| |
|
Игорь Семёнович Кон |
Психология ранней юности
Глава 04.
Взаимоотношения со взрослыми
|
Родители и дети
Между отцами и детьми высится стена робости, стыда, непонимания,
уязвленной нежности. Чтобы эта стена не выросла, требуются усилия, на
которые еле хватает человеческой жизни. Но дети родятся у нас в ту пору,
когда мы еще переполнены собой, сжигаемы честолюбием и от детей просим
не столько доверия, сколько покоя. Отцов отделяют от детей их
собственные страсти. Если ты помнишь о своих грехах, в чем ты смеешь
упрекать своего сына?
Франсуа Мориак. Воспоминания.
Одна из главных особенностей подросткового и раннего юношеского возраста
- смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми.
«Мы и взрослые» - постоянная тема подростковой и юношеской рефлексии.
Конечно, возрастное «Мы» существует и у ребенка. Но ребенок принимает
различие двух миров - детского и взрослого - и то, что отношения между
ними неравноправны, как нечто бесспорное, само собой разумеющееся.
Подростки стоят где-то «посередине», и эта промежуточность положения
определяет многие свойства их психологии, включая и самосознание.
Французские психологи (Б. Заззо, 1969) спрашивали детей от 5 до 14 лет,
считают ли они себя «маленькими», «большими» или «средними» (не по росту,
а по возрасту); при этом выяснилась эволюция самих эталонов «роста».
Дошкольники часто сравнивают себя с младшими и потому утверждают, что
они «большие». Школьный возраст дает ребенку готовый количественный
эталон сравнения - переход из класса в класс; большинство детей считают
себя «средними», с отклонениями преимущественно в сторону «большого». С
11 до 12 лет точка отсчета меняется; ее эталоном все чаще становится
взрослый, «расти» - значит становиться взрослым.
Советские психологи, начиная с Л. С. Выготского, единодушно считают
главным новообразованием подросткового возраста чувство взрослости.
Однако ориентация на взрослые ценности и сравнение себя со взрослыми
зачастую заставляют подростка снова видеть себя относительно маленьким,
несамостоятельным. При этом, в отличие от ребенка, он уже не считает
такое положение нормальным и стремится его преодолеть. Отсюда
противоречивость чувства взрослости - подросток претендует быть взрослым
и в то же время знает, что уровень его притязаний далеко не во всем
подтвержден и оправдан.
Одной из самых важных потребностей переходного возраста становится
потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей,
старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков. Как же
появляется эта возрастная тенденция (не смешивать с отношениями между
поколениями!) в отношениях старшеклассников с наиболее значимыми для них
конкретными взрослыми, которые являются не только старшими по возрасту,
но и полномочными представителями общества взрослых в целом, -
родителями и учителями?
Из факторов социализации, рассматриваемых по отдельности, самым важным и
влиятельным была и остается родительская семья как первичная ячейка
общества, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он
наиболее восприимчив. Семейные условия, включая социальное положение,
род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в
значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме
сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители,
на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект
этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре
личности.
Нет практически ни одного социального или психологического аспекта
поведения подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных
условий в настоящем или в прошлом. Правда, меняется характер этой
зависимости. Так, если в прошлом школьная успеваемость ребенка и
продолжительность его обучения зависели главным образом от материального
уровня семьи, то теперь этот фактор менее влиятелен. Зато огромную роль
играет уровень образования родителей. По данным ленинградского социолога
Э. К. Васильевой (1975), у родителей с высшим образованием доля детей с
высокой успеваемостью (средний балл выше 4) втрое выше, чем в группе
семей с образованием родителей ниже семи классов. Эта зависимость
сохраняется даже в старших классах, когда дети уже имеют навыки
самостоятельной работы и не нуждаются в непосредственной помощи
родителей.
Помимо образовательного уровня родителей, сильно влияет на судьбу
подростков и юношей состав семьи и характер взаимоотношений между ее
членами. Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего
большинства так называемых трудных подростков.
Значительное влияние на личность подростка оказывает стиль его
взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их
социальным положением.
Существует несколько относительно автономных психологических механизмов,
посредством которых родители влияют на своих детей. Во-первых,
подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и
наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в
сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых
постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью.
Во-вторых, идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на
их пример, старается стать таким же, как они. В-третьих, понимание: зная
внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем
самым формируют его самосознание и коммуникативные качества.
Семейная социализация не сводится к непосредственному «парному»
взаимодействию ребенка с родителями. Так, эффект идентификации может
быть нейтрализован встречной ролевой взаимодополнительностью: например,
в семье, где оба родителя умеют очень хорошо вести хозяйство, ребенок
может и не выработать этих способностей, так как, хотя у него перед
глазами хороший образец, семья не нуждается в проявлении этих качеств;
напротив, в семье, где мать бесхозяйственна, эту роль может взять на
себя старшая дочь. Не менее важен механизм психологического
противодействия: юноша, свободу которого жестко ограничивают, может
выработать повышенную тягу к самостоятельности, а тот, кому все
разрешают, вырасти зависимым. Поэтому конкретные свойства личности
ребенка в принципе невыводимы ни из свойств его родителей (ни по
сходству, ни по контрасту), ни из отдельно взятых методов воспитания (Д.
Баумринд, 1975).
Вместе с тем весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений и
преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.
Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи
представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально
близкие, теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь), а на
другом - далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными
средствами воспитания являются внимание и поощрение, во втором -
строгость и наказание. Множество исследований доказывают преимущество
первого подхода. Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных
доказательств родительской любви, имеет меньше шансов на высокое
самоуважение, теплые и дружественные отношения с другими людьми и
устойчивый положительный образ «Я». Изучение юношей и взрослых,
страдающих психофизиологическими и психосоматическими нарушениями,
невротическими расстройствами, трудностями в общении, умственной
деятельности или учебе, показывает, что все эти явления значительно чаще
наблюдаются у тех, кому в детстве недоставало родительского внимания и
тепла. Недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывает
неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта враждебность может
проявляться как явно, по отношению к самим родителям, так и скрытно.
Безотчетная, немотивированная жестокость, проявляемая некоторыми
подростками и юношами по отношению к посторонним людям, не сделавшим им
ничего плохого, нередко оказывается именно следствием детских
переживаний. Если же эта бессильная агрессия направляется внутрь, она
дает низкое самоуважение, чувства вины, тревоги и т.д.
Эмоциональный тон семейного воспитания существует не сам по себе, а в
связи с определенным типом контроля и дисциплины, направленных на
формирование соответствующих черт характера. Разные способы
родительского контроля также можно представить в виде шкалы, на одном
полюсе которой высокая активность, самостоятельность и инициатива
ребенка, а на другом - пассивность, зависимость, слепое послушание (Г.
Элдер, 1971).
За этими типами отношений стоит не только распределение власти, но и
разное направление внутрисемейной коммуникации: в одних случаях
коммуникация направлена преимущественно или исключительно от родителей к
ребенку, в других - от ребенка к родителям. Разумеется, способы принятия
решений в большинстве семей варьируют в зависимости от предмета: в одних
вопросах старшеклассники имеют почти полную самостоятельность, в других
(например, в финансовых) - право решать остается за родителями. Кроме
того, родители не всегда практикуют один и тот же стиль дисциплины: отцы,
как правило, воспринимаются юношами и на самом деле бывают более
жесткими и авторитарными, чем матери, так что общий семейный стиль в
известной мере компромиссный. Отец и мать могут взаимно дополнять, а
могут и подрывать влияние друг друга.
Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются
обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля
воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию
самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности.
Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с
тем гибко и рационально:
Родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их
обсуждение подростком.
Власть используется лишь в меру необходимости.
В ребенке ценится как послушание, так и независимость.
Родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не
считает себя непогрешимым.
Он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его желаний.
Крайние типы отношений, все равно, идут ли они в сторону авторитарности
или либеральной всетерпимости, дают плохие результаты. Авторитарный
стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей
незначительности и нежеланности в семье. Родительские требования, если
они кажутся необоснованными, вызывают либо протест и агрессию, либо
привычную апатию и пассивность. Перегиб в сторону всетерпимости вызывает
у подростка ощущение, что родителям нет до него дела. Кроме того,
пассивные, незаинтересованные родители не могут быть предметом
подражания и идентификации, а другие влияния - школы, сверстников,
средств массовой коммуникации - часто не могут восполнить этот пробел,
оставляя ребенка без надлежащего руководства и ориентации в сложном и
меняющемся мире. Ослабление родительского начала, как и его гипертрофия,
способствует формированию личности со слабым «Я».
В нашей стране существуют разные стили семейного воспитания, которые во
многом зависят как от национальных традиций, так и от индивидуальных
особенностей. Однако в целом наше обращение с детьми является
значительно более авторитарным и жестким, чем мы это склонны признать.
При анонимном анкетировании детей разного возраста из 15 городов страны
выяснилось, что 60 процентов родителей используют физические наказания;
среди них 85 процентов - порка, 9 процентов - стояние в углу (иногда на
коленях на горохе, соли или кирпичах), 5 процентов - удары по голове и
лицу и т.д. (См.: Устыдимся, взрослые!: Исповедь наказанных детей
специально для родителей // Семья.- 1988.- № 3.- С. 4).
Почему так живучи авторитарные методы? Во-первых, такова традиция. Став
взрослыми, люди часто воспроизводят то, что с ними самими проделывали
родители, даже если они помнят, как трудно им приходилось. Во-вторых,
характер семейного воспитания очень тесно связан со стилем общественных
отношений вообще: семейный авторитаризм отражает и подкрепляет
командно-административный стиль, укоренившийся на производстве и в
общественной жизни. В-третьих, люди бессознательно вымещают на детях
свои служебные неприятности, раздражение, возникающее в очередях,
переполненном транспорте и т.п. В-четвертых, ниэкий уровень
педагогической культуры, убежденность в том, что лучший способ
разрешения любых конфликтных ситуаций - сила.
Но если с маленькими детьми авторитарность еще «проходит», то теперь она
неминуемо порождает конфликты, причем приходится платить и по старым,
давно забытым счетам.
Как ни велико влияние родителей на формирование личности, пик его
приходится не на переходный возраст, а на первые годы жизни. К старшим
классам стиль взаимоотношений с родителями давно уже сложился, и «отменить»
эффект прошлого опыта невозможно.
Чтобы понять взаимоотношения старшеклассника с родителями, необходимо
знать, как меняются с возрастом функции этих отношений и связанные с
ними представления. В глазах ребенка мать и отец выступают в нескольких
«ипостасях»:
Как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок
чувствует себя беззащитным и беспомощным;
Как власть, директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний и
поощрений;
Как образец, пример для подражания, воплощение мудрости и лучших
человеческих качеств;
Как старший друг и советчик, которому можно доверить все. Соотношение
этих функций и психологическая значимость каждой из них с возрастом
меняются.
Переходный возраст - период эмансипации ребенка от родителей. Процесс
этот является сложным и многомерным. Эмансипация может быть
эмоциональной, показывающей, насколько значим для юноши эмоциональный
контакт с родителями по сравнению с привязанностями к другим людям (дружбой,
любовью), поведенческой, проявляющейся в том, насколько жестко родители
регулируют поведение сына или дочери, или нормативной, показывающей,
ориентируется ли юноша на те же нормы и ценности, что и его родители,
или на какие-то другие. Каждый их этих аспектов эмансипации имеет
собственную логику.
В основе эмоциональной привязанности ребенка к родителям первоначально
лежит зависимость от них» причем мать в этом отношении обычно детям
ближе, чем отец. По Мере роста самостоятельности, особенно в переходном
возрасте, такая зависимость начинает ребенка тяготить. Очень плохо,
когда ему не хватает родительской любви. Но есть вполне достоверные
психологические данные о том, что избыток эмоционального тепла тоже
вреден как для мальчиков, так и для девочек. Он затрудняет формирование
у них внутренней автономии и порождает устойчивую потребность в опеке,
зависимость как черту характера. Слишком уютное родительское гнездо не
стимулирует выросшего птенца к вылету в противоречивый и сложный
взрослый мир.
Любящие матери, не способные мыслить о ребенке отдельно от самих себя,
часто не понимают этого. Но юноша не может повзрослеть, не разорвав «пуповину»
эмоциональной зависимости от родителей и не включив свои отношения с
ними в новую, гораздо более сложную систему эмоциональных привязанностей,
центром которой являются не родители, а он сам. Избыток материнской
ласки и положение «маменькиного сынка» начинают его раздражать не только
потому, что вызывают насмешки сверстников, но и потому, что пробуждают в
нем самом чувство зависимости, с которым подросток борется. Чувствуя
охлаждение, многие родители думают, что дети их разлюбили, жалуются на
их черствость и т.д. Но после того как критический период проходит,
эмоциональный контакт с родителями, если они сами его не испортили,
обычно восстанавливается, уже на более высоком, сознательном уровне.
Рост самостоятельности ограничивает и функции родительской власти. К
старшим классам поведенческая автономия, как правило, уже весьма велика:
старшеклассник самостоятельно распределяет свое время, выбирает друзей,
способы досуга и т.д. В семьях с более или менее авторитарным укладом
эта автономизация иногда вызывает острые конфликты.
Добиваясь расширения своих прав, старшеклассники нередко предъявляют к
родителям завышенные требования, в том числе и материальные. Во многих
обеспеченных семьях дети не знают источников семейного бюджета и не
заботятся об этом. Почти девять десятых опрошенных Л. Н. Жилиной и Н. Т.
Фроловой (1969) московских девяти- и десятиклассников надеялись, что их
желания иметь определенные вещи осуществятся, причем две трети уверены,
что осуществить это желание - дело родителей («купят родители»).
Поведение и запросы этих старшеклассников практически автономны,
поскольку желания приобрести ту или иную вещь совпадали с планами
родителей только в 10 процентах случаев. Тем не менее дети уверены, что
их желаниям будет отдано предпочтение.
Степень идентификации с родителями в юности меньше, чем в детстве.
Разумеется, хорошие родители остаются для старшеклассника важным
эталоном поведения. На вопрос «Хотели бы вы быть таким человеком, как
ваши родители?» положительно ответили свыше 70 процентов ленинградских
старшеклассников, опрошенных Т. Н. Мальковской (1971). На вопрос «Хотели
бы походить на родителей кое в чем?» положительно ответили 10 процентов
опрошенных, ни в чем - 7 процентов и уклонились от ответа на вопрос 11
процентов опрошенных.
Однако родительский пример уже не воспринимается так абсолютно и
некритично, как в детстве. У старшеклассника есть и другие авторитеты,
кроме родителей. Чем старше ребенок, тем вероятнее, что идеалы он
черпает не только из ближайшего окружения, но и из более широкого круга
лиц (общественно-политические деятели, герои кино и литературы). Зато
все недостатки и противоречия в поведении близких и старших
воспринимаются остро и болезненно. Особенно это касается расхождения
слова и дела. Из трех тысяч старшеклассников и учащихся ПТУ, опрошенных
социологами Научно-исследовательского центра Высшей комсомольской школы,
свыше 2/3 отметили, что замечают существенные расхождения между тем,
чему учат их родители, близкие родственники и учителя, и тем, как они
сами поступают в повседневной жизни (С. И. Плаксий, 1987). Это не только
подрывает авторитет старших, но и является практическим уроком
приспособленчества и лицемерия.
В психолого-педагогической литературе широко дебатируется вопрос о мере
сравнительного влияния на подростков родителей и сверстников. Однако на
него не может быть однозначного ответа. Общая закономерность состоит в
том, что чем хуже отношения подростка (юноши) со взрослыми, тем чаще он
будет общаться со сверстниками, тем выше его зависимость от сверстников
и тем автономнее будет это общение от взрослых (Р. Джаковетта, 1975).
Но влияния родителей и сверстников не всегда противоположны, чаще они
бывают и взаимодополнительными.
«Значимость» для юношей и девушек их родителей и сверстников
принципиально неодинакова в разных сферах деятельности. Наибольшая
автономия от родителей при ориентации на сверстников наблюдается в сфере
досуга, развлечений, свободного общения, потребительских ориентации.
Т. Н. Мальковская (1969, 1973), обследовавшая 1500 ленинградских
старшеклассников, обнаружила, что подавляющее большинство предпочитает
проводить досуг вне школы (99 процентов) и вне дома (93 процента). В
свои любимые занятия ребята посвящают товарищей и друзей (79 процентов),
реже родителей (15,5 процента) и совсем редко учителей (3,5 процента).
На потребительские ориентации московских старшеклассников, опрошенных Л.
Н. Жилиной, Н. Т. Фроловой (1969), сильнее всего влияют друзья. В
проведенной летом 1970 г. анкете среди крымских старшеклассников (160
мальчиков и девочек VIII-IX классов) ребятам было предложено ранжировать,
с кем они предпочли бы проводить свое свободное время - с родителями,
друзьями, в компании сверстников своего пола, в смешанной компании и
т.д. Родители оказались у мальчиков на последнем, шестом, а у девочек - на
четвертом месте; компания сверстников для них явно предпочтительнее.
Зато, отвечая на вопрос: «С кем бы ты стал советоваться в сложной
житейской ситуации?» - и те и другие поставили на первое место мать, на
втором месте у мальчиков оказался отец, у девочек - друг (подруга).
Иначе говоря, с товарищами приятно развлекаться, с друзьями - делиться
переживаниями, но в трудную минуту лучше обратиться к маме (И. С. Кон,
1973). Сходные тенденции существуют у школьников ГДР, Франции, ФРГ и
других стран.
Больше всего старшеклассникам хотелось бы видеть в родителях друзей и
советчиков. При всей их тяге к самостоятельности, юноши и девушки остро
нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Многие волнующие проблемы
они вообще не могут обсуждать со сверстниками, так как мешает самолюбие.
Да и какой совет может дать человек, который прожил так же мало, как ты?
Семья остается тем местом, где подросток, юноша чувствует себя наиболее
спокойно и уверенно. Отвечая на вопрос: «Чье понимание для вас важнее
всего, независимо от того, как фактически понимает вас этот человек?» -
большинство московских мальчиков (с V по X класс), опрошенных А. В.
Мудриком (1974), поставили на первое место родителей (ответы девочек
более противоречивы).
Однако взаимоотношения старшеклассников с родителями часто обременены
конфликтами и их взаимопонимание оставляет желать лучшего.
«Мне уже 17 лет, а с мамой мы еще ни разу не говорили по душам... Я бы
даже рассказала все, что меня волнует, любой другой женщине».
«Вечером родители только успевают спросить: «Как дела в школе?» А нам на
этот вопрос надоело отвечать и кажется, что родителей больше ничего не
интересует... Мы часто поэтому не понимаем родителей, а родители нас...»
И таких писем множество.
При исследовании юношеской дружбы (И. С. Кон и В. А. Лосенков, 1974)
было специально зафиксировано, как оценивают школьники с VII по X класс
уровень понимания со стороны родителей, легкость общения и собственную
откровенность с ними. Оказалось, что по всем этим показателям родители
уступают друзьям - сверстникам опрошенных и что степень психологической
близости с родителями резко снижается от VII к IX классу.
Причина этого коренится прежде всего в психологии взрослых, родителей,
не желающих замечать изменение внутреннего мира подростка и юноши.
Рассуждая абстрактно, хорошие родители знают о своем ребенке значительно
больше, чем кто бы то ни было другой, даже больше, чем он сам. Ведь
родители наблюдают за ним изо дни в день на протяжении всей его жизни.
Но изменения, происходящие с подростком, часто совершаются слишком
быстро для родительского глаза. Ребенок вырос, изменился, а любящие
родители все еще видят его таким, каким он был несколько лет назад,
причем собственное мнение кажется им непогрешимым. «Главная беда с
родителями - то, что они знали нас, когда мы были маленькими», - заметил
15-летний мальчик.
Понять другого человека можно только при условии уважения к нему, приняв
его как некую автономную реальность. Самая распространенная (и
совершенно справедливая!) жалоба юношей и девушек на родителей: «Они
меня не слушают!» Спешка, неумение и нежелание выслушать, понять то, что
происходит в сложном юношеском мире, постараться взглянуть на проблему
глазами сына или дочери, самодовольная уверенность в непогрешимости
своего жизненного опыта - вот что в первую очередь создает
психологический барьер между родителями и растущими детьми.
Группу ленинградских девятиклассников просили оценить себя по различным
качествам (доброта, общительность, смелость, самообладание, уверенность
в себе и т. д.) по пятибалльной системе, а затем предсказать, как их
оценят по той же системе родители, друзья и одноклассники (И. С. Кон и
В. А. Лосенков, 1974). После этого приглашенных в школу отцов и матерей
также попросили оценить качества своих детей и предсказать их самооценки.
Уже первые пробы показали, что дети гораздо точнее представляют себе,
как их оценят родители, чем родители - юношеские самооценки. Подобный
результат получил и французский психолог Р. Томе (1972, 1973). Наиболее
вдумчивых родителей задача представить себе самооценку своего отпрыска,
Т. е. как бы «влезть в его шкуру», очень заинтересовала, но показалась
им трудной. А некоторые родители даже не могли понять задание: «Что
значит - оценить качества сына так, как он сам их оценивает? Я лучше
знаю, каков он на самом деле». Даже добросовестно пытаясь стать на точку
зрения сына или дочери, некоторые родители оказались неспособными
отрешиться от собственных суждений: то, что им кажется самооценкой сына,
есть на самом деле родительская оценка его качеств. Это значит, что
самосознание ребенка, его «Я» родителям не известно.
Дело, конечно, не в том, что дети проницательнее или чувствительнее
родителей. Предсказать родительскую оценку юноше не так уж трудно,
потому что она в той или иной форме неоднократно прямо или косвенно
высказывалась ему. Когда девятиклассники ждут от родителей сильно
заниженных по сравнению с самооценкой оценок по самообладанию и
способности понять другого человека, это явно отражает извечные
родительские сетования на невыдержанность и нечуткость детей. Юноша имел
время в совершенстве изучить отношение родителей к себе. Родителям же
приходится оценивать недавно возникшее, изменчивое и противоречивое
юношеское «Я». Но проблема не становится от этого менее острой: ложные
или упрощенные представления об образе «Я» сына или дочери серьезно
затрудняют понимание детей.
Психологические исследования последних лет подтверждают эти выводы.
Сотрудники Института психологии АПН опросили 164 старшеклассника
относительно их потребности в разных видах общения и реальных
взаимоотношениях с разными партнерами (См.: Формирование личности в
переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.
В. Дубровиной.- М.: Педагогика, 1987.- Гл. V). Общение со взрослыми,
включая родителей, оказалось гораздо более формальным и
регламентированным, чем общение со сверстниками. Оно вызывает у юношей
острую неудовлетворенность (см. табл.).
Потребность старшеклассников в общении и реальное
общение (в процентах)
Партнеры
|
Потребность в
регламентированном общении
|
Реальное
регламентированное общение
|
Потребность в
нерегламентированном общении
|
Реальное
нерегламентированное общение
|
Родители и
близкие родственники
|
4,7%
|
70,8%
|
66,6%
|
29,2%
|
Учителя
|
8,3%
|
95,7%
|
10,9%
|
4,3%
|
Другие взрослые
|
2,6%
|
98,6%
|
6,5%
|
1,5%
|
Близкий друг -
сверстник
|
0%
|
0%
|
68,2%
|
56,2%
|
Другие
сверстники
|
4,6%
|
68,4%
|
24,3%
|
31,6%
|
Как видно из таблицы, потребность в неформальном общении с родителями
удовлетворяется меньше чем наполовину. В ходе дополнительного интервью
выяснилось, что общением с матерью удовлетворены только 31,1 процента, а
с отцом - всего 9,1 процента опрошенных. А ведь этот вид общения
психологически очень важен. Среди школьников, имеющих доверительные
отношения с родителями, устойчивой самооценкой обладают 79,1 процента
опрошенных, а среди тех, у кого общение с родителями жестко
регламентировано,- только 25 процентов. Неадекватную самооценку в первой
группе имеют 8,3 процента, а во второй - 87,9 процента обследованных.
В другом исследовании (См.: Общение и формирование личности школьника:
Опыт эспериментального психологического исследования / Под ред. А. А.
Бодалева и Р. Л. Кричевского.- М: Педагогика, 1987) отношения
старшеклассников с родителями изучались с точки зрения доверительности
общения со стороны старшеклассников, информационного содержания общения,
внимания, проявляемого детьми к делам и жизни родителей, и
авторитетности мнений родителей для старшеклассников. Было опрошено 140
ленинградских семей, причем дети и родители опрашивались отдельно.
Выяснилось, что старшеклассники, независимо от пола, более откровенны с
матерью, нежели с отцом, чаще обращаются к ней за советом и более
сочувственно относятся к ней. Отцы имеют преимущество только в «информационной
сфере», когда речь идет о политике и спортивных событиях.
Бросается в глаза также резко выраженная асимметричность интересов детей
и родителей: родители проявляют внимание ко всем сторонам жизни детей,
тогда как дети мало интересуются жизнью и производственным трудом
родителей. Особенно отчетливо это проявляется в общении с отцами: дети
редко расспрашивают их о служебных делах, годах детства и юности и т.д.
Отношения детей и родителей асимметричны, неравноправны. Многие родители,
привыкнув распоряжаться детьми, болезненно переживают ослабление своей
власти. Кроме того, действуют определенные культурные запреты. Например,
у нас не принято обсуждать сексуальные проблемы с представителями других
возрастных групп, это делается только со сверстниками. В результате
важнейшая сфера интимных переживаний подростка из общения с родителями «изымается».
При опросе 402 пар молодых москвичей, подавших заявление о вступлении в
брак, 85 процентов невест и 80 процентов женихов сказали, что никогда не
обсуждали с отцами проблемы брака и семьи (с матерями - соответственно
35 и 63 процента). Чрезвычайно важные для переходного возраста и ранней
юности темы - «этапы полового созревания» и «интимные отношения» -
занимают последние места в разговорах с родителями (См.: Сысенко В. А.
Отцы и дети // Социологические исследования.- 1986.- № 2.- С. 94-101).
Но если о том, что больше всего волнует, говорить невозможно, общение
неизбежно принимает формальный, рутинный характер. Обе стороны чувствуют
возникший между ними барьер, страдают от этого, но сделать ничего не
могут. Чем больше родители «нажимают» на поведение, успеваемость и
прочие формально-ролевые (хотя, безусловно, важные) аспекты жизни детей,
тем суше, казеннее, регламентированнее становятся их взаимоотношения.
Вот типичное письмо старшеклассника: «Моему другу повезло с родителями,
потому что они считают своего сына за человека. Я целые дни провожу в их
доме. Его отец любит отгадывать кроссворды, заводить радиолу (пластинки
Утесова и Бернеса-он только их признает); нашу музыку называет «шум», но
разрешает слушать... Мои родители, наоборот, думают только о моих уроках.
Что я человек, у меня могут быть дела - это им даже в голову не приходит.
Кандидаты наук, а к телефону не зовут. Разговаривают со мной как будто
всегда с обидой, хотя бы я даже все выучил. В доме у нас зеленая тоска...»
Юноши, в свою очередь, невнимательны к родителям вследствие своего
возрастного эгоцентризма. Поглощенные собой, они видят своих родителей
только в каких-то определенных и подчас не самых привлекательных
ипостасях, разбить которые может только новая информация, высвечивающая
привычный образ «предка» с какой-то неожиданной стороны. А родители ждут
от выросших детей тепла и понимания и вместе с тем смертельно боятся
обнаружить свои человеческие слабости, которые детям давно известны.
В любящих душах родителей живет иллюзия, что они нужны выросшим детям в
том же самом качестве, что и в раннем детстве. Идеальный воспитанник
Эмиль, женившись и готовясь стать отцом, говорит своему идеальному
воспитателю: «Советуйте, руководите нами, мы будем послушны; пока я буду
жив, я буду нуждаться в вас» (Руссо Ж..-Ж.. Эмиль, или О воспитании //
Пед. соч.: В 2 т.- М.: Педагогика, 1981.-Т. 1.- С. 592). Растроганный
собственной утопией, Руссо не замечает, что послушание и потребность в
руководстве - не самые ценные качества взрослого человека, что
существуют другие формы любви и человеческих взаимоотношений. Так
приятно для самолюбия всегда и во всех ситуациях оставаться для своих
детей и учеников мудрым наставником и учителем жизни! Но в этой
установке - источник постоянных конфликтов.
И здесь особенно трудно приходится отцам. Конфликт поколений, о котором
говорилось в первой главе, не случайно формулировался как столкновение
отца и сына. Не касаясь психологической теории Эдипова комплекса,
распространенность таких конфликтов можно объяснить, с одной стороны,
социальными причинами (эмансипация от отцовской власти, борьба сына за
право самостоятельно выбирать жизненный путь), а с другой -
психологическими (жесткость и инструментальность мужского характера,
затрудняющие взаимопонимание и компромиссы).
Сегодня отцовская роль стала особенно сложной и проблематичной. Не
говоря уже о том, что во многих семьях отцы вообще отсутствуют, их
влияние на детей большей частью ниже, чем влияние матерей. По мнению
опрошенных В. Д. Поповым уфимских школьников, свыше трети их отцов
практически не занимаются домашними бытовыми делами, две трети отцов не
помогают детям в учебе, не обсуждают с ними книг, фильмов, телепередач.
Отвечая на вопрос: «С кем ты делишься своими секретами?» - дети, начиная
с V класса, ставят на первое место друзей, затем идут матери, бабушки и
на предпоследнем месте, опережая только братьев и сестер,- отцы. В
некоторых семьях единственная форма отцовского общения с детьми -
совместный просмотр телепередач, после чего семейство тихо отходит ко
сну. Сравнительно редко наблюдается и психологическая близость с отцами.
Дело, по-видимому, не в том, что современные мужчины уделяют меньше
внимания семье и детям, а в том, что подорвано их традиционное положение
в семье, а новые роли усваиваются медленно. Отец перестал быть
единственным кормильцем и дисциплинирующим фактором. Труд, который
всегда был и остается главной сферой самоутверждения мужчины, в наши дни
пространственно отделен от семейного быта. Как работает отец, ребенок не
видит. Что же касается внутрисемейных функций, роль матери здесь
выглядит гораздо более важной и значимой, чем роль отца. Кроме того,
взаимоотношения отцов с детьми (мы видели выше, что старшеклассники чаще
ощущают близость с матерью и откровеннее с нею чем с отцом) осложняются
меньшей экспрессивностью мужчин, их частым» неумением выражать
сравнительно тонкие чувства и психологические переживания. Эти качества,
столь ценимые в наши дни, не входили в традиционный стереотип мужчины».
Отцовские чувства и отцовская роль сами требуют определенного воспитания
и обучения. В старом, патриархальном обществе, на нормы которого мы все
еще невольно ориентируемся, учиться отцовству не было необходимости.
Будь сильным и преуспевающим мужчиной в обществе, и все остальное -
благоустроенный дом, уважение окружающих, послушная жена и дети -
появится автоматически. Возиться с детьми и разводить «нежности телячьи»
- не мужское дело; Такова была господствующая установка, и, хотя очень
многие мужчины чувствовали себя в этом мире неуютно и испытывали дефицит
эмоционального тепла и интимности, это не воспринималось как социальная
проблема.
Сегодня положение резко изменилось. Раскрепощение женщин и другие
процессы лишили мужчин их привилегированного положения. Чтобы иметь
душевное спокойствие и авторитет в семье, мужчина должен обладать рядом
тонких психологических свойств, ко-торые никогда не входили в
традиционный стереотип маскулинности,- чуткостью, внимательностью,
отзывчивостью и т.д. Их недостаток болезненно сказывается на психике и
здоровье мужчин. Равняясь на систему ценностей, принятых в обществе
сверстников, мальчики-подростки старательно искореняют в себе эти якобы
«женские» качества, а став взрослыми, обнаруживают, что не в состоянии
выразить волнующие их переживания. Броня, которой подросток окружил себя
в порядке самозащиты, превращается в тюрьму, из которой взрослый мужчина
не может освободиться. В том, что касается выражения эмоций, «настоящий
мужчина» напоминает порой собаку из поговорки: все понимает, а сказать
не может. По уровню душевного самораскрытия мужчины существенно уступают
женщинам, и это остро проявляется в семье и отношениях с детьми. Поэтому,
вовлекая отцов в дело Воспитания, школа должна одновременно оказывать им
необходимую психологическую помощь.
Учителя и учащиеся
Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится.
Ксенофонт. Воспоминания о Сократе.
Те же трудности, что и родители, переживают учителя. Как уже говорилось,
работа учителя по сравнению с патриархальным прошлым заметно усложнилась,
причем особенно трудно иметь дело со старшеклассниками. И не потому, что
ребята или учителя стали хуже, а потому, что предъявляемые к тем и
другим требования стали более противоречивыми.
Статус современного старшеклассника в школе неоднозначен. С одной
стороны, положение старшего накладывает на юношу дополнительную
ответственность, перед ним ставятся более сложные задачи, с него больше
спрашивают. С другой стороны, по своим правам он целиком зависит от
учителей и школьной администрации. Он обязан беспрекословно выполнять
все требования учителей, не имеет права критиковать их, ученические
организации функционируют под контролем и руководством классного
руководителя и школьной администрации, и это руководство часто
перерастает в мелочную опеку.
Внутренняя позиция старшеклассника по отношению к школе складывается из
его отношения к школе как к учреждению, к процессу обучения и знаниям, к
учителям, к соученикам. Младший школьник и даже подросток еще не
различают этих моментов, они просто «любят» или «не любят» школу.
Установки старшеклассника гораздо более дифференцированный. Его
отношение к школе в целом характеризуется растущей сознательностью и
одновременно постепенным «вырастанием» из школы.
Учение - ведущая деятельность старшеклассника. Но мотивы учения с
возрастом меняются. По данным Л. И. Божович, Н. Г. Морозовой и Л. С.
Славиной (1951), относящимся к послевоенным годам, в I-II классах
ребенок еще не осознает самого содержания учебы и ориентируется главным
образом на отметку, за которой для него стоит определенное отношение
учителя. В III-VII классах учение становится прежде всего средством
завоевать престиж у сверстников, заслужить репутацию хорошего ученика.
Для старшеклассника все это уже менее существенно. Учеба, приобретение
знаний становится теперь прежде всего средством подготовки к будущей
деятельности. Но далеко не у всех.
У девятиклассников, опрошенных в 1983-1985 гг. сотрудниками Института
общей и педагогической психологии АПН СССР, иерархия мотивов учения
выглядит следующим образом (процент опрошенных, упомянувших данный мотив
при ответе на вопросы типа «Для чего человек учится?» и «Что вас
заставляет учиться?»):
получить образование - 50%
приносить пользу - 40%
самосовершенствование - 27%
будущая профессия - 26%
интерес к учению - 22%
дальнейшая учеба - 12%
требование родителей - 2%
В этих ответах отражаются некоторые реальные тенденции, в частности
слабая связь между ценностями образования и овладением будущей
профессией.
Однако в целом эти данные вызывают у меня сугубое недоверие. Для многих
старшеклассников понятия «учиться» и «учиться в школе» не только
различны, но даже противоположны. Вот как выглядели ответы некоторых
учеников X класса очень неплохой подмосковной школы на вопрос: «Какую
пользу приносит тебе посещение школы?» (ответы собраны В. Г. Богиным,
учителем этой школы).
Никакой.
Никакой. Может, потом свои знания я смогу применить где-нибудь, но
сейчас вся учеба мне кажется бесполезной.
Никакой. В институт я готовлюсь самостоятельно...
Никакой пользы, только вред. Те отметки знаний при отсутствии системы я
не считаю за пользу, а морально в школе меня превратили в развалину.
Посещение сегодняшней школы мне не только пользы не приносит, а вредит.
Столько времени теряем совершенно зря!
Мне, в данном столетии, посещение школы никакой пользы не приносит,
пустая трата времени.
Школу я посещаю только потому, что так надо! Учиться стараюсь только
тому, что мне пригодится...
Она дает мне во много раз меньше, чем я смог бы от нее получить.
Посещение школы мне не приносит пользу, на уроках я мало чего усваиваю
полезного. Польза - общение с классом, с народом.
Наверное, какую-то пользу и приносит, но я ее не замечаю.
Великую радость человеческого общения и отдых от родителей...
Школа не дает мне замкнуться в узком круге моих занятий, но я с такой же
охотой и не посещал бы ее. Еще школа помогла мне стать похожим на
человека.
Очень мало - только по литературе (в классе хороший литератор.- В. Б.),
а так - только вред!
Общение с людьми, с друзьями, со сверстниками, наконец. Считаю, что
получаю пользу от уроков литературы. Все остальное могла бы освоить сама.
Никакую. Только встречи с учителем литературы меня радуют.
Какую может приносить пользу сон на уроках?
Кроме того, что убил время, мало пользы.
Радость общения с одноклассниками, чувство собственного бессилия в
борьбе (слишком сильно сказано) с тупостью.
Вижу друзей и подруг. // Приносит самые минимальные знания, общение с
людьми приносит большую пользу.
Многие учащиеся на вопрос «Зачем ты учишься в школе?» отвечают: «Потому
что больше некуда деваться» или «Потому что без аттестата меня не примут
в институт».
Если верить ведомственным социально-педагогическим данным, подавляющее
большинство детей любят свою школу, причем в старших классах
привязанность к ней усиливается. Только 8 процентов опрошенных
психологами АПН девятиклассников выразили критическое отношение к школе
(среди шестиклассников его проявили 25,6 процента). Лично я отношусь к
этим данным скептически. Старшеклассники хорошо знают, чего от них хотят,
и отвечают соответственно. Особенно ненадежны в этом смысле результаты
массовых опросов, проводимых самими учителями. Их анонимность зачастую
фиктивная, а ученые-педагоги с упоением цитируют стандартные восторги
учащихся в адрес школы.
На самом деле, как было показано Л. И. Божович, «любовь к школе»
обозначает и любовь к учебе, и привязанность к сверстникам, и любовь к
учителям. Младшие подростки еще склонны рассматривать и описывать школу
как свою естественную жизненную среду, «дом», в котором сосредоточены их
основные переживания. «Школа,- говорит ученик VI класса,- это дом, где
мы учимся, где учителя, которых мы любим или не любим, где интересно,
иногда и скучно, но школа - это школа!» Старшеклассники видят школу
более функционально, как «учебное заведение, где дают знания и
воспитывают из нас культурных людей» (Божович Л. И. Личность и ее
формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968.- С. 375).
Круг интересов и общения старшеклассника все больше выходит за пределы
школы, делая ее только частью, хотя и важной частью, его жизненного мира.
В средних классах школьников, главные интересы и общение которых
сосредоточены вне школы, сравнительно немного, и такие факты обычно
воспринимаются как тревожный сигнал. В IX-X классах это уже
статистически нормальное явление. Школьная жизнь рассматривается как
временная, имеющая ограниченную ценность. Хотя старшеклассник еще
принадлежит школе, референтные группы, с которыми он мысленно соотносит
свое поведение, все чаще находятся вне ее.
В хорошей школе, педагогический коллектив которой опирается на
самодеятельность учащихся, поощряя и развивая их общественную активность
и инициативу, внешкольные интересы свободно вливаются в школьные и
обогащают школьную жизнь. Там, где этого нет, мотив разграничения и
противопоставления школы и «настоящей», «взрослой» жизни звучит очень
сильно. «Каким бы умным и зрелым ты ни был сам по себе,- пишет юноша,-
пока ты еще учишься в школе, к тебе относятся как к ребенку не только
родители (для них это, наверно, естественно), но и все окружающие тебя
люди».
«Нам уже 16,- вторит ему десятиклассница,- и на табличку у касс
кинотеатров «Дети до 16 лет не допускаются» мы смотрим с насмешливой
улыбкой. Итак, у администрации кинотеатров мы получили полное признание.
А в школе? Как ни странно, в школе нас во многом считают детьми...
Однажды один из преподавателей сказал мне: «Вот кончишь школу, и тогда
тебе придется приобретать собственные мысли». Смешно!»
Значительно более сложными и дифференцированными становятся в юношеском
возрасте отношения к учителям и с учителями. Подобно родителям, учитель
имеет в сознании ребенка ряд «ипостасей», соответствующих выполняемым им
функциям:
замена родителей
власть, распоряжающаяся наказаниями и поощрениями
авторитетный источник знаний в определенной области
старший товарищ и друг
Младший школьник не различает этих функций, воспринимая учителя в целом
и оценивая его по тем же критериям, что и родителей. С возрастом
положение меняется. Старшеклассник уже не видит в учителе воплощение
отца и матери. Учительская власть также невелика, она даже меньше, чем
власть спортивного тренера, который может отстранить нерадивого ученика
от тренировок, чего учитель сделать не вправе. В образе «идеального
учителя» на первый план выходят его индивидуальные человеческие качества
- способность к пониманию, эмоциональному отклику, сердечность, т. е. в
учителе хотят видеть старшего друга. На втором месте стоит
профессиональная компетентность учителя, уровень его знаний и качество
преподавания, на третьем - умение справедливо распоряжаться властью (Т.
Н. Мальковская, 1973).
Эти качества не всегда сочетаются в одном лице. Отсюда - дифференциация
оценок учителей и самих отношений с ними. В принципе старшеклассник
готов удовлетвориться более или менее специализированными отношениями
интеллектуального порядка. Учитель, который отлично знает и преподает
свой предмет, пользуется уважением, даже если у него нет эмоциональной
близости с учениками. Вместе с тем старшекласснику очень хочется
встретить в лице учителя настоящего друга, причем уровень его требований
к такой дружбе весьма высок.
Когда ленинградских старшеклассников спрашивали (И. С. Кон и В. А.
Лосенков, 1974), насколько хорошо понимают их разные значимые лица,
школьники приписывали любимому учителю почти такой же (юноши) и даже
значительно более высокий (девушки) уровень понимания, чем отцу.
Привязанность к любимому учителю нередко имеет характер страстного
увлечения и безоглядной преданности. Но таких привязанностей не может
быть много. У большинства старшеклассников, опрошенных Т. Н. Мальковской,
тесная эмоциональная связь существует с одним-двумя учителями, причем с
возрастом эти отношения становятся все более избирательными.
Из 164 девятиклассников, обследованных В. Э. Пахальяном (1987), наличие
доверительного общения с учителями отметили только 8. Уровень ожиданий
на этот счет также низок. Хотя лишь 4,3 процента опрошенных имеют
доверительные отношения с учителями, 42,1 процента удовлетворены таким
общением и на большее не рассчитывают.
Следует отметить довольно частое расхождение между старшеклассниками и
их учителями в оценке одних и тех же психологических ситуаций. Т. Н.
Мальковская дважды, в 1968 и 1970 гг., опрашивала учителей и их учащихся,
чтобы выяснить, существует ли между ними контакт. Разница между
учительскими и ученическими ответами оказалась огромной. «Контакт есть»,-
утверждают 73 процента учителей и... только 18 процентов учеников; «частичный
контакт» отмечают 6 процентов учителей и 47 процентов учеников;
отсутствие контакта - 3 процента учителей и 28 процентов учеников.
Отчасти разрыв в оценках объясняется, вероятно, тем, что учителя и
ученики по-разному понимают слово «контакт». Учителя имеют в виду просто
нормальный психологический климат, делающий возможным
учебно-воспитательный процесс, тогда как старшеклассники мечтают об
эмоциональном тепле и психологической интимности, которые никогда не
бывают и не могут быть массовыми. И все-таки разница между учительскими
и ученическими оценками психологического климата школы разительна. И
если сознание учеников, иллюзорно в своем максимализме, ибо
предъявляемые ими требования не могут быть достигнуты, то сознание
взрослых иллюзорно в другом: они переоценивают степень своей близости к
воспитуемым, а тем самым и меру своего на них влияния.
Главное препятствие взаимопониманию учителей и учеников - абсолютизация
ролевых отношений, наивно-бюрократический «школо»- и «учебоцентризм».
Учитель, озабоченный прежде всего учебной успеваемостью, не видит за
отметками индивидуальности учащегося. Идеальный ученик в его понимании -
тот, кто «всегда готов сотрудничать с учителем, стремится к знаниям,
никогда не нарушает дисциплину на уроках». В противоположность образу
школьника, идеального во всех отношениях, существует другой: ленивого,
пассивного или непослушного школьника, враждебно настроенного к школе и
к учителю. Такой подопечный вызывает у учителя отнюдь не радужные
ожидания. Если «идеальный» учащийся утверждает учителя в его роли,
делает его работу приятной и соответственно оказывает позитивное
воздействие на его Я-концепцию, то «плохой» учащийся, напротив, служит
источником отрицательных эмоций. Соответственно учителя считают таких
детей безразличными, агрессивными, неадаптивными и даже видят в них
потенциальных правонарушителей. «Такая обратная связь нередко
срабатывает как самореализующееся пророчество» (Берне Р. Развитие Я-концепции
и воспитание.- М.: Просвещение, 1986.- С. 276).
Чтобы преодолевать стереотипы собственного мышления, учитель должен
знать специфические опасности и вредности своей профессии. Американский
социолог У. Уоллер в работе «Что учение делает с учителем» (1932) описал
некоторые из этих вредностей. Многих учителей и вне школы отличает
назойливо-дидактическая, поучающая манера держать себя. Привычка
упрощать сложные вещи, чтобы сделать их доступными детям, способствует
развитию негибкого, прямолинейного мышления, вырабатывает склонность
видеть мир в упрощенном, черно-белом варианте, а привычка постоянно
держать себя в руках затрудняет эмоциональное самовыражение.
Положение учителя - это постоянный искус, испытание властью. Дело не
только в субъективизме и личной предвзятости в оценках и отношении к
учащимся. В бюрократически организованной системе образования учитель
является прежде всего государственным служащим, чиновником. Его главная
задача - не допускать каких-либо происшествий и отклонений от официально
принятых мнений. В интересах собственного самосохранения учитель
вынужден подавлять самостоятельность учеников, требуя, чтобы они
говорили не то, что думают, а то, что положено. Причем ему очень легко
убедить себя в том, что он действует так в интересах самих ребят,
страхуя их от будущих неприятностей. Для подавления самостоятельной
мысли используются и отметки, и характеристики, и манипулирование
мнением соучеников, и давление на родителей. Нужно прямо сказать, что
наша школа много лет была и остается самым эффективным инструментом
воспитания конформизма, приспособленчества и двоемыслия. Перестройка
общества невозможна без радикальной перестройки школы и самого
учительского мышления в духе личностного подхода к воспитанию.
Личностный подход - не просто учет индивидуальных особенностей учащихся,
отличающих их друг от друга. Это последовательное, всегда и во всем,
отношение к ученику как к личности, как к ответственному и
самосознательному субъекту деятельности.
К. Д. Ушинский писал, что «в огне, оживляющем юность, отливается
характер человека. Вот почему не следует ни тушить этого огня, ни
бояться его, ни смотреть на него как на нечто опасное для общества, не
стеснять его свободного горения, и только заботиться о том, чтобы
материал, который в это время вливается в душу юности, был хорошего
качества» (Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч.-
М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1952.- Т. 8- С. 442).
Юношеский возраст - не фаза «подготовки к жизни», а чрезвычайно важный,
обладающий самостоятельной, абсолютной ценностью этап жизненного пути.
Будут ли юношеские годы счастливыми и творческими или же останутся в
памяти сегодняшнего школьника как заполненные мелкими конфликтами,
унылой зубрежкой и скукой,- во многом зависит от атмосферы, царящей в
школе, от его собственных отношений с учителями.
Юношеская личность всегда противоречива и изменчива. Самая
распространенная и типичная ошибка учителей - неумение разглядеть
глубинные свойства, ядро личности старшеклассника, оценка его по
каким-то усредненным, формальным и внешним показателям, таким, как
внешняя дисциплинированность и учебная успеваемость. Спору нет - и то и
другое существенно. Но самый легкий, послушный и покладистый ребенок не
всегда самый искренний или самый инициативный. Так же мало говорит о
характере юноши его успеваемость.
Т. Н. Мальковская исследовала интересы и стиль жизни «троечников» одного
класса, ребят, которых учителя (но не одноклассники) дружно считали
посредственными. Все эти юноши и девушки, без единого исключения,
оказались довольно яркими индивидуальностями, каждая со своим
своеобразным кругом интересов и увлечений, которые, однако, не
вписывались в школьную программу и почти не проявлялись в классе.
Разумеется, это не общее правило. Закона обратной пропорциональности
школьной успеваемости и развития индивидуальности не существует. Но нет
и противоположного правила! Не увидев в ученике чего-то ценного и
интересного, свойственного только ему, учитель, в сущности, не может его
воспитывать. У педагога нет точки опоры для человеческого контакта с ним.
Психологические последствия школьных конфликтов иногда весьма серьезны.
Ленинградский ученый-педагог Т. В. Шадрина, изучив отношение к
образованию 2538 молодых рабочих, не окончивших средней школы, нашла,
что это отношение в очень высокой степени зависит от прошлого учебного
опыта личности и ее отношений со школьными учителями. Преодолеть прошлый
отрицательный опыт очень трудно. Поэтому критические замечания
старшеклассников в адрес школы требуют самого серьезного к себе
отношения.
Воспитателя часто сравнивают со скульптором. Но человеческое дитя - не
глина, из которой можно вылепить все что угодно, и даже не мрамор,
противопоставляющий усилиям мастера неподатливость камня. Педагога можно
скорее сравнить со скульптором по дереву, вроде Коненкова или Эрьзя,
осуществляющим свой творческий замысел не вопреки материалу, а выявляя
его собственные возможности. Увидеть в сучковатой ветке голову старика
или бегущего оленя и своим усилием реализовать, объективировать этот
образ - вот задача мастера.
Такова же и задача воспитателя, требующая не только настойчивости, но и
душевной широты и ясного осознания границ своих возможностей перед лицом
индивидуальности другого человека, пусть даже совсем юного и доверенного
тебе в качестве воспитанника. Для воспитателя нет ничего опаснее
высокомерия и иллюзии собственного всемогущества. Старшеклассник вовсе
не tabula rasa, на которой можно начертать все что угодно.
Подобно тому как художественный образ, плод фантазии великого писателя,
в какой-то момент вдруг отделяется от своего творца и начинает жить по
собственной внутренней логике, заставляя автора приспосабливаться к себе,
взрослеющий ребенок, обретая собственную жизнь, оказывается непохожим на
задуманную модель. Учитель, видящий в ученике только объект или продукт
своей деятельности, нередко усматривает в этом «измену» или
свидетельство своего педагогического бессилия. Но чем взрослее ребенок,
тем больше в нем своей собственной, независимой от старших
действительности и тем в большей степени воспитание становится
самовоспитанием.
В старших классах отношения учителя с учениками могут строиться только
на основе взаимопонимания и уважения друг к другу, прежние формы
взаимоотношений лишь затрудняют налаживание контакта, вызывая у учащихся
отчуждение от учителя и негативизм.
«Для ребят идея не отделена от личности. То, что говорит любимый учитель,
воспринимается совершенно по-другому, чем то, что говорит презираемый
ими, чуждый им человек» (Крупская Н. К. Воспитательная роль учителя //
Пед. соч.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957.- Т. 3.- С. 265-266),- писала Н.
К. Крупская. Но любимым учителем может быть только учитель любящий.
В последние годы практическая педагогика получила (и еще получит) в свое
распоряжение целый ряд новых методов объективного изучения личности и
межличностных отношений. Но как никакая совокупность анализов, рентгено-
и кардиограмм не заменяет врачебной интуиции и чуткости, так и для
учителя любые объективные данные о школьнике (будь то табель
успеваемости, медицинская карта, данные социометрии о положении ученика
в классе или результаты психологического тестирования) - только
вспомогательный материал для установления подлинно человеческого
контакта с учеником.
Искусству душевного контакта нельзя научиться по учебнику или свести его
к какой-то сумме правил. Его важнейшая предпосылка - чуткость и душевная
открытость самого воспитателя, его готовность понять и принять нечто
новое и непривычное, увидеть другого как себя и себя как другого.
Отношения между учителем и учеником никогда не бывают и не могут быть
абсолютно равными - сказываются и возрастные различия, и неодинаковость
жизненного опыта, и асимметричность социальных ролей. Учитель,
нарушающий эти незримые границы, не только ставит себя в ложное
положение, но и обманывает ожидания ученика, жаждущего найти в нем не
сверстника, а именно старшего друга и наставника. Но в одном отражении
равенство между ними обязательно - в степени искренности, и эта
искренность вознаграждается сторицей. Раскрываясь навстречу ученику и
получая доступ в его внутренний мир, учитель тем самым раздвигает
границы и обогащает содержание собственного «Я».
В этом взаимодействии личностей индивидуальность учителя не менее
существенна, чем индивидуальность ученика. Как писал в свое время К. Д.
Ушинский, «в воспитании все должно основываться на личности воспитателя,
потому что воспитательная сила изливается только из живого источника
человеческой личности» (Ушинский К. Д. Три элемента школы // Собр. соч.-
М.: Изд-во АПН РСФСР 1948.-Т. 2.- С. 63). Этот принцип остается
незыблемой основой прогрессивной педагогики, будь то А. С. Макаренко, Я.
Корчак, С. Т. Шацкий или В. А. Сухомлинский.
Борьба против бюрократизации школы и других педагогических институтов
под лозунгом педагогики сотрудничества - это борьба за индивидуальность
не только ученика, но и учителя, который в не меньшей мере задавлен этой
бюрократизацией.
Содержание
Индекс
www.pseudology.org
|
|