| |
1625 |
Hugo
Grotius - Гуго Гроций
|
De jure belli ac pacis libri
tres - Три книги о праве войны и мира
Книга третья.
Глава 17
|
I. У тех, кто сохраняет
мир, ничего не должно отниматься иначе, как в силу крайней необходимости
и с возмещением стоимости.
II Примеры уважения к их собственности и предписания.
III. В чем состоит обязанность тех, кто сохраняет мир, по отношению к
воюющим?
I. У тех, кто сохраняет мир, ничего не должно отниматься иначе, как в
силу крайней необходимости и с возмещением стоимости
Может показаться совершенно излишним рассуждать нам о тех. кто не
принимает участия в войне, поскольку достаточно ясно, что на них не
распространится право войны. Но так как во время войны обычно и против
них предпринимаются многие действия под предлогом необходимости, в
особенности если они соседи, здесь нужно повторить вкратце то, что нами
высказано в другом месте (кн. II, гл. II, X). Только крайняя
необходимость дает некоторое право на чужое имущество; больше того,
требуется, чтобы сам собственник не находился в состоянии такой же
крайней необходимости; и даже коль скоро установлено несомненное наличие
крайней необходимости, то нельзя превышать пределов, полагаемых
необходимостью. Если достаточно удержание, то не следует прибегать к
пользованию вещью; если достаточно пользование, то нельзя распоряжаться
ею; если же необходимо распоряжение вещью, то во всяком случае должна
быть возмещена ее стоимость.
II. Примеры уважения к их собственности и предписания
1. Когда крайняя необходимость вынудила Моисея и его народ пройти по
землям идумеев, он прежде всего объявил что намерен следовать царским
путем, не отклоняясь на пашни и на виноградники; в случае надобности
воспользоваться их водой, он обещал уплатить ее стоимость. Так же
поступали знаменитые греческие и римские полководцы. По Ксенофонту,
греки, служившие у Клеарха, дали обещание персам совершить поход по их
землям, не причиняя им Никакого вреда; и если те предложат купить
какое-нибудь продовольствие, то греки обещались не похищать ни у кого ни
съестного, ни питья.
2. Деркиллид, по сообщению Ксенофонта, "повел свое войско через мирные
пределы таким образом, что союзники не потерпели никакого ущерба", Ливии
пишет о царе Персее- "Он возвратился в свое царство через Фтиатиду,
Ахайю и Фессалию, не причинив убытка и вреда тем землям, по которым он
совершал путь". О войске Агиса спартанского царя, Плутарх рассказывает:
"Проходившие по Пелопоннесу войска дали местным городским республикам
удивительное зрелище милосердия, передвигаясь без причинения кому-либо
ущерба и почти без шума"1. О Сулле Веллей пишет: "Можно было подумать,
что в Италию он прибыл не вести войну, а возвратить мир: в. таком
порядке он провел войско в Кампанью через Калабрию и Апулию, проявляя
исключительную заботу о неприкосновенности урожая, полей, городов и
людей" (кн. II). Марк Туллий Цицерон так говорит о Помпее Великом2: "Его
легионы прибыли в Азию в таком порядке, что, можно сказать, не только
руки столь великого войска, но даже ноги не причинили следа какого-либо
вреда ни одному мирному народу". ("В пользу закона Манилия"). Об
императоре Домициане Фронтин говорит: "Когда он расположился лагерем на
территории убиев, он приказал оплачивать стоимость плодов на площади,
обнесенной. рвом; и молвой о таком справедливом деле он снискал себе
доверие всех (Strategemata, 1. II, с. XI). Лампридий о парфянском походе
Александра Севера пишет: "Он соблюдал в походе такую дисциплину, он
внушил такое уважение, как если бы его воины были не солдатами, а
сенаторами. Где бы ни проходили его войска, трибуны были подтянуты,
центурионы - сдержанны, солдаты - вежливы. Самого же его за великое
множество подобных благодеяний провинциалы почитали, как бога". О готах,
гуннах, аланах3, служивших у императора Феодосия, панегирист
высказывается так: "Никакого шума, никакого беспорядка, никакого
грабежа, что наблюдалось обычно у варваров; мало того, если же когда
нибудь и случался недостаток снабжения, то голод они переносили
терпеливо и путем сбережения увеличивали опустевшие запасы
продовольствия". Клавдиан так воздает похвалу Стилихону:
Сладостный мир, спасительный страх, сей чести хранитель.
Насаждались твоею рукой; виноградные лозы.
Тучные жатвы полей сохранялись у земледельца.
И о Велисарии то же самое сообщает Свидас4.
3. Все, о чем сказано, доставляет тщательная заботливость и
предусмотрительность относительно предметов первой необходимости5,
исправная выплата жалования воинам, твердая дисциплина, закон которой
гласит у Аммиана Марцеллина6:
"Земли мирных жителей не следует вытаптывать" (кн. XVIII). И у Вописка в
жизнеописании Аврелиана мы читаем: "Пусть никто не похищает чужого
цыпленка, не захватывает чужой овцы, не срезает виноградной лозы, не
повреждает урожая, не отбирает насильно ни масла, ни соли, ни дров". То
же находим у Кассиодора "Пусть живут с провинциалами по законам
внутригосударственного права; да не превозносится дух, сознающий себя
вооруженным, потому что щит нашего войска должен обеспечить спокойствие
тем римлянам, которые не несут военной службы". Сюда же относится
следующее место из книги четвертой "Анабасиса" Ксенофонта: "Не должно
принуждать дружественное государство к поставкам против воли".
4. В соответствии с приведенными отрывками можно правильно истолковать
изречение великого пророка, лучше сказать - того, кто больше пророка:
"Никого не обижайте, не клевещите7 и довольствуйтесь своим жалованьем"8
(евангелие от Луки, III, 14). Сходное с этим изречение Аврелиана
приведено у Вописка в указанном месте: "Пусть каждый довольствуется
своим пайком, пусть каждый живет на добычу, захваченную у врагов а не за
счет жителей провинций".
Да не сочтет кто-либо сказанное красивым на словах, но не осуществимым
на деле. Ибо ведь ни божественный муж не стал бы убеждать в этом, ни
мудрые законодатели не стали бы -предписывать этого, если бы считали
соответствующее правило невыполнимым. Наконец, необходимо признать
выполнимым то, что, как мы видим, осуществляется в жизни9; оттого-то мы
привели примеры, к которым можно добавить замечательный факт,
позаимствованный Фронтином у Скавра10, а именно - случай с фруктовым
деревом, которое было включено в пределы лагеря и плоды которого после
ухода войска на следующий день оказались нетронутыми (кн. IV, гл. 1).
5. Рассказав о дерзком поведении римских воинов в лагере близ Сукрона и
о том, что ночью некоторые из них отправились на грабеж в местности,
принадлежавшие соседнему мирному населению, Тит Ливий добавляет, что все
это совершилось потому, что царил закон произвола и распущенности
солдат, ибо более не существовало ни воинского устава, ни дисциплины
(кн. XXVIII). Имеется еще Другое замечательное место у того же автора,
где он сообщает о походе Филиппа по землям дентелатов: "Они были его
союзниками; однако под влиянием нужды македоняне опустошили их земли,
как вражеские владения. Грабя во всех направлениях, они сначала разорили
встречные усадьбы, затем даже некоторые селения, к превеликому позору
царя, который слышал напрасные вопли его союзников, взывавших к богам -
покровителям союзов и к нему самому" (кн. XL).
У Тацита говорится о дурной славе Пелигна, который грабил больше
союзников, чем врагов ("Летопись", кн. XII). Тацит также замечает, что
воины Вителлия, проживая в праздности в городских общинах Италии, были
опасны для их хозяев ("История", кн. III).
В речи "Против Верреса" у Цицерона приводится следующее обвинение,
касающееся городской претуры: "Мирные города наших союзников и друзей ты
позаботился разграбить и истерзать".
6. Здесь мы не можем опустить мнения богословов, которое я считаю
наиболее правильным, а именно - что если царь не уплачивает жалованья
своим солдатам, то он обязан не только возместить им проистекший оттого
убыток, но и ущерб, причиненный его подданными соседям, с которыми
первые плохо обходятся, будучи побуждаемы к тому нуждой (Эгидий Регий,
"О сверхъестественных действиях", спор 31, сомн. вопр 7, 95).
III. В чем состоит обязанность тех, кто сохраняет мир, по отношению к
воюющим?
1. Напротив, обязанность
тех, кто держится в стороне от войны, состоит в воздержании от
содействия тому, кто ведет несправедливую войну, или тому, кто
препятствует движению ведущего справедливую войну, согласно сказанному
нами выше (кн. III, гл. I). В сомнительных же случаях следует соблюдать
равенство по отношению к обеим воюющим сторонам в разрешении прохода
войск, в предоставлении снабжения легионам, в отказе от помощи
осаждаемым11.
Коркиряне у Фукидида (кн. I) настаивают на обязанности афинян в случае
их желания остаться нейтральными либо воспрепятствовать коринфянам
вербовать солдат на территории Аттики, либо разрешить то же самое
коркирянам. Римляне ставили в упрек Филиппу, царю македонскому, двойное
нарушение союзного договора, а именно - как причинение обид союзникам
римского народа, так и помощь противникам воинскими частями к денежными
средствами. На том же обвинении сосредоточивает внимание Т. Квинций в
разговоре с Набисом: "Я, говорите вы, не нарушил ни ваших интересов, ни
вашей дружбы, ни союза. Каким числом примеров я должен доказать наличие
такого нарушения с вашей стороны? Но я не хочу входить в подробности,
ограничусь самым главным. Чем именно нарушается союз? Несомненно,
преимущественно двумя способами: если моих союзников вы считаете врагами
или если соединяетесь с врагами".
2. У Агафия мы читаем, что неприятель - это тот, кто делает угодное
врагу (кн. III); а Прокопий считает того состоящим в рядах войска
противника12, кто снабжает это войско предметами военного снаряжения
("Готский поход", кн. I). Демосфен говорил некогда: "Кто создает и
замышляет такое, что может привести к моему пленению, тот, если даже и
не наносит удары и не мечет копья, тем не менее является мне врагом"
("Филиппики", III).
М. Ацилий, обращаясь к эпиротам, которые отнюдь не помогали Антиоху
солдатами, но обвинялись в том, что посылают ему деньги, заявил, что
затрудняется, следует ли считать их в числе врагов или же нейтральных
(Ливии, кн. XXXVI). А претор Л. Эмилий уличает обитателей о. Теоса в
том, что они снабжали неприятельский флот продовольствием и обещали
снабдить вином; при этом он добавляет, что если бы то же самое они не
доставляли римскому флоту, то он бы считал их врагами (кн. XXXVII).
Вспоминается также изречение Цезаря Августа: "Государство нарушает права
мира, допуская в свои пределы неприятеля" (Плутарх, жизнеописание
Брута).
3. Целесообразно заключить с обеими воюющими сторонами договор о
добровольном воздержании от военных действий заодно с любой из них и об
оказании каждой стороне общих услуг человеколюбия. У Тита Ливия
встречается следующее место: "Пусть они соблюдают мир, свойственный
нейтральным народам, пусть не вмешиваются в войну" (кн XXXV).
Спартанский царь Архидам отправил элейцам, которые, по видимому,
склонялись на сторону аркадян, письмо такого содержания: "Благо -
оставаться в покое".
ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ ХVII
1 Такое же свидетельство о Тите Квинции Фламинии находим у Плутарха.
2 И Плутарх пишет: "Услыхав, что его воины творят по дорогам бесчинства,
он наложил пломбы на их мечи; те, кто не сохранил их в целости, были
наказаны".
3 Много свидетельств умеренности этого племени мы находим у Кассиодора
(V, 10, 11 и 13). Там же (поел. 25); "Не опустошайте ни полей, ни лугов
владельцев; но спешите, соблюдая всяческую сдержанность, чтобы ваше
нашествие могло быть нам любезно. Мы безвозмездно несем расходы на
содержание войска с тем, чтобы кротость и сдержанность соблюдались
вооруженными воинами нерушимо". И еще (IX. 25): "Его войска не причинили
никаких убытков владельцам".
4 Часто эту добродетель восхваляет в Велисарии его спутник и свидетель
его деяния Прокопий. Смотри относящуюся сюда отличную речь, которую
Велисарии держал к воинам в Сицилии, направляясь в Африку, а также
повествование о его походе в Африку - в "Войне с вандалами" (кн. I). Из
"Готского похода" (кн. III) я приведу полностью следующую выдержку: "В
отношении земледельцев он поступал с такой заботой и
предусмотрительностью, что никто из них не терпел насилия, пока войсками
командовал Велисарий: напротив, все богатели, куда бы он ни приходил со
своим воинством; ибо они продавали солдатам товары по своему усмотрению:
а когда посевы созревали. Велисарий тщательно наблюдал, чтобы их не
топтала конница; яблоки же на деревьях трогать никому не дозволялось".
Смотри сходное одобрение действий аллеманов во время похода к святому
гробу у Никиты Хокиата в жизнеописании Мануила Комнина. Григора (кн. IX)
восхваляет ту же доблесть в венецианцах: "Не было никого, кого бы не
поразила дисциплина венецианцев и соединенное со справедливостью
великодушие. Ибо ведь никто из них. выйдя из рядов войска, не пытался
завладеть чем-либо иначе, как за денежную плату".
5 Плиний ("Естественная история", XXVI, 4): "Почему же римские
полководцы всегда в первую очередь во время войны проявляли заботливость
о торговле?" Кассиодор (кн. ГУ. 13): "Пусть солдат находит то, что может
купить, чтобы не быть вынужденным помышлять о грабеже". Подобное же
изречение имеется в другом месте (V. 10 и 13).
6 Что можно найти также в книге XXI.
7 Можешь заменить словами "не грабьте": в этом смысле гласят те же слова
в греческом тексте V Нова (XXXV, 9) в Псалмах (CXVIII, 121), в Притчах
"XIV, 33; XXII, 16; CXVIII, 3), в Экклезиасте (IV. 1), а также в книге
Левит (XIX, 11). То же греческое слово передает словом "мошенничество"
переводчик Вульгаты в евангелии от Луки (XIX, 8).
8 Амвросий в толковании на соответствующее место евангелия от Луки
пишет: "Ради того установлено жалование воинству. чтобы помешать им в
стремлении к самообеспечению наживаться грабежом добычи". Это же
повторил Августин в толковании "На слова господа в евангелии от Матфея"
(слово XIX).
Имеются также превосходные постановления по этому пред мету у Григория
Турского (кн. II, гл. 37). в "Капитуляриях" Карла в его преемников (кн.
V. разд. CLXXXIX), в "Соборах Франции" (т. II), в "Капитуляриях"
Людовика Благочестивого (т. II, гл. XIV: т. 111), в постановлении собора
С. Макры. Добавь "Баварский закон" (разд. II, 5). Закон императора
Фридриха I так передает Гунтер:
Если кто подожжет дома и усадьбы народа
Мирного, то обрит, клеймится на лбу железом,
В лагерь обратно гонимый множеством тяжких ударов.
9 Так же рассуждает Гвиччардини (кн. XVI).
10 О строгости, пример которой подал Нигр по причине похищения петуха из
курятника, смотри у Спартиана.
11 Отличный пример смотри у Паруты [кн. VIII].
12 И, наоборот, по его же словам, правильно назвать союзником и другом
не только того, кто приводит на помощь свое войско, но также и того, кто
открыто доставляет необходимое снабжение для ведения войны.
Содержание
www.pseudology.org
|
|