| |
|
Игорь
Семёнович Кон
|
Конструктивизм и
эссенциализм - ложная альтернатива |
В книге "Лунный
свет на заре" я коротко изложил суть современных споров между
конструктивистами, считающими однополую любовь продуктом истории и
культуры, и эссенциалистами, склонными рассматривать ее как нечто
объективное, биологически обусловленное. Я не отдал явного предпочтения
ни тому, ни другому подходу не потому, что не имею на сей счет
определенного мнения (что само по себе тоже законно), а потому, что
считаю эту альтернативу ложной. Биологические и культурологические
теории не опровергают друг друга, потому что отвечают на разные вопросы:
"На вопрос "Как человек становится геем?" наука дает по крайней мере три
разных ответа.
1. Гомосексуальность дана индивиду изначально как неотвратимая судьба,
индивидуальное развитие только обнаруживает и реализует то, что было
заложено природой или сформировано в очень раннем детстве.
2. Она формируется средой и воспитанием, -- травматическими
переживаниями детства, семейными условиями, сексуальным совращением
подростка взрослыми или сверстниками.
3. Она является результатом индивидуального саморазвития, более или
менее сознательного выбора, это не судьба, а самоопределение.
Хотя эти подходы кажутся взаимоисключающими, каждый из них по-своему
справедлив, потому что сексуальная ориентация многомерна и ее аспекты и
компоненты формируются разновременно и по-разному. Непроизвольное
эротическое влечение к лицам собственного пола часто бывает врожденным
или возникает уже в самом раннем детстве. Целостный сексуальный сценарий
формируется под влиянием среды и воспитания, в процессе активного
взаимодействия с другими людьми. Что же касается самосознания ("Я гей"
или "Я лесбиянка") и соответствующего стиля жизни, то они, безусловно,
предполагают выбор и индивидуальное самоопределение" (стр. 333).
Человеку, не имеющему опыта научного мышления, понять это трудно. Для
него гомосексуальность - либо природная данность, либо продукт среды и
воспитания, либо результат свободного личного выбора. На самом деле же
деле все эти моменты переплетаются. Поясню это на примере менее
идеологизированного явления - левшества.
На вопрос "Какой рукой вы пишете?" 90 процентов людей обычно отвечают "правой",
10 процентов - "левой", но около 30 процентов правшей иногда пишут и
левой. Ученые связывают это с асимметрией полушарий головного мозга,
причем тот же самый отдел гипоталамуса, где, по Д. Хеймеру, расположен "ген
гомосексуальности", заведует и леворукостью. До самого последнего
времени связь этих явлений казалось проблематичной. Но летом 1998 года
на 24 годичном собрании Международной Академии сексологических
исследований были доложены (М. Лалюмьер, Р. Бланшар и К. Зуккер)
результаты метаанализа всех исследований этой темы и оказалось, что
вероятность левшества у гомосексуальных мужчин и женщин на 39 % выше,
чем у гетеросексуалов. Для объяснения предлагаются три разные
биологические теории.
Но как связано левшество с психическими свойствами и самосознанием
личности? Во многих древних обществах левши считались социально
неполноценными и опасными людьми, им приписывали всевозможные пороки и
болезни, убивали или пытались лечить. Этим создавалась особая социальная
идентичность, стигма, которая заставляла людей скрывать свою леворукость,
стараться избавиться от нее и т.п. Объяснить эти социальные сценарии и
их влияние на повседневную жизнь могут обществоведы и культурологи.
Что же касается конкретного индивида, то его самосознание и образ Я
зависят не столько от того, какой рукой он пишет, сколько от того, как
он осознает эту свою особенность - принимает, отрицает, жалеет о ней,
всячески демонстрирует ее или просто не обращает на нее внимания.
То-есть налицо индивидуальный выбор, диапазон которого задается отчасти
природными (насколько велик "перевес" левой руки над правой), но
значительно больше социальными условиями. С ослаблением стигмы левшество
не исчезает, но оно утрачивает статус особой идентичности.
С гомосексуальностью дело обстоит принципиально так же. Абстрактная
формула о всеобщей природной бисексуальности человека не снимает вопроса
о том, почему эта бисексуальность проявляется у разных людей по-разному
и в разной степени. Индивидуальная предрасположенность к тому или иному
типу любви и степень ее исключительности, разумеется, не являются делом
свободного выбора. Но как человек воспринимает и реализует свои
наклонности, зависит от его макросоциальной среды, воспитания и личного
опыта. На этом уровне анализа работет именно социальный конструктивизм.
И еще одно очень важное замечание
"Нормализация" однополой любви - частный случай общего изменения
отношения культуры к индивидуальным особенностям. Традиционная культура
отличалась жестким нормативизмом и нетерпимостью к различиям и вариациям.
Хотя древний половой символизм, наряду с идеей противоположности полов,
знает и идею их взаимопроникновения, андрогинии, принцип "мужчина или
женщина" и связанная с ним гендерная стратификация строго охранялись. На
самом деле степень "маскулинности" и "фемининности" конкретных мужчин и
женщин всегда была неодинаковой, и в этом разноообразии заинтересована
не только культура, а и эволюция. Чем больше развивается наука, тем
больше вариаций она обнаруживает внутри каждого типа, причем эти
вариации не являются ни патологическими, ни социально опасными. Споры о
свойствах "настоящего мужчины" и "настоящей женщины" сегодня уместны
разве что на ТВ. Привычная формула "а если все будут так поступать?" не
работает именно потому, что люди разные и не хотят действовать одинаково.
Заметки на полях и по поводу
www.pseudology.org
|
|