинград" прилагается.
Г.Александров
-----------------------
РЦХИДНИ. Ф. 17. On. 117. Д. 628. Л. 10-17. Подлинник. Машинопись.
Опубликовано: "Литературный фронт". История политической цензуры.
1932-1946 гг. М. 1994. С. 191-197.
Документ опубликован в кн.: Власть и художественная интеллигенция.
Документы ЦК РКП(б) - ВКП(б),
ВЧК-ОГПУ-НКВД о культурной политике.
1917-1953/ Под ред. акад. А.Н. Яковлева; сост. А. Артизов, О. Наумов.
М.: МФД, 1999. с.559-565.
Литература
www.pseudology.org
|
|