Один из моих постоянных
научных интересов – психология и социология юношеского возраста, которым
я посвятил много статей и брошюр, а также учебное пособие для учителей и
родителей "Психология юношеского возраста" (1979). Эта книга не
претендовала на научную новизну, но в ней впервые в послевоенной
советской литературе возрастные процессы и социализация юношества, а
также само понятие юности, были рассмотрены в широкой
социально-исторической и междисциплинарной перспективе, с учетом
новейших лонгитюдных исследований и психологии жизненного пути, обобщены
данные о развитии самосознания, эволюции образа Я, структуре общения,
обществе сверстников и юношеской субкультуре (в то время почти все у нас
считали это понятие "буржуазным”), психосексуальном развитии и
сексуальном поведении. И написана она не канцеляритом, а более или менее
нормальным, удобочитаемым русским языком.
Не имевшая аналогов книга была тепло встречена научно-педагогической
общественностью. "Представляя читателям книгу И.С.Кона "Психология
юношеского возраста", - писал рецензент "Правды", - хочется избежать
привычных выражений "в числе других" или "еще одна". Дело в том, что это
первый и пока единственный систематический курс, посвященный психологии
юношества. Надо ли говорить, что без таких знаний невозможно сегодня
представить серьезную педагогическую подготовку как родителей, так и
учителей, рабочих наставников, комсомольских активистов, словом, всех,
кто причастен к воспитанию молодежи" (Б.Лисин. Психология взросления //
Правда, 11 февраля 1980. Ср. Л.И.Новикова, М.М.Плоткин. Ценное пособие
// Советская педагогика, 1980, № 1, с.133-135).
Книга была мгновенно раскуплена, переведена на несколько языков;
существенно расширенный венгерский ее вариант вышел двумя изданиями. В
1980 и 1982 г.г. вышло ее расширенное издание "Психология
старшеклассника", а в 1989 г. - переработанный и дополненный вариант
"Психология ранней юности" (800 тысяч экземпляров, а общий тираж книги
составил 1450 тысяч экземпляров).
К сожалению, из-за недостатка первичных данных и жесткого
идеологического контроля многие важные проблемы были в ней скорее
обозначены, чем раскрыты. Во втором издании "Психологии старшеклассника"
(1982) прямо говорилось: "Из-за непростительной скудости
социально-педагогических и социально-психологических исследований
групповой портрет "современного юноши", с которым соотносит и сверяет
свои личные впечатления учитель, выглядит расплывчатым, недостаточно
конкретным. Мы говорим о психологии юношеского возраста, а фактически
описываем: преимущественно мальчика, потому что девичью психологию не
изучали;
школьника, потому что данных об учащихся ПТУ и других категориях
молодежи того же возраста еще меньше, чем о школьниках;
жителя очень большого города, потому что сельская молодежь и подростки
из маленьких городов изучены хуже;
неопределенного социального происхождения, потому что данные об
особенностях воспитания детей в разных социальных слоях и средах
отрывочны и несистематичны;
неизвестно какого поколения, потому что нет систематических когортных и
сравнительно-исторических исследований, а эпизодические сравнения
сегодняшних данных с данными 1920-х или 1930-х годов этот пробел
восполнить не могут.
Остро необходимы также межкультурные, историко-этнографические данные о
национальных различиях воспитания и процессов взросления в прошлом и
настоящем".
Я собирался продолжить эту работу, общался со школьниками и студентами в
молодежных и студенческих лагерях, интересовался юношеским чтением,
защищал от нападок молодежную музыку, поддерживал дружеские отношения с
детскими театрами, особенно Ленинградским ТЮЗом, и с некоторыми
кинорежиссерами. Динара Асанова показывала мне сценарии своих будущих
фильмов и приглашала на закрытые просмотры, до того, как эти фильмы
подвергались неизбежной кастрации. По приглашению Ролана Быкова, я
участвовал в комиссии по детскому кино Союза кинематографистов и т.д. и
т.п
По причинам, о которых я рассказывал в другом месте, в середине 1980-х
эта работа прекратилась. Хотя последнее издание книги (1989 г.) было
обновлено и улучшено, в частности, за счет материалов о девиантном
поведении, самоубийствах и других печальных вещах, которых раньше нельзя
было упоминать (в венгерском издании 1979 г. было несколько страниц о
подростковых самоубийствах, а в советском - нет, эта тема была еще
запретной), многого я сделать не мог.
Тем не менее читательский интерес к этой книге, причем не только у
учителей, но и у подростков, сохраняется, московские психологи не раз
предлагали мне переиздать ее. Но просто переиздавать старые книги я
как-то не умею.
За прошедшую четверть века психология развития существенно изменилась.
Чтобы обновить научно-теоретическую часть учебника, нужно прочитать и
освоить несколько толстых и дорогих иностранных книг, которых в
российских библиотеках нет, купить их я не могу.
Еще важнее то, что в 1990-х гг. жизненный мир российского юношества
радикально изменился. Социологи описывают эти изменения точнее
психологов, многие из которых живут как бы вне времени, списывая все
«отрицательные» явления на сложности переходного периода. Но для
психолога социальная статистика, даже если бы она была вполне надежной,
чего про наши данные часто сказать нельзя, – лишь материал к
размышлению. Чтобы понять происходящие перемены, нужно непосредственно
общаться с современными подростками, не подводя их под заранее заданные
образцы. Это требует много сил и времени.
Есть и сложности идеологического порядка. Официальная идеология
сегодняшнего российского общества столь же консервативна и
нереалистична, как позднесоветская, разрыв между поколениями продолжает
углубляться. Написать хороший учебник в таких условиях трудно, а
продвинуть его в вузы – невозможно. Не обсуждать же всерьез разницу
между старой «Зарницей» и тем военно-патриотическим воспитанием,
которым, включая обучение стрельбе из автомата, занимаются православные
священники? А тратить два-три года на книгу, которую мало кто прочитает,
бессмысленно.
И все-таки… Хотя лучшие современные учебники и руководства, например,
«Психология подростка. Полное руководство» под редакцией А.А. Реана (М.
2002), значительно информативнее моей книги, они менее «читабельны»,
важные мысли тонут в море разнородной информации. Вот я и решил, в
качестве новогоднего подарка, вернуть читателям свою старую книгу через
Интернет. Вдруг кто-то прочитает? Думающий молодой читатель сам поймет,
что ему созвучно, а что относится к ушедшей исторической эпохе. А тот,
кто бездумно скачивает чужие тексты, выдавая их потом за собственные,
моим (да и ничьим) собеседником все равно не является.
Заметки на полях и по поводу
www.pseudology.org
|