| |
|
Игорь
Семёнович Кон
|
Памяти друга |
10 февраля на 85-м году
жизни от рака легких скончался выдающийся петербургский философ,
искусствовед и культуролог Моисей Самойлович Каган.
Это был удивительно цельный и творческий человек. Вся его жизнь была
связана с Ленинградским университетом. Он поступил туда в 1938 г.
семнадцатилетним первокурсником, оттуда ушел на фронт, туда же вернулся
после тяжелого ранения и до последнего дня оставался почетным
профессором. Свое последнее интервью «Альтернатива сего дня: духовное
самоуничтожение нашего общества или развитие интеллигентности» умирающий
ученый дал корреспонденту журнала «Санкт-Петербургский университет» (№
1, 23 января 2006 г.).
Рассказывать о жизни и работе МС можно долго. Лучше всего он сам это
сделал в книге «О времени, о людях, о себе» (СПб, Петрополис, 2005). Его
научные интересы были исключительно широки, включая эстетику, историю и
теорию искусства, проблемы человека и личности в самом широком смысле
этих слов. В настоящее время к изданию готовится семитомное собрание его
сочинений. В профессиональной среде его труды хорошо известны, а
широкому читателю я бы в первую очередь порекомендовал его книгу «Град
Петров в истории русской культуры» (2004) и совершенно уникальную по
замыслу и материалу монографию «Се человек… Жизнь, смерть и бессмертие в
«волшебном зеркале» изобразительного искусства» (СПб, Логос, 2003). На
мой взгляд, эти книги интересны каждому.
Мы познакомились и подружились с МС в годы совместной работы на
философском факультете ЛГУ (1956-68), эти отношения сохранились навсегда.
У нас было много общих научных интересов, общие друзья, а отчасти и
общие враги. М.С. всегда был и считал себя марксистом, даже тогда, когда
это стало немодно. Но его марксизм был не догматическим, а творческим,
поэтому почти все его книги в советское время подвергались нападкам и
идеологическим проработкам. Этому способствовали жуткие нравы, царившие
в советской эстетике. В ней было больше свободы мысли, чем в других
отраслях философии, зато и борьба была более жесткой и часто велась без
правил. Несколько раз МС буквально чудом избегал увольнения с работы.
Тем не менее он никогда не шел на идейные компромиссы, смело отстаивал
свои взгляды и не жаловался на жизнь. Эти качества ему удалось передать
и некоторым своим ученикам.
Помимо многих других человеческих достоинств, МС был замечательным
семьянином, особенно отцом. Для своих детей он был не только опорой и
защитой, но в буквальном смысле другом и наставником. Такое сочетание
требовательной заботы и терпимости встречается крайне редко. Его пасынок
Александр Эткинд вряд ли стал бы тем знаменитым культурологом, которого
все знают, если бы не дружба и интеллектуальное общение с М.С.Каганом,
хотя их взгляды часто не совпадали.
МС умирал трудно. Рак обнаружили на той стадии, когда уже ничего нельзя
было сделать, кроме как снимать боль. Каково болеть и лечиться в
российских условиях, все знают. Юлия Оттовна Каган совершила подвиг, на
который способна только любящая женщина. Находить нужных врачей и
недоступные лекарства, принимать решения и поддерживать жизненный тонус
и моральный дух слабеющего, но все еще сильного, с ясным умом, человека,
было невероятно трудно. Тем более, что все это нужно было делать,
невзирая на собственный возраст, болезни и серьезную научную работу (она
- крупнейший специалист Эрмитажа по камеям). Последние месяцы жизни МС -
пример мужества и нравственного служения, субъектом которого была вся их
семья.
М.С.Каган был очень жизнелюбивым и веселым человеком. О его остроумии
рассказывали легенды. Он бывал тамадой даже за грузинским столом. Когда
в 1986 г. его хотели уволить, вывести на пенсию по старости, он
предложил секретарю парткома ЛГУ, который был вдвое его моложе,
соревнование по четырем позициям: кто лучше прочтет лекцию студентам,
быстрее пробежит дистанцию на лыжах, выпьет больше водки и лучше
проведет ночь с женщиной. Секретарь от соревнования отказался, а Кагану
разрешили еще раз участвовать в конкурсе. В самые трудные времена он был
для других источником оптимизма.
Одна из неизбежных издержек долголетия – потеря друзей, с каждым из
которых уходит частица твоей собственной жизни. М.С.Каган оставил после
себя не только книги и многочисленных учеников, но и светлую память.
Заметки на полях и по поводу
www.pseudology.org
|
|