Игорь Семёнович Кон
Подростковые беременности в Германии
Пер. с англ. - М.: РОССПЭН, 2006. (Гендерная коллекция –зарубежная классика). 464 стр. 1500 экз
После долгих задержек и злоключений (редакторам пришлось практически переписать некачественный перевод), вышел русский перевод известного учебника М.Киммела, который я весьма рекомендую читателям.

Предисловие к русскому изданию
Появление русского перевода книги Майкла Киммела – настоящий подарок всем интересующимся гендерной проблематикой.
Майкл Киммел – известный американский социолог, профессор университета штата Нью-Иорк в Стони Брук, один из ведущих мировых специалистов в области социологии и истории маскулинности, главный редактор международного научного журнала Men and Masculinities, председатель секции “Пол и гендер» Американской социологической ассоциации и т.д. Вторая любовь Майкла, после социологии, - социальная и культурная история. Его докторская диссертация, защищенная в 1981 г., была посвящена социальным проблемам английского и французского абсолютизма ХУ11 в.

Майл Киммел – очень плодовитый автор. Среди его многочисленных книг по социологии и истории маскулинности такие важные сборники, как «Меняющиеся мужчины: новые направления в исследовании мужчин и маскулинности» (Changing Men: New Directions in Research on Men and Masculinity, Sage, 1987) и «Мужчины противостоят порнографии» ( Men Confront Pornography, Crown, 1990). Его книга «Против течения: про-феминистские мужчины в Соединенных Штатах 1776-1990» (Against the Tide: Pro-Feminist Men in the United States, 1776-1990. Beacon, 1992) – документальная история мужчин, поддерживавших идею женского равноправия на всем протяжении истории США. Сам Киммел – убежденный сторонник феминизма, что решительно опровергает распространенное в России мнение, будто феминизм – идеология ущербных и агрессивных женщин, которые ненавидят мужчин.

Книга Киммела «Мужчины в Америке: Культурная история» (Manhood in America: A Cultural History. Free Press 1996) была оценена прессой как настоящий прорыв, позволивший дополнить уже привычные исследования истории женщин не менее интересной, но еще более трудной для изучения историей мужчин. Изданный им совместно с Майклом Месснером университетский учебник «Мужские жизни» (Men’s Lives) выдержал 6 изданий и используется практически во всех университетах США, где читаются курсы о мужчинах и маскулинности. Киммел много пишет о разных аспектах мужской жизни, например, о спорте и сексуальности. Его лекции пользуются неизменным успехом. Много времени он уделяет семье и воспитанию маленького сына.

Предлагаемая российскому читателю книга - также университетский учебник, но не по мужским проблемам, а по гендерной социологии в целом. В нем рассматривается практически весь комплекс вопросов, касающихся взаимоотношения мужчин и женщин в обществе. Первая часть книги излагает социологическую теорию гендера, тому, как соотносятся биологические и социальные факторы формирования пола и гендера, являются ли гендерные категории универсальными или культурно-специфическими, каковы сильные и слабые стороны психологических интерпретаций гендерного развития индивидуума и как конкретно происходит социальное конструирование гендерных отношений. Вторая часть книги посвящена тому, как гендерно-сформированные , «гендеризованные» (gendered) идентичности функционируют и формируют те или иные личностные черты в рамках таких социальных институтов как семья, школьный класс и рабочее место. В третьей части книги автор рассматривает в гендерном ключе важнейшие межличностные взаимодействия: близкие отношения, дружбу и любовь; сексуальные отношения и разные формы и проявления насилия. В эпилоге Киммел возвращается к теоретической проблеме о возможности существования безгендерного общества.

По своему образованию и стилю мышления Киммел социолог, и хотя к числу его специальных интересов относится социологическая теория, он строит свою книгу не догматически, выводя одни теоретические положения из других, а отправляясь от конкретных фактов, событий и случаев. В отличие от некоторых переведенных у нас феминистских работ, которые трудно, а иногда вовсе невозможно понять из-за обилия психоаналитических и иных терминов, значение коих не объясняется, а правомерность порой проблематична, книга Киммела написана просто и ясно. Если эти качества не исчезнут в русском переводе – переводить хороший текст иногда труднее, чем канцелярит или заведомую тарабащину – она сможет стать реальным учебным пособием для студентов самых разных специальностей (социологов, психологов, историков и других) Ее главное достоинство – в том, что она ставит читателя перед проблемой и заставляет его думать. Думаю, что тот, кто внимательно прочитает эту книгу, уже никогда не поверит, что унаследованный нами гендерный порядок обусловлен законами природы и не подлежит изменению.

Мой хвалебный отзыв о книге Майкла Киммела вовсе не означает, что я с ним во всем согласен. Книга Киммела – пример жесткого социального конструктивизма, согласно которому все гендерные свойства и отношения создаются исключительно социумом. Я придерживаюсь в этом вопросе эклектической позиции. Слово эклектика, не без влияния марксистско-ленинского философского и идеологического монизма, приобрело у нас отрицательный смысл, ассоциируясь с непоследовательностью и даже беспринципностью. На самом деле монизм реально «работает» только в философии (чаще всего – плохой). Точка зрения не может и не должна превращаться в многоточие, но мы должны помнить возможность (и наличие) других позиций. Особенно, если мы не просто рассуждаем по формуле «как если бы», а делаем обобщения онтологического и даже политического порядка.

В данном случае нужно иметь в виду, что различение «пола» и «гендера» необходимо, но тем не менее условно. Если половой диморфизм влияет на поведение мужских и женских особей других видов, я не вижу, почему мы должны отрицать это применительно к человеческому роду. Дисциплинарные расхождения не обязательно бывают идеологическими. Эволюционная биология и близкие к ней дисциплины вовсе не являются имманентно сексистскими. Отрицать факт глубоких природных различий между мужчинами и женщинами невозможно. Вопрос в том, 1) насколько эти различия велики, 2)действительно ли они универсальны, 3) в чем и как они проявляются и 4)объясняют ли они социальное поведение мужчин и женщин, которое в первую очередь интересует социологов? Важнее всего, конечно, последний вопрос.

К сожалению, состояние науки сегодня таково, что между гендерными исследованиями, с одной стороны, и психологией и биосоциальными исследованиями, с другой, существует глубокий разрыв. В России он доведен до полной несовместимости. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить «Дифференциальную психофизиологию мужчины и женщины» Е.П. Ильина ( СПб: Питер, 2002) и книгу М.Л.Бутовской «Язык тела: природа и культура» (М.: Научный мир, 2004) с книгой Шон Берн «Гендерная психология». (СПб,: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001). Механически соединить эти подходы невозможно. Утешительная формула об истине, лежащей «посередине», тоже вряд ли сработает. Молодым людям, которых серьезно интересует соотношение мужского и женского начал в современном мире, необходимо внимательно читать разную литературу. Книга Майкла Киммела, мне кажется, существенно поможет их интеллектуальному самоопределению.

Заметки на полях и по поводу

 
www.pseudology.org