| |
|
Фатех Вергасов |
Двойное
гражданство
Правовая оценка ситуации
|
Федеральный
закон о гражданстве Российской Федерации
(далее по тексту - Закон) был принят Государственной Думой 19 апреля
2002 года и одобрен Советом Федерации 15 мая 2002 года. Подписан
Президентом России и опубликован 05 июня 2002 года. С даты опубликования
вступил в силу.
Вскоре к этому Федеральному закону в качестве
пресловутого "механизама реализации" появился
Указ
Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г.
N 1325
Об утверждении Положения о порядке
рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации
(далее по тексту - Указ)...
Чтобы дать
правовую оценку ситуации, созданной эти двумя законодательными актами,
без небольших
экскурсов не обойтись... Кому это скучно и неинтересно, могут
почитать детям или внукам
Мурзилку... Из таких скучающих получаются совсем неплохие, нет не
граждане, а вечно подданные
подданые. Игра слов-с. Граждане закон обязаны знать, а главное
чтить...
2
Для
затравки немного расскажу о континентальной законодательной системе с
Конституцией во главе. Хотя есть много стран, где Конституции нет. Её
там заменяют другие документы, которые по своему смылу и значимости
играют роль Конституции - по определению, Высший Закон страны.
Народы уже
перепробовали жить по "истинной религии", по "высоким идеалам", по
"рассовым принципам"... Но, только угробив дусятки миллионов людей,
пришли к выводу, что надо жить по Закону. На практике - по Конституции и
непротиворечащей ей системе законов... Но вернемся к
нашим баранам...
Прежде
всего отмечу, что Закон - не простой, а федеральный. Система и иерархия
законов России предусматривает следующее. Конституция, Кодексы, законы
конституционные, законы федеральные и просто законы, законодательные
акты субъектов федерации, а также органов местного самоуправления. Затем
следуют самые разнообразные договора, описанные в
Гражданском кодексе...
Стройная и
целостная система законов предусматривает, в частности их иерархичность,
соподчиненность, непротиворечивость прежде всего внутренняя
(собственному тексту и заложенным в нем
презумпциям и фикциям) и другим
законодательным актам, верховенство Конституции над всеми остальными
законами, т.е.
системность в широм смысле этого понятия...
Договора и
сделки граждан, как говорят оптимисты, образуют базис "общественного
договора". Пессимисты понимают, что такие сделки - есть сделки самого
низшей юридической силы, смысла и содержания, так как имеют силу, только
если.... И этих "если" - тысячи...
В странах
"островного права" ситуация с точностью до наоборот: договора граждан, а
также порожденных ими так называемых "юридических лиц" имеют по идее
едва ли не высшую юридическую силу, так как основаны на воле народа не
декларируемой, а действительно признаваемой. Правда такое признание
предполагает и ответственность равноценную... Прав без обязанностей не
бывает-с...
Предполагается, что сами законодательные акты будут издаваться
полномочными на то законодательными органами власти и управления в
пределах их прав и компетенции.
Такова в
кратких чертах законодательная система так называемого "континентального
права", основанного на принципах
Римского права...
3
При
написании тектов законов используется специальная юридическая техника
написания, главная цель которой сделать новелы статей однозначными, т.е.
такими, которые исключают их двойное толкование. В идеале, правильно
написанный закон должен вообще исключать потребность во всяком
толковании.
Но вековая
законотворческая практика - хорошо иллюстрирует иллюзорность идеалов
вообще и таких в частности. Иначе бы потребность в судебной власти
отпала бы вообще, а суды прекратили бы свое существование со всей своей
юрисдикцией,
подсудностью и Процессуальным кодексом и т.п.
И дело
вовсе не в том, что законодатели чего-то там не понимают или не умеют.
Дело в том, что законотворческий процесс - есть процесс прежде всего
политический. В нем находит отражение все многообразие столкновения
интересов участников политического процесса. Окончательный текст -
всегда
компромисс политических сил.
Если
компромисса не хотеть достигать, то тогда остается только война,
только силовые методы разрешения споров типа
Русского поля. Все бы ничего,
да только по целому ряду причин война в современном мире - дело очень
опасное. И понимая это, политики ищут
компромисса, не жалея живота своего...
Надо
зарубить себе на носу многие вещи. Первое любой законодательный акт -
это всегда некая
модель
жизни. Но самая совершенная
модель
по определению, всегда беднее жизни... Забывание или игнорирование этого
обстоятельства приводит к другой распрастраненной ошибке - попытке дать
моральную оценку закону и на этом основании устроить шумные спекуляции.
Но проблемы здесь нет. Вернее, она
давно имеет свое
описание и разрешение
Итак,
второе - не противопоставлять Мораль и
Право,
реалированное в законах лишь частично... Иначе
компромисс был бы просто невозможен. Надо научиться
поступаться принципами. Иначе
война и гибель...
Мораль
присутствует в Законах не в полном объеме, а в договорном, т.е. в обёме,
достигнутом в ходе реального политического
компромисса. И надо научиться жить с законом таким, каков он есть,
не прекращая, кто любит, бороться за его совершенствование... А пока,
несмотря на различие во взглядах, убеждениях идеалах и т.п. благих
вещах, научиться жить по законам действующим...
Третье -
понимать, что Закон не всегда
Право...
Четвертое - понимать, что регулятом отношений может служить не только
Право,
Закон, но и Сила, с которой следут все-таки считаться или хотя бы не
игнорировать ее наличие... А для этого их надо, как минимум, знать и
понимать....
Пятое -
освежить в памяти (Tantum scimus quantum memoria tenemus) источники
Права,
т.е. понять, на чем же зиждеться
Право...
Шестое - уяснить тонкость механизма действия норм
международного права...
И много
многое другое, без чего идеалы
демократии легко превращаются просто в громкое булькание бульона из
интересов... Ничего нового. Помните? "Учиться, учиться и еще раз
учиться!". Если не стремиться к знаниям, то тогда вообще не понятны
амбиции процветать в демократическом обществе....
4
Итак,
Закон
и Указ
подписаны одним и тем же
должностным лицом, которого над собой
поставил
народ-богоносец, на минутку забыв, что
"Не
может быть у пьющего народа непьющих королей".
Legis
www.pseudology.org
|
|