| |
М.:
Московский психолого-социальный институт;
Воронеж:
Издательство НПО "МОДЭК", 1999. (Серия "Психологи Отечества")
ISBN
5-89395-106-9 ББК 88.4
|
Игорь Семёнович Кон
|
Социологическая психология |
Что такое сизифов
труд...?1
Сизифов труд - всякая потенциально полезная трудовая деятельность,
актуальные результаты которой не могут быть реализованы в рамках
существующего общества. Вследствие чего затрачиваемые на нее усилия
становятся бесплодными, а сама работа - бесконечной.
Социальные причины этого могут быть как объективными (технико-экономическая
отсталость), так и субъективными (непонимание, идеологическая косность и
т.п.).
Поскольку никакое общество, за исключением карательной системы,
специально рассчитанной на уничтожение личности, не заинтересовано в том,
чтобы люди занимались бесполезной, с его точки зрения, работой, сизифов
труд является, по определению, добровольной и свободной деятельностью.
Он возникает по личной инициативе субъекта и становится проклятием,
только когда тот сознает, что его труд дает желаемые результаты, однако
кто-то более могущественный, чем он сам, пускает их под откос.
Психологически сизифова ситуация - результат конфликта между высокой
оценкой субъектом результативности и общественной значимости своего
труда и низкой оценкой возможностей его реализации.
Сизифова ситуация тем драматичнее, чем тривиальнее и самоочевиднее ее
начальные условия. Доказывать полезность и необходимость таблицы
умножения гораздо мучительнее, чем обосновывать новую парадоксальную
научную теорию.
Затяжная сизифова ситуация выключает личность из продуктивной
общественной деятельности, портит ее здоровье и характер и ведет к
преждевременной гибели.
Теоретически сизифова ситуация может быть разрешена следующими путями:
общество в конце концов принимает предлагаемые ему результаты;
Сизиф бросает работу;
Сизиф погибает, надорвавшись;
конфликт теряет значение в связи с изменением условий.
Но поскольку варианты "a" и "d" не зависят от воли Сизифа, практически
он должен выбирать между "b" и "c", надеясь на "a".
... И как с ним бороться?
Если вам показалось (абсолютную уверенность дает только паранойя, а
относительную - общественное признание), что вы создали нечто социально
значимое, сделайте все возможное для его реализации, с какими бы
материальными и моральными издержками это ни было сопряжено.
Если это не удалось и вы оказались в сизифовой ситуации, установите
достаточно долгий, но жесткий контрольный срок для прекращения работы,
независимо от достигнутых практических результатов.
По истечении этого срока уничтожьте вами же созданный камень -
опубликуйте рукопись, где только сумеете, подарите ее друзьям, сдайте в
архив, а если она никого не интересует - в макулатуру (обязательно даром,
так как обменивать собственное нереализованное творчество на предмет
повышенного массового спроса неэстетично).
Какой бы болезненной ни была эта операция, никогда не сожалейте о ней.
Вы не вырезаете у себя фунт мяса, а избавляетесь от раковой опухоли.
Потомки, если до них вообще дойдет эта история, вас наверняка оправдают,
а современники, не оказавшие вам поддержки, права голоса в этом вопросе
не имеют.
Если ваше здоровье уже подорвано серией сизифовых ситуаций, постарайтесь
впредь избегать социально-значимых тем и, во всяком случае, не доводите
работу до стадии возможного внедрения, когда неизбежно возникает
конфликт. Смотрите на свой труд как на игру, дающую удовольствие
безотносительно к результату.
Если вы не можете выполнить советов 2-5, - не огорчайтесь и продолжайте
действовать по правилу 1. Вы либо параноик, либо гений, либо "толкач",
которому пробивание идеи доставляет больше удовольствия, чем ее
разработка. В любом случае следуйте законам собственной природы.
Не воспринимайте разрешение сизифовой ситуации в моральных категориях,
как подвиг или капитуляцию. В силу ее абсурдности сизифова ситуация
лежит вне сферы морали. В пересчете на бесконечность любой поступок
приносит какие-то плоды и вместе с тем - абсолютно бесплоден. А
способность бросить безнадежное дело так же похвальна, как настойчивость
в отстаивании своей правоты2.
Примечания
Написано в 1984 г. Опубликовано в журнале: "Химия и жизнь" 1988. №11.
Все это написано на основе личного опыта, после того, как автор сдал в
макулатуру (1981 г.) научный архив по психологии юношеского возраста,
собиравшийся им в течение 20 лет, убедившись в невозможности продолжать
работу по этой теме. А также после того, как он понял(1983 г.), что
книга "Введение в сексологию" может быть опубликована только за границей.
Оглавление
Индекс
www.pseudology.org
|
|