| |
Полное собрание сочинений и
избранные письма. Том 1
Москва, изд-во «Наука», 1991
|
Пётр Яковлевич Чаадаев |
Философические письма |
ПИСЬМО ПЕРВОЕ
Adveniat regnum tuurn
Да приидет царствие твое[1]
Сударыня.
Прямодушие и искренность именно те черты, которые я в вас более всего
люблю и ценю. Судите же сами, как меня должно было поразить ваше
письмо[2]. Эти самые любезные свойства ваши и очаровали меня при нашем
знакомстве, они-то и побудили меня заговорить с вами о религии. Все
вокруг вас призывало меня к молчанию. Повторяю, посудите каково же было
мое удивление при получении вашего письма. Вот все, что я имею вам
сказать, сударыня, по поводу выраженных там предположений об оценке мною
вашего характера. Не будем говорить более об этом и прямо перейдем к
существенной части вашего письма.
И, прежде всего, откуда в вашем уме берется это смятение, до того вас
волнующее и утомляющее, что оно, по вашим словам, отражается и на
здоровье? Неужели это печальное следствие наших бесед? Вместо успокоения
и мира, которое должно было бы внести пробужденное в сердце чувство, оно
вызвало тревогу, сомнения, чуть ли не угрызения совести. Впрочем, чему
удивляться? Это естественное следствие того печального положения вещей,
которому подчинены у нас все сердца и все умы. Вы просто поддались
действию сил, которые приводят у нас в движение все, начиная с самых
высот общества и кончая рабом, существующим лишь для утехи своего
владыки.
Да и как могли бы вы этому противиться? Те самые свойства, которыми вы
выделяетесь из толпы, должны сделать вас тем более подверженной вредному
воздействию воздуха, которым вы дышите. Среди всего окружающего вас,
могло ли сообщить устойчивость вашим идеям то немногое, что мне было
позволено вам поведать? Мог ли я очистить атмосферу, в которой мы живем?
Последствия я должен был предвидеть, да я их и предвидел. Отсюда частые
умолчания, мешавшие убеждениям проникнуть вам в душу и вводившие вас,
естественно, в заблуждение. И если бы только я не был уверен, что
религиозное чувство, пробужденное хотя бы частично в чьем-либо сердце,
какие бы оно ни причиняло ему муки, все же лучше полного его усыпления,
мне бы пришлось раскаиваться в своем усердии. Тем не менее, я надеюсь,
что облака, омрачающие сейчас ваше небо, однажды превратятся в
благодатную росу и она оплодотворит семя, брошенное в ваше сердце; и
произведенное на вас действие нескольких ничего не стоящих слов служит
мне верной порукой более значительных результатов, их непременно вызовет
в будущем работа вашего собственного сознания. Смело ввертесь, сударыня,
волнениям, вызываемым в вас мыслями о религии: из этого чистого
источника могут вытекать только чистые чувства.
По отношению к внешним условиям вам пока достаточно знать, что учение,
основанное на высшем начале единства и непосредственной передачи истины
в непрерывном преемстве ее служителей, только и может быть самым
согласным с подлинным духом религии, потому что дух этот заключается
всецело в идее слияния всех, сколько их ни есть в мире, нравственных сил
– в одну мысль, в одно чувство и в постепенном установлении социальной
системы или церкви, которая должна водворить царство истины среди людей.
Всякое иное учение, вследствие одного уже отпадения от учения
первоначального, далеко отталкивает от себя возвышенное обращение
Спасителя: «Молю тебя, Отче, да будут они одно, как мы одно»[3] и не
желает водворения царства божьего на земле. Но отсюда совсем еще не
следует, что вы обязаны провозглашать во всеуслышание эту истину перед
лицом земли: конечно, не таково ваше призвание. То самое начало, из
которого эта истина исходит, обязывает вас, напротив, при вашем
положении в свете, видеть в ней только внутренний светоч вашей веры – и
ничего более. Я почитаю за счастье, что способствовал обращению ваших
мыслей к религии, но я почувствовал бы себя очень несчастным, сударыня,
если бы вместе с тем вызвал замешательство в вашем сознании, которое, со
временем, не могло бы не охладить вашей веры.
Я вам, кажется, как-то сказал, что лучшее средство сохранить религиозное
чувство – это придерживаться всех обычаев, предписанных церковью. Такое
упражнение в покорности важнее, чем обыкновенно думают; и то, что его
налагали на себя продуманно и сознательно величайшие умы, является
настоящим служением Богу. Ничто так не укрепляет разум в его верованиях,
как строгое выполнение всех относящихся к ним обязанностей. Впрочем,
большинство обрядов христианской религии, проистекающее из высшего
разума, является действенной силой для каждого, способного проникнуться
выраженными в них истинами. Есть только одно исключение из этого правила,
имеющего безусловный характер, – а именно, когда обретаешь в себе
верования более высокого порядка, нежели те, которые исповедуют массы,
верования, возносящие душу к тому самому источнику, из коего проистекают
все убеждения, причем верования эти нисколько не противоречат народным,
а, напротив, их подтверждает; в таком случае, но единственно в этом,
позволительно пренебречь внешней обрядностью, чтобы свободнее посвятить
себя более важным трудам. Но горе тому, кто принял бы иллюзии своего
тщеславия или заблуждения своего разума за необычайное озарение,
освобождающее от общего закона. А вы, сударыня, не всего ли лучше
облечься в одежды смирения, столь приличные вашему полу? Поверьте, это
лучше всего сможет успокоить смущение вашего духа и внести мир в ваше
существование.
Да даже и с точки зрения светских взглядов, скажите, что может быть
естественнее для женщины, развитый ум которой умеет находить прелесть в
научных занятиях и серьезных размышлениях, чем сосредоточенная жизнь,
посвященная главным образом религиозным помыслам и упражнениям? Вы
говорите, что при чтении книг ничто так не действует на ваше воображение,
как картины мирных и вдумчивых существований, которые подобно прекрасной
сельской местности на закате дня вносят мир в душу и вырывают нас на
мгновение из тягостной или бесцветной действительности. Но ведь это
вовсе не фантастические картины: только от вас зависит осуществление
одного из этих пленительных вымыслов. Вы имеете все необходимое для
этого. Как видите, я вовсе не проповедую вам мораль слишком строгую: в
ваших же вкусах, в самых приятных грезах вашего воображения я ищу то,
что может внести мир в вашу душу.
В жизни есть обстоятельства, относящиеся не к физическому, а к духовному
бытию; пренебрегать ими не следует; есть режим для души, как есть режим
и для тела: надо уметь ему подчиниться. Я знаю, что это старая истина,
но у нас она, кажется, имеет всю ценность новизны. Одна из самых
прискорбных особенностей нашей своеобразной цивилизации состоит в том,
что мы все еще открываем истины, ставшие избитыми в других странах и
дате у народов, гораздо более нас отсталых. Дело в том, что мы никогда
не шли вместе с другими народами, мы не принадлежим ни к одному из
известных семейств человеческого рода, ни к Западу, ни к Востоку, и не
имеем традиций ни того, ни другого. Мы стоим как бы вне времени,
всемирное воспитание человеческого рода на нас не распространилось.
Дивная связь человеческих идей в преемстве поколений и история
человеческого духа, приведшие его во всем остальном мире к его
современному состоянию, на нас не оказали никакого действия. Впрочем, то,
что издавна составляет самую суть общества и жизни, для нас еще только
теория и умозрение. И, к примеру сказать, вы, сударыня, столь счастливо
одаренная для восприятия всего доброго и истинного на свете, вы, как бы
созданная для испытания всех самых сладостных и чистых душевных
наслаждений, чего вы, спрашивается, достигли при всех этих преимуществах?
Вам все еще приходится разыскивать, чем бы наполнить даже не жизнь, а
только текущий день. Впрочем, вы совсем лишены того, что создает
необходимые рамки жизни, естественно вмещающие в себя повседневные
события, а без них так же невозможно здоровое нравственное существование,
как без свежего воздуха невозможно здоровое состояние физическое. Вы
понимаете, дело пока еще не идет ни о нравственных принципах, ни о
философских положениях, а просто о благоустроенной жизни, об этих
привычках, об этих навыках сознания, которые придают уют уму и душе,
непринужденность, размеренное движение.
Взгляните вокруг. Разве что-нибудь стоит прочно? Можно сказать, что весь
мир в движении. Ни у кого нет определенной сферы деятельности, нет
хороших привычек, ни для чего нет правил, нет даже и домашнего очага,
ничего такого, что привязывает, что пробуждает ваши симпатии, вашу
любовь; ничего устойчивого, ничего постоянного; все течет, все исчезает,
не оставляя следов ни во-вне, ни в вас. В домах наших мы как будто
определены на постой; в семьях мы имеем вид чужестранцев; в городах мы
похожи на кочевников, мы хуже кочевников, пасущих стада в наших степях,
ибо те более привязаны к своим пустыням, нежели мы к нашим городам. И не
подумайте, что это пустяки. Бедные наши души! Не будем прибавлять к
остальным нашим бедам еще и ложного представления о самих себе, не будем
стремиться жить жизнью чисто духовной, научимся благоразумно жить в
данной действительности. Но поговорим сначала еще немного о нашей стране,
при этом мы не отклонимся от нашей темы. Без этого предисловия вы не
сможете понять, что я хочу Вам сказать.
У всех народов есть период бурных волнений, страстного беспокойства,
деятельности без обдуманных намерений. Люди в такое время скитаются по
свету и дух их блуждает. Это пора великих побуждений, великих свершений,
великих страстей у народов. Они тогда неистовствуют без ясного повода,
но не без пользы для грядущих поколений. Все общества прошли через такие
периоды, когда вырабатываются самые яркие воспоминания, свои чудеса,
своя поэзия, свои самые сильные и плодотворные идеи. В этом и состоят
необходимые общественные устои. Без этого они не сохранили бы в своей
памяти ничего, что можно было бы полюбить, к чему пристраститься, они
были бы привязаны лишь к праху земли своей. Эта увлекательная эпоха в
истории народов, это их юность; это время, когда всего сильнее
развиваются их дарования, и память о нем составляет отраду и поучение их
зрелого возраста. Мы, напротив, не имели ничего подобного. Сначала дикое
варварство, затем грубое суеверие, далее иноземное владычество, жестокое
и унизительное, дух которого национальная власть впоследствии
унаследовала, – вот печальная история нашей юности. Поры бьющей через
край деятельности, кипучей игры нравственных сил народа – ничего
подобного у нас не было. Эпоха нашей социальной жизни, соответствующая
этому возрасту, была наполнена тусклым и мрачным существованием без силы,
без энергии, одушевляемом только злодеяниями и смягчаемом только
рабством. Никаких чарующих воспоминаний, никаких пленительных образов в
памяти, никаких действенных наставлений в национальной традиции. Окиньте
взором все прожитые века, все занятые нами пространства, и Вы не найдете
ни одного приковывающего к себе воспоминания, ни одного почтенного
памятника, который бы властно говорил о прошедшем и рисовал его живо и
картинно. Мы живем лишь в самом ограниченном настоящем без прошедшего и
без будущего, среди плоского застоя. И если мы иногда волнуемся, то не в
ожидании или не с пожеланием какого-нибудь общего блага, а в ребяческом
легкомыслии младенца, когда он тянется и протягивает руки к погремушке,
которую ему показывает кормилица.
Настоящее развитие человеческого существа в обществе еще не началось для
народа, пока жизнь не стала в нем более упорядоченной, более легкой,
более приятной, чем в неопределенности первой поры. Пока общества еще
колеблются без убеждений и без правил даже и в повседневных делах и
жизнь еще совершенно не упорядочена, как можно ожидать созревания в них
зачатков добра? Пока это все еще хаотическое брожение предметов
нравственного мира, подобное тем переворотам в истории земли, которые
предшествовали современному состоянию нашей планеты в ее теперешнем
виде[4]. Мы до сих пор еще в таком положении.
Первые наши годы, протекшие в неподвижной дикости, не оставили никакого
следа в нашем уме и нет в нас ничего лично нам присущего, на что могла
бы опереться наша мысль; выделенные по странной воле судьбы из всеобщего
движения человечества, не восприняли мы и традиционных идей
человеческого рода. А между тем именно на них основана жизнь народов;
именно из этих идей вытекает их будущее и происходит их нравственное
развитие. Если мы хотим подобно другим цивилизованным народам иметь свое
лицо, необходимо как-то вновь повторить у себя все воспитание
человеческого рода. Для этого мы имеем историю народов и перед нами
итоги движения веков. Без сомнения, эта задача трудна и одному человеку,
пожалуй, не исчерпать столь обширного предмета; однако, прежде всего
надо понять в чем дело, в чем заключается это воспитание человеческого
рода и каково занимаемое нами в общем строе место.
Народы живут только сильными впечатлениями, сохранившимися в их умах от
прошедших времен, и общением с другими народами. Этим путем каждая
отдельная личность ощущает свою связь со всем человечеством.
В чем заключается жизнь человека, говорит Цицерон[5], если память о
протекших временах не связывает настоящего с прошлым? Мы же, явившись на
свет как незаконнорожденные дети, без наследства, без связи с людьми,
предшественниками нашими на земле, не храним в сердцах ничего из
поучений, оставленных еще до нашего появления. Необходимо, чтобы каждый
из нас сам пытался связать порванную нить родства. То, что у других
народов является просто привычкой, инстинктом, то нам приходится вбивать
в свои головы ударом молота. Наши воспоминания не идут далее вчерашнего
дня; мы как бы чужие для себя самих. Мы так удивительно шествуем во
времени, что, по мере движения вперед, пережитое пропадает для нас
безвозвратно. Это естественное последствие культуры, всецело
заимствованной и подражательной. У нас совсем нет внутреннего развития,
естественного прогресса; прежние идеи выметаются новыми, потому, что
последние не происходят из первых, а появляются у нас неизвестно откуда.
Мы воспринимаем только совершенно готовые идеи, поэтому те неизгладимые
следы, которые отлагаются в умах последовательным развитием мысли и
создают умственную силу, не бороздят наших сознаний. Мы растем, но не
созреваем, мы подвигаемся вперед по кривой, т.е. по линии, не приводящей
к цели. Мы подобны тем детям, которых не заставили самих рассуждать, так
что, когда они вырастают, своего в них нет ничего; все их знание
поверхностно, вся их душа вне их. Таковы же и мы.
Народы – существа нравственные, точно так, как и отдельные личности. Их
воспитывают вена, как людей воспитывают годы. Про нас можно сказать, что
мы составляем как бы исключение среди народов. Мы принадлежим к тем из
них, которые как бы не входят составной частью в род человеческий, а
существуют лишь для того, чтобы преподать великий урок миру. Конечно, не
пройдет без следа и то наставление, которое нам суждено дать, но кто
знает день, когда мы вновь обретем[6] себя среди человечества и сколько
бед испытаем мы до свершения наших судеб?
Народы Европы имеют общее лицо, семейное сходство. Несмотря на их
разделение на ветви латинскую и тевтонскую, на южан и северян,
существует общая связь, соединяющая их всех в одно целое, явная для
всякого, кто углубится в их общую историю. Вы знаете, что еще
сравнительно недавно вся Европа носила название Христианского мира и
слово это значилось в публичном праве. Помимо общего всем характера,
каждый из народов этих имеет свой особый характер, но все это только
история и традиция. Они составляют идейное наследие этих народов. А
каждый отдельный человек обладает своей долей общего наследства, без
труда, без напряжения подбирает в жизни рассеянные в обществе знания и
пользуется ими. Проведите параллель с тем, что делается у нас, и судите
сами, какие элементарные идеи мы можем почерпнуть в повседневном обиходе,
чтобы ими так или иначе воспользоваться для руководства в жизни? И
заметьте, что речь идет здесь не об учености, не о чтении, не о чем-то
литературном или научном, а просто о соприкосновении сознаний, о мыслях,
которые охватывают ребенка в колыбели, окружают его среди игр, которые
нашептывает, лаская, его мать, о тех, которые в форме различных чувств
проникают до мозга его костей вместе с воздухом, которым он дышит, и
которые образуют его нравственную природу ранее выхода в свет и
появления в обществе. Хотите знать, что это за мысли? Это мысли о долге,
справедливости, праве, порядке. Они происходят от тех самых событий,
которые создали там общество, они образуют составные элементы
социального мира тех стран. Вот она, атмосфера Запада, это нечто большее,
чем история или психология, это физиология европейского человека. А что
вы видите у нас?
Не знаю, можно ли вывести из сказанного сейчас что-либо вполне
бесспорное и построить на этом непреложное положение; но очевидно, что
на душу каждой отдельной личности из народа должно сильно влиять столь
странное положение, когда парод этот не в силах сосредоточить своей
мысли на каком ряде идей, которые постепенно развертывались в обществе и
понемногу вытекали одна из другой, когда все его участие и общем
движении человеческого разума сводится к слепому, поверхностному, очень
часто бестолковому подражанию другим народам. Вот почему, как Вы можете
заметить, всем нам не хватает какой-то устойчивости, какой-то
последовательности в уме, какой-то логики. Силлогизм Запада нам незнаком.
В лучших головах наших есть нечто, еще худшее, чем легковесность. Лучшие
идеи, лишенные связи и последовательности, как бесплодные заблуждения
парализуются в нашем мозгу. В природе человека теряться, когда он не
находит способа связаться с тем, что было до него и что будет после него;
он тогда утрачивает всякую твердость, всякую уверенность; не руководимый
ощущением непрерывной длительности, он чувствует себя заблудившимся в
мире. Такие растерянные существа встречаются во всех странах; у нас это
общее свойство. Тут вовсе не то легкомыслие, в котором когда-то упрекали
французов и которое, впрочем, было не чем иным, как легким способом
постигать вещи, что не исключало ни глубины, ни широты ума, вносило
столько прелести и обаяния в обращение; тут беспечность жизни без опыта
и предвидения, не имеющая отношения ни к чему, кроме призрачного
существования личности, оторванной от своей среды, не считающейся ни с
честью, ни с успехами какой-либо совокупности идей и интересов, ни даже
с родовым наследием данной семьи и со всеми предписаниями и
перспективами, которые определяют и общественную и частную жизнь в строе,
основанном на памяти о прошлом и на тревоге за будущее. В наших головах
нет решительно ничего общего, все там обособлено и все там шатко и
неполно. Я нахожу даже, что в нашем взгляде есть что-то до странности
неопределенное, холодное, неуверенное, напоминающее отличие народов,
стоящих на самых низших ступенях социальной лестницы. В чужих краях,
особенно на Юге, где люди так одушевлены и выразительны, я столько раз
сравнивал лица своих земляков с лицами местных жителей и бывал поражен
этой немотой наших лиц.
Иностранцы ставили нам в заслугу своего рода беспечную отвагу, особенно
замечательную в низших классах народа; но имея возможность наблюдать
лишь отдельные черты народного характера, они не могли судить о нем в
целом. Они не заметили, что то самое начало, которое делает нас подчас
столь отважными, постоянно лишает нас глубины и настойчивости; они не
заметили, что свойство, делающее нас столь безразличными к превратностям
жизни, вызывает в нас также равнодушие к добру и злу, ко всякой истине,
ко всякой лжи, и что именно это и лишает нас тех сильных побуждений,
которые направляют нас на путях к совершенствованию; они не заметили,
что именно вследствие такой ленивой отваги, даже и высшие классы, как ни
прискорбно, не свободны от пороков, которые у других свойственны только
классам самым низшим; они, наконец, не заметили, что если мы обладаем
некоторыми достоинствами народов молодых и отставших от цивилизации, то
мы не имеем ни одного, отличающего народы зрелые и высококультурные. Я,
конечно, не утверждаю, что среди нас одни только пороки, а среди народов
Европы одни добродетели, избави Бог. Но я говорю, что для суждения о
народах надо исследовать общий дух, составляющий их сущность, ибо только
этот общий дух способен вознести их к более совершенному нравственному
состоянию и направить к бесконечному развитию, а не та или другая черта
их характера.
Массы подчиняются известным силам, стоящим у вершин общества.
Непосредственно они не размышляют. Среди них имеется известное число
мыслителей, которые за них думают, которые дают толчок коллективному
сознанию нации и приводят ее в движение. Незначительное меньшинство
мыслит, остальная часть чувствует, в итоге же получается общее движение.
Это справедливо для всех народов земли; исключение составляют только
некоторые одичавшие расы, которые сохранили из человеческой природы один
только внешний облик. Первобытные народы Европы, кельты, скандинавы,
германцы, имели своих друидов[7], своих скальдов[8], своих бардов[9],
которые на свой лад были сильными мыслителями. Взгляните на народы
северной Америки, которых искореняет с таким усердием материальная
цивилизация Соединенных Штатов: среди них имеются люди, удивительные по
глубине. А теперь, я вас спрошу, где наши мудрецы, где наши мыслители?
Кто из нас когда-либо думал, кто за нас думает теперь?
А между тем, раскинувшись между двух великих делений мира, между
Востоком и Западом, опираясь одним локтем на Китай, другим на Германию,
мы должны бы были сочетать в себе два великих начала духовной природы –
воображение и разум, и объединить в нашей цивилизации историю всего
земного шара. Не эту роль предоставило нам провидение. Напротив, оно как
будто совсем не занималось нашей судьбой. Отказывая нам в своем
благодетельном воздействии на человеческий разум, оно предоставило нас
всецело самим себе, не пожелало ни в чем вмешиваться в наши дела, не
пожелало ни чему нас научить. Опыт времен для нас не существует. Века и
поколения протекли для нас бесплодно. Глядя на нас, можно сказать, что
по отношению к нам всеобщий закон человечества сведен на нет. Одинокие в
мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли, мы не внесли в
массу человеческих идей ни одной мысли, мы ни в чем не содействовали
движению вперед человеческого разума, а все, что досталось нам от этого
движения, мы исказили. Начиная с самых первых мгновений нашего
социального существования, от нас не вышло ничего пригодного для общего
блага людей, ни одна полезная мысль не дала ростка на бесплодной почве
нашей родины, ни одна великая истина не была выдвинута из нашей среды;
мы не дали себе труда ничего создать в области воображения и из того,
что создано воображением других, мы заимствовали одну лишь обманчивую
внешность и бесполезную роскошь.
Удивительное дело! Даже в области той науки, которая все охватывает,
наша история ни с чем не связана, ничего не объясняет, ничего не
доказывает. Если бы орды варваров, потрясших мир, не прошли прежде
нашествия на Запад по нашей стране, мы едва были бы главой для всемирной
истории. Чтобы заставить себя заметить, нам пришлось растянуться от
Берингова пролива до Одера. Когда-то великий человек[10] вздумал нас
цивилизовать и для того, чтобы приохотить к просвещению, кинул нам плащ
цивилизации; мы подняли плащ, но к просвещению не прикоснулись. В другой
раз другой великий монарх[11], приобщая нас к своему славному назначению,
провел нас победителями от края до края Европы[12]; вернувшись домой из
этого триумфального шествия по самым просвещенным странам мира, мы
принесли с собой одни только дурные идеи и гибельные заблуждения,
последствием которых было неизмеримое бедствие, отбросившее нас назад на
полвека[13]. В крови у нас есть нечто, отвергающее всякий настоящий
прогресс. Одним словом, мы жили и сейчас еще живем для того, чтобы
преподать какой-то великий урок отдаленным потомкам, которые поймут его;
пока, что бы там ни говорили, мы составляем пробел в интеллектуальном
порядке. Я не перестаю удивляться этой пустоте, этой удивительной
оторванности нашего социального бытия. В этом, наверное, отчасти повинна
наша непостижимая судьба. Но есть здесь еще, без сомнения, и доля
человеческого участия, как во всем, что происходит в нравственном мире.
Спросим снова историю: именно она объясняет народы.
В то время, когда среди борьбы между исполненном силы варварством
народов Севера и возвышенной мыслью религии воздвигалось здание
современной цивилизации, что делали мы? По воле роковой судьбы мы
обратились за нравственным учением, которое должно было нас воспитать, к
растленной Византии, к предмету глубокого презрения этих народов. Только
что перед тем эту семью похитил у вселенского братства один честолюбивый
ум[1]; и мы восприняли идею в столь искаженном людской страстью виде. В
Европе все тогда было одушевлено животворным началом единства. Все там
из него происходило, все к нему сходилось. Все умственное движение той
поры только и стремилось установить единство человеческой мысли, и любое
побуждение исходило из властной потребности найти мировую идею, эту
вдохновительницу новых времен. Чуждые этому чудотворному началу, мы
стали жертвой завоевания. И когда, затем, освободившись от чужеземного
ига, мы могли бы воспользоваться идеями, расцветшими за это время среди
наших братьев на Западе, мы оказались отторгнутыми от общей семьи, мы
подпали рабству, еще более тяжкому, и притом освященному самим фактом
нашего освобождения.
Сколько ярких лучей тогда уже вспыхнуло среди кажущегося мрака,
покрывающего Европу. Большинство знаний, которыми ныне гордится
человеческий ум, уже угадывалось в умах; характер нового общества уже
определился и, обращаясь назад к языческой древности, мир христианский
снова обрел формат прекрасного, которых ему еще недоставало. До нас же,
замкнувшихся в нашем расколе, ничего из происходившего в Европе не
доходило. Нам не было никакого дела до великой всемирной работы.
Выдающиеся качества, которыми религия одарила современные народы и
которые в глазах здравого смысла ставят их настолько выше древних,
насколько последние выше готтентотов или лопарей; эти новые силы,
которыми она обогатила человеческий ум; эти нравы, которые под влиянием
подчинения безоружной власти стали столь же мягкими, как ранее они были
жестоки, – все это прошло мимо нас. Вопреки имени христиан, которое мы
носили, в то самое время, когда христианство величественно шествовало по
пути, указанному божественным его основателем, и увлекало за собой
поколения, мы не двигались с места. Весь мир перестраивался заново, у
нас же ничего не созидалось: мы по-прежнему ютились в своих лачугах из
бревен и соломы. Словом, новые судьбы человеческого рода не для нас
свершались. Хотя мы и христиане, не для нас созревали плоды христианства.
Я вас спрашиваю: не нелепость ли господствующее у нас предположение,
будто этот прогресс народов Европы, столь медленно совершившийся и
притом под прямым и явным воздействием одной нравственной силы, мы можем
себе сразу усвоить, даже не потрудившись узнать, как он совершился?
Ничего не понимают в христианстве те, которые не замечают в его чисто
исторической стороне, составляющей столь существенную часть вероучения,
что в ней до некоторой степени заключается вся философия христианства,
так как именно здесь обнаруживается, что оно сделало для людей и что ему
предстоит сделать для них в будущем. В этом смысле христианская религия
раскрывается не только как система нравственности, воспринятая в
преходящих формах человеческого разума, но еще как божественная вечная
сила, действующая всеобщим образом в духовном мире, так что ее видимое
проявление должно служить нам постоянным поучением. В этом и заключается
собственный смысл догмата, выраженного в символе веры единой вселенской
церкви[14].
В мире христианском все должно непременно способствовать установлению
совершенного строя на земле, да и ведет к этому на самом деле. В
противном случае дела опровергли бы слова Спасителя. Он бы не был среди
своей церкви до скончания веков. Новый строй – царство Божье, который
должен наступить благодаря искуплению, – не отличался бы от старого
строя, – от царства зла, – который должен быть искуплением искоренен, и
мы снова остались бы с этим воображаемым свойством непременного
совершенствования, о котором мечтает философия и которое опровергается
на каждой странице истории: это пустое возбуждение ума, которое
удовлетворяет лишь потребностям материального бытия и которое, если и
поднимает человека на некоторую высоту, то всегда лишь с тем, чтобы
низвергнуть его в еще более глубокую пропасть.
Но разве мы не христиане, скажете вы, и разве нельзя быть цивилизованным
не по европейскому образцу? Да, мы без всякого сомнения христиане, но не
христиане ли и абиссинцы? И можно быть, конечно, цивилизованным иначе,
чем в Европе; разве не цивилизована Япония, да еще и в большей степени,
чем Россия, если верить одному из наших соотечественников[15]? Но разве
вы думаете, что в христианстве абиссинцев и в цивилизации японцев
осуществлен тот порядок вещей, о котором я только что говорил и который
составляет конечное назначение человеческого рода? Неужели вы думаете,
что эти нелепые отступления от божеских и человеческих истин низведут
небо на землю?
Христианство обладает двумя легко различимыми функциями. Во-первых,
действием на индивидуальное, во-вторых, действием на общее сознание. В
верховном разуме то и другое естественно сливается и приводит к одной и
той же цели. Но наш ограниченный взгляд не в силах охватить все время, в
которое осуществляются вечные предначертания божественной мудрости. Нам
необходимо различать божественное действие, проявляющееся в данное время
в жизни человека, от того действия, которое проявляется лишь в
бесконечности. В день окончательного завершения дела искупления все
сердца и все умы составят лишь одно чувство и лишь одну мысль, и падут
все стены, разделяющие народы и вероисповедания. Но в настоящее время
каждому важно знать свое место в общем строе призвания христиан, т.е.
знать, каковы те средства, которые он находит в себе и вокруг себя, для
того, чтобы сотрудничать в достижении цели, стоящей перед всем
человеческим обществом в целом.
Непременно должен быть, следовательно, особенный круг идей, в пределах
которого идет брожение умов в том обществе, где цель эта должна
осуществиться, т.е. там, где идея откровения должна созреть и достигнуть
всей своей полноты. Этот круг идей, эта нравственная сфера неизбежно
обусловливают особый образ жизни и особую точку зрения, которые, хотя
могут и не совпадать у разных народов, однако по отношению к нам, как и
по отношению ко всем неевропейским народам, создают одну и ту же
особенность и поведении, как следствие той огромной духовной работы в
течение восемнадцати веков, в которой участвовали все страсти, все
интересы, все страдания, все воображения, все усилия разума.
Все народы Европы, подвигаясь из века в век, шли рука об руку. Что бы
они сейчас ни делали, каждый по-своему, они все же постоянно сходятся на
одном и том же пути. Чтобы понять семейное сходство в развитии этих
народов, не надо даже изучать историю: читайте только Тасса[16] и вы
увидите все народы распростертыми у подножия стен Иерусалима. Вспомните,
что в течение пятнадцати веков у них был только один язык при обращении
к Богу, только один нравственный авторитет, только одно убеждение;
вспомните, что в течение пятнадцати веков в один и тот же год, в один и
тот же день, в один и тот же час, в одних и тех же выражениях они
возносили свой голос к Верховному Существу, прославляя его в величайшем
из его благодеяний: дивное созвучие, в тысячу раз более величественное,
чем все гармонии физического мира. После этого ясно, что если та сфера,
в которой живут европейцы и которая одна лишь может привести род
человеческий к его конечному назначению, есть результат влияния,
произведенного на них религией, и ясно, что если слабость наших
верований или несовершенство нашего вероучения удерживали нас вне этого
всеобщего движения, в котором социальная идея христианства развилась и
получила определенное выражение, а мы были отнесены к числу народов,
которым суждено использовать воздействие христианства во всей силе лишь
косвенно и с большим опозданием, то необходимо стремиться всеми
способами оживить наши верования и наше воистину христианское побуждение,
ибо ведь там все совершило христианство. Так вот что я имел в виду,
говоря о необходимости снова начать у нас воспитание человеческого рода.
Вся история нового общества происходит на почве убеждений. Значит, это
настоящее воспитание. Утвержденное с самого начала на этой основе, новое
общество двигалось вперед лишь под влиянием мысли. Интересы в нем всегда
следовали за идеями и никогда им не предшествовали. В этом обществе
постоянно из убеждений создавались интересы, никогда интересы не
вызывали убеждений. Все политические революции были там по сути
революциями нравственными. Искали истину и нашли свободу и благоденствие.
Только так объясняется исключительное явление нового общества и его
цивилизации; иначе в нем ничего нельзя было бы понять.
Религиозные гонения, мученичества, распространение христианства, ереси,
соборы: вот события, заполняющие первые века. Все достижения данной
эпохи, не исключая и вторжения варваров, целиком связываются с
младенческими усилиями нового духа. Образование иерархии, сосредоточение
духовной власти и продолжение распространения религии в странах севера –
вот чем была наполнена следующая эпоха. Наступает затем высший
восторженный подъем религиозного чувства и упрочение духовной власти.
Философское и литературное развитие сознания и улучшение нравов под
влиянием религии заканчивают эту историю, которую можно назвать
священной, подобно истории древнего избранного народа. Наконец, и
нынешнее состояние обществ определяется религиозной реакцией, новым
толчком, сообщенным человеческому духу религией. Итак, главный, можно
сказать единственный интерес у новых народов заключался лишь в убеждении.
Все интересы – материальные, положительные, личные – поглощались этим
интересом.
Я знаю, вместо преклонения перед таким чудесным порывом человеческой
природы к возможному совершенству, его называли фанатизмом и суеверием.
Но что бы там ни говорили, судите сами, какое глубокое впечатление
должно было оставить на характере этих народов социальное развитие,
целиком вызванное, как в добре, так и во зле, одним чувством. Пускай
поверхностная философия сколько угодно шумит по поводу религиозных войн,
костров, зажженных нетерпимостью; что касается нас, мы можем только
завидовать судьбе народов, которые в этом столкновении убеждений, в этих
кровавых схватках в защиту истины создали себе мир понятий, какого мы не
можем себе даже и представить, а не то что перенестись туда телом и
душою, как мы на это притязаем.
Повторю еще раз: разумеется, в странах Европы не все исполнено ума,
добродетели, религии, совсем нет. Но все там таинственно подчинено силе,
безраздельно царившей на протяжении столетий; все является результатом
того продолжительного сцепления актов и идей, которым создано теперешнее
состояние общества, и вот, между прочим, тому пример. Народ, личность
которого ярче всех обозначилась, учреждения которого всегда более
отражают новый дух, – англичане, – собственно говоря, не имеют истории,
помимо церковной. Последняя их революция[17], которой они обязаны своей
свободой и процветанием, а также и вся последовательность событий,
приведших к этой революции, начиная с Генриха VIII, не что иное как
религиозное развитие. Во всем этом периоде интересы собственно
политические проявлялись лишь в качестве второстепенных побуждений, а
подчас они совершенно исчезали или же приносились в жертву убеждениям. И
когда я пишу эти строки[2], опять-таки религиозный вопрос волнует эту
избранную страну[18]. Да и вообще, какой из народов Европы не нашел бы в
своем национальном самосознании, если бы удосужился поискать, этой
особой черты, которая, как святой завет, была постоянным животворным
началом, душой его социального бытия во все продолжение его
существования.
Действие христианства отнюдь не ограничивается его немедленным и прямым
влиянием на душу людей. Сильнейшее воздействие, которое оно призвано
оказать, осуществляется в множестве нравственных, умственных и
социальных комбинаций, где полная свобода человеческого духа должна
непременно найти неограниченный простор. Итак, понятно, что все
совершившееся с первого дня нашей эры или, вернее, с того момента, как
Спаситель мира сказал своим ученикам: «Идите, проповедуйте Евангелие
всякой твари»[19], заключается целиком, со всеми нападками на
христианство в том числе, и общей идее его влияния. Чтобы убедиться в
исполнении пророчества Христа, достаточно наблюдать повсеместное
водворение владычества его в сердцах, будь то с сознанием или
бессознательно, добровольно или против воли. И поэтому, невзирая на все
незаконченное, порочное и преступное в европейском обществе, как оно
сейчас сложилось, все же царство Божие в известном смысле в нем
действительно осуществлено, потому, что общество это содержит в себе
начало бесконечного прогресса и обладает в зародыше и в элементах всем
необходимым для его окончательного водворения в будущем на земле.
Прежде чем заключить, сударыня, эти размышления о том воздействии,
которое религия оказала на общество, я повторю здесь то, что сказал об
этом когда-то в одном сочинении, вам неизвестном[20].
«Несомненно, – писал я, – что пока не замечаешь влияния христианства
везде, где человеческая мысль с ним как бы то ни было сталкивается, хотя
бы только с целью борьбы, не имеешь о нем ясного представления. Всюду,
где произнесено имя Христа, оно само по себе неотразимо увлекает людей,
что бы они ни делали. Ничто не обнаруживает вернее божественного
происхождения этой религии, чем свойственная ей черта абсолютной
всеобщности, вследствие которой она внедряется в душах всевозможными
способами, овладевает без их ведома умами, господствует над ними,
подчиняет их даже и тогда, когда они как будто сильнее всего
сопротивляются, внося при этом в сознание чуждые ему до сих пор истины,
заставляя сердце переживать неиспытанные им ранее впечатления, внушая
нам чувства, которые незаметно вынуждают нас занять место в общем строе.
Этим она определяет действие всякой индивидуальности и все направляет к
одной цели. При таком взгляде на христианство всякое изречение Христа
становится осязаемой истиной. И тогда явственно различаешь действие всех
рычагов, которые пускает в ход его всемогущая десница, чтобы направить
человека к его назначению, не посягая на его свободу, не сковывая ни
одной из его природных сил, а, напротив, вызывая их высшее напряжение и
возбуждая до бесконечности всю, сколько в нем ни есть, его собственную
мощь. Тогда бросается в глаза, что в новом распорядке ни один
нравственный элемент не остается без действия, что все находит в нем
место и применение, самые деятельные дарования ума, равно как и горячие
излияния чувства, героизм сильной души, как и преданность покорного духа.
Доступная всякому сознательному созданию, сочетаясь со всяким движением
сердца, из-за чего оно бы ни билось, мысль откровения захватывает все,
растет и крепнет даже и вследствие препятствий на своем пути. С гением
она возвышается до высот, недоступных прочим смертным, с робким духом
она пробирается, припав к земле и подвигаясь шаг за шагом; в
сосредоточенном уме она независима и глубока, в душе, поддающейся
воображению, она витает в эфире и полна образов; в нежном и любящем
сердце она исходит милосердием и любовью; она всегда идет наравне со
всяким вверившимся ей сознанием, заполняя его жаром, силой и светом.
Взгляните, какое разнообразие свойств, какое множество сил она приводит
в движение, сколько различных способностей сливает воедино, сколько
несходных сердец заставляет биться из-за одной и той же идеи! Но еще
поразительнее действие христианства на общество в целом. Окиньте
взглядом всю картину развития нового общества и вы увидите, что
христианство претворяет все интересы людей в свои собственные, заменял
везде материальную потребность потребностью нравственной, возбуждая в
области мысли великие прения, какие история не наблюдала ни в одной
другой эпохе и ни в одном другом обществе, вызывая жестокую борьбу между
убеждениями, так что жизнь народов превращалась в великую идею и во
всеобъемлющее чувство; вы увидите, что в христианстве, и только в нем,
разрешалось все: жизнь частная и жизнь общественная, семья и родина,
наука и поэзия, разум и воображение, воспоминания и надежды, радости и
горести. Благо тем, кто в великом движении, возбужденном в мире самим
Богом, носят в сердце внутреннее сознание производимого ими действия; но
не все в этом движении орудия деятельные, не все работают сознательно;
массы по необходимости движутся слепо, как неодушевленные атомы, косные
громады, не знающие тех сил, которые приводят их в движение, не различая
той цели, к которой они влекутся».
Пора обратиться снова к вам, сударыня. Мне, признаться, трудно
оторваться от этих широких горизонтов. С этой высоты открывается перед
моими глазами картина, в которой почерпаю я все свои утешения; в
сладостном чаянии грядущего блаженства людей мое прибежище, когда под
гнетом обступающей меня печальной действительности я чувствую
потребность подышать более чистым воздухом, взглянуть на более ясное
небо. Я, впрочем, не думаю, что злоупотребил вашим временем. Надо было
выяснить вам точку зрения, с которой следует смотреть на мир
христианский и на то, что в этом мире делаем мы. Я должен был показаться
вам желчным в отзывах о родине: однако же я сказал только правду и даже
еще не всю правду. Притом, христианское сознание не терпит никакого
ослепления, и менее всех других предрассудка национального, так как он
более всего разделяет людей.
Письмо мое слишком затянулось, сударыня. Полагаю что нам обоим следует
передохнуть. Вначале мне казалось, что я смогу в немногих словах
передать вам заду манное. Поразмыслив, нахожу, что здесь имеется
материала на целый том. Устраивает ли это вас, сударыня? Вы мне это
скажете. Во всяком случае вам не миновать второго письма, ибо мы только
что приступили к существу дела. Между тем, я буду вам очень признателен,
если вы сочтете растянутость первого письма возмещением за время вашего
вынужденного ожидания. Я взялся за перо в самый день получения письма.
Печальные и утомительные заботы меня тогда всецело поглощали: надо было
от них отделаться прежде, чем начать беседу о столь важных предметах;
затем пришлось переписать мое маранье, совершенно неудобочитаемое. На
этот раз ожидать вам придется недолго: завтра же я снова берусь за перо.
Некрополис[21], 1829, 1 декабря[22].
[1] Евангелие от Матфея, 6, 10.
[2] Имеется в виду второе из писем Е.Д.Пановой к П.Я.Чаадаеву,
по-видимому 1829 г. См. об этих письмах и их текст в Приложениях.
[3] Сокращенный текст Евангелия от Иоанна, 17.11. Современный полный
перевод: «Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты мне дал,
чтобы они были едино, как и Мы».
[4] Речь идет о теории катастроф Кювье, о котором Чаадаев писал также в
письме к И.Д.Якушкину (Письма. № 75).
[5] См.: Цицерон. Об ораторском искусстве, XXXV, 120.
[6] С переводом этого места возникает трудность. Чаадаев употребил здесь
глагол «retrouveront», т.е. «вновь найти», «вновь обрести», и мы так и
переводим его. Гершензон и Шаховской переводят этот глагол просто
«обрести» (СП II. С. 113), хотя во французском тексте приведен именно
названный глагол и для русского слова, употребленного ими, существует
глагол «trouveront». Но задача здесь не просто лингвистическая, а
семантическая. Почему Чаадаев пишет «обрести себя вновь», если, по его
мнению, Россия никогда прежде (в истории) не находила себе места в
совокупном человечестве?
Небезынтересно отметить также, что в тексте ФП I, напечатанном в
«Телескопе», этой строки вообще нет (СП II. С. 9).
[7] Друиды – жрецы у кельтов.
[8] Скальды – средневековые норвежские и исландские поэты.
[9] Барды – певцы древних кельтских племен.
[10] Имеется в виду Петр I.
[11] Имеется в виду Александр I.
[12] Имеется в виду заграничный поход русской армии 1813 – 1814 гг.
[13] Имеется в виду восстание декабристов.
Здесь восстановлен текст «осуждения» декабристов, который был смягчен в
изданиях Гагарина – Гершензона по сравнению с тем, что содержалось в
оригинале, которым располагал Гагарин. В письме к «Александру Ивановичу»
(вероятно, Герцену) от l7 июля 1860 г. Гагарин сообщал, что текст ФП I
он получил от Н.И.Тургенева. «Я по требованию Николая Ивановича, – писал
Гагарин, – вычеркнул «дурные идеи и роковые ошибки» и напечатал» (ГБЛ М
8526 24 – старый шифр, 1940) – далее следует текст, переведенный
Гершензоном так: «идеи и стремления» (СП II. С. 117; Д.И.Шаховской
перевел приведенные Гагариным слова несколько иначе, чем Гагарин:
«дурные идеи и гибельные заблуждения», как и напечатано в нашем
издании). Следует также отметить, что в оригинальном тексте и в варианте
Тургенева – Гагарина. Там напечатано, что мы «принесли домой» «одне
дурные понятия, гибельные заблуждения, которые отодвинули нас назад еще
на полстолетия» (СП II. С. 13) – о бедственных последствиях речи нет.
[14] Символ веры – краткое изложение христианских догматов;
сформулирован на Никейском вселенском Соборе 325 г. и видоизменен в 362
и 374 годах. Добавления к этому символу веры, сделанные к VII в. н.э.
(гл. обр, filioque), послужили одним из поводов к «схизме». Чаадаев
будет обсуждать проблему «filioque» и в дальнейшем, особенно в переписке
с кн. Е.А.Долгоруковой (Письма. № 171 и примеч. 4 к нему; № 172 и
примеч. 4 – 9).
[15] Речь идет о книге В.М.Головнина «Записки о приключениях в плену у
японцев» (ч. 1 – 3, СПб., 1816), содержащей богатейшие материалы о
Японии. Труд Головнина, несмотря на перенесенные им во время трехлетнего
плена лишения, отличался беспристрастием и искренним стремлением к
сближению русского и японского народов. За короткий срок книга была
переведена на все европейские языки. В 1825 г. был издан первый японский
перевод. Бесхитростный рассказ «Монтаня у японцев» (Батюшков К.Н. Соч.,
СПб., 1887. Т. III. С. 423) пользовался значительным успехом в русском
обществе 1820-х годов. Указание Руло (Rouleau. P. 58), что Чаадаев имел
в виду русского государственного деятеля, посетившего по поручению
правительства Японию в 1804 – 1805 гг. с целью установления торговых
отношений между двумя странами, Н.П.Резанова, неверно.
[16] Речь идет о поэме Т.Тассо «Освобожденный Иерусалим» (1580; рус.
пер. 1900).
[17] Имеется в виду английская буржуазная революция 1640 г. В переводе
«Телескопа» были внесены отсутствующие в авторском тексте имена «Карл I
и Кромвель» (см. СП I. С. 17), о чем была сделана помета в отобранном у
Чаадаева авторизованном списке ФП I.
[18] Чаадаев подразумевает здесь дебаты вокруг принятия Билля о правах
(1829), уравнивавшего в правах католиков и протестантов.
[19] Евангелие от Марка, 16, 15. Современный полный перевод: «Идите по
всему миру и проповедуйте Евангелие всякой твари».
[20] Об этих словах Чаадаева см. разъяснения в Примеч. 23.
[21] Некрополис – город мертвых (греч.). Так Чаадаев называет здесь
Москву.
[22] Эта датировка требует разъяснений. ФП VII датировано более ранней
датой – 16 февраля того же года, и тогда получается, что оно написано
ранее первого. Но это не так, и этот факт свидетельствует лишь о том,
что наиболее распространенный в печати вариант первого Письма с
датировкой не является первоначальным. Как видно из письма Чаадаева
Цынскому, первое Письмо написано еще в 1828, быть может в самом начале
1820 г., но никак не в конце его (декабре): Чаадаев познакомился с
Пановой «в 1827 году», а «на другой год… получил я письмо, на которое
отвечал тем, которое напечатано в Телескопе» (Письма. № 88). Что Чаадаев
не медлил с ответом, видно из его слов в конце первого Письма (ФП I. С.
339): «Я взялся за перо в самый день получения письма (Пановой. –
Ред.)». Это и был исходный вариант ФП I, который не был датирован,
известный нам как Тург1 и Тург2, а датирован декабрем 1829 более
поздний. Что ФП VII не было первым (как это выходит по датировке), видно
также и на того, что оно содержит ссылки на предыдущие (на ФП V, где
речь идет о Паскале, и на «другие письма» в подстрочных примечаниях).
Что же касается ссылки ФП I на некое более раннее сочинение, то она
может означать ссылку позднего варианта, относящегося, по-видимому, к
1835 г., на ФП VII. В нем нет буквально приведенного Чаадаевым в
кавычках текста, но есть довольно близкие формулы и идентичные мысли
(ср. ФП VII: «…ничего не понятно в тайне царства Христа…» и далее).
Изложение этих идей ФП VII в ФП I имеет тот смысл, что в последнем
теория исторического процесса не развита и в изолированном от других
писем чтении ФП I (каковым это чтение оказывалось при публикации только
ФП I) была бы неясной читателю. О ходе работы Чаадаева над письмами см.,
кроме введения к этим примечаниям, заметку Д.И.Шаховского «П.Я.Чаадаев –
автор «Философических писем»», предваряющую публикацию пяти из них (ЛН.
С. 14 – 15).
Оглавление
Философия, психология
www.pseudology.org
|
|