| |
|
Игорь
Семёнович Кон
|
Отклик |
Отклик на статью "Гомосоциальность
и гомосексуальность. О природе мужского общения"
Дорогой Игорь Семенович, прочитала Вашу статью, по-моему, это хорошая
интересная статья, хотя я сама придерживаюсь методологически другого
подхода, меня интересует гомосексуальность как способ стигматизации,
который общество производит и воспроизводит разными средствами, нормируя
сексуальность.
Что, пожалуй, осталось мне не ясным – почему ограничиваетесь ли Вы
рассмотрением дружбы, товарищества, общения и закрытыми мужскими
сообществами? Вся публичная сфера до 20-го века, а в некоторых зонах – и
в 20-м веке была мужской средой. Означает ли это, что "правила"
гомосоциальности вообще распространяются (или распространялись) на
публичную сферу? Или все-таки речь идет лишь о добровольных сообществах?
Но ведь возникает и образ тюрем, лагерей, пр. Получается, что предметом
Вашего исследования становятся два типа сообществ –
добровольно-дружеские и принудительно закрытые. Но, во-первых, это
настолько разные социальные формы, что объединить их можно только через
"ессеншиализм" сексуальности, а, во-вторых, между ними есть континуум
гомосоциальных форм (чем не гомосоциальны большинство публичных структур
19-го и отчасти 20-го века?).
Потом я все-таки не совсем понимаю, как Вы здесь концептуализируете
гомосексуальность ("естественное свойство", которое включает
самоутверждение как имманентную черту "естественности"?), кажется, что
"опускание" мало связано с гомоэротизмом, но гораздо больше связано с
самоутверждением гегемонной маскулинности, если это так, то понятия
"запутываются".
Мне было бы очень интересно, какие социально-культурные условия
способствуют, а какие – препятствуют а) гомосоциальности, б)
гомосексуальности, в) их каузальной зависимости. 20-й век, уменьшив
гендерную сегрегацию, выработал дискурсивные средства для выражения
гомосексуальности (движения, пресса, пр.). Связаны ли два этих процесса?
В понятиях мне не хватило "гомофобии" (которая появилась лишь в самым
конце статьи, но) которая, возможно, в большинстве случаев
"предохраняет" гомосоциальные сообщества от гомосексуальности.
Обычно считается, что большинство мужских сообществ жестко гомофобны, и
поэтому мне кажется одновременно странным и интересным то, что
гомосексуальность может существовать и без категоризации, наименования и
идентичности. Эмпирические данные по интернатам вызывают вопрос – если
Ваша логика верна, то в период раздельного образования в СССР или в
военное время гомосексуальность возрастает, причем эксплицированое
знание о ней необязательно. Так ли это? Очень интересно, если так, но ни
подтвердить, ни опровергнуть это, вероятно, невозможно.
Еще один вопрос. Чем жестче сегрегированы гендерные роли, тем менее
толерантны люди к гомосексуальности, но, по Вашей логике, тем более
способствуют социальные условия гомосексуальности. Это возможно, но
тогда, гомосексуальные практики соединяются с гомофобией, что логически
довольно сложно увязывается. Государственное регулирование остается за
пределами статьи, но ведь оно не может не влиять на сознание и практики,
и в результате получается определенная вне-историчность или по меньшей
мере вне-политичность трактовки гомосексуальности (если гос.политика
способствует гендерной сегрегации, но карает гомосексуальность – что
оказывается сильнее?), я полагаю, что дискурсивное принуждение к
гетеросексуальности (в том числе и от лица карающего государства)
сказывается на поведении гораздо сильнее, чем биологические факторы и
индивидуальные различия. Последнее рассуждение, впрочем, следствие
методологии "ползучего" конструктивизма.
Женские сообщества все-таки существовали и до феминизма (монастыри), и
тогда на них должны распространяться правила гомосоциальности,
способствующей гомосексуальности. Или женская сексуальность другая?
Вопросов много, и о них интересно думать, и ответов, наверное, на многие
из них не существует. А читать, что Вы пишете, всегда интересно и
абсолютно необходимо.
PS В Журнале социологии и социальной антропологии (2000, № 1)
опубликовано интервью с Вами.
С уважением Анна Темкина
Заметки на полях и по поводу
www.pseudology.org
|
|