Игорь Семёнович Кон
Феромоны и сексуальная ориентация
Одно из самых перспективных направлений изучения сексуальности – исследование ольфакторной (обонятельной) коммуникации. Запахи играют громадную роль в жизни человека. Это хорошо показано в книге М.Л.Бутовской «Язык тела: природа и культура» (М. 2004). Наши далекие предки уже знали, например, о стимулирующей роли запаха пота, который они использовали в качестве элемента любовной магии и соответствующих ритуалов. В некоторых странах Средиземноморья молодые мужчины во время танца размахивают перед лицом партнерши носовым платком, предварительно проведя им у себя подмышками.
 
А в русской любовной магии мужчина должен хорошенько вспотеть, а затем обтереть свой рот платком и утереть им любимую женщину, приговаривая про себя: «Как у меня, раба Божьего, пот кипит и горит, так же бы и у рабы Божьей кипело и горело сердце обо мне, рабе Божьем».
Современная биология изучает эти проблемы экспериментально (см. Кон. Сексология, М. 2004)
 
Феромоны – пахучие химические вещества, действующие в качестве передатчиков определенной биологической информации и вызывающие соответствующие реакции, в том числе сексуальные, у других особей того же вида. У разных видов животных феромоны продуцируются железами внутренней секреции, расположенными в заднем проходе, мочеполовых органах, грудных железах, на ногах, во рту, подмышками и вообще на коже.. Для восприятия феромонов млекопитающие имеют расположенный в верхней части носа особый обонятельный вомероназальный орган (ВНО), который улавливает только сексуальные запахи, не реагируя на другие ароматы, и передает соответствующие сигналы в мозг.

По характеру своего воздействия на воспринимающего субъекта, феромоны подразделяются на несколько типов. Первичные феромоны действуют автоматически, самостоятельно. Феромоны-релизеры действуют как сексуально-привлекающие средства (аттрактанты), растормаживающие половое влечение. Сигнальные феромоны передают информацию относительно иммунного статуса индивида, от которого зависит его совместимость или несовместимость с другими индивидами, а недавно открытые феромоны-модуляторы определяют контекст, в котором воспринимаются соответствующие запахи.

Многое в этой области науки остается проблематичным. Доказано, что люди реагируют на первичные феромоны, однако специфический сексуальный феромон-релизер, несмотря на упорные поиски, пока не идентифицирован. Хотя люди обладают хорошо развитой обонятельной системой, способной реагировать на тысячи запахов, вопрос о наличии у человека функционально особого ВНО, как у других животных, остается спорным, большинство специалистов высказываются на этот счет скептически. Однако это не исключает возможности того, что человеческое поведение и физиология модифицируется феромонами: многие животные, реагирующие на феромоны, ВНО тоже не имеют.

Каждый человек производит индивидуально неповторимые телесные запахи (запаховые отпечатки, odor prints), которые другие люди способны воспринимать и благодаря этому идентифицировать определенные группы, например, отличать родственников от не-родственников и свои собственные запахи от чужих. Уже новорожденные младенцы, по-видимому, отличают запахи груди собственной матери от запахов других женщин.

Хотя конкретные биохимические механизмы воздействия феромонов на различные аспекты сексуального поведения человека неясны, феромоны являются мощным аттрактантами. У многих млекопитающих они модулируют, а иногда детерминируют репродуктивное поведение. Например, запахи противоположного пола чрезвычайно привлекательны, особенно для самцов, когда самка находится в периоде течки. Люди также используют запахи для привлечения потенциального партнера. Расстройство обоняния часто сопровождается ослаблением сексуальной реактивности. Некоторые мужчины специально просят своих партнерш несколько дней не мыться и не менять нижнее белье, чтобы не ослаблять возбуждающих их запахов. В свою очередь, запах мужского подмышечного пота помогает некоторым женщинам восстановить нарушенный менструальный цикл. Синхронизацию менструального цикла у совместно проживающих женщин также приписывают воздействию феромонов.

В связи с этим возникает и вопрос, нет ли взаимосвязи между феромонами и сексуальной ориентацией? Несколько дней назад практически одновременно появились две важные научные публикации на эту тему.

Шведские ученые Ivanka Savic , Hans Berglund and Per Lindstrom исследовали, как реагируют на сексуальные запахи геи и «натуральные» мужчины (www.pnas.org/cgi/doi/10.1073/pnas.0407998102), «Нью-Йорк Таймс» посвятила этой работе статью (Nicolas Wade “Gay and Straight Men React Differently to Sexual Odors” - http://www.nytimes.com/2005/05/09/science/09cnd-smell.html). Исследователи сканировали мозг группы испытуемых, в то время как те нюхали искусственно созданные химические вещества, предполагаемые феромоны, один из которых напоминал представленный в мужском подмышечного поте тестостерон (testosterone derivative 4,16-androstadien-3-one (AND), а другой – представленный в женской моче эстроген (steroid estra-1,3,5(10),16-tetraen-3-ol (EST).
 
Ранее было установлено, что мужчины и женщины по-разному реагируют на эти предполагаемые феромоны. На сей раз ученые сравнивали, как реагирует на эти запахи мозг гомосексуальных и гетеросексуальных мужчин и гетеросексуальных женщин. Оказалось, что у геев AND вызывает примерно такую же реакцию, как и у женщин, - у них активизируется гипоталамус, от которого зависит сексуальное возбуждение. Напротив, гипоталамус гетеросексуальных мужчин на AND не реагирует. Данные о женских реакциях на EST исследователи обещают сообщить позже (д-р Савик представит доклад на очередное годичное собрание Международной академии сексологических исследований в Оттаве в июле 2005). Если эти данные подтвердятся, это будет свидетельствовать, что несмотря на отсутствие у человека особого вомероназального органа, наше сексуальное влечение существенно зависит от феромонов, и что на сексуальные запахи по-разному реагируют не только мужчины и женщины, но и люди разной сексуальной ориентации.

Второе исследование Yolanda Martins, George Preti et al “Preference for human body odors is influenced by gender and sexual orientation”, публикуемое журналом Psychological Science и уже обсуждаемое специалистами, указывает в том же направлении. У 24 человек, принадлежащих к 4-м категориям ( гетеросексуальные мужчины, геи, гетеросексуальные женщины и лесбиянки), после тщательно контролируемой подготовки собрали и сохранили в стерильном состоянии образцы подмышечного пота. Затем 80 «оценщиков» ( по 20 из каждой категории) нюхали и оценивали интенсивность и степень привлекательности каждого из предложенных образцов, после чего данные подверглись статистической обработке.

Оказалось, что мнения оценщиков, какой именно запах они предпочитают, достаточно устойчивы и статистически связаны с их сексуальной ориентацией. Гетеросексуальные мужчины, гетеросексуальные женщины и лесбиянки определенно предпочитают запахи гетеросексуальных мужчин запаху мужчин-геев, а мужчины-геи предпочитают запах себе подобных, т.е. гомосексуальных мужчин. Выяснились и некоторые другие зависимости. Видимо, подмышечные выделения людей имеют какие-то качественные различия, зависящие от пола и сексуальной ориентации, и наши носы эти тонкие различия улавливают, что сказывается на выборе типа сексуального партнера.

Эти различия можно объяснять по-разному. С одной стороны, за ними могут стоять средовые факторы и жизненный опыт – привычка к определенным запахам, пользование специфическими дезодорантами, интенсивность физических упражнений и т.п. Сразу же возникают вопросы, насколько осознаны запаховые предпочтения и не являются ли они просто результатом научения: например, многие геи могут предпочитать мужские запахи потому , что они ассоциируются у них с сексуальным удовольствием, а у «натуральных» мужчин таких ассоциаций нет или значительно меньше.

С другой стороны, ольфакторные процессы тесно связаны с генетическими и гормональными. Индивидуальные запаховые отпечатки связаны с иммунной системой, регулируемой особым человеческим лейкоцитным антигеном (HLA). Благодаря этому люди склонны предпочитать запахи индивидов, содержащие несколько HLA аллелей, идентичных с их собственными, и избегать запахов тех людей, у которых таких аллелей очень мало. Этот иммунологический аспект теоретически важен. Как замечает один из ведущих специалистов в этой области Джим Кол, ольфакторная система является единственной сенсорной системой, в которой половой диморфизм присутствует уже к моменту рождения, тогда как многие другие различия, с которыми ассоциируются сексуальные интересы и предпочтения (например, форма тела), становятся заметными лишь в ходе полового созревания.

Если новые научные данные подтвердятся, они станут весомым доказательством того, что а) сексуальное поведение человека в некоторых своих аспектах действительно регулируется феромонами и б) что сексуальная ориентация имеет также ольфакторные предпосылки или проявления. Вопрос о том, как это связано с генетическими и гормональными аспектами онтогенеза, остается открытым. Что же касается индивидуальных сексуальных предпочтений, то свести их к одним только запахам невозможно. Если геи и имеют какой-то специфический, привлекательный для них, запах, это не мешает им увлекаться и гетеросексуальными мужчинами. Гомофобия вызывается не ольфакторными, а социальными причинами. Люди всегда обвиняли тех, кого ненавидели, будь то представители другой расы или иноверцы, в том, что те «грязные» и «вонючие», уверяя, что легко могут распознать «их» по запаху, но эти претензии никакими фактами не подтверждаются.

Новые исследования имеют и определенный практический смысл. Во-первых, они способствуют выработке более эффективных сексуальных аттрактантов и лекарственных средств. Во-вторых, они показывают, что характерный для современной городской культуры гипертрофированный культ чистоты, увлечения дезодорантами и искоренения всех естественных телесных запахов может иметь отрицательные последствия, ослабляя наши натуральные сексуальные импульсы.

Заметки на полях и по поводу

 
www.pseudology.org