| |
|
Игорь
Семёнович Кон
|
Ребята, не начинайте с
создания систем |
В.В. Чугунов. Система
сексологии. В четырех томах. Том 1. Отечественная сексология в ХIХ-XX
веках (Историко-теоретическое исследование) . Харьков "Основа", 1995 (Сексо(пато)логическая
библиотека "Средние века"). - 346 стр.
Вадим Чугунов. Повседневные и Интерпретирующие (Системные и Маргинальные)
Практики экологии сексуальности. Методология. Эволюция. Моделирование.
Харьков, Академия сексологических исследований, 1998 (с(п)б "Средние
века). - 290 с.
Я никогда не видел автора этих книг и даже не знаю, кто он по профессии.
По призванию, скорее всего, философ, а по образованию, вероятно,
психиатр или педагог. Судя по всему, он хотел защитить свой труд в
качестве диссертации, но и медики, и философы, и психологи дружно
отфутболили его в социологию. Социологи - в этом я уверен - тоже послали
бы его по другому адресу. Отчасти это общая судьба всех
междисциплинарных исследований: никто не хочет брать за них
ответственность. Но отчасти дело в самом содержании работы.
Начинать научную деятельность с создания четырехтомной "системы" какой
бы то ни было науки - дело вообще неблагодарное, особенно в наш
плюралистический век. Либо какая-то система в данной дисциплине уже есть,
либо она в ней просто не нуждается. Время жесткого разделения научных
дисциплин давно прошло. Лично меня вопросы классификации никогда не
волновали, потому что все интересное обычно возникает по краям. Для меня
главный вопрос - как поставлена проблема и адекватны ли выбранные
автором методы ее решения, а где и за что он получает зарплату, мне
безразлично. В сексологии дело обстоит еще сложнее, потому что она
заведомо многолика и эклектична, даже понятия sexology и sex research не
совпадают. Тем не менее дело от "недела" ученые отличают без особых
усилий.
Драматизм личной ситуации В.В. Чугунова состоит в том, что он пытается
выстроить систему сексологии на примере отечественной науки. Но в СССР
такой науки не было, люди работали вне мирового научного сообщества, и
это не могло не сказываться на их результатах. Оценивать их нужно не
столько по абсолютной научной новизне их идей, сколько по тому, какую
пользу они принесли своему народу.
В первой книге Чугунова есть интересные вещи. Мне кажется плодотворной
попытка строить историю сексологии не столько по проблемам, сколько по
парадигмам, типичным для базовых дисциплин (хотя разграничить их подчас
невозможно). Он составил также хорошую библиографию старой отечественной
литературы по вопросам сексуальности. Но выстраивать систему науки можно
только на основе ее высших мировых результатов, а современной западной
сексологической литературы автор явно не знает. Да и где ее взять в
Харькове?
История науки неотделима от истории общества. В.Чугунов подробно
цитирует и анализирует мои старые, 1981 и 1982 года, статьи о
теоретической сексологии, социологическом изучении сексуального
поведения и т.д. Это очень лестно, когда кто-то помнит твои старые
работы, которые ты давно забыл. Но сам я никогда не считал их
теоретическими. Мне было важно только одно - утвердить правомерность
запретных исследований, и сделать это можно было только в форме,
понятной для соответствующих редколлегий и научныхсообществ.
Так было не только в сексологии. В 1970-х годах я много занимался
проблемами студенчества и меня охотно печатали любые журналы. Но по
опыту я знал, что "Вопросы философии" легко опубликуют любые рассуждения
о студенчестве как социальной группе, зато цифры, согласно которым по
количеству лет, проведенных в школе, средний американец опережает своего
советского ровесника, неминуемо вызовут скандал: этого не может быть, мы
самый образованный народ в мире! Напротив, в журнале "США" эти цифры
никого не удивят, кто-нибудь даже скажет, что они устарели и молодые
американцы стали учиться еще дольше, зато понятие "маргинальной группы"
будет для этой редколлегии абсолютно непонятным, экономисты знали только
"марджинальную теорию стоимости". Без учета читательского восприятия я
бы ничего не смог напечатать. А уж если возникали идеологические
препятствия...
В либеральные 1960-е годы, когда стали возрождаться некогда уничтоженные
науки, я объяснял студентам философского факультета ЛГУ, как легко,
ничего не сделав, войти в историю науки. Надо только уловить нужный
момент. Стадия первая: социология, социальная психология (можете
продолжить список) - реакционная буржуазная лженаука, которой у нас нет
и быть не может. Стадия вторая (самая важная для карьеры): нам нужна
социология и т.д., но своя, марксистская, не имеющая ничего общего с
реакционной буржуазной. Дальше вы можете создавать любые понятийные
схемы, либо из чистого разума, не обремененного специальными знаниями,
либо из подправленных и ухудшенных "буржуазных" теорий (не ссылаясь на
источник), уверяя, что это и есть единственно правильная наука,
основоположником которой Вы являетесь. Стадия третья: либо Вы сами, либо
(гораздо чаще) другие, более трудолюбивые и образованные молодые люди,
начинают реальные исследования и тем самым создают действительную
дисциплину и традицию. Но даже если все это будет вопреки Вашей
умозрительной схеме, Вы все равно войдете в историю как человек, который
первым сказал "а". "Открывать" новую науку всегда выгоднее, чем "закрывать".
Это рассуждение кажется Вам циничным? Нет, это просто ирония. К тому же
сам я так никогда не делал. "Открывая" новые дисциплины, будь то
сексология, социология личности, юношеская психология или этнография
детства, я начинал не с дефиниций, а с обзора реального состояния данной
области знания, заведомо широко и эклектично, чтобы читатель и возможный
будущий исследователь получил некоторые предметные знания и не изобретал
велосипеды. Именно потому мои книги и читали. Ценность работы моих
коллег-медиков тоже была не в дефинициях, а в том, что они начали лечить
людей, которым раньше некуда было обратиться, создавали консультативные
учреждения и т.д. Честь и хвала им за это, что бы мы ни думали сегодня
об их теориях!
Вторая книга В.В. Чугунова написана под сильным влиянием Фуко. В ней
есть немало интересных мыслей и замечаний, но из-за фрагментарности
стиля читать ее трудно, к тому же знакомые понятия социологии, экологии
и прочего сплошь и рядом обретают какой-то непривычный и не совсем
законный смысл. "Авторская редакция" не всегда идет на пользу неопытным
авторам, которые не представляют себе потенциального читателя и
разговаривают сами с собой.
Почему я написал все это? Мне хочется поддержать молодого автора, но
одновременно посоветовать другим, если только они не находятся во власти
юношеской "философской интоксикации", не начинать свою научную жизнь с
созидания систем. Без хорошего знания мировой науки это не может
привести к успеху. Лучше излагайте свои ценные мысли в форме философских
эссе, специальныхмонографий, научных статей, критических заметок. А
система, если в ней есть потребность, появится потом.
Заказать эти и будущие книги В.В. Чугунова и его учителя профессора В.В.
Кришталя можно по адресу: Украина, 310002, Харьков, ул. Каразина 1, ЧП "Академия
сексологических исследований". Не уверен, что их можно купить в Москве.
Заметки на полях и по поводу
www.pseudology.org
|
|